РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Балтийск 26 февраля 2019 года
Судья Балтийского городского суда Смыкова Г.А.,
при секретаре Башаевой Г.Р.,
рассмотрев административное дело по иску ФИО2 к Администрации муниципального образования городское поселение «Город Балтийск», администрации муниципального образования «Балтийский городской округ» о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги «Оформление и выдача разрешения на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства», об обязании предоставить указанную муниципальную услугу,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2, в лице своего представителя ФИО3, действующего на основании доверенности, обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования городское поселение «Город Балтийск» с требованием о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги «Оформление и выдача разрешения на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства» от 18.05.2018 «…» , а также обязании выдать указанное разрешение.
Иск мотивирован тем, что семья М-ных на праве общей долевой собственности является собственником жилого дома, расположенного по адресу: «…» . Также ФИО2 и членам ее семьи на праве собственности принадлежит земельный участок (кадастровый номер №), распложенный по этому же адресу.
На обращение от 14.05.2018 в администрацию муниципального образования городское поселение «Город Балтийск» о разрешении перепланировки – реконструкции индивидуального жилого дома, М-ны получили отказ в предоставлении муниципальной услуги «Оформление и выдача разрешения на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства» по тем основаниям, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городское в функциональной зоне, где расположен земельный участок истца, размещение объектов нежилого назначения во встроенных, пристроенных и встроено-пристроенных помещениях индивидуального жилого дома не допускается.
Истец не согласен с ответом администрации, полагая, что, в соответствии с проектом на реконструкцию индивидуального жилого дома, планируется выделение отдельного помещения с отдельным входом для размещения стоматологического кабинета. При этом, поскольку конструктивная особенность самого здания меняться не будет, пристройки к дому не планируются, то, по мнению истца, отказ администрации не обоснован. Кроме того, истец полагает, что вид разрешенного использования земельного участка в зоне Ж-3 – зоне застройки индивидуальными жилыми домами допускает использование под размещение объектов амбулаторно-поликлинического использования, следовательно, подходит для деятельности стоматологического кабинета.
В судебное заседание ФИО2 не явилась, о дне слушания дела извещена. Представитель истца ФИО3 исковые требования поддержал и настаивал на их удовлетворении.
Представитель администрации муниципального образования «Балтийский городской округ», привлеченной в качестве соответчика по настоящему делу, ФИО4, полагала иск не подлежащим удовлетворению, считая, что отказ администрации муниципального образования городское поселение «Город Балтийск» в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта был дан обоснованно. Кроме того, ФИО4 указала, что в связи с положениями п. 1 ст. 9 Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», услуга по выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома органами самоуправления городских поселений с августа 2018 года не предоставляется. В этой связи истцу необходимо направить Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства по форме, утвержденной Приказом Минстроя России от 19.09.2018 № 591/пр.
Кроме того, ФИО4 указала, что из поданных истцом документов усматривается необходимость перевода жилого помещения в нежилое, однако с таким заявлением ФИО2 не обращалась. Индивидуальный жилой дом не может быть разделен на отдельные объекты недвижимости, в связи с чем, отказ истцу со ссылкой на нормативные акты был дан правомерно.
В связи с принятием Закона Калининградской области от 31.05.2018 № 176 «Об объединении поселений, входящих в состав муниципального образования «Балтийский муниципальный район», и организации местного самоуправления на объединенной территории» с 1 января 2019 года городское поселение «Город Балтийск» утратило статус муниципального образования. Администрация муниципального образования городское поселение «Город Балтийск» находится в стадии ликвидации, должностные лица органа местного самоуправления прекратили полномочия 31.12.2018.
Заинтересованные лица ФИО5, ФИО6, действующий в интересах своих и несовершеннолетнего ФИО1., о дне слушания дела извещены, в суд не явились.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела следует, что ФИО2 является собственником 40/100 долей в общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: «…» , а также на земельный участок с кадастровым номером №, распложенный по этому же адресу. Члены семьи истца также являются собственниками дома и земельного участка на праве общей долевой собственности: ФИО6 – 40/100, ФИО1 и ФИО5 – по 10/100 доли.
14.05.2018 ФИО6, ФИО5 и ФИО2 обратились в администрацию муниципального образования городское поселение «Город Балтийск» с заявлением о разрешении перепланировки – реконструкции вышеуказанного индивидуального жилого дома, согласно проекту инв. «…» .2018-АС.
18.05.2018 за исх. «…» администрация муниципального образования городское поселение «Город Балтийск» в ответ на заявление М-ных сообщила об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Оформление и выдача разрешения на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства», указав, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городское поселение «Город Балтийск» (далее ПЗЗ), утвержденнымие постановлением Правительства Калининградской области № 680 от 19 декабря 2017 года, земельный участок с кадастровым номером №, расположен в функциональной зоне Ж-3 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами». Согласно ПЗЗ в данной функциональной зоне размещение объектов нежилого назначения во встроенных, пристроенных и встроено-пристроенных помещениях индивидуального жилого дома, не допускается.
Земельный участок истца с кадастровым номером №, имеет вид разрешенного использования: под жилую застройку – индивидуальную (л.д. 16) и расположен в функциональной зоне Ж-3 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами».
Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа - муниципального образования «Город Балтийск», утвержденных постановлением Правительства Калининградской области № 680 от 19.12.2017, зона Ж-3 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами» допускает вид разрешенного использования земельного участка, в том числе, под амбулаторно-поликлиническое обслуживание.
В силу пунктов 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно пункту 1 статьи 288 ГК РФ и части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением, то есть для постоянного проживания.
Статьей 263 ГК РФ определено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или перенос при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Аналогичные положения содержатся в статье 40 Земельного кодекса РФ.
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом РФ (ГРК РФ), в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно пункту 9 статьи 1 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
Исходя из пункта 3 части 2 статьи 30 ГрК РФ, градостроительные регламенты являются составной частью правил землепользования и застройки, утверждение которых в соответствии со статьей 8 данного Кодекса относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Таким образом, предусмотренное указанными правовыми положениями право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.
В силу пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, к вопросам местного значения городского поселения относятся: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
В соответствии со ст. 51 ГрК РФ, (здесь и далее в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (п. 13 ст. 51 ГрК РФ).
Как следует из статьи 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе на принципах: обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1); обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности (пункт 2); осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (пункт 4); осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов (пункт 7); осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (пункт 9); ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности (пункт 11).
Из абзаца 1 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу абзаца 2 пункта 2, пунктов 3, 5 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В соответствии с положениями статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 288 ГК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Данные требования закона и разъяснения к ним содержатся и в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».
Истцом представлен проект на реконструкцию индивидуального жилого дома для выделения отдельного помещения стоматологического кабинета по адресу: «…» .
Целью проекта является перевод части помещений индивидуального жилого дома в нежилой фонд для эксплуатации его как стоматологический кабинет.
Таким образом, из представленных документов, следует, что истец планирует использовать принадлежащее ему строение как индивидуальный жилой дом, так и в иных целях – оказания стоматологических услуг, что является нарушением действующих Правил землепользования и застройки, норм Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд считает, что по указанному основанию отказ администрации муниципального образования городское поселение «Город Балтийск» в предоставлении муниципальной услуги «Оформление и выдача разрешения на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства был правомерен.
Кроме того, в силу статьи 8 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных названным Кодексом.
Статьей 23 Жилищного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение. Из содержания части 2 указанной статьи для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет документы, предусмотренные указанной нормой. Частями 5-9 указанной статьи предусмотрено, что переводу жилого помещения в нежилое помещение сопутствует необходимое переустройство и (или) перепланировка переводимого помещения для обеспечения испрашиваемого использования такого помещения.
Исходя из представленного административным истцом проекта реконструкции индивидуального жилого дома истец предполагает выделить отдельное помещение с отдельным входом для стоматологического кабинета.
Положениями Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено объединение жилого помещения с нежилым помещением без перевода жилого помещения в нежилое либо нежилого помещения в жилое.
Между тем, материалы дела не содержат сведений об обращении ФИО2 в уполномоченный орган с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое помещение в целях организации стоматологического кабинета.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд может принять решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к Администрации муниципального образования городское поселение «Город Балтийск», администрации муниципального образования «Балтийский городской округ» о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги «Оформление и выдача разрешения на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства», оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Балтийский городской суд в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме.
Судья Балтийского городского суда
Калининградской области Г.А.Смыкова
Мотивированное решение изготовлено 04.03.2019.