ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10501/2016 от 13.01.2017 Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело № 2а-677/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 января 2017 года

Приволжский районный суд г. Казани в составе

председательствующего судьи Старшой Ю.А.

с участием представителя административного истца ФИО1

при секретаре Кадыровой А.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РТ о признании информации, размещенной в информационно-коммуникационной сети «Интернет», запрещенной,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес> обратился в суд с административным иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РТ о признании информации, размещенной в информационно-коммуникационной сети «Интернет», запрещенной.

В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города проведена проверка соблюдения Федерального закона «О рекламе». Был осуществлен мониторинг сети Интернет с целью поиска ресурсов, допускающих размещение материалов, содержащих недобросовестную рекламу о продаже неодимового магнита, необходимого для блокировки работы счетчиков электричества, газа, воды. Установлено, что на сайтах с адресами: http://delaysam.net/neodim/; http://kazan.tiu.ru/Neodimovyj-magnit-dlay-ostanovki-schetchika.html?no_redirеct=1; http://otzyvy.pro/reviews/otzyvy-magnit-na-schetchik-neodimovye-magnity-dlay-ostanovki-zchetchikov-ustanovka-cena-26166.html организован интернет-магазин по продаже неодимового магнита. На данных сайтах содержится информация об использовании неодимовых магнитов в быту для блокировки (остановки) работы счетчиков электричества, газа или воды. Информация об использовании неодимовых магнитов в быту для блокировки работы счетчиков электричества, газа или воды является недобросовестной рекламой. Распространенная реклама об использовании подобных счетчиков побуждает к совершению противоправных действий, направленных на искажение показаний индивидуальных приборов учета расхода ресурсов и причинение убытков хозяйствующим субъектам, что также является нарушением требований Федерального закона «О защите конкуренции». Указанная реклама по вмешательству в работу приборов учета побуждает к совершению правонарушений и нарушает права добросовестных граждан, вынужденных оплачивать коммунальные услуги (электроэнергию, газ, воду) в большем объеме, фактически внося плату за недобросовестных потребителей. Таким образом, размещенная на указанных интернет-сайтах информация является недопустимой к размещению в соответствии с законодательством РФ. Доступ информации, направленной на побуждение к совершению правонарушения, подрывает экономические основы, нарушает права добросовестных плательщиков коммунальных услуг и должен быть закрыт. Таким образом, размещение на данных интернет сайтах в свободном для неопределенного круга лиц доступе информации, преследуемой уголовным законодательством, способствует возникновению правового нигилизма в обществе, создает опасность искажения духовно-нравственного сознания человека, формированию идей о безнаказанности. Прокурор просит признать информацию, содержащуюся на следующих интернет страницах с адресами: http://delaysam.net/neodim/; http://kazan.tiu.ru/Neodimovyj-magnit-dlay-ostanovki-schetchika.html?no_redirect=1; http://otzyvy.pro/reviews/otzyvy-magnit-na-schetchik-neodimovye-magnity-dlay-ostanovki-zchetchikov-ustanovka-cena-26166.html недобросовестной рекламой и запрещенной на территории Российской Федерации; направить копию решения суда с отметкой о вступлении в законную силу оператору Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, для внесения сведений в Единый реестр.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал и просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, с иском не согласен.

Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно частям 1 и 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно частям 1-3, пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).

В реестр включаются:

1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В силу статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;.. . ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно части 1, пункту 4 части 2, пункту 1 части 4 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Недобросовестной признается реклама, которая: является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Реклама не должна: побуждать к совершению противоправных действий.На основании статьи 14.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации.

Статьей 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за мелкое хищение чужого имущества, стоимость которого не превышает одну тысячу рублей, а также стоимостью более одной тысячи рублей, но не более двух тысяч пятисот рублей путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями второй, третьей и четвертой статьи 158, статьей 158.1, частями второй, третьей и четвертой статьи 159, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.1, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.2, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.3, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.5, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.6 и частями второй и третьей статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Статьей 165 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения, совершенное в крупном размере.

Как видно из материалов дела, помощником прокурора <адрес>ФИО4 был осуществлен мониторинг сети «Интернет» на предмет выявления материалов, запрещенных к распространению.

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проверки выявлены следующие интернет-сайты: http://delaysam.net/neodim/; http://kazan.tiu.ru/Neodimovyj-magnit-dlay-ostanovki-schetchika.html?no_redirect=1; http://otzyvy.pro/reviews/otzyvy-magnit-na-schetchik-neodimovye-magnity-dlay-ostanovki-zchetchikov-ustanovka-cena-26166.html, на которых организован интернет-магазин по продаже недоимового магнита. На данных сайтах содержится информация об использовании неодимовых магнитов в быту для блокировки (остановки) счетчиков электричества, газа или воды. Указанная информация является недобросовестной рекламой, побуждает к совершению правонарушений и нарушает права добросовестных граждан, вынужденных оплачивать коммунальные услуги (электроэнергию, газ, воду) в большем объеме, фактически внося плату за недобросовестных потребителей. Размещенная на данных сайтах информация находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что наличие в свободном доступе в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресам: http://delaysam.net/neodim/; http://kazan.tiu.ru/Neodimovyj-magnit-dlay-ostanovki-schetchika.html?no_redirect=1; http://otzyvy.pro/reviews/otzyvy-magnit-na-schetchik-neodimovye-magnity-dlay-ostanovki-zchetchikov-ustanovka-cena-26166.html информации нарушает права неопределенного круга лиц – потребителей информационных услуг, в том числе несовершеннолетних.

На основании изложенного, суд считает необходимым признать информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресам: http://delaysam.net/neodim/; http://kazan.tiu.ru/Neodimovyj-magnit-dlay-ostanovki-schetchika.html?no_redirect=1; http://otzyvy.pro/reviews/otzyvy-magnit-na-schetchik-neodimovye-magnity-dlay-ostanovki-zchetchikov-ustanovka-cena-26166.html информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Поскольку Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РТ является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, то суд считает необходимым возложить на него обязанность по включению сайта с вышеуказанными адресами в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Таким образом, административный иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РТ о признании информации, размещенной в информационно-коммуникационной сети «Интернет», запрещенной удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресам: http://delaysam.net/neodim/; http://kazan.tiu.ru/Neodimovyj-magnit-dlay-ostanovki-schetchika.html?no_redirect=1; http://otzyvy.pro/reviews/otzyvy-magnit-na-schetchik-neodimovye-magnity-dlay-ostanovki-zchetchikov-ustanovka-cena-26166.html информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РТ включить сайты с адресами: http://delaysam.net/neodim/; http://kazan.tiu.ru/Neodimovyj-magnit-dlay-ostanovki-schetchika.html?no_redirect=1; http://otzyvy.pro/reviews/otzyvy-magnit-na-schetchik-neodimovye-magnity-dlay-ostanovki-zchetchikov-ustanovka-cena-26166.html в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РТ в течение месяца через Приволжский районный суд <адрес>.

Судья Приволжского

районного суда <адрес> Старшая Ю.А.