РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Г.. Тулун 20 июля 2020 г.
Тулунский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи – Татаринцевой Е.В.,
при секретаре – Пласкеевой Е.Л.,
с участием:
административного истца – ФИО1,
представителя административного истца – адвоката Рязанцевой Е.Н., действующей на основании доверенности *** от ...... сроком действия ...... года,
представителя административного ответчика – ФИО2, действующей на основании доверенности от ......*** сроком действия по ......,
заинтересованных лиц – ФИО3, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1054/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации городского округа муниципального образования – «город Тулун» о признании постановления мэра округа об отмене уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке незаконным,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа муниципального образования – «город Тулун» (далее – администрация г. Тулуна) о признании постановления мэра округа об отмене уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке незаконным.
В обоснование заявленных административных исковых требований она указала, что на основании свидетельства о государственной регистрации права *** от ...... являлась собственном квартиры в двухквартирном жилом доме по адресу: ****, общей площадью .......... кв.м, кадастровый номер ***.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права *** от ...... она являлась собственником земельного участка, расположенного под этой квартирой, общей площадью .......... кв.м, кадастровый номер ***.
В ...... г. ею была произведена реконструкция данной квартиры (пристроены коридор, санузел и кухня), в результате чего площадь квартиры составила .......... кв.м.
...... она заключила договор купли-продажи указанной квартиры с Ш-выми. При регистрации перехода права собственности ...... была зарегистрирована ипотека в силу закона сроком действия до полного расчёта за продаваемую квартиру. ...... было подписано дополнительное соглашение. Денежные средства за проданную квартиру перечислены ей ......
При этом ...... она обратилась в администрацию г. Тулуна с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
...... административным ответчиком ей выдано уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке ***.
...... мэром городского округа г. Тулуна вынесено постановление ***, которым отменено решение о выдаче указанного уведомления от ......
В этот же день, ......, она обратилась в суд с иском о признании сделки купли-продажи квартиры недействительной. Решением суда в удовлетворении её исковых требований было отказано.
В связи с бездействием администрации г. Тулуна она не имела возможности своевременно привести в порядок все правоустанавливающие документы на квартиру, которая была реконструирована до момента отчуждения.
Просила: признать постановление мэра городского округа об отмене уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке незаконным.
Определением Тулунского городского суда Иркутской области от ...... в порядке подготовки к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц были привлечены ФИО3 и ФИО4 (л.д. ..........).
Определением Тулунского городского суда Иркутской области от ...... г. от ФИО1 было принято уточнённое административное исковое заявление, в котором она просила: признать постановление мэра городского округа об отмене уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ......*** и от ......*** незаконным (л.д. ..........).
В судебном заседании административный истец ФИО1 требования административного иска поддержала в полном объёме.
Представитель административного истца – адвокат Рязанцева Е.Н. требования административного иска также поддержала. Суду пояснила, что ......ФИО1 в администрацию г. Тулуна было подано уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, так как квартира, которую она продала, была реконструирована, поэтому площадь изменилась. Она решила, что заключила договор в спешке, под давлением. ...... административному истцу за квартиру были перечислены денежные средства. Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке истцу было выдано ...... Уведомление – это не нормативный акт, мэр города не мог его отменить. Постановлением от ...... было вынесено через полгода, когда все сроки были пропущены.
Представитель административного ответчика ФИО2 требования административного иска не признала. Суду пояснила, что административный истец подал уведомление о реконструкции жилого дома, а не многоквартирного дома, однако у неё в собственности была квартира, а не индивидуальный жилой дом. ...... была совершена сделка купли-продажи квартиры. ...... было подано уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. ......ФИО1 повторно подала заявление, но с ...... собственниками квартиры являются Ш-вы. Заявления ФИО1 рассматривались специалистом Герасимович, которая сейчас не работает. Первое уведомление выдали с ошибкой, во втором уведомлении эту ошибку нашли. ...... к ним поступило требование прокурора о предоставлении информации. Квартира, расположенная в доме блокированной застройки, не является самостоятельным объектом недвижимости. Поскольку на момент выдачи уведомлений ФИО1 не являлась собственником земельного участка и жилого дома, то уведомления были выданы ей ошибочно.
В возражениях на административное исковое заявление администрация г. Тулуна указала, что формами работы администрации города являются: издание её должностными лицами правовых актов, дача указаний, поручений, проведение совещаний и заседаний, другие формы согласно распоряжениям мэра города.
Мэр города даёт указания, поручения вице-мэру, заместителям мэра города, руководителям структурных подразделений и иным должностным лицам администрации города. Все указания и поручения должностных лиц (включая вице-мэра) могут быть отменены лицом, их давшим, или мэром города.
...... в ходе рассмотрения требования Тулунского межрайонного прокурора о выдаче двух разных уведомлений о соответствии/не соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по адресу: ****, было установлено, что уведомление о соответствии указанного в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, зарегистрированное ......***, было выдано ошибочно, так как упрощённая процедура согласования органами власти реконструкция объектов предусмотрена ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации только в отношении садовых домов и объектов индивидуального жилищного строительства. Квартира, расположенная в блокированной застройке, не является самостоятельным объектом недвижимости. Уведомление о не соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекте индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, зарегистрированного ......***, было выдано ошибочно, так как ФИО1 на момент подачи заявления не являлась собственником земельного участка и квартиры по адресу: ****. При подаче заявления ФИО1 приложила к заявлению копию свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок по адресу: ****, хотя с ...... не являлась собственником данного участка, как этого требует ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно представленным сведениям право собственности на земельный участок по адресу: ****, с ...... перешло к ФИО5.
Указанные уведомления о соответствии и о несоответствии были подписаны заместителем мэра городского округа – председателем Комитета ЖКХ Н. на основании доверенности от ......***.
На основании изложенного, и в соответствии с Положением об администрации городского округа, утверждённым решением Думы муниципального образования – «город Тулун» от ......*** ст. ст. .......... Устава городского округа было принято постановление от ......*** об отмене уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, жилого дома установленным параметрам и допустимости размещения индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ......*** и постановление администрации городского округа от ......*** об отмене уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ......***.
Просила в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Заинтересованное лицо ФИО4 требования административного иска не признала, пояснив, что их дом утонул. Они купили квартиру у административного истца и полгода судятся. Когда они рассматривали варианты покупки дома, им не сообщили, что административный истец обратилась в администрацию города и меняет площадь квартиры. Она узнала это, когда подала заявление, чтобы узаконить самовольную постройку. ФИО1 хочет получить за пристрой деньги. По данному вопросу она обращалась с заявлением в прокуратуру.
Заинтересованное лицо ФИО3 требования административного иска также не признал, пояснив, что если судом рассматривается законность отмены уведомлений, то почему не рассматривается законность подачи заявлений ФИО1
Выслушав стороны, представителей сторон, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В определении от 28 июня 2018 г. № 1656-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации действует во взаимосвязи с частью 11 этой же статьи, возлагающей обязанность доказывания названного в оспариваемом пункте обстоятельства на лицо, обратившееся в суд. Такое распределение бремени доказывания по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, обусловлено принципом состязательности административного судопроизводства и характером спорных отношений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2017 г. № 725-О, от 18 июля 2017 г. № 1750-О, от 26 октября 2017 г. № 2485-О и от 24 апреля 2018 г. № 1089-О).
Пунктом 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях муниципальных, городских округов.
В соответствии с п. 5.1 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55, настоящего Кодекса, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений.
В силу ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения:
1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);
2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;
4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);
6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;
7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;
8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;
9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.
К уведомлению о планируемом строительстве, согласно ч. 3 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, прилагаются:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика;
3) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо;
4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного части 5 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома включает в себя описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, цветовое решение их внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также описание иных характеристик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, включая фасады и конфигурацию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Согласно ч. 7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Как указано в ч. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
В соответствии с ч. 11 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, или сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок. В случае направления застройщику такого уведомления по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 10 настоящей статьи, обязательным приложением к нему является уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Частью 13 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что получение застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления либо ненаправление указанными органами в срок, предусмотренный частью 7 или пунктом 3 части 8 настоящей статьи, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке считается согласованием указанными органами строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Данное право сохраняется при переходе прав на земельный участок и объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 – 3 части 21.1 ст. 51 настоящего Кодекса. При этом направление нового уведомления о планируемом строительстве не требуется.
Согласно п. 39 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектом индивидуального жилищного строительства признаётся отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации
Жилым домом в соответствии с ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации признается индивидуально-определённое здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой является структурно-обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком обособленном помещении (ч. 3 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Многоквартирным домом признаётся совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством (п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 (далее – Положение ль 28 января 2006 г. № 47)).
Садовым домом является здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании (п. 5(1) Положения от 28 января 2006 г. № 47).
В соответствии с п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами (п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права (ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 217-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Пунктом 1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) от ...... № *** усматривается, что административный истец ФИО1 в период с ...... по ...... являлась собственником жилого помещения по адресу: **** (л.д. ..........).
...... между ФИО1 и ФИО3, ФИО4, действующей от себя и как законный представитель своих несовершеннолетних детей, Ш., родившегося ......, и Ш.М., родившегося ......, был заключен договор купли-продажи квартиры и земельного участка, расположенных по адресу: **** (л.д. ..........).
...... в ЕГРН зарегистрирован переход права собственности на указанную квартиру и земельный участок под ней от ФИО1 в общую долевую собственность: ФИО3, ФИО4 и их несовершеннолетних детей, Ш., родившегося ......, и Ш.М., родившегося ......, по .......... доли каждому (л.д. ..........).
Пунктом .......... договора было определено, что оплата стоимости земельного участка в размере 8 705 рублей произведена полностью за счёт собственных средств покупателей до подписания договора купли-продажи. Расчёт за квартиру производится финансовыми средствами в размере 3 391 295 рублей, которые перечисляются с лицевого счёта министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в виде социальной выплаты, выделяемой по свидетельству от ......***, выданному ФИО4
Право собственности на указанную квартиру и земельный участок возникает у покупателей с момента регистрации настоящего договора и регистрации перехода права собственности в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (п. ..........).
Дополнительным соглашением от ......, заключенным между ФИО1 и ФИО3, ФИО4, Ш. и Ш.М., было определено, что в случае растворения договора купли-продажи денежные средства в размере 3 381295 рублей возвращаются с бюджет Иркутской области, а сумма в размере 8 705 рублей, полученная за земельный участок, возвращается покупателям. Однако данное дополнительное соглашение в ЕГРП зарегистрировано не было. При этом дополнительное соглашение в ЕГРН не зарегистрировано (л.д. ..........).
Факт перечисления министерством социального развития, опеки и попечительства денежных средств за приобретённое Ш-выми жилое помещение ФИО1 не оспаривался. Более того, в административном иске она указала, что денежные средства были перечислены ей ......
......ФИО1 обратилась в администрацию г. Тулуна с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее – уведомление) по адресу: **** (л.д. ..........).
В разделе «Сведения о земельном участке» уведомления она указала, что земельный участок находится в её собственности. В разделе «Сведения о виде разрешённого использования земельного участка» она написала – для размещения малоэтажной жилой застройки. В разделе «Сведения об объекте капитального строительства» указала, что объект является индивидуальным жилым домом. К уведомлению она приложила: схему, копию своего паспорта и документы о праве собственности, в то время как переход права собственности на квартиру и земельный участок были зарегистрированы в ЕГРН (л.д. ..........).
На основании представленных документов ...... администрацией г. Тулуна ФИО1 было выдано уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участка *** (далее – уведомление о соответствии от ......***). Указанное уведомление о соответствии от ......*** подписано заместителем мэра городского округа – председателем Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Н. (л.д. ..........).
......ФИО1 обратилась к начальнику отдела архитектуры и градостроительства Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Тулуна с заявлением о подготовке градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: **** (л.д. ..........).
......ФИО1 подала в администрацию г. Тулуна повторное уведомление о планируемых строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (л.д. ..........).
В уведомлении она, как и раньше, она указала, что земельный участок по адресу: ****1, принадлежит ей на праве собственности. Разрешённым видом использования земельного участка является размещение малоэтажной жилой застройки. На данном участке находится объект индивидуального жилищного строительства. Целью уведомления является реконструкция объекта капитального строительства. К заявлению она приложила схему, копию своего паспорта и документы о праве собственности (л.д. ..........).
......ФИО1 было направление уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участка (далее – уведомление о несоответствии от ......***) (л.д. ..........).
В уведомлении о несоответствии от ......*** указано, что по результатам рассмотрения уведомления ФИО1 уведомляется о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке из-за несоответствия вида разрешённого использования земельного участка «для размещения дома малоэтажной застройки», так как согласно Правилам землепользования и застройки города Тулуна в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2) имеются следующие виды использования земельного участка: малоэтажная многоквартирная жилая застройка, для индивидуального жилищного строительства, блокированная жилая застройка. По данным ЕГРН зарегистрирован объект недвижимости – квартира, которая не является объектом индивидуального жилищного строительства согласно п. 39 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Уведомление о несоответствии от ......*** подписано заместителем мэра городского округа – председателем Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Н.
...... и.о. Тулунского межрайонного прокурора Б. в адрес мэра г. Тулуна было направлено требование о предоставлении информации о выдаче двух разных уведомлений о соответствии/несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (л.д. ..........).
Согласно ч. 4 ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации. Глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
Как указано в ч. 6 ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования (ч. 7 ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Положениями ч. 1 ст. 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
В силу ч. .......... Устава муниципального образования – «город Тулун» (далее – Устав) мэр города в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами области, настоящим Уставом и решениями Думы города, издаёт постановления мэра города, постановления мэра города по вопросам местного значения и по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органом местного самоуправления федеральными законами и законами иркутской области, а также распоряжения администрации города по вопросам организации работы администрации города.
Руководители органов администрации города издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесённым к их полномочиям настоящим Уставом (ч. .......... Устава).
Частью .......... Устава предусмотрено, что в случае противоречия действующему законодательству, настоящему Уставу, правовым актам Думы города, мэра города, администрации города правовых актов руководителей органов администрации города такие правовые акты могут быть отменены, изменены путём внесения изменений и дополнений, признаны утратившими силу принявшим их руководителем, в случае упразднения соответствующего органа администрации города либо изменения перечня полномочий соответствующего органа администрации города, руководителя органа администрации города – руководителем органа администрации города, к полномочиям которого на момент отмены, изменения или приостановления действия правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего правового акта, судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Иркутской области, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации, уполномоченным органом государственной власти Иркутской области.
Согласно п. .......... Положения об администрации городского округа муниципального образования – «город Тулун», являющегося приложением к решению Думы муниципального образования – «город Тулун» от ......*** (далее – Положение), в структуру администрации города входит аппарат администрации города, осуществляющий организационное и материально-техническое обеспечение деятельности мэра города и администрации города (л.д. ..........).
Отраслевые (функциональные) органы администрации города, обладающие правами юридического лица, действуют на основании Положений, утверждаемых Думой города в установленном порядке (п. .......... Положения)
Вице-мэр города, заместители мэра города и руководители отраслевых (функциональных) органов администрации города подчиняются мэру города (п. .......... Положения).
К полномочиям администрации города в соответствии с пп. .......... Положения относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
Контроль за деятельностью должностных лиц и структурных подразделений администрации города возложен на мэра города (п. .......... Положения).
Решением Тулунской городской территориальной избирательной комиссии от ......*** мэром городского округа муниципального образования – «город Тулун» был избран К. (л.д. ..........).
......К. вступил в должность мэра городского округа муниципального образования – «город Тулун» (л.д. ..........).
Из доверенности от ......***, подписанной мэром городского округа К., усматривается, что она выдана заместителю мэра городского округа – председателю Комитета по строительству и городскому хозяйству администрации городского округа Н. на право осуществления выдачи разрешений на строительство, разрешений на ввод в эксплуатацию, актов ввода в эксплуатацию объектов завершенных строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, перепланировкой и (или) переустройством, уведомлений о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости/или недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, ордеров на производство земляных работ, договоров на благоустройство, актов выбора земельных участков и ситуационных планов, схем благоустройства, решения на переустройство и перепланировку жилых помещений, а также подписывать акты выполненных работ, услуг. Срок действия доверенности по ...... (л.д. ..........).
Указанная доверенность зарегистрирована в Журнале выдачи доверенностей администрации г. Тулуна (л.д. ..........).
Постановлением администрации г. Тулуна от ......*** было отменено решение заместителя мэра городского округа – председателя Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа о выдаче уведомления о соответствии от ......***. В постановлении также указано о том, что данное уведомление о соответствии от ......*** считать недействительным (л.д. ..........).
Постановлением администрации г. Тулун от ......*** решение заместителя мэра городского округа – председателя Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа о выдаче уведомления о несоответствии от ......*** также было отменено. Постановление содержит указание о том, что уведомление о несоответствии от ......*** считать недействительным (л.д. ..........).
В письме ФИО1 от ......*** администрация г. Тулуна сообщила об отмене ранее принятых уведомлений о соответствии от ......*** и о несоответствии от ......*** с указанием, что основанием для отмены послужило то, что уведомление о планируемой реконструкции подаётся собственником земельного участка или уполномоченным представителем застройщика в случае, если уведомление о планируемой реконструкции направлено представляемом застройщика. При рассмотрении требования Тулунской межрайонной прокуратуры от ......*** было выявлено, что на момент подачи заявления в администрацию городского округа ФИО1 не являлась собственником земельного участка и квартиры, расположенных по адресу: **** (л.д. ..........).
Данное сообщение было получено ФИО1 лично ......, о чём имеется отметка на данном письме.
В силу ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Поскольку жилое помещение по адресу: ****, является квартирой в многоквартирном доме, принятие решений о реконструкции многоквартирного дома относится к полномочиям общего собрания собственников помещений такого дома, собственниками земельного участка и квартиры по адресу: ****, с момента государственной регистрации в ЕГРН, ......, являются ФИО3, ФИО4, Ш. и Ш.М. в размере по .......... доли каждый, то у ФИО1 с момента перехода прав на указанное недвижимое имущество отсутствуют правовые основания для обращения в орган местного самоуправления с какими-либо заявлениями, уведомлениями и требованиями в отношении не принадлежащего ей имущества.
Принятие мэром городского округа постановлений администрации г. Тулуна от ......*** и от ......*** относится к контрольным функциям мэра городского округа как главы администрации г. Тулуна, срок принятия решений, связанных с контрольными функциями мэра города, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления не определён, а оспариваемые постановления не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца, не являющегося собственником жилого помещения и земельного участка по адресу: ****.
Таким образом, требования административного иска ФИО1 не подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 107 и частью 3 статьи 103 настоящего Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к администрации городского округа муниципального образования – «город Тулун» о признании постановления мэра округа об отмене уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Тулунский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Татаринцева