ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-104/18 от 05.06.2018 Анадырского районного суда (Чукотский автономный округ)

Дело №2а-104/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

05 июня 2018 года пгт. Беринговский

Анадырский районный суд Чукотского автономного округа в составе

председательствующего судьи Шавровой Н.Е., с участием:

старшего помощника Анадырского межрайонного прокурора Галушкина Ю.И.,

представителя административного ответчика – ФИО1, действующей на основании доверенности №11 от 22.01.2018,

при секретаре Кергинайнау В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Анадырского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц о признании бездействия Администрации городского поселения Беринговский Анадырского муниципального района незаконным, возложении обязанности совершить определённые действия,

установил:

Анадырский межрайонный прокурор обратился в суд с иском, указанным во вводной части решения. Свои требования обосновывает тем, что в ходе проведения проверки исполнения требований федерального законодательства о размещении информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства установлено, что в нарушение Федерального закона от 21.07.2014 №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» и приказа Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.02.2016 №74/114/пр «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в ГИС ЖКХ» Администрацией городского поселения Беринговский на сайте ГИС ЖКХ не размещена информация, подлежащая размещению в системе органами местного самоуправления. Указывает, что в результате непринятия административным ответчиком мер по размещению соответствующей информации в ГИС ЖКХ нарушены требования федерального законодательства в рассматриваемой сфере правоотношений, нарушаются принципы открытости, прозрачности и общедоступности информации, содержащейся в указанной системе, а также полноты, достоверности, актуальности информации и своевременности её размещения в системе, при этом нарушаются конституционные права и законные интересы неопределенного круга лиц на получение достоверной и объективной информации о жилищно-коммунальном хозяйстве.

Просит суд признать бездействие Администрации городского поселения Беринговский, выразившееся в неразмещении информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, незаконным; обязать Администрацию городского поселения Беринговский в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте ГИС ЖКХ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» актуальную информацию, предусмотренную пунктами 6, 7.1.1,. 7.1.3, 9.1.1, 9.1.2., 11.2, 11.3, 11.4 Раздела 6 приложения к приказу от 29.02.2016 №74/114/пр, а именно:

- информацию о подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации, содержащуюся в программе проведения проверки готовности к отопительному периоду 2017-2018 гг., утвержденную постановлением Администрации городского поселения Беринговский от 21.08.2017 №73;

- ОГРН регионального оператора капитального ремонта;

- решение органа местного самоуправления о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов – постановление Администрации городского поселения Беринговский от 02.02.2015 №5 «О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, в которых собственники помещений не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и(или) выбранный способ не был реализован;

- код ОКТМО городского поселения Беринговский, на территории которого расположены многоквартирные дома;

- о кадастровых номерах жилых домов, расположенных в городском поселении Беринговский;

- муниципальный правовой акт, которым утвержден размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма – постановление Администрации городского поселения Беринговский от 18.07.2017 №67 «Об утверждении цен для определения платы за жилое помещение в городском поселении Беринговский», в котором содержатся сведения: о дате, с которой подлежит применению размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; о дате, с которой прекращается применение размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Администрация городского поселения Беринговский в своём отзыве, поступившем в суд 23.05.2018, указывает, что информация, перечисленная прокурором в исковом заявлении, в распоряжении Администрации имеется, не была размещена в системе ГИС ЖКХ, в связи с отсутствием электронно-цифровой подписи. Выражает своё согласие с доводами Анадырской межрайонной прокуратуры и просит предоставить трехмесячный срок на размещение вышеперечисленной информации в системе ГИС ЖКХ.

В судебном заседании старший помощник прокурора административный иск поддержал, по основаниям, изложенным в нём.

Представитель Администрации городского поселения Беринговский административные исковые требования Анадырского межрайонного прокурора признала полностью.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Целью обращения в суд прокурора с данным иском явилась защита прав граждан неопределённого круга лиц для обеспечения их конституционных прав на получение достоверной и объективной информации о жилищно-коммунальном хозяйстве.

Исходя из изложенного, суд полагает, что Анадырский межрайонный прокурор имеет право обращения в суд с указанным иском.

В соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом.

Отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, её предоставлении, размещении и распространении, регулируются Федеральным законом от 21.07.2014 №290-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее Федеральный закон от 21.07.2014 №209-ФЗ).

Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2014 №209-ФЗ определено, что целью настоящего закона является создание правовых и организационных основ для обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве.

Пунктами 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2014 №209-ФЗ установлено, что в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства – единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством; субъекты, размещающие информацию в системе, в том числе органы местного самоуправления, обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 №209-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, устанавливает, в том числе порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации, обязательное размещение которой предусмотрено настоящим Федеральным законом, в системе.

Из статьи 5 Федерального закона от 21.07.2014 №209-ФЗ следует, что система должна обеспечивать возможность: сбора, хранения, обработки и анализа информации, доступа к информации, содержащейся в системе, предоставления такой информации в электронной форме, взаимодействия иных информационных систем с системой посредством использования единых форматов, получения и использования достоверной и актуальной информации, осуществления контроля достоверности, полноты и своевременности размещения информации в системе, взаимодействия оператора системы, поставщиков информации и пользователей информации, модернизации системы.

Согласно частям 1, 3 статьи 8 Федерального закона от 21.07.2014 №209-ФЗ поставщики информации размещают в системе информацию, предусмотренную настоящим Федеральным законом, обеспечивают полноту, достоверность, актуальность информации и своевременность её размещения в системе.

В соответствии с частью 16 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 №209-ФЗ органы местного самоуправления размещают в системе: информацию о наделенных полномочиями на размещение информации в системе должностных лицах органов местного самоуправления, в том числе органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального жилищного контроля; информацию, предусмотренную пунктами 6, 7, 9, 11, 13, 14, 28, 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона; информацию о способе управления многоквартирным домом, а также информацию, предусмотренную пунктом 30 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований), в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления многоквартирным домом; информацию о способе формирования фонда капитального ремонта в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный Жилищным кодексом Российской Федерации, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта в отношении такого дома или выбранный способ не был реализован, с указанием реквизитов соответствующего решения органа местного самоуправления.

Состав, сроки и периодичность размещения поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства утверждены приказом Минкомсвязи России №74, Минстроя России №114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Согласно части 4 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2014 №209-ФЗ, с 01.07.2017 поставщики информации обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную настоящим Федеральным законом, за исключением поставщиков информации, осуществляющих деятельность на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, и поставщиков информации - федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, органов государственного жилищного надзора в части размещения информации, предусмотренной ст.195 ЖК РФ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (за исключением субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт- Петербурга, Севастополя), лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, в части размещения информации, предусмотренной ст.198 ЖК РФ, для которых законодательством Российской Федерации установлен более ранний срок размещения информации в системе.

Приказом Минкомсвязи России №504, Минстроя России №934/пр от 30.12.2014 «Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», изданным в соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 №209-ФЗ, определен адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.dom.gosuslugi.ru (ГИС ЖКХ).

Таким образом, законодателем определены адрес официального сайта в сети «Интернет», порядок, сроки и содержание информации, подлежащей размещению в ГИС ЖКХ, необходимой для обеспечения конституционных прав граждан на получение достоверной и объективной информации о жилищно-коммунальном хозяйстве.

Согласно статье 45 Устава городского поселения Беринговский принятого решением Совета депутатов городского поселения Беринговский от 05.04.2010 №26 Администрация городского поселения Беринговский Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, обладает правами юридического лица, действует в организационно-правовой форме муниципального учреждения, имеет обособленное имущество, приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права и обязанности от имени муниципального образования и от своего имени, в качестве учреждения, может быть истцом, ответчиком в судах, имеет гербовую печать, штамп, бланки в соответствии с соответствующей символикой, расчётный и иные счета в банках.

Компетенция Администрации городского поселения Беринговский определена в статье 47 Устава.

Таким образом, размещение информации в ГИС ЖКХ в силу закона возлагается на Администрацию городского поселения Беринговский как на орган местного самоуправления и необходимо для обеспечения конституционных прав граждан на получение достоверной и объективной информации о жилищно-коммунальном хозяйстве.

Во исполнение поручения прокуратуры Чукотского автономного округа от 31.01.2018 Анадырской межрайонной прокуратурой проведена проверка, в результате которой установлено, что в нарушение вышеперечисленных требований законодательства Администрацией городского поселения Беринговский не размещена информация, предусмотренная пунктами 6, 7.1.1, 7.1.3, 9.1.1, 9.1.2, 11.2, 11.3, 11.4 Раздела 6 Приказа Минкомсвязи России №74, Минстроя России №114/пр от 29.02.2016.

Согласно перечисленным выше пунктам приказа, в системе ГИС ЖКХ должна быть размещена следующая информация:

- информация о подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации;

- ОГРН регионального оператора капитального ремонта. Сроки и периодичность размещения информации: не позднее 7 дней со дня принятия решения;

- решение органа местного самоуправления о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома - формирование фонда на счете регионального оператора капитального ремонта. Сроки и периодичность размещения информации: не позднее 7 дней со дня принятия решения;

- адрес жилого дома, код ОКТМО муниципального образования, на территории которого расположен многоквартирный дом. Сроки и периодичность размещения информации: не позднее 15 дней со дня ввода жилого дома в эксплуатацию либо со дня произошедших изменений;

- кадастровый номер жилого дома (путем выбора его из информации, содержащейся в системе) либо информация об отсутствии у жилого дома кадастрового номера в случае, если такой номер не присвоен. Сроки и периодичность размещения информации: не позднее 15 дней со дня ввода жилого дома в эксплуатацию либо со дня произошедших изменений;

- муниципальные правовые акты, которыми утверждены (изменены) размеры платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Сроки и периодичность размещения информации: не позднее 15 дней со дня официального опубликования муниципального правового акта;

- дата, с которой подлежит применению размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Сроки и периодичность размещения информации: не позднее 15 дней со дня официального опубликования муниципального правового акта;

- дата, с которой прекращается применение размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Сроки и периодичность размещения информации: не позднее 15 дней со дня официального опубликования муниципального правового акта.

Судом установлено, что перечисленная информация в распоряжении Администрации городского поселения Беринговский имеется.

Так, постановлением Администрации городского поселения Беринговский №5 от 02.02.2015 утвержден перечень многоквартирных домов, расположенных на территории городского поселения Беринговский, в которых собственники помещений не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и(или) выбранный способ не был реализован в срок, установленный Законом Чукотского автономного округа от 21.10.2013 №108-ФЗ, установлен способ формирования фонда капитального ремонта для указанных многоквартирных домов.

Постановлением Администрации городского поселения Беринговский №67 от 18.07.2017 установлены цены для определения размера платы за жилое помещение в городском поселении Беринговский.

Постановлением Администрации городского поселения Беринговский №73 от 21.08.2017 утверждена программа проведения проверки готовности к отопительному периоду 2017-2018 годов.

Согласно пояснениям представителя административного ответчика, указанная информация не размещена в системе ГИС ЖКХ по настоящее время ввиду отсутствия электронно-цифровой подписи, за получением которой Администрация обратилась в компетентные органы в мае 2018 года.

Таким образом, в результате непринятия Администрацией городского поселения Беринговский мер по размещению соответствующей информации в системе ГИС ЖКХ нарушены требования федерального законодательства в рассматриваемой сфере правоотношений, нарушаются принципы открытости, прозрачности и общедоступности неопределенному кругу лиц информации, содержащейся в указанной системе, а также полноты, достоверности, актуальности информации и своевременности её размещения в системе, закрепленные в статье 4 Федерального закона от 21.07.2014 №209-ФЗ, при этом нарушаются конституционные права и законные интересы неопределенного круга лиц на получение достоверной и объективной информации о жилищно-коммунальном хозяйстве.

На основании изложенного, суд полагает возможным признать незаконным бездействие Администрации городского поселения Беринговский, выразившееся в неразмещении информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

С учётом требований пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным обязать Администрацию городского поселения Беринговский в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу разместить на официальном сайте ГИС ЖКХ www.dom.gosuslugi.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» актуальную информацию, предусмотренную пунктами 6, 7.1.1, 7.1.3, 9.1.1, 9.1.2, 11.2, 11.3, 11.4 Раздела 6 приложения к Приказу Минкомсвязи России №74, Минстроя России №114/пр от 29.02.2016. Данный срок суд полагает соответствующим принципам разумности и достаточности для устранения указанных нарушений.

Учитывая, что административному ответчику установлен срок для устранения допущенных нарушений три месяца со дня вступления решения в законную силу, суд на основании пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает необходимым обязать административного ответчика Администрацию городского поселения Беринговский сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и Анадырскому межрайонному прокурору в течение одного месяца со дня истечения срока исполнения решения суда.

В силу пункта 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец и административный ответчик от уплаты государственной пошлины освобождены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск Анадырского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц о признании бездействия Администрации городского поселения Беринговский Анадырского муниципального района незаконным, возложении обязанности совершить определённые действия, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации городского поселения Беринговский, выразившееся в неразмещении информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Обязать Администрацию городского поселения Беринговский в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения в законную силу разместить на официальном сайте ГИС ЖКХ www.dom.gosuslugi.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» актуальную информацию, предусмотренную разделом 6 приложения к Приказу Минкомсвязи России №74, Минстроя России №114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», а именно:

- информацию о подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации, содержащуюся в программе проведения проверки готовности к отопительному периоду 2017-2018 гг., утвержденную постановлением Администрации городского поселения Беринговский от 21.08.2017 №73;

- ОГРН регионального оператора капитального ремонта;

- постановление Администрации городского поселения Беринговский от 02.02.2015 №5 «О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, в которых собственники помещений не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и(или) выбранный способ не был реализован;

- код ОКТМО городского поселения Беринговский, на территории которого расположены многоквартирные дома;

- о кадастровых номерах жилых домов, расположенных в городском поселении Беринговский;

- постановление Администрации городского поселения Беринговский от 18.07.2017 №67 «Об утверждении цен для определения платы за жилое помещение в городском поселении Беринговский».

Обязать Администрацию городского поселения Беринговский сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и Анадырскому межрайонному прокурору в течение одного месяца со дня истечения срока исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано либо на него может быть принесено апелляционное представление в суд Чукотского автономного округа через Постоянное судебное присутствие Анадырского районного суда в поселке городского типа Беринговский Чукотского автономного округа в течение месяца со дня принятия решения.

Председательствующий Н.Е. Шаврова