Дело №2а-1053/2019
УИД: 61RS0013-01-2019-001663-25
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 октября 2019 г. г. Гуково Ростовской области
Гуковский городской суд Ростовской области
в составе: председательствующего судьи И.Г. Петриченко
при секретаре Волобуевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности и об обязании осуществить государственную регистрацию права,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском, ссылаясь на то, что в соответствии с постановлением № от 19.01.1993 «О закреплении земельных участков под гаражами в гаражном кооперативе «Нива» в пожизненное наследуемое владение», постановлением № от 26.02.2008 «Об инвентаризации по гаражно-строительному кооперативу «Нива» он является законным владельцем земельного участка с кадастровым №, площадью 24 кв.м, расположенного по <адрес>, на праве пожизненного наследуемого владения. 28.03.2019 административный истец обратился к ответчику с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок. 05.07.2019 получил отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области № в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым №, площадью 24 кв.м, расположенный по <адрес>. Основанием к отказу послужило то, что согласно постановлению № в первоначальной редакции информация о предоставлении земельного участка ФИО1 отсутствовала, других документов, устанавливающих права ФИО1 на указанный земельный участок, не представлено. По мнению административного истца, отказ является незаконным, нарушающим его права. Административный истец просит суд признать незаконным решение административного ответчика от 05.07.2018 № об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым №, площадью 24 кв.м, расположенный по <адрес>, обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный земельный участок за ФИО1 на основании заявления от 28.03.2019 и представленных документов.
В судебное заседание административный истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, указанным в исковом заявлении, просила удовлетворить, при этом уточнила, что просит признать незаконным решение административного ответчика от 05.07.2019 №, в исковом заявлении ошибочно указано «от 05.07.2018».
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.
Представители заинтересованных лиц – Департамента имущественных отношений г. Гуково, Гаражного кооператива «Нива» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в соответствии с ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, изучив материалы дела, суд считает, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14 Федерального закона 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Согласно части 4 статьи 18 указанного Федерального закона 13.07.2015 № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, в том числе документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В судебном заседании установлено, что 28.03.2019 в Межмуниципальный отдел по городам Гуково, Зверево Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области с заявлением об осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 26 кв.м с кадастровым №, расположенный по <адрес>, обратилась ФИО2, представляющая интересы ФИО1
В качестве документов, являющихся основанием для осуществления государственной регистрации права, заявителем были представлены архивная выписка от 29.11.2018 б/н из постановления администрации г. Гуково Ростовской области от 26.02.2008 № «Об инвентаризации по гаражно – строительному кооперативу «Нива», доверенность от 28.11.2018 на представление интересов ФИО1, чек – ордер об оплате госпошлины.
Уведомлением государственного регистратора от 08.04.2019 осуществление действий по государственной регистрации права приостановлено до 05.07.2019, ФИО1 предложено предоставить документы, подтверждающие возникновение права.
В соответствии с п.3 ч. 1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218 «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
При проведении правовой экспертизы государственным регистратором установлено, что согласно п.1101 приложения № к постановлению от 19.01.1993 № в редакции постановления от 26.02.2008 № за ФИО1 закреплен земельный участок с кадастровым №, общей площадью 28 кв.м по <адрес>. Согласно сведениям Государственного кадастра недвижимости, данный земельный участок является ранее учтенным, сведения о правах отсутствуют. Земельный участок поставлен на кадастровый учет 24.11.2005, т.е. до издания постановления от 26.02.2008 №. Согласно постановлению от 19.01.1993 № в его первоначальной редакции, информация о предоставлении указанного земельного участка ФИО1 отсутствовала. Других документов, устанавливающих права ФИО1 на данный земельный участок не представлены.
В связи с имеющимися противоречиями государственным регистратором были сделаны соответствующие запросы в Департамент имущественных отношений г. Гуково, органы технической инвентаризации, председателю ГСК «Нива».
На основании ч.ч.1,2,3 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218 «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В ответе от 11.04.2019 Департамент имущественных отношений г. Гуково Ростовской области указал, что ФИО1 был включен в приложение № (п. 1101) к постановлению Мэра г. Гуково от 26.05.2008 № "Об инвентаризации по гаражно-строительному кооперативу «Нива» как фактический пользователь земельного участка с кадастровым №. Документы-основания, подтверждающие переход права на земельный участок к ФИО1 отсутствуют.
Как следует из ответа отдела архитектуры администрации г. Гуково от 10.04.2019, постановление администрации г. Гуково от 29.12.2018 г. № «О присвоении адреса земельному участку: <адрес> принято на основании представленных заявителем документов, в том числе полученных путем межведомственного запроса МФЦ.
Согласно ответу ГСК «Нива», ФИО1 является членом данного гаражного кооператива с 2007 года, имеет гараж №, сведения о предоставлении земельного участка ФИО1 отсутствуют.
В ответе архивного сектора администрации г. Гуково от 24.09.2019 указано, что приложение к постановлению администрации г. Гуково от 19.01.1993 № не содержит сведений о закреплении земельных участков под гаражами в гаражном кооперативе «Нива» в пожизненное наследуемое владение за ФИО1
Согласно ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона, в частности в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Рассмотрев представленные дополнительные документы, и учитывая, что документы, необходимые для осуществления государственной регистрации права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым № не были представлены, Управление Росреестра сообщением от 05.07.2019 № отказало ФИО1 в государственной регистрации права на указанный земельный участок ввиду непредставления необходимых для государственной регистрации документов.
В рассматриваемом случае основанием для приостановления, а в последующем отказа в государственной регистрации права явилось отсутствие документов, подтверждающих предоставление административному истцу земельного участка с кадастровым №.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований, поскольку оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации принято с соблюдением положений Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и прав и законных интересов административного истца не нарушает. Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что, действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области об отказе в государственной регистрации права по заявлению представителя ФИО1 – ФИО2 носили правомерный и обоснованный характер, являются законными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного иска ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о признании незаконным решения от 05.07.2019 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Гуковский городской суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья И.Г. Петриченко
Решение в окончательной форме изготовлено 01.11.2019.