14RS0035-01-2021-021222-74
Дело № 2а-10507/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Якутск 03 ноября 2021 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Собакиной С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Акционерного общества «Горно-обогатительный комплекс «Инаглинский» к государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) «Центр государственной кадастровой оценки» о признании действий по перерасчету кадастровой стоимости незаконными,
УСТАНОВИЛ:
АО «ГОК «Инаглинский» обратилось в суд с указанным административным иском, мотивируя следующими обстоятельствами. Административный истец на основании договора аренды от ____.2020 года № владеет объектом недвижимости земельным участком площадью ___ кв.м., расположенным по адресу: РС (Я), Нерюнгринский район, г.Нерюнгри, ____ с кадастровым №, вид разрешенного использования – для среднеэтажной застройки. Собственником объекта недвижимости является муниципальное образование «город Нерюнгри», запись государственной регистрации права № от ____.2019 года. Кадастровая стоимость объекта недвижимости изначально была определена ____.2019 года в результате образования Кадастровой палатой по РС (Я) на основании Постановления Правительства РС (Я) от 15.11.2013 №374 «О кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории РС (Я)» и составляла 550 778 959,50 руб. В 2020 году кадастровая стоимость была пересчитана и составила 1 419 255 671,40 руб., что на ___% превысило кадастровую стоимость, установленную в 2019 году. Оснований для изменения информации о земельном участке: изменение площади, вида разрешенного использования, назначения, место нахождения – не зарегистрированы. Учитывая, что первоначально кадастровая стоимость земельного участка определена ____.2019 года, очередная государственная кадастровая оценка должна быть проведена не ранее ____.2022 года, соответственно, кадастровая оценка в 2020 году была проведена в нарушение закона. ____.2020 года административный истец направил в адрес административного ответчика возражения относительно необоснованного изменения кадастровой стоимости земельного участка ответчиком. ____.2021 года административный истец получил отказ в пересчете кадастровой стоимости от ____.2021 года №, в котором проверил правильность применения методики расчета кадастровой стоимости земельного участка, при этом не рассмотрел возражения об отсутствии обоснованности в пересчете кадастровой стоимости до истечения трехгодичного срока, когда была установлена последняя кадастровая стоимость. Действия административного ответчика затрагивают интересы административного истца, поскольку согласно условиям договора аренды от ____.2020 года №, арендная плата определяется исходя из кадастровой стоимости объекта, увеличение кадастровой стоимости повлекло увеличение для административного истца арендной платы. Административный истец не согласен с действиями административного ответчика, связанными с нарушением периодичности проведения государственной кадастровой оценки в отношении земельного участка с кадастровым №, в частности, административным ответчиком не учтены пп.1 п.7 ст.6 Закона №269-ФЗ, ст.16 ФЗ № 237-ФЗ. Просил признать незаконными действия ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» по повторному определению кадастровой стоимости.
В судебном заседании представитель административного ответчика ГБУ РС (Я) «Центр государственной кадастровой оценки» по доверенности ФИО1 просил отказать в удовлетворении административного иска, административный истец оспаривает нарушение периодичности определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, что не относится к компетенции административного ответчика.
Представитель заинтересованного лица Правительства РС (Я) по доверенности ФИО2 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска об оспаривании действий административного ответчика по вынесению решения об отказе в пересчете кадастровой стоимости земельного участка, данное решение принято уполномоченным органом, нарушений прав и законных интересов административного истца не допущено.
Административный истец АО «ГОК «Инаглинский», заинтересованные лица Управление Росреестра по РС (Я), филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра» по РС (Я), глава МО «Город Нерюнгри» Нерюнгринского района РС (Я), Администрация МО «город Нерюнгри» Нерюнгринского района РС (Я) о времени и месте судебного заседания извещены, своих представителей не направили. В соответствии с ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебное заседание проведено в отсутствие указанных лиц, явку которых суд обязательной не признавал.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что ____.2019 года присвоен кадастровый № - земельному участку, площадью ___ кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: среднеэтажная жилая застройка, расположенному по адресу: РС (Я), Нерюнгринский район, г.Нерюнгри, ____
Собственником данного земельного участка является МО «Город Нерюнгри» (запись государственной регистрации права № от ____.2019 года).
____.2020 года между МО «Город Нерюнгри» (Арендодатель) и АО «ГОК «Инаглинский» (Арендатор) заключен договор аренды №, по условиям которого арендодатель обязался предоставить арендатору за плату во временное пользование земельный участок, находящийся в муниципальной собственности из земель населенных пунктов с кадастровым №, общей площадью ___ кв.м., расположенный по адресу: РС (Я), Нерюнгринский район, г.Нерюнгри, ____ для реализации масштабного инвестиционного проекта «___ в г.Нерюнгри. Согласно Приложению. № к договору аренды, при определении арендных платежей арендодатель исходит из кадастровой стоимости земельного участка. Государственная регистрация договора аренды проведена ____.2020 года.
В обоснование требований административный истец ссылается на нарушение периодичности проведения кадастровой оценки земельного участка, учитывая дату постановки земельного участка на кадастровый учет и, ссылаясь на сведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым № от ____.2019 года, согласно которым кадастровая стоимость составляет 550 778 959,50 руб. и от ____.2020 года, где кадастровая стоимость земельного участка составляет 1 419 255 671,40 руб.
Также установлено, что ____.2020 года заместитель директора по производству – технический директор ООО «УК «Колмар» АО «ГОК «Ингалинский» ФИО3 обратился в ГБУ РС (Я) «Центр государственной кадастровой оценки» с возражениями относительно измененной кадастровой стоимости и о пересмотре кадастровой стоимости арендуемого земельного участка. Основанием к этому указано, что изменение кадастровой стоимости проведено с нарушением законодательства, поскольку кадастровая оценка проводилась в 2019 году при первоначальной постановке земельного участка на кадастровый учет, а согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» с учетом пп.1 п.7 ст.6 Федерального закона от 31.07.2020 № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» очередная государственная кадастровая оценка проводится не ранее чем через три года.
По данному заявлению, ____.2021 года ГБУ РС (Я) «Центр государственной кадастровой оценки» вынесено решение № об отказе в пересчете кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым №, в связи с отсутствием ошибок при определении кадастровой стоимости данного земельного участка.
Суд приходит к выводу о том, что определение кадастровой стоимости земельного участка проведено в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно пп.1 п.7 ч.1 ст.6 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2022 года в отношении земельных участков государственная кадастровая оценка проводится не ранее чем через три года и не позднее чем через пять лет с года проведения последней государственной кадастровой оценки соответствующих видов объектов недвижимости, категорий земель.
Постановлением Правительства РС (Я) от 15.11.2013 № 374 «О кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия)» в соответствии со ст.24.17 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия).
Согласно ч.1 ст.24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в ЕГРН соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (Росреестр), осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Земельный участок с кадастровым № был поставлен на кадастровый учет ____.2019 года, кадастровая стоимость была определена Кадастровой палатой РС (Я) на основании Постановления Правительства РС (Я) от 15.11.2013 № 374 «О кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия)» (утратило силу с 01.01.2020 года).
При этом, в соответствии со ст.24 Федерального закона от 03.07.2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов был установлен переходный период применения закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года. На основании указанной статьи Указом Главы РС (Я) от 19.05.2017 года № 1909 «О реализации Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлено, что государственная кадастровая оценка в Республике Саха (Якутия) осуществляется с 01 августа 2017 года.
Распоряжением Правительства РС (Я) от 05.04.2018 года №371-р «О проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия)» ГБУ РС (Я) «Центр государственной кадастровой оценки» принято решение о проведении в 2019 году государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории РС (Я).
Согласно п.2 ч.1 ст.11 Федерального закона от 03.07.2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится одновременно в отношении всех учтенных в едином государственном реестре недвижимости на территории субъекта РФ земельных участков. Очередная государственная кадастровая оценка проводится через четыре года с года проведения последней государственной кадастровой оценки соответствующих видов объектов недвижимости (ч.4 ст.11).
ГБУ РС (Я) «Центр государственной кадастровой оценки» в 2019 году в соответствии с распоряжением Правительства РС (Я) от 05.04.2018 г. № 371-р «О проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия)» проведена государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории РС (Я).
Земельный участок с кадастровым № оценен в составе Перечня вновь учтенных объектов недвижимости за период после ____.2019 по ____.2019 по действующей на момент оценки части 9 статьи 24 Федерального закона от 03.07.2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
Результаты проведения кадастровой оценки были утверждены распоряжением Правительства РС (Я) от 14.11.2019 №1472-р «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия)», вступило в силу с 01.01.2020 года.
Таким образом, пятилетний период проведения кадастровой оценки соблюден, принимая во внимание, что Постановление Правительства РС (Я) от 15.11.2013 № 374 «О кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия)» вступило в силу 01.01.2014 года, распоряжение Правительства РС (Я) от 14.11.2019 №1472-р «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия)» вступило в силу с 01.01.2020 года.
При таких обстоятельствах, доводы административного истца о нарушении периодичности проведения кадастровой оценки объекта недвижимости, являются необоснованными. Следует принимать во внимание, что определение кадастровой стоимости осуществляется в отношении всех объектов недвижимости, без исключений, независимо от срока их постановки на кадастровый учет, а установленная периодичность определения кадастровой стоимости объектов недвижимости отсчитывается от 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, а не от даты постановки на кадастровый учет отдельного объекта недвижимости.
В соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона от 03.07.2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» ГБУ РС (Я) «Центр государственной кадастровой оценки» наделено полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости. В соответствии со ст.7 Федерального закона от 03.07.2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» учреждение уполномочено осуществлять определение кадастровой стоимости при проведении кадастровой оценки используя методы массовой оценки.
ГБУ РС (Я) «Центр государственной кадастровой оценки» ____.2020 года получило от Росреестра Перечень объектов на основании которого был составлен Акт № от ____.2021 об определении кадастровой стоимости.
На основании ч.7 ст.15 Федерального закона от 03.07.2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки до даты применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, осуществляется Учреждением в порядке, предусмотренном Методическими указаниями, на основании Перечня, предоставленного Росреестром.
Таким образом, с учетом изложенных норм закона, установленных обстоятельств по делу, суд признает обоснованными доводы стороны административного ответчика о том, что учреждение не принимает решение о проведении очередной государственной кадастровой оценки.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решения, действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела не установлена предусмотренная ст.227 КАС РФ совокупность условий, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца непосредственно административным ответчиком. При таких обстоятельствах, иск не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 179-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Акционерного общества «Горно-обогатительный комплекс «Инаглинский» к государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) «Центр государственной кадастровой оценки» о признании действий по перерасчету кадастровой стоимости незаконными отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня изготовления в мотивированном виде.
Судья: п/п А.И.Иванова
Копия верна.
Судья: А.И.Иванова
Секретарь: С.А.Собакина
Решение изготовлено: 08.11.2021 года