ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1049/2022 от 11.02.2022 Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 февраля 2022 года адрес

Октябрьский районный суд адрес в составе:

председательствующего судьи Лазарева Р.Н.,

при секретаре судебного заседания ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №...а-1049/2022 по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по адрес к Самарскому Региональному Общественному Благотворительному Фонду "Культурное наследие" о ликвидации и исключении из ЕГРЮЛ,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что дата в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером №... внесена запись о создании Самарского Регионального Общественного Благотворительного Фонда "Культурное наследие" (далее по тексту – Организация). На основании распоряжения и.о. начальника Управления Министерства юстиции РФ по адрес от 19.05.2021г. №...-р в отношении Организации проводилась документарная внеплановая проверка без выезда по адресу местонахождения и (или) осуществления деятельности Организации. По результатам проверки выявлены нарушения: устав не содержит порядка выступления вице-президетна от имени Организации, перечень видов деятельности Организации не является исчерпывающим, что противоречит законодательству, устав Организации не содержит сведений о порядке назначения должностных лиц Организации и их освобождения, исходя из положений пунктов 4.3 и 4.6 Устава Организации, решения по данным вопросам принимаются Общим собранием участников простым большинством голосов, что противоречит законодательству,, таким образом Устав Организации противоречит законодательству. 21.05.2021г. в адрес Организации направлено уведомление, а также распоряжение о проведении документарной плановой проверки, о предоставлении документов за период с 01.06.2018г. по 01.06.2021г. Однако за 2018-2020 гг. данная информация о деятельности Организации в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по адрес не представлялась. дата в отношении Организации в связи с не предоставлением в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по адрес отчетности, было вынесено предупреждение о нарушении действующего законодательства. Нарушения Организацией не были устранены. На основании изложенного, административный истец просил суд ликвидировать и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц Самарский Региональный Общественный Благотворительный Фонд "Культурное наследие", запись о создании которого внесена в ЕГРЮЛ дата за основным государственным регистрационным номером 1066300011942.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от дата N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.

Представитель административного истца Управления Министерства юстиции РФ по адрес в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом по почте, причин уважительности неявки суду не представил.

Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, изучив материалы дела, полагает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены статьей 32 Федерального закона от дата N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что организация может быть ликвидирована по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от дата N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от дата N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 705.

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

Статьей 29 Федерального закона от дата N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" предусмотрено, что общественные объединения обязаны: ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 1 и 2).Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц (часть 4).

Из материалов дела следует, что дата в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1066300011942 внесена запись о создании Самарского Регионального Общественного Благотворительного Фонда "Культурное наследие".

На основании распоряжения и.о. начальника Управления Министерства юстиции РФ по адрес от 19.05.2021г. №...-р в отношении Организации проводилась документарная внеплановая проверка без выезда по адресу местонахождения и (или) осуществления деятельности Организации.

По результатам проверки выявлены нарушения: устав не содержит порядка выступления вице-президетна от имени Организации, перечень видов деятельности Организации не является исчерпывающим, что противоречит законодательству, устав фонда не содержит сведений о порядке назначения должностных лиц Организации и их освобождения, исходя из положений пунктов 4.3 и 4.6 Устава Организации, решения по данным вопросам принимаются Общим собранием участников простым большинством голосов, что противоречит законодательству, таким образом Устав Организации противоречит законодательству.

21.05.2021г. в адрес Организации направлено уведомление, а также распоряжение о проведении документарной плановой проверки, о предоставлении документов за период с 01.06.2018г. по 01.06.2021г.

Однако за 2018-2020 гг. данная информация о деятельности Организации в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по адрес не представлялась.

В соответствии с пп. 5 п. 5 статьи 32 Федерального закона от дата № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеет право в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.

В ходе осуществления контрольных функций за деятельностью организации установлено, что отчетность данной организацией с 2018 г. в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по адрес не представлялась.

Данные, свидетельствующие об уважительности причин не предоставления требуемой информации в течение длительного периода, материалы дела не содержат.

За указанные нарушения законодательства Российской Федерации на основании статьи 38 Федерального закона "Об общественных объединениях" в адрес организации выносилось предупреждение от дата, согласно которому административному ответчику предлагалось в срок до дата представить информацию о продолжении деятельности Организации в соответствии с требованиями законодательства. Однако данные сведения Организацией в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по адрес не были представлены.

дата было вынесено повторное предупреждение, согласно которому административному ответчику предлагалось в срок до дата представить информацию о продолжении деятельности Организации в соответствии с требованиями законодательства.

Из материалов дела следует, что требования, указанные административным истцом в предупреждении, административным ответчиком не выполнены.

Указанное предупреждение не оспорено, незаконным не признано.

В судебное заседание административный ответчик не явился, и доказательств обратного суду не предоставил, равно как и сведений, подтверждающих уважительность причин не предоставления требуемой информации в течение длительного периода, материалы дела не содержат.

Суд истребовал у административного ответчика сведения о предоставлении им информации о своей деятельности, однако указанные сведения предоставлены не были.

Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", исходя из правовых оснований для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, если такое объединение граждан предприняло все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, и выявленные нарушения устранены до принятия судебного решения, суд с учетом указанных обстоятельств может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска (пункт 30).

Установлено, что каких-либо обстоятельств, объективно препятствовавших устранению выявленных нарушений в течение срока, предоставленного Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по адрес для их устранения, не имелось.

Как усматривается из материалов дела, после направления предупреждения о нарушении действующего законодательства меры, направленные на устранение выявленных нарушений, руководителем организации не принимались, отчет о деятельности организации в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по адрес в установленный срок представлен не был.

Согласно п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от датаг. N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 18 Федерального закона от датаг. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Таким образом, учитывая допущенные административным ответчиком нарушения требований закона, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для признания общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

При этом, признание общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица с исключением ее из единого государственного реестра юридических лиц не лишает данную организацию возможности вновь приобрести статус юридического лица.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 263-265 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск Управления Министерства юстиции РФ по адрес, - удовлетворить.

Ликвидировать и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц Самарский Региональный Общественный Благотворительный Фонд "Культурное наследие", запись о создании которого внесена в ЕГРЮЛ дата за основным государственным регистрационным номером №...

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд адрес в течение одного месяца со дня принятия в окончательном виде.

В окончательной форме решение суда принято дата.

Судья /подпись/ Р.Н. Лазарев

КОПИЯ ВЕРНА:

Судья –

Секретарь –