ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1052/20 от 12.08.2020 Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2а-1052/2020 (52RS0006-02-2020-000479-65)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сормовский районный суд города Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Чернобровина В.Н., при секретаре Волковой С.В., с участием представителя административного истца Новиковой Е.В., представителя административных ответчиков администрации г.Н.Новгорода, Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г.Н.Новгорода - Болдиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Куликова Алексея Владимировича к администрации г.Н.Новгорода, Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г.Н.Новгорода, Гладышевой Ольге Александровне и Захаровой Нине Викторовне о признании незаконным решения, суд

Установил:

Административный истце обратился с требованиями о признании незаконными решений об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером в собственности от 05.12.2019 (исх.) и 11.02.2020 (исх. ).

В обосновании заявленных требований указал, что 04.07.2017 между администрацией города Н.Новгорода и Новиковой Е.В. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером (далее по тексту земельный участок). 16.07.2019 зарегистрирован переход прав и обязанностей по договору аренды от 04.07.2017 от Новиковой Е.Н. к Куликову А.В. В границах данного земельного участка находиться жилой дом, принадлежащий на праве собственности Куликову А.В. Куликов А.В. 06.11.2019 обратился в комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г.Н.Новгорода (далее по тексту КУГИиЗР) с заявлением о предоставлении в собственность на праве выкупа земельного участка. 05.12.2019 (исх.) и.о. первого заместителя председателя КУГИиЗР Гладышева О.А. отказала Куликову А.В. в предоставлении в собственность земельного участка в связи с тем, что данный земельный участок расположен в границах зоны санитарной охраны водозаборов (2 пояс), (подающих воду из поверхностного источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения - Чебоксарское водохранилище: р.Ока, р.Волга).

15.01.2020 Куликов А.В. вновь обратился в КУГИиЗР с заявлением о предоставлении в собственность на праве выкупа земельного участка. 11.02.2020 (исх. ) первый заместитель председателя КУГИиЗР Захарова Н.В. отказала Куликову А.В. в предоставлении в собственность земельного участка в связи с тем, что данный земельный участок расположен в границах зоны санитарной охраны водозаборов (далее по тексту ЗСО) (2 пояс), (подающих воду из поверхностного источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения - Чебоксарское водохранилище: р.Ока, р.Волга).

Административный истец считает, что данные решения незаконны, т.к. земельный участок не расположен в границах зоны санитарной охраны водозаборов (2 пояс), (подающих воду из поверхностного источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения - Чебоксарское водохранилище: р.Ока, р.Волга) и предусмотренных законом оснований для вынесения решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка не имелось.

Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Гладышева О.А. и Захарова Н.В.

Административный истец, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился.

Представитель административного истца в судебном заседании поддержал заявленные сведения, сообщил, что согласно ответу Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 18.12.2019 земельный участок с кадастровым номером находится в границах 3 пояса ЗСО. Указанное по мнению представителя административного истца не является препятствием в предоставлении в собственность данного земельного участка.

Представитель административных ответчиков администрации г.Н.Новгорода и КУГИиЗР в судебном заседании возражала относительно заявленных требований и пояснила, что согласно плана города Нижнего Новгорода, предоставленного департаментом градостроительного развития и архитектуры администрации г.Н.Новгорода земельный участок находится в границах 2 зоны ЗСО и не может быть предоставлен в собственность. Административным ответчиком градостроительный план г.Н.Новгорода в данной части не оспорен.

Административные ответчики Гладышева О.А. и Захарова Н.В., извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области, привлеченное судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица, извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку в судебное заседание представителя не обеспечило, представили письменный отзыв, согласно которому земельный участок в соответствии с приказом от 09.07.2018 Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области находиться во 2 поясе ЗСО для водозабора водопроводной станции ПАО «Завод «Красное Сормово».

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ст.39.2 Земельного кодекса РФ (далее по тексту ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Согласно постановления администрации г.Н.Новгорода от 04.12.2017 № 5866 "Об утверждении Положения о комитете по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода" комитет осуществляет полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом города Нижнего Новгорода (далее - муниципальное имущество, муниципальная собственность), в том числе по приватизации объектов муниципальной собственности, управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, находящимися в границах муниципального образования города Нижнего Новгорода, собственность которых не разграничена, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Нижегородской области (далее - земельные ресурсы города), а также осуществляет иные полномочия, возложенные на комитет. Комитет осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом и земельными ресурсами города в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления города, выступает продавцом муниципального имущества. Заключает договоры аренды, безвозмездного пользования и иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества. Заключает от имени администрации города (на основании доверенности) договоры аренды земельных участков, договоры безвозмездного пользования, договоры о размещении объектов, отнесенных к видам объектов, указанным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300, договоры безвозмездной передачи в собственность земельных участков многодетным семьям, договоры купли-продажи земельных участков, соглашения об установлении сервитутов, ведет учет заключенных договоров и соглашений.

Согласно ч.5 ст.39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Согласно п.6 ст.39.16 ЗК РФ Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если, указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

Согласно ч.2, п.14 ч.5 ст.27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Согласно приказу №215пр от 31.12.2019 председателя комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г.Н.Новгорода первый заместитель председателя наделен правом подписывать ответы на обращения граждан.

Согласно ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.

Согласно ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Судом установлено, что 04.07.2017 между администрацией города Н.Новгорода и Новиковой Е.В. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером

16.07.2019 в Росреестре зарегистрирован переход прав и обязанностей по договору аренды от 04.07.2017 от Новиковой Е.Н. к Куликову А.В.

06.11.2019 Куликов А.В. обратился в КУГИиЗР с заявлением о предоставлении в собственность на праве выкупа земельного участка.

Согласно ответу Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области земельный участок в соответствии с приказом от 09.07.2018 находиться во 2 поясе ЗСО для водозабора водопроводной станции ПАО «Завод «Красное Сормово».

Согласно градостроительного плана города Нижнего Новгорода, предоставленного департаментом градостроительного развития и архитектуры администрации г.Н.Новгорода земельный участок находится в границах 2 зоны ЗСО.

Согласно градостроительному заключению по земельному участку с кадастровым номером земельный участок находится частично во 2 зоне ЗСО, частично в 3 зоне ЗСО для водозабора водопроводной станции ПАО «Завод «Красное Сормово».

05.12.2019 (исх.) и.о. первого заместителя председателя КУГИиЗР Гладышева О.А. отказала Куликову А.В. в предоставлении в собственность земельного участка в соответствии с п.6 ст.39.16, п.14 ч.5 ст.27 ЗК РФ, в связи с тем, что данный земельный участок расположен в границах зоны санитарной охраны водозаборов (2 пояс), (подающих воду из поверхностного источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения - Чебоксарское водохранилище: р.Ока, р.Волга).

15.01.2020 Куликов А.В. вновь обратился в КУГИиЗР с заявлением о предоставлении в собственность на праве выкупа земельного участка.

11.02.2020 (исх. ) первый заместитель председателя КУГИиЗР Захарова Н.В. отказала Куликову А.В. в предоставлении в собственность земельного участка в соответствии с п.6 ст.39.16, п.14 ч.5 ст.27 ЗК РФ в связи с тем, что данный земельный участок расположен в границах зоны санитарной охраны водозаборов (далее по тексту ЗСО) (2 пояс), (подающих воду из поверхностного источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения - Чебоксарское водохранилище: р.Ока, р.Волга).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что заявления административного истца рассмотрены надлежащим лицом и в установленные законом сроки.

При рассмотрении заявлений административного истца административным ответчиком установлено наличие ограничений на оборот данных земельных участков, предусмотренных п.14 ч.5 ст.27 ЗК РФ. При этом правовые основания для наложения данных ограничений (приказ Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области земельный участок от 09.07.2018, градостроительный план города Нижний Новгород) лицами, чьи права затрагиваются данными нормативно-правовыми актами оспорены не были. При установлении наличия ограничений на оборот данного земельного участка административным истцом правомерно принято решение в соответствии с п.6 ст.39.16 ЗК РФ об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером в собственность.

При этом суд отмечает, что административные истцы не лишены права повторно обратиться к ответчикам с целью предоставления земельного участка с кадастровым номером 52:18:0010382:66 в собственность.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Куликова Алексея Владимировича к администрации г.Н.Новгорода, Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г.Н.Новгорода, Гладышевой Ольге Александровне и Захаровой Нине Викторовне о признании незаконным решений об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером в собственности от 05.12.2019 (исх.) и 11.02.2020 (исх. ), отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Сормовский районный суд г.Н.Новгород в срок, не превышающий 1 месяц со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.Н.Чернобровин