№2а-1051/2021
24RS0013-01-2020-004020-06
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Емельяново 28 мая 2021 года
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Павловой К.П.,
при секретаре Рябцевой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО7 к МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края», администрации Емельяновского района Красноярского края о признании решения незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края», указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с целью получения акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, принадлежащего истцу на праве собственности. К заявлению были приложены документы, подтверждающие регистрацию права собственности на жилой дом и земельный участок. С целью выдачи акта освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ представителем административного ответчика проведен осмотр жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком вынесено решение об отказе в выдаче акта освидетельствования, поскольку к заявлению не было приложено разрешение на строительство или уведомление о планируемом строительстве. Жилой дом расположен на земельном участке сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования- для дачного строительства. В связи с этим для государственной регистрации данного дома не требовалось разрешения на строительство или уведомление о планируемом строительстве. Жилой дом был зарегистрирован по упрощенной схеме по правилам, установленным Федеральным законом от 30.06.2006 г. №93-ФЗ. Отказ ответчика в выдаче акта освидетельствования нарушает право истца на получение материнского (семейного) капитала, установленного Федеральным законом от 29.12.2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержке семей, имеющих детей», в связи с чем истец полагает, что ответчиком вынесено необоснованное решение об отказе в выдаче акта освидетельствования, в связи с чем просит отменить данное решение и обязать ответчика выдать истцу акт освидетельствования.
Судом к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация Емельяновского района Красноярского края.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем представила суду заявление.
Представитель ответчиков администрации Емельяновского района Красноярского края, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» ФИО2 возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив суду, что ответчиком не утверждалось ни постановление о выдаче градостроительного плана земельного участка, ни постановление о выдаче разрешения на строительство, в соответствии с которым заявитель может выполнять строительство на земельном участке, уполномоченному органу при фиксации данных об объекте ИЖС необходимо при заполнении акта исходить из начальных характеристик заявленных в разрешении на строительство. Соответственно без данного разрешения уполномоченный орган не может выдать акт по установленной законодательством форме.
Заинтересованное лицо ФИО3 в судебном заседании полагал, что явленные исковые требования подлежат удовлетворению, высказал позицию аналогичную изложенной в исковом заявлении.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
На основании п.2 ч.1 ст.10 Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться, в том числе на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.
Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.5 ст.10 Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей").
В соответствии с п. 10(3) Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 N 862, для направления части средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом "б" пункта 10(1) настоящих Правил лицо, получившее сертификат, указывает в заявлении:
а) сведения из документа, выданного органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
Согласно п.1,2,3,5 Правил выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.08.2011 N 686 настоящие Правила устанавливают порядок выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Таким документом является акт освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства (далее - акт освидетельствования).
Акт освидетельствования выдается органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство (далее - уполномоченный орган), на основании заявления лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, либо его представителя. К заявлению может быть приложен документ, подтверждающий факт создания объекта индивидуального жилищного строительства (кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или кадастровая выписка об объекте недвижимости) (п.2).
Уполномоченный орган организует в установленном им порядке осмотр объекта индивидуального жилищного строительства в присутствии лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, или его представителя. При проведении осмотра могут осуществляться обмеры и обследования освидетельствуемого объекта. По результатам осмотра объекта индивидуального жилищного строительства составляется акт освидетельствования по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (п.3).
Уполномоченный орган отказывает в выдаче акта освидетельствования в случае, если:
в ходе освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) будет установлено, что такие работы не выполнены в полном объеме;
в ходе освидетельствования проведения работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства будет установлено, что в результате таких работ общая площадь жилого помещения не увеличивается либо увеличивается менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (п.5).
Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником здания, расположенного по адресу: <адрес>.
12.10.2020 г. истец обратилась в МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» с заявлением о выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства с привлечением средств материнского (семейного) капитала – жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>.
Письмом МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано в выдаче акта освидетельствования, в связи с не предоставлением заявителем разрешения на строительство (уведомление о планируемом строительстве).
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что Правилами выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.08.2011 N 686 предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче акта освидетельствования, а именно: 1. в ходе освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) будет установлено, что такие работы не выполнены в полном объеме; 2. в ходе освидетельствования проведения работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства будет установлено, что в результате таких работ общая площадь жилого помещения не увеличивается либо увеличивается менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, то есть такого основания для отказа как не предоставление разрешения на строительство (уведомление о планируемом строительстве) не предусмотрено, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска в части признания незаконным решения МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района», выраженного в ответе № от ДД.ММ.ГГГГ на заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ вх. МКУ «УправЗем» №а.
Что касается административных исковых требований о возложении на административного ответчика обязанности принять решение о выдаче истцу акта освидетельствования, то данные требования удовлетворению не подлежат, поскольку суд не вправе подменять собой компетентный орган местного самоуправления, возлагая на себя полномочия, входящие в исключительную компетенцию данного органа.
С учетом фактических обстоятельств дела, в порядке восстановления прав и законных интересов административного истца, суд полагает необходимым обязать администрацию Емельяновского района повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ вх. МКУ «УправЗем» №а и дать ответ, в соответствии с требованиями законодательства РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным решение МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района», выраженное в ответе № от ДД.ММ.ГГГГ на заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ вх. МКУ «УправЗем» №а.
Обязать администрацию Емельяновского района Красноярского края в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ вх. МКУ «УправЗем» №а.
Об исполнении решения суда обязать администрацию Емельяновского района Красноярского края сообщить в месячный срок заявителю и в Емельяновский районный суд Красноярского края.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца после составления мотивированного решения (11.06.2021).
Председательствующий: К.П. Павлова