<данные изъяты> РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 августа 2023 года г. Тольятти Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе председательствующего судьи Михеевой Е.Я., при секретаре Шошиной М.В., с участием административного истца Баталиной М.В., представителя административного истца Готье А.И., представителя административного ответчика Козыревой Р.И., представителей заинтересованного лица – Территориальной избирательной комиссии Автозаводского района города Тольятти Самарской области Богатырева А.В., Мельниковой Л.В., представителя заинтересованного лица Избирательной комиссии Самарской области – Авазбековой Ю.А., старшего помощника прокурора Автозаводского района г. Тольятти Трониной Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-10525/2023 по административному исковому заявлению Баталиной Марины Владимировны к Сакееву Олегу Евгеньевичу об отмене регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы городского округа Тольятти восьмого созыва по одномандатному избирательному округу №1, установил: Решением Думы городского округа Тольятти № 1598 от 21.06.2023 «О назначении выборов депутатов Думы городского округа Тольятти VIII созыва» назначены выборы депутатов Думы городского округа Тольятти VIII созыва на 10 сентября 2023 года. Решением территориальной избирательной комиссии Автозаводского района города Тольятти Самарской области № 38/1 от 23.06.2023 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов № 1 – № 35 по выборам депутатов городского округа Тольятти VIII созыва на территориальные избирательные комиссии Автозаводского, Комсомольского, Центрального районов города Тольятти Самарской области» полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 10 по выборам депутатов Думы городского округа Тольятти VIII созыва возложены на территориальную избирательную комиссию Автозаводского района города Тольятти Самарской области. Решением территориальной избирательной комиссии Автозаводского района города Тольятти Самарской области с полномочиями окружной комиссии одномандатного избирательного округа № 10 по выборам депутатов Думы городского округа Тольятти VIII созыва (далее – Комиссия) от 28.07.2023 Баталина М.В. зарегистрирована кандидатом в депутаты Думы городского округа Тольятти по одномандатному избирательному округу № 1. Решением Комиссии от 01.08.2023 Сакеев О.Е. зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы городского округа Тольятти восьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 1. Баталина М.В. обратилась в суд с административным иском об отмене регистрации кандидата в депутаты Сакеева О.Е., мотивируя требования следующими доводами. ДД.ММ.ГГГГ Сакеев О.Е. как кандидат по одномандатному избирательному округу № 1 на выборах депутатов Дума городского округа Тольятти восьмого созыва указал в агитационном печатном материале логотипы товарных знаков социальных сетей ВКонтакте, Одноклассники, Телеграмм. Административный истец полагает, что использование указанных товарных знаков без согласия их собственников незаконно, и нарушает интеллектуальные права собственников, которые не давали разрешение на размещение предвыборной агитации. Кроме того, данные действия нарушают принцип равенства прав и обязанностей всех кандидатов. ДД.ММ.ГГГГ Баталина М.В. стала свидетелем распространения агитационных печатных материалов Сакеева О.Е. на фасаде здания <адрес>, <данные изъяты>. Административный истец полагает, что поскольку подтверждение согласия на размещение агитационных материалов со стороны ООО «Неотрейд» не содержит даты выдачи согласия, а также содержит другой адрес регистрации, нежели указанный <данные изъяты>: <адрес>, то данное подтверждение не является согласием собственников <данные изъяты><адрес>. Данные действия нарушают права административного истца на участие в демократических, свободных выборах. 14.08.2023 административный истец стала свидетелем подкупа избирателей при проведении предвыборной агитации со стороны административного ответчика на мероприятии, которое проведено без надлежащего уведомления администрации г.о. Тольятти в нарушение п. 1 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» об адресе, времени проведения пикета, даты проведения пикета и ответственного лица. До начала рассмотрения административного дела от административного истца Баталиной М.В. представлено административное исковое заявление в новой редакции с содержанием ранее указанных доводов за исключением доводов о подкупе 14.08.2023 Сакеевым О.Е. избирателей при проведении предвыборной агитации. В рамках рассмотрения административного дела Баталиной М.В. административные исковые требования были уточнены в части указания на незаконное использование административным истцом символики Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», образа символа города – стелы «Ладья» (или «Вазовская ладья»), а также шрифтов семейства Proxima Nova в отсутствие согласия правообладателя. Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Избирательная комиссия Самарской области, ООО «В Контакте», ООО «ВК», Telegram Messenger Inc, ООО «Неотрейд», ООО «УК № 2 ЖКХ», администрация г.о. Тольятти, Дума г.о. Тольятти, Сутягин В.А., Региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» в Самарской области, местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» г.о. Тольятти в Самарской области, Региональное отделение политической партии «ЛДПР». Административный истец Баталина М.В. и ее представитель Готье А.И. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержали по доводам, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении к нему. Административный ответчик Сакеев О.Е. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении административного дела в его отсутствие. Представитель административного ответчика Козырева Р.И. возражала против удовлетворения административного искового заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях. Представители заинтересованного лица – Территориальной избирательной комиссии Автозаводского района города Тольятти Самарской области Богатырева А.В., Мельникова Л.В. возражали против удовлетворения административного искового заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях. Представитель заинтересованного лица – Избирательной комиссии Самарской области Авазбекова Ю.А. возражала против удовлетворения административного искового заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях. Заинтересованное лицо Сутягин В.А. и его представитель, а также представители заинтересованных лиц ООО «В Контакте», ООО «ВК», Telegram Messenger Inc, ООО «Неотрейд», ООО «УК № 2 ЖКХ», администрации г.о. Тольятти, Думы г.о. Тольятти, Регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» в Самарской области, Местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» г.о. Тольятти в Самарской области, Регионального отделения политической партии «ЛДПР» в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом (л.д. 159-165, том 1). Прокурор в своем заключении полагала, что в удовлетворении административных исковых требований необходимо отказать, поскольку нарушений федерального законодательства при проведении Сакеевым О.Е. предвыборной кампании не усматривается. Суд, выслушав стороны, заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы административного дела, оценив собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. На основании пункта 6 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. В соответствии со ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме. Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований закреплены Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон об основных гарантиях избирательных прав). В соответствии со ст. 11 Закона об основных гарантиях избирательных прав законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации. Правовые нормы, обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях нарушения указанных прав отражены в Федеральном законе от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». Согласно ст. 3 указанного закона выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления проводятся в соответствии с уставами муниципальных образований в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». <данные изъяты> Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом. В Самарской области отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением выборов депутатов представительных органов муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов, городских и сельских поселений Самарской области, а также членов выборных органов местного самоуправления Самарской области регламентированы Законом Самарской области от 31.12.2019 № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области». Согласно ст. 12 указанного закона выборы депутатов нового созыва назначает представительный орган муниципального образования. Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 21.06.2023 № 1598 «О назначении выборов депутатов Думы городского округа Тольятти VIII созыва» назначены выборы депутатов Думы городского округа Тольятти VIII созыва на 10 сентября 2023 года. В соответствии с постановлением Избирательной комиссии Самарской области от 21.04.2022 № 13/87-7 «О возложении полномочий по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местного референдума в Самарской области на территориальные избирательные комиссий Самарской области» (в редакции постановления Избирательной комиссии Самарской области от 16.03.2023 № 44/264-7) на территориальную избирательную комиссию Автозаводского района города Тольятти Самарской области возложены полномочия организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления комиссии. Таким образом, вышеуказанная избирательная комиссия (далее - организующая ТИК) исполняет полномочия, предусмотренные пунктом 9.1 статьи 26 Федерального закона (л.д. 126-145, том 1). Решением территориальной избирательной комиссии Автозаводского района города Тольятти Самарской области № 38/1 от 23.06.2023 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов № 1 - № 35 по выборам депутатов Думы городского округа Тольятти VIII созыва на территориальные избирательные комиссии Автозаводского, Комсомольского, Центрального районов города Тольятти Самарской области» полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 1 по выборам депутатов Думы городского округа Тольятти VIII созыва возложены на территориальную избирательную комиссию Автозаводского района города Тольятти Самарской области (л.д. 81-82, том 1). В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» граждане и общественные объединения вправе проводить агитацию за или против любого кандидата. Предвыборная агитация может проводиться: через средства массовой информации; путем проведения публичных предвыборных мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных публичных мероприятий); путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных предвыборных материалов. Кандидаты и их уполномоченные представители не вправе передавать избирателям денежные средства, вручать подарки и иные материальные ценности, за исключением вознаграждения за выполнение предвыборной организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей и тому подобное), проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных, материалов, а также значков, специально изготовленных для избирательной кампании. Кандидаты и их уполномоченные представители не вправе при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и иных материальных благ. Со дня регистрации до подведения общих итогов голосования не допускается проведение кандидатами, избирательными объединениями благотворительной деятельности, а также лотерей на территории соответствующего избирательного округа. В соответствии со ст. 54 Закона об основных гарантиях избирательных прав кандидаты, избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, инициативная группа по проведению референдума и иные группы участников референдума вправе беспрепятственно распространять, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации. Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате изготовления этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. Все агитационные материалы кандидата, являющегося иностранным агентом, кандидата, аффилированного с иностранным агентом, избирательного объединения, выдвинувшего на соответствующих выборах (в том числе в составе списка кандидатов) такого кандидата, а также агитационные материалы, в которых использованы высказывания, указанные в пункте 9.5 статьи 48 настоящего Федерального закона, должны содержать информацию об этом в соответствии с пунктами 9.4 и 9.5 статьи 48 настоящего Федерального закона. Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры или копии аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии, экземпляры или копии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума и иной группой участников референдума в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения об адресе юридического лица, индивидуального предпринимателя (адресе места жительства физического лица), изготовивших и заказавших эти материалы, и копия документа об оплате изготовления данного предвыборного агитационного материала из соответствующего избирательного фонда. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, также при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума вместе с указанными материалами в комиссию должны быть представлены электронные образы этих предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде. В соответствии с ч. 6 ст. 75 Закона Самарской области от 31.12.2019 № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же одномандатному избирательному округу, в случаях: 1) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным пунктом 1, 2, 9, 11, 12, 13, 14 или 16 части 12 статьи 37 настоящего Закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны окружной избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата; 2) использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах депутатов денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда или превышения установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда более чем на 5 процентов; 3) неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения; 4) установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией; 5) несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных частью 1 или 2 статьи 53 настоящего Закона; 6) неоднократного несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных частью 8 статьи 53 настоящего Закона; 7) установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в пункте 7 части 5 статьи 5 настоящего Закона (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть Интернет) призывал к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения; 8) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости. Аналогичные положения закреплены Законом об основных гарантиях избирательных прав. Судом установлено, что решением ТИК от 03.08.2023 № 63/1 Сакеев О.Е. зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы городского округа Тольятти по одномандатному избирательному округу № 1 (л.д.85-86, том1). Административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 1 предоставлены буклет, изготовленный ДД.ММ.ГГГГ, тиражом <данные изъяты> а также плакат А4, тиражом <данные изъяты> изготовленный ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 87-90, том 1). Изготовление указанных печатных агитационных материалов оплачено за счет средств избирательного фонда Сакеева О.Е., что подтверждается копиями платежных поручений (л.д. 91, 92, том 1). Как установлено судом, указанные экземпляры печатных агитационных материалов до распространения были представлены в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 1 и содержат необходимые реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 54 Закона об основных гарантиях избирательных прав. В соответствии с п. 8 ст. 54 Закона об основных гарантиях избирательных прав печатные агитационные материалы могут размещаться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах (за исключением мест, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи) только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, осуществляется на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений, для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Сутягиным В.А. и ООО «Неотрейд» заключен договор аренды <данные изъяты><адрес> для размещения магазина розничной торговли смешанными группами товаров (л.д. 114-118, том 1). ООО «Неотрейд» 03.08.2023 административному ответчику выдано подтверждение согласия на размещение агитационных материалов на стенах и иных поверхностях <данные изъяты><адрес> (л.д. 119, том 1). В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, а также не принадлежащие отдельным собственникам машино-места; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Аналогичные положения отражены в п. 2 разд. I постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность». Из сообщения ООО «Управляющая компания № 2 жилищно-коммунального хозяйства» на запрос суда следует, что какие-либо агитационные материалы на фасаде и на входных дверях <адрес> не размещались. <данные изъяты> (ООО «Неотрейд», ИНН №) занимает нежилое помещение с отдельным входом, которое не относится к общему имуществу дома и его использование не требует согласования с управляющей компанией (л.д. 158, том 1). ООО «Неотрейд» в письменных пояснениях подтвердило свое согласие на размещение агитационного печатного материала на территории <данные изъяты> (л.д. 157, том 1). Заинтересованное лицо - владелец <данные изъяты>, расположенного <адрес><данные изъяты> Сутягин В.А. каких-либо возражений относительно размещения печатного агитационного материала по вышеуказанному адресу в суд не представил, как не представил доказательств нарушения условий договора аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ года. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что места размещения административным ответчиком печатных агитационных материалов в <данные изъяты>, <адрес> не требуют согласования собственников многоквартирного дома, расположенного по этому же адресу; а согласование с владельцем помещения кандидатом произведено. Представленное в материалы дела заключение <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ№ не может быть принято во внимание, поскольку указанная организация экспертной не является, ее заключение не содержит в себе полного обоснования представленного вывода, в частности, не содержит ссылок на кадастровый номер исследуемого объекта, перечня документов, которые были исследованы <данные изъяты> при подготовке указанного заключения, вывод в заключении носит предположительный характер (л.д. 167, том 1). Кроме того, в соответствии с требованиями ст. 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав такого основания для отмены регистрации кандидата как размещение предвыборной агитации на фасадах домов и входных дверях без согласия всех собственников многоквартирного дома не предусмотрено. Доводы административного истца о незаконном использовании Сакеевым О.Е. в рамках предвыборной кампании логотипов товарных знаков социальных сетей В Контакте, Одноклассники, мессенджера Телеграм судом проверены и не нашли своего подтверждения. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) индивидуализация товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в гражданском обороте обеспечивается, в частности, путем признания исключительного права на товарный знак (пункт 1 статьи 1229, пункт 1 статьи 1477). Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака любым не противоречащим закону способом (п. 1 ст. 1484 ГК РФ). Данное право является имущественным (ст. 1226 ГК РФ). Что понимается под использованием товарного знака, следует из содержания ст. 1484 ГК РФ, согласно пункту 2 которой исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака: 1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации; 2) при выполнении работ, оказании услуг; 3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; 4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; 5) в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации. Согласно п. 3 ст. 1484 ГК РФ никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения. В соответствии с п. 1 ст. 1233 ГК РФ правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор). Судом установлено, что кандидат в депутаты Сакеев О.Е. изготовил печатные агитационные материалы: буклет, в котором имеются ссылки на его персональные страницы в социальных сетях «Одноклассники», «ВКонтакте» и мессенджере «Телеграм», с указанием в качестве обозначений социальных сетей и мессенджера заглавных букв – ОК, ВК, ТГ (л.д. 90, 102, том 1). При этом фактически при использовании QR-кодов обеспечивается переход на персональную страницу административного ответчика в указанных социальных сетях и мессенджере. Изготовление буклетов оплачено из средств избирательного фонда кандидата. Копии печатных агитационных материалов до начала их распространения представлены кандидатом в соответствующую избирательную комиссию. Вместе с указанными материалами представлены сведения об адресе юридического лица, изготовившего эти материалы. Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО16 пояснил, что он зарегистрирован в качестве самозанятого и предоставляет услуги по созданию рекламных макетов, макетов газет с использованием компьютерных программ. ДД.ММ.ГГГГ между ним и Сакеевым О.Е. заключен договор о предоставлении прав на использование произведения. При изготовлении макетов им использованы сокращенные наименования социальных сетей с целью исключения использования фирменных логотипов. Об использовании сокращенных наименований социальных сетей его попросили, поскольку планировалось их использование в печатных материалах, а также сети Интернет. Сокращенные наименования социальных сетей не являются их официальными товарными знаками. Официальные логотипы социальных сетей ФИО18 известны, в его работе не используются. То есть макеты созданы им, шрифт также подбирал он. Каких-либо правоотношений с обладателями товарных знаков социальных сетей у него нет. Шрифт Proxy приобретен на официальном сайте. Таким образом, согласно показаниям свидетеля ФИО19 и условиям лицензионного договора о предоставлении прав на использование произведения ДД.ММ.ГГГГ, ФИО17 является создателем произведения заглавных букв – ОК, ВК, ТГ, которые были использованы при создании QR-кодов для выхода на персональные страницы кандидата в депутаты в социальных сетях «Одноклассники», «ВКонтакте» и мессенджере «Телеграм» (л.д. 110-112, том 1). Статьей 2 (пункты 1 и 4) Закона об основных гарантиях избирательных прав определено, что агитационными материалами являются печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании. При этом, под предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них). Согласно статье 44 Закона об основных гарантиях избирательных прав информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов. Положения названного федерального закона определяют информирование и предвыборную агитацию в качестве различных видов деятельности, осуществляемой в период избирательной кампании, требования к содержанию которых имеют существенные отличия. Критерием, позволяющим отличить предвыборную агитацию от информирования, служит наличие в агитационной деятельности специальной цели - склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, напротив, противодействовать конкретному кандидату, избирательному объединению. В свою очередь, содержанием информирования является представление основных сведений о кандидате, предусмотренных избирательным законодательством. В отличие от агитации информирование не имеет цели побудить голосовать за определенных кандидатов, списки кандидатов или против него (них). Суд приходит к выводу, что заглавные буквы – ОК, ВК, ТГ, которые были использованы при создании QR-кодов, в совокупности с данными об адресах кандидата Сакеева О.Е. в социальных сетях, размещенные в буклете агитационных материалов, не являются агитацией, поскольку носят информационный характер о способе связи с кандидатом. Оценка действительного характера указанных сведений, уровень информативности приведенного текста свидетельствуют об отсутствии агитационного характера данного материала в оспариваемой части. Кроме того, визуальный анализ содержания агитационного печатного материала не свидетельствует о нарушении законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности со стороны административного ответчика, поскольку используемые изображения существенно отличаются от официальных товарных знаков социальных сетей «ВКонтакте», «Одноклассники» и мессенджера «Телеграм». При этом различия очевидны при зрительном восприятии, без использования вспомогательного оборудования. Сами по себе соответствующие изображения не являются объектами агитации, носят информационный характер о способе связи с кандидатом и не имеют цели побудить избирателей голосовать за него. Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста ФИО21 пояснила, что на QR-кодах указаны обозначения социальных сетей, которые обладают лицензиями на товарные знаки. Логотип и товарный знак проходят сертификацию в Роспотребнадзоре, после чего создается социальная сеть, что отражается в договоре, который в свою очередь размещается на сайте. Логотип представляет собой товарный знак социальной сети. QR-код выводит на конкретную социальную сеть. Для использования товарного знака необходимо наличие документов, подтверждающих получение разрешения на их использование. При создании макетов и QR-кодов официальные логотипы не использовались. Идентичное использование товарного знака возможно только с согласия правообладателя, в данном случае обозначения, использованные на QR-кодах, отличаются от официальных логотипов социальных сетей. Представленное в материалы дела заключение специалиста № от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленное <данные изъяты> (л.д. 197-209, том 1), суд оценивает критически по следующим основаниям. В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 50 КАС РФ специалистом является лицо, обладающее специальными знаниями и (или) навыками и назначенное судом для дачи пояснений, консультаций и оказания иной непосредственной помощи при исследовании доказательств и совершении иных процессуальных действий по вопросам, требующим соответствующих знаний и (или) навыков. Перед специалистом могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением содержания положений нормативного правового акта, норм иностранного права, технических норм. Из вышеуказанного заключения следует, что производство исследования поручено специалисту <данные изъяты>ФИО28. Вместе с тем квалификация специалиста ФИО29. в исследуемой области не подтверждается представленными документами, как не подтверждается правомерность выдачи таких заключений <данные изъяты>. Доказательств наличия специалиста ФИО30 в штате <данные изъяты> также не представлено. В материалах дела имеется выписка из ЕГРЮЛ, согласно которой основным видом деятельности <данные изъяты> является деятельность в области права (л.д. 4-11, том 2). Специалист ФИО22 имеет свидетельство на право проведения дактилоскопических, трасологических, почерковедческих, установления личности по признакам внешности, холодного оружия экспертиз, технического исследования документов, выданного ДД.ММ.ГГГГ, диплом юриста, эксперта-криминалиста, выданного ДД.ММ.ГГГГ и диплом юриста, выданного ДД.ММ.ГГГГ, без приложения документов, подтверждающих осуществления ею практической деятельности в указанных сферах, документов, подтверждающих проведению ею экспертиз в области интеллектуальной собственности не представлено (л.д. 207-208, том 1). Специалист ФИО23, делая выводы о том, что графические рисунки по иллюстрациям 7 – 9 заключения относятся к товарным знакам логотипа социальных сетей «ВКонтакте», «Одноклассники» и мессенджера «Телеграм» не приводит обоснований, по которым она приходит к указанным выводам, а также не указывает какие-либо данные о регистрации указанных товарных знаков в открытом реестре товарных знаков и знаков обслуживания. Заключение специалиста строится лишь на описании представленных иллюстраций 7-9 без ссылок на нормативные акты, лицензионные, пользовательские соглашения, на основании которых специалист пришла к выводам, изложенным в заключении. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в данном случае кандидат Сакеев О.Е. использовал в своих агитационных материалах ссылки в виде QR-кодов в социальные сети и мессенджер не в целях индивидуализации им каких-либо товаров или услуг, а также при этом не использовались способы размещения товарных знаков, перечисленные в п.2 ст. 1484 ГК РФ, в связи с чем информирование избирателей о наименовании социальных сетей, мессенджера, в которых имеется персональная страница кандидата, само по себе не свидетельствует об использовании товарных знаков и имеет иные соответствующие закону цели, связанные с избирательной кампанией кандидата. Сведений о том, что Сакеев О.Е. привлекался к гражданской, административной или уголовной ответственности за незаконное размещение указанных товарных знаков, что к нему предъявлялись требования правообладателями вышеназванных товарных знаков о защите нарушенного права на интеллектуальную собственность, и такие требования удовлетворены судом, материалы дела не содержат. Кроме того, открытый реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации не содержит зарегистрированных товарных знаков в виде заглавных букв – ОК, ВК, ТГ, используемых в агитационных материалах ответчика. Административным истцом также не приведены доказательства распространения или использования Сакеевым О.Е. в период избирательной кампании официальных логотипов товарных знаков социальных сетей «ВКонтакте», «Одноклассники» и мессенджера «Телеграмм». Согласно условиям использования товарных знаков, которые содержатся в пользовательских соглашениях «Одноклассники» (www.ok.ru/regulations), «ВКонтакте» (vk.com/licence), Лицензиату запрещено воспроизводить, распространять, перерабатывать в коммерческих или некоммерческих целях элементы Социальной сети, являющиеся объектом авторских прав Лицензиара, других Лицензиатов или третьих лиц, при отсутствии разрешения соответствующих правообладателей на совершение данных действий (пункт 4.2.1). Проанализировав условия использования товарных знаков, которые содержатся в пользовательских, лицензионных соглашениях в социальных сетях «Одноклассники», «ВКонтакте» и мессенджере Телеграм, суд приходит к выводу о том, что они допускают использование данных товарных знаков без отдельного согласия правообладателя при ссылке на присутствие в социальных сетях «Одноклассники», «ВКонтакте» и мессенджере Телеграм при условии, что ссылка ведет на персональную страницу пользователя сайта в социальных сетях «Одноклассники», «ВКонтакте» и мессенджере «Телеграм». Утверждение административного истца об обязательном наличии в QR-коде товарного знака вышеуказанных социальных сетей и мессенджера, о нарушении административным ответчиком условий соглашений при создании QR-кодов суд считает недоказанным, поскольку ни переписка в чате поддержки социальной сети «ВКонтакте», ни представленная в материалы дела запись создания QR-кода в социальной сети «ВКонтакте» не подтверждают вышеуказанного утверждения (л.д. 21-43, том 2). Доводы административного истца о незаконном использовании шрифта при изготовлении буклетов, плаката в рамках предвыборной кампании судом проверены и не нашли своего подтверждения. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Сакеевым О.Е. и <данные изъяты> заключен лицензионный договор № о предоставлении неисключительных прав на использование определенным образом и в определенных пределах шрифтов Proxima Nova Extra Condensed Bold и иных шрифтов семейства Proxima Nova (л.д. 236-241, том1). Данный лицензионный договор является действующим, доказательств его оспаривания в материалы дела не представлено. В качестве документов, подтверждающих оплату по лицензионному договору, представлен счет № от ДД.ММ.ГГГГ и копия платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 242, 243, том 1). Выводы специалиста ФИО31. в заключении специалиста № от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного <данные изъяты>, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в открытом доступе в сети «Интернет» компанией <данные изъяты> предлагается к приобретению право на приобретение шрифтов семейства Proxima Nova, которая также сообщает о наличии необходимых лицензий на право их продажи. В заключении специалиста ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> указаны только сведения о разработчике шрифта и его официальном сайте. Однако это не означает, что предложения о приобретении шрифтов не могут быть сделаны от имени организаций, имеющих лицензионные соглашения с их разработчиком. Доказательств обратного суду не представлено, сведения о запрете продажи шрифтов иными организациями заключение специалиста не содержит. Использование административным ответчиком символики Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» подтверждается Положением о порядке использования наименования и символики Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», утвержденным решением Президиума Генерального Совета Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от 30.01.2008, в соответствии с пунктом 5.1 которого кандидаты, выдвинутые партией и ее структурными подразделениями в органы местного самоуправления, получают право на использование символики в период избирательных кампаний (л.д. 12-20, том 2). Доводы административного истца относительно использования в агитационном буклете административного ответчика изображения образа символа города – стелы «Ладья» (или «Вазовская ладья»), расположенной в центре кольцевой развязки <адрес>, с нарушением требований действующего законодательства, суд находит необоснованными по следующим основаниям. Административный истец считает, что печатные агитационные материалы Сакеева О.Е. содержат переработанное изображение скульптуры, автором которой является ФИО33 Для использования изображения ладьи, по мнению административного истца, требуется разрешение от правообладателя объекта интеллектуальной собственности. В качестве доказательства своих доводов административным истцом представлено заключение специалиста № от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленное <данные изъяты>, из которого следует, что графические изображения в виде рисунка ладьи к иллюстрациям 3-4 относятся к логотипу «ЛАДЬЯ». Вместе с тем указанный вывод специалиста ФИО32. не подтверждает доводы административного истца относительно сходства переработанного изображения скульптуры, автором которой является ФИО34, с изображением ладьи в печатных агитационных материалах административного ответчика. Заключение специалиста по указанному вопросу не содержит в себе какого-либо обоснования, ссылок на документы, подтверждающие такие выводы. В опровержение вышеуказанных доводов административным ответчиком в материалы дела представлен лицензионный договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО35 и Сакеевым О.Е., о получении права на использование произведения графики, созданной творческим трудом ФИО20 в качестве дизайнера. Согласно условий указанного договора произведением является изображение ладьи (л.д. 18-20, том 2). Доказательств недействительности указанного договора в материалы дела не представлено и никем не опровергнуто. В пункте 89 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что использование произведения науки, литературы и искусства любыми способами, как указанными, так и не указанными в подпунктах 1 - 11 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ, независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, допускается только с согласия автора или иного правообладателя, за исключением случаев, когда ГК РФ допускается свободное использование произведения. Установленное п. 1 ст. 1276 ГК РФ свободное использование произведений изобразительного искусства, к каковым в силу пункта 1 статьи 1259 ГК РФ относится и скульптура, или фотографическое произведение, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, путем воспроизведения и распространения изготовленных экземпляров ограничено случаями, когда изображение произведения является основным объектом использования или изображение произведения используется в целях извлечения прибыли. При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что стела «Вазовская ладья» относится к произведению, постоянно находящемуся в месте, открытом для свободного посещения. Графическое изображение произведения в виде Ладьи не является основным объектом использования и указанное изображение не используется в целях извлечения прибыли. Следовательно, использование спорного графического изображения в печатном агитационном материале в порядке ст. 1276 ГК РФ допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения. Таким образом, изучив доводы сторон, представленные документы и доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях кандидата Сакеева О.Е. нарушений законодательства об интеллектуальной собственности. В соответствии со ст. 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случае, если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными. Судом оснований для отмены регистрации Сакеева О.Е. в качестве кандидата в депутаты Думы городского округа Тольятти восьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 не установлено. При указанных обстоятельствах административные исковые требования Баталиной М.В. удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 239 – 244 КАС РФ, суд р е ш и л: Административные исковые требования Баталиной Марины Владимировны к Сакееву Олегу Евгеньевичу об отмене регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы городского округа Тольятти восьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 – оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в течение 5 дней со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд г. Тольятти. Судья подпись Е.Я. Михеева В окончательной форме решение изготовлено 29.08.2023 года. Судья подпись Е.Я. Михеева <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>и |