Дело № 2а-104/2022 74RS0017-01-2021-004407-18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 февраля 2022 года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Барашевой М.В.,
при секретаре Дербеневой Н.Н.,
с участием прокурора Литовченко Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-104/2022 по административному исковому заявлению прокурора г. Златоуста в интересах неопределенного круга лиц к Органу местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» о признании действий незаконными,
у с т а н о в и л :
Прокурор г. Златоуста в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением Администрации Златоустовского городского округа (далее Администрация ЗГО), Органу местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» (далее ОМС «КУИ ЗГО»), в котором с учетом уточнений просит:
признать незаконным распоряжение Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О мероприятиях по контейнерным площадкам муниципального образования Златоустовский городской округ»;
признать незаконным распоряжение Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ№-р/АДМ «Об исключении имущества из реестра муниципального имущества муниципального образования Златоустовский городской округ»;
признать незаконным распоряжение Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ№-р/АДМ «Об исключении из состава муниципального имущества Златоустовского городского округа и списания с балансового учета контейнеров на местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов»;
признать незаконными действия ОМС «КУИ ЗГО» по исключению из состава муниципального имущества Златоустовского городского округа и списания с балансового учета 494 контейнеров на местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов;
возложить на ОМС «КУИ ЗГО» обязанность включить в состав муниципального имущества Златоустовского городского округа и поставить на балансовый учет 494 контейнера на местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов;
возложить на Администрацию ЗГО обязанность определить в соответствии с действующим законодательством лиц, ответственных за содержание и обслуживание мест (площадок) накопления ТКО и контейнеров для сбора ТКО, используемых собственниками помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Златоустовского городского округа (л.д. 3-7, 95-97).
В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что по результатам рассмотрения обращений граждан выявлены нарушения со стороны администрации ЗГО требований законодательства, касающихся исключения из состава муниципального имущества Златоустовского городского округа контейнерных площадок и контейнеров на местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Заместителем Главы ЗГО по инфраструктуре ФИО4ДД.ММ.ГГГГ утвержден Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории ЗГО, в который включены данные по 463 площадкам мест накопления твердых коммунальных отходов на территории ЗГО. Распоряжением Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О мероприятиях по контейнерным площадкам муниципального образования Златоустовский городской округ», из реестра муниципального имущества исключены 90 контейнерных площадок. Распоряжением Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ№-р/АДМ «Об исключении имущества из реестра муниципального имущества муниципального образования Златоустовский городской округ», из реестра муниципального имущества исключены 23 контейнерные площадки. Распоряжением Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ№-р/АДМ «Об исключении из состава муниципального имущества Златоустовского городского округа и списании с балансового учета контейнеров на местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов» из реестра муниципальной собственности исключены 494 контейнера для сбора твердых коммунальных отходов. Постановлением Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ№-П/АДМ утверждено Положение «Об учете муниципального имущества и ведения Реестра муниципального имущества муниципального образования Златоустовский городской округ». В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 названного Положения под реестром понимается информационная система, представляющая собой перечень муниципальных объектов учета и сведения (описание) о них. В силу подпункта 11 пункта 4 Положения исключение объекта из реестра означает прекращение контроля за объектом в связи с изменением формы собственности или его ликвидацией (списание), а также регистрацию распорядительного (нормативного) документе, об исключении объекта. Действия должностных лиц органа местного самоуправления по исключению из реестра муниципального имущества контейнерных площадок без надлежащей передачи их другим лицам не отвечает требованиям закона. Порядок списания имущества, находящегося в собственности муниципального образования ЗГО, утвержден постановлением Главы ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об утверждении Положения о порядке списания имущества, находящегося в собственности муниципального образования Златоустовского городского округа, и затрат по объектам незавершенного строительства». В нарушение требований п. 14 Положения о порядке списания имущества №-п объекты муниципального имущества - контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов в количестве 494 шт., исключены из реестра муниципального имущества на основании акта о списании объектов нефинансовых активов от ДД.ММ.ГГГГ№, который не утвержден руководителем уполномоченного органа по управлению муниципальным имуществом ОМС «КУИ ЗГО». В соответствии с п. 18, 19, 20 Положения о порядке списания имущества №-п Администрация ЗГО и ОМС «КУИ ЗГО» вправе принять решение о дальнейшем распоряжении имуществом, в отношении которого принимали решение о списании. Полагает, что контейнеры для сбора ТКО в количестве 494 штук списаны неправомерно, при отсутствии основания для их списания в виде решения о списании муниципального имущества с указанием причины списания и решения о дальнейшем их распоряжении, с нарушением установленного порядка списания муниципального имущества, установленного постановлением Главы Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об утверждении положения о порядке списания имущества, находящегося в собственности муниципального образования Златоустовского городского округа, и затрат по объектам незавершенного строительства».
Определением суда, внесенным в протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 130-131), к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Муниципальное казенное учреждение Златоустовского городского округа «Управления жилищно-коммунального хозяйства» (далее МКУ «УЖКХ»).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в связи с отказом административного истца от требований в части производство по делу прекращено в части требований о признании незаконными распоряжения Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О мероприятиях по контейнерным площадкам муниципального образования Златоустовский городской округ», распоряжения Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ№-р/АДМ «Об исключении имущества из реестра муниципального имущества муниципального образования Златоустовский городской округ, распоряжения Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ№-р/АДМ «Об исключении из состава муниципального имущества Златоустовского городского округа и списании с балансового учета контейнеров на местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов»; возложении обязанности на ОМС «КУИ ЗГО» включить в состав муниципального имущества Златоустовского городского округа и поставить на балансовый учет 494 контейнера на местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов;
о возложении на Администрацию ЗГО обязанности определить в соответствии с действующим законодательством лиц, ответственных за содержание и обслуживание мест (площадок) накопления ТКО и контейнеров для сбора ТКО, используемых собственниками помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Златоустовского городского округа.
Прокурор в судебном заседании поддержал требования о признании незаконными действия ОМС «КУИ ЗГО» по исключению из состава муниципального имущества ЗГО и списания с балансового учета 494 контейнеров на местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Представитель административного ответчика Администрации ЗГО Краснова А.Д., действующая на основании доверенности №/АДМ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 145-146), в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях (л.д. 115-118).
Представители административного ответчика ОМС «КУИ ЗГО», заинтересованного лица МКУ ЗГО «УЖКХ» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующий в деле, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит доводы административного истца о признании действий ОМС «КУИ ЗГО» по исключению из состава муниципального имущества Златоустовского городского округа и списания с балансового учета 494 контейнеров на местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, нашедшими свое подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 2 ст. 13).
Согласно п.24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 3 ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесено: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 13.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что заместителем Главы ЗГО по инфраструктуре ФИО4ДД.ММ.ГГГГ утвержден Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Златоустовского городского округа, в который включены данные по 463 площадкам мест накопления твердых коммунальных отходов на территории Златоустовского городского округа.
Распоряжением Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О мероприятиях по контейнерным площадкам муниципального образования Златоустовский городской округ», из реестра муниципального имущества исключены 90 контейнерных площадок (л.д. 8-12).
Распоряжением Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ№-р/АДМ «Об исключении из состава муниципального имущества Златоустовского городского округа и списании с балансового учета контейнеров на местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов» из реестра муниципальной собственности исключены 494 контейнера для сбора твердых коммунальных отходов (л.д. 15-22).
Прокуратурой города по результатам рассмотрения обращений граждан проведена проверка, выявлены нарушения требований законодательства со стороны администрации ЗГО касающиеся исключения из состава муниципального имущества ЗГО контейнерных площадок и контейнеров на местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
В адрес Главы ЗГО и ОМС «КУИ ЗГО» прокурором вынесены представления об устранении нарушений гражданского законодательства в сфере содержания мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов (л.д. 23-24, 25-30).
На данные представления ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно даны ответы (л.д. 25-27,31-33).
Распоряжением Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ№-р/АДМ «Об исключении имущества из реестра муниципального имущества муниципального образования Златоустовский городской округ», из реестра муниципального имущества исключены 23 контейнерные площадки (л.д. 13-14).
В ходе судебного разбирательства административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ отменены распоряжения Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р/АДМ и ДД.ММ.ГГГГ№-р/АДМ (л.д. 105,106).
Заместителем Главы ЗГО по инфраструктуре ФИО4ДД.ММ.ГГГГ утвержден Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Златоустовского городского округа контейнерными и безконтейнерными способами. В первый реестр включены данные по 474 площадкам мест накопления твердых коммунальных отходов на территории Златоустовского городского округа, во второй – 383.
Согласно ст. 235 Гражданского кодекса РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате нрава собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В силу ст. 236 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Порядок списания имущества, находящегося в собственности муниципального образования Златоустовского городского округа утвержден постановлением Главы ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об утверждении Положения о порядке списания имущества, находящегося в собственности муниципального образования Златоустовского городского округа, и затрат по объектам незавершенного строительства».
В соответствии с требованиями п. 3 Положения списание муниципального имущества осуществляется в случаях:
морального износа (несоответствия вещи современному уровню, техники или иной области знаний) либо физического износа (несоответствия свойств вещи ее первоначальному состоянию), когда имущество восстановить невозможно или экономически нецелесообразно;
уничтожения при авариях, пожарах, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
повреждения, деформации или снижения прочности и несущей способности одного или группы несущих конструктивных элементов, при которых дальнейшее использование не представляется возможным; деформации основания здания при условии невозможности восстановления;
хищения или иной утраты имущества.
Согласно п. 14 Положения о прядке списания имущества №-п во исполнение распоряжения Администрации ЗГО после утверждения руководителем ОМС «КУИ ЗГО» акта на списание объекта муниципального имущества объект исключается из реестра муниципального имущества.
В нарушение требований п. 14 Положения о порядке списания имущества №-п объекты муниципального имущества - контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов в количестве 494 шт. исключены из реестра муниципального имущества на основании акта о списании объектов нефинансовых активов от ДД.ММ.ГГГГ№, который не утвержден руководителем уполномоченного органа по управлению муниципальным имуществом ОМС «КУИ ЗГО».
Следовательно, действия должностных лиц органа местного самоуправления по исключению из реестра муниципального имущества контейнерных площадок без надлежащей передачи их другим лицам не могут быть признаны законными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Требования прокурора города Златоуста к Органу местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» удовлетворить.
Признать незаконными действия Органа местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» по исключению из состава муниципального имущества Златоустовского городского округа и списания с балансового учета 494 контейнеров на местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через суд его вынесший.
Председательствующий М.В. Барашева
Решение не вступило в законную силу