ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1053/2018 от 13.02.2018 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2А-1053/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 февраля 2018 года г. Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Перченко Н.Л.,

при секретаре Персидской А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кулешова Антона Вячеславовича о признании незаконным отказа Филиала «Распределительные Сети» ПАО «Сахалинэнерго» в согласовании строительства ИЖС на земельном участке с кадастровым номером в соответствии со схемой расположения ИЖС, возложении обязанности согласовать строительство в охранной зоне в соответствии со схемой расположения ИЖС на земельном участке с кадастровым номером ,

установил:

Кулешов А.В. обратился в Южно-Сахалинский городской суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в его обоснование привёл следующие обстоятельства.

Административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по <адрес>. Намереваясь осуществить строительство жилого дома на данном участке, Кулешовым А.В. был получен градостроительный план земельного участка, согласно которому, земельный участок частично находится в охранной зоне ЛЭП. Кулешовым А.В. в Филиал «Распределительные Сети» ПАО «Сахалинэнерго» неоднократно направлялись заявления о согласовании строительства ИЖС в охранной зоне ЛЭП, на которые были получены отказы. Административный истец полагает данные отказы незаконными, поскольку действующее законодательство не содержит безусловных запретов на осуществление индивидуального жилого строительства в охранных зонах ЛЭП, административный истец намерен осуществить строительство таким образом, что оно не повлечет нарушения функционирования объектов электросетевого хозяйства, а кроме того, земельный участок истца был сформирован еще в 1992 году с разрешенным использованием для строительства индивидуального жилого дома.

Административный истец просит суд: признать незаконным отказ Филиала «Распределительные Сети» ПАО «Сахалинэнерго» в согласовании строительства ИЖС на земельном участке в соответствии со схемой расположения ИЖС; обязать Филиал «Распределительные Сети» ПАО «Сахалинэнерго» согласовать строительство в охранной зоне в соответствии со схемой расположения ИЖС на земельном участке с кадастровым номером .

Определением суда от 11.12.2017 года к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечено ПАО «Сахалинэнерго».

В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования по изложенным в административном иске основаниям.

Представитель ПАО «Сахалинэнерго» Романова Е.В. в судебном заседании против удовлетворения административного искового заявления возражала, полагала, что отказ в согласовании административный ответчик не выразил, наоборот, согласовал Кулешову А.В. строительство индивидуального жилого дома при условии соблюдения собственником земельного участка установленных ограничений.

Представитель Филиала «Распределительные Сети» в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещён.

Руководствуясь статьёй 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд считает возможным рассмотреть данное дело по существу в отсутствие не явившегося лица.

Выслушав доводы Кулешова А.В., возражения представителя ПАО «Сахалинэнерго», исследовав имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении административного искового заявления надлежит отказать.

Данный вывод основан на следующих обстоятельствах, доказательствах и законоположениях.

Согласно норме статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу закона необходимым условием для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов гражданина оспариваемым решением, действием (бездействием).

При этом, бремя доказывания нарушения своих прав лежит на административном истце.

Из материалов административного дела суд установил, что Кулешов Антон Вячеславович является собственником земельного участка общей площадью 2000 квадратных метров с кадастровым номером , участок расположен по адресу: <адрес>, относится к категории земель «земли населённых пунктов», его разрешённое использование - строительство индивидуального жилого дома.

16 июня 2017 года административный истец обратился в ПАО «Сахалинэнерго» с просьбой согласовать строительство индивидуального жилого дома, имеющего размеры 13,4 м х 14,8 м, 1-й этаж + мансарда, высота в коньке 7,4 м.

Из ответа Филиала «Распределительные Сети» ПАО «Сахалинэнерго» от 13.07.2017 года следует, что строительство индивидуального жилого дома по вышеуказанному адресу не согласовывает в связи с тем, что по земельному участку проходит воздушная ЛЭП ВЛ 220 кВ; строительство дома возможно при соблюдении охранной зоны ВЛ-220 кВ - 25 метров в обе стороны.

26 июля 2017 года Кулешов А.В. вновь обратился к административному ответчику с аналогичным требованием, дополнительно указав, что сама ЛЭП ВЛ-220 кВ непосредственно над земельным участком проходит только в северо-западном углу участка, затрагивая 30-50 квадратных метров, где не планируется размещение истцом каких-либо объектов, а в случае обрыва линии, владелец земельного участка каких-либо претензий к энергоснабжающей организации иметь не будет.

В ответе от 01 августа 2017 года Кулешову А.В. было разъяснено, что в силу пункта 8 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 160, в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства. В соответствии с п.2.5.217 Правил устройства электроустановок (Приказ Минэнерго РФ от 20.05.2003 года № 187), расстояние по горизонтали от крайних проводов вновь сооружаемых высоковольтных линий до границ приусадебных земельных участков, индивидуальных домов должно быть не менее расстояний, установленных для охранных зон ВЛ соответствующего напряжения. Строительство жилого дома в охранной зоне воздушной линии электропередач 220 кВ приведёт к нарушению действующего законодательства, в связи с чем, такое согласование невозможно.

04 августа 2017 года Кулешов А.В. снова обратился с заявлением к административному ответчику, полагая, что указанные последним нормы содержат требования к проектированию и монтажу вновь возводимых высоковольтных линий, тогда как в рассматриваемом вопросе имеет место быть уже возведённая высоковольтная линия и земельный участок, находящийся в собственности граждан ещё с 90-х годов.

Как следует из содержания ответа от 28 августа 2017 года, ПАО «Сахалинэнерго» согласовал Кулешову А.В. расположение жилого дома на земельном участке, частично находящегося в охранной зоне ВЛ 220 кВ, при условии, что расстояние по горизонтали от крайних проводов ВЛ 220 кВ при не отклонённом их положении до ближайших выступающих частей дома будет составлять не менее 25 метров.

Установив по делу юридически значимые обстоятельства суд считает, что обжалуемое решение административного ответчика является правомерным.

В соответствии с положениями статьи 89 Земельного кодекса РФ землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства суд установил, что административный ответчик ПАО «Сахалинэнерго» на законных основаниях владеет воздушными линиями электропередач: ПС «Углезаводская» - ПС «Южно-Сахалинская» и ПС «Луговая» - ПС «Ново-Александровка», напряжением 220 кВ и 35 кВ, соответственно.

Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160, определен порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а также перечислены особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов.

Согласно пункту 2 Правил, в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.

В соответствии с пунктом 8 Правил, в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.

Согласно пункту 9 Правил, в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.

На основании подпункта «а» пункта 10 вышеназванных Правил, в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.

В пункте 12 Правил разъяснено, что отказ в согласовании действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 Правил, допускается, если осуществление соответствующих действий нарушает требования, установленные нормативными правовыми актами, и может повлечь нарушение функционирования соответствующих объектов электросетевого хозяйства. Отказ должен быть мотивированным и содержать ссылки на положения нормативных правовых актов, которые будут нарушены вследствие производства заявителем соответствующих работ (осуществления соответствующих действий).

Из условий Приложения к указанным Правилам следует, что охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи напряжением 220 кВ в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при не отклонённом их положении на расстоянии 25 метров, а при наличии высоковольтной линии напряжением 35 кВ – 15 метров.

Из дела видно, что земельный участок, на котором Кулешовым А.В. предполагается строительство индивидуального жилого дома, частично находится в границах охранной зоны ЛЭП.

Как следует из последнего ответа административного ответчика, ПАО «Сахалинэнерго» согласовало административному истцу расположение жилого дома на земельном участке, частично находящегося в охранной зоне высоковольтных линий, под условием, что расстояние по горизонтали от крайних проводов ВЛ 220 кВ при не отклонённом их положении до ближайших выступающих частей дома будет составлять не менее 25 метров.

Исходя из приведённых положений нормативно-правовых актов, размещение объектов капитального строительства в границах охранной зоны воздушных линий электропередачи возможно лишь при условии соблюдения установленных ограничений.

Поскольку при запланированном Кулешовым А.В. размещении индивидуального жилого дома будут нарушены указанные выше императивные предписания, суд полагает, что согласование строительства, с учетом указанных административным истцом параметров индивидуального жилого дома, недопустимо. Оспариваемое решение было принято административным ответчиком в пределах его компетенции и основано на действующих правовых нормах, следовательно, требования Кулешова А.В. удовлетворению не подлежат.

Утверждение административного истца о том, что указанные Правила не содержат прямого запрета на осуществление строительства в охранной зоне ЛЭП, поэтому такое строительство возможно, является ошибочным, основанным на неверном толковании вышеприведённых норм. Доводы административного истца о том, что планируемое им строительство дома не нарушит безопасной работы объектов электросетевого хозяйства, не создаст препятствий для доступа к этим объектам в случае возникновения аварийной ситуации, правового значения по делу не имеют.

Статья 4 Кодекса административного судопроизводства РФ закрепляет право каждого заинтересованного лица на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.

Таким образом, условием удовлетворения административного иска является установленное в ходе судебного разбирательства нарушение того или иного права, законного интереса, принадлежащих гражданину. При рассмотрении настоящего административного дела суд не установил нарушений прав/законных интересов Кулешова А.В. со стороны административных ответчиков.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Кулешова Антона Вячеславовича о признании незаконным отказа Филиала «Распределительные Сети» ПАО «Сахалинэнерго» в согласовании строительства ИЖС на земельном участке с кадастровым номером в соответствии со схемой расположения ИЖС, возложении обязанности согласовать строительство в охранной зоне в соответствии со схемой расположения ИЖС на земельном участке с кадастровым номером , - отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 20 февраля 2018 года.

Председательствующий судья Н.Л.Перченко