ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1050/2022 от 14.09.2022 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2021-014542-69 дело № 2а-1050/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Печининой Л.А.,

при секретаре Смолевой Ю.В.,

с участием административного истца Головина К.В.,

представителя административных ответчиков ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России Оплесниной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 14 сентября 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Головина Константина Викторовича к ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании незаконными действий по необеспечению надлежащих условий содержания и присуждении денежной компенсации,

установил:

Головин К.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК – 1 УФСИН по Республике Коми о признании незаконными действий административного ответчика, выразившихся в нарушении условий его содержания при отбытии наказания в исправительном учреждении ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми, присуждении денежной компенсации в размере 1500000 руб., указывая в его обоснование на неправомерное в результате предвзятого к нему отношения должностного лица составление ** ** ** акта о нарушении им Правил внутреннего распорядка в связи с нахождением на вечерней проверке в рубашке без куртки. В дополнение указал на преднамеренное нарушение администрацией исправительного учреждения его права на обжалование действий сотрудников, ссылаясь на то, что переданные им к отправке жалобы в контролирующие органы и суд до адресатов не дошли, брошенные в почтовый ящик конверты теряются бесследно. Администрация, прямо нарушая закон, не выдает талонов или расписок в принятии обращений. Закрытые конверты, содержание которых не подлежит цензуре, вскрываются. Нарушение прав допускается с ** ** **. Приведя соответствующий перечень отправлений, указал, что отправленные им обращения: ** ** ** и ** ** ** в Прокуратуру Республики Коми, ** ** ** (повторно) и ** ** ** в Прокуратуру Республики Коми, ** ** ** в УФСИН России по Республике Коми, ** ** ** в ЕСПЧ, ** ** ** в Тверской районный суд (исковое заявление), ** ** ** в Следственное управление Следственного комитета, ** ** ** (** ** **) в Сыктывкарский городской суд (исковое заявление), ** ** ** в Верховный Суд РФ (кассационная жалоба), ** ** ** в Сыктывкарский городской суд (исковое заявление), ** ** ** и ** ** ** в Прокуратуру Республики Коми, ** ** ** в Сыктывкарский городской суд (уточненное заявление), ** ** ** Сыктывкарский городской суд (кассационная жалоба), ** ** ** Сыктывкарский городской суд (заявление), ** ** ** Сыктывкарский городской суд (исковое заявление), ** ** ** и ** ** ** в Прокуратуру Республики Коми, ** ** ** в ОМВД по г. Ссногорску, ** ** ** в Верховный Суд РФ.

Участвуя в судебных заседаниях, истец указывал о том, что по переданным к отправке обращениям ему не выдавали расписки в их получении, 12 обращений не дошло до адресата. Уточнил, что обращения им передавались к отправке простой корреспонденцией. Давая пояснения при личном участии посредством видеоконференцсвязи ** ** **, пояснил, что исковые требования по обстоятельствам ** ** ** не поддерживает, поскольку дисциплинарное взыскание по данному факту к нему не применялось. Дисциплинарное взыскание ** ** ** им оспорено в ином деле. В рамках разрешаемых требований предметом рассмотрения является только ненаправление административным ответчиком переданной к отправке корреспонденции.

В последующем, представив письменные уточнения, Головин К.В. указал, что отказывается, не поддерживает заявленные требования в части доводов, указанных в пунктах 1-1.3, касающихся событий ** ** **, 2-2.6 – в части запрета ношения сорочки, 3-3.4 – незаконности требований по замене сорочки курткой х/б. Письменно пояснил, что заявленные административные требования подлежат разрешению по основанию преднамеренного нарушения административным ответчиком его права на обжалование действий должностных лиц в результате невыдачи ему талонов или расписок в принятии обращений, нерегистрации переданных к отправке обращений, которые теряются бесследно, вскрытии конвертов, которые в силу требований действующего законодательства не подлежат цензуре.

Дополнив требования, указывает, что ** ** ** им были переданы к отправке обращения в прокуратуру по надзору в ИУ, председателю Сыктывкарского городского суда, в Верховный Суд РФ. Несмотря на выданные истцу расписки в получении подлежащих к отправке обращений, обращения, адресованные в Верховный Суд РФ и председателю Сыктывкарского городского суда, до получателей не дошли. Также, несмотря на выданные расписки в получении, не переданы к отправке: ** ** ** и ** ** ** обращения в Сыктывкарский городской суд, ** ** ** – в прокуратуру Республики Коми. В части переданного к отправке ** ** ** обращения указал о нарушении срока его отправки.

По утверждению истца, административный ответчик препятствует ему в отправке корреспонденции в уполномоченные органы, что явилось поводом обращения в суд с настоящим иском.

В судебном заседании административный истец на удовлетворении уточненных исковых требований с учетом представленных дополнений настаивал.

Представитель административного ответчика с заявленными административными исковыми требованиями с учетом уточнений и дополнений не согласилась, настаивая на том, что требований положений действующего законодательства соблюдены, прав административного истца о нарушении которых указывает заявитель, не допущено.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства и установленные по результатам их оценки в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ обстоятельства, суд приходит к следующему.

В соответствии счастью 1 статьи 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Уголовно-исполнительное законодательство РФ основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ и изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ. Осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний. Лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством РФ, имеет право на присуждение за счет казны РФ компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (статья 8, 10, 12, 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, является одной из приоритетных задач ФСИН России.

ФСИН России обеспечивается создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов.

Государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.

В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ права и обязанности указанных лиц, включая право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в общественные наблюдательные комиссии (статья 33 Конституции РФ, статья 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», пункт 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», пункт 7 статьи 17 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», часть 4 статьи 12, статья 15 УИК РФ, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

Согласно части 4 статьи 12 Уголовно – исполнительного кодекса РФ осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

В соответствии со статьей 15 Уголовно – исполнительного кодекса РФ осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса.

Статьей 91 названного Кодекса предусмотрено, что осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма без ограничения их количества. Отправляемые осужденными письма должны отвечать требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ в области оказания услуг почтовой связи. По просьбе осужденных администрация исправительного учреждения уведомляет их о передаче операторам писем, почтовых карточек и телеграмм для их доставки по принадлежности.

Предложения, заявления, ходатайства и жалобы, в частности, осужденных к лишению свободы, адресованные, в том числе, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности (часть 4 статьи 15 Уголовно – исполнительного кодекса РФ).

Запрет на цензуру указанной корреспонденции также установлен в статье 91 названного Кодекса.

Направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к лишению свободы, адресованных в органы, указанные в части четвертой статьи 12 настоящего Кодекса, и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания (часть 3).

Аналогичный условия отправки корреспонденции закреплены в пункте 54 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 16.12.2016 № 295.

Пунктом 58 названных Правил установлено, что указанные почтовые отправления не позднее одного рабочего дня (за исключением выходных и праздничных дней), передаются операторам связи для их доставки по принадлежности. О принятии предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденному выдается расписка от имени администрации исправительного учреждения с указанием даты передачи жалобы представителю исправительного учреждения.

При разрешении дела судом установлено, что Головин К.В. отбывает наказание в ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми.

В период нахождения истца в исправительном учреждении в рамках реализации предоставленных прав административным истцом через ответчика путем передачи для отправки в адрес судов, прокуратур были переданы соответствующие обращения, часть из которых, как настаивает истец, до адресатов не дошли, расписки в получении обращений по всем обращениям не выдавались.

С учетом пределов исковых требований и указанных в иске обстоятельств судом при проверке доводов на основании представленных расписок в получении обращений установлено, что Головиным К.В. к отправке были переданы: ** ** ** обращение в прокуратуру Республики Коми (№...), ** ** ** в ЕСПЧ (№...), ** ** ** в Тверской районный суд (№...), ** ** ** в Следственное управление Следственного комитета (№...), ** ** **, два обращения в Сыктывкарский городской суд (№..., №...), ** ** ** в Верховный Суд РФ (№...), ** ** ** два обращения в Прокуратуру Республики Коми (№..., №...), ** ** ** два обращения в Сыктывкарский городской суд (№...,№...), ** ** ** два обращения в Сыктывкарский городской суд (№..., №...), ** ** ** в прокуратуру Республики Коми (№...), ** ** ** обращение в Верховный Суд РФ (№...), ** ** ** обращение Сыктывкарский городской суд, ** ** ** обращение в Верховный Суд РФ, ** ** ** в прокуратуру по надзору за ИУ (№...), ** ** ** обращение Председателю Сыктывкарского городского суда (№...), ** ** ** обращение в Сыктывкарский городской суд, ** ** ** обращение в прокуратуру Республики Коми и Сыктывкарский городской суд (№...),

В отсутствие копий расписок сведений о передаче Головиным К.В. к отправке иных обращений, указанных в иске как неотправленных ответчиком, не установлено.

Согласно справке по переписке осужденного и представленным реестрам, адресатам отправлены: ** ** ** обращение Головина К.В. в Прокуратуру Республики Коми от ** ** ** (№...), ** ** ** обращение в ЕСПЧ от ** ** ** ((№...), ** ** ** обращение в Тверской районный суд от ** ** ** ((№...), ** ** ** обращение в Следственное управление Следственного комитета от ** ** ** (№...), ** ** ** обращения в Сыктывкарский городской суд от ** ** ** (№..., №...), ** ** ** в прокуратуру Республики Коми (№..., №...), ** ** ** обращение в Сыктывкарский городской суд от ** ** ** (№..., №...), ** ** ** обращение в Сыктывкарский городской суд (№..., №...), ** ** ** в прокуратуру Республики Коми от ** ** ** (№...), ** ** ** в Верховный Суд РК от ** ** ** (№...), ** ** ** в прокуратуру по надзору за ИУ (№...), ** ** ** обращение Председателю Сыктывкарского городского суда (№...), ** ** ** обращение в Сыктывкарский городской суд (№...).

Не нашел своего подтверждения факт отправки обращений Головина К.В. от ** ** ** в Сыктывкарский городской суд, от ** ** ** в Верховный Суд РФ, ** ** ** – в Сыктывкарский городской суд, ** ** ** в прокуратуру Республики Коми. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Изложенное указывает о том, что истец был лишен возможности реализации предоставленного ему действующим законодательством права на доступ к правосудию, в надзирающие органы. С учетом предельных сроков, установленных процессуальным законодательством, наступление негативных последствий для истца в результате ненаправление переданных обращений не исключается. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о нарушении в результате допущенного бездействия прав административного истца на отправку почтовой корреспонденции.

Вместе с тем, доводы истца со ссылкой на то, что переданные к отправке обращения до своего адресата не дошли, не могут быть учтены при оценке законности действий административного ответчика, учитывая, что как указал сам заявитель, что также следует из материалов дела, почтовая корреспонденция отправлялась простой почтой без уведомления о ее вручении.

Согласно пункту 126 Приказа ФСИН России от 10.08.2011 № 463 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» простые почтовые отправления передаются в почтовое отделение по реестру (спискам), фиксирующим количество отправленных пакетов.

На основании подпункта «а» пункта 10 Приказа Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» простые (в том числе пересылаемые в форме электронного документа) – принимаются от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляются (вручаются) адресату (его уполномоченному представителю) без подтверждения факта получения.

Нарушений прав административного ответчика в изложенной части не установлено.

Доводы Головина К.В. о нарушении прав заявителя в части отказа в приеме обращений, являлись предметом проверки вышестоящих органов и своего подтверждения не нашли.

В письме УФСИН по Республике Коми от ** ** **№... Головину К.В. указано о том, что препятствий к отправке почтовой корреспонденции не установлено. За период с ** ** ** по ** ** ** в различные инстанции направлено 64 обращения. В отсутствие доводов конкретных случаев нарушений провести детальную проверку не представляется возможным. В рамках проводимой проверки по результатам опроса должностных лиц установлено, что все принятые от Головина К.В. обращения переданы в канцелярию учреждения для регистрации и последующей отправки.

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Согласно частям 1, 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны РФ компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ).

На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Из содержания подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 №1314, следует, что задачей ФСИН является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

Оценивая приведенные в обоснование иска основания нарушений условий содержания осужденных как условие взыскания денежной компенсации, суд с учетом установленных обстоятельств и требований законодательства, установив факт нарушений прав административного истца на отправку почтовой корреспонденции, находит требования иска обоснованными.

Учитывая конкретные обстоятельства по делу, при которых были допущены нарушения, характер, объем и продолжительность нарушений, суд с учетом принципов разумности и справедливости, приходит к выводу о взыскании в пользу истца компенсации в размере 2000 руб. за необеспечение надлежащих условий содержания в результате необеспечения отправки переданной по выявленным фактам почтовой корреспонденции.

Руководствуясь статьями 175-180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Головина Константина Викторовича к ФКУ ИК - 1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании незаконными действий по необеспечению надлежащих условий содержания и присуждении денежной компенсации, удовлетворить частично.

Признать незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в нарушении условий содержания Головина Константина Викторовича в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.

Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Головина Константина Викторовича компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 2000 (две тысячи) рублей путем перечисления взысканной суммы на банковский счет на имя Головина К.В. по представленным реквизитам.

Административное исковое заявление Головина Константина Викторовича к ФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий (бездействия) по нарушению условий содержания, а также требования к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми о взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания, оставить без удовлетворения.

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Л.А. Печинина

...