ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1054/20 от 29.12.2020 Хасавюртовского районного суда (Республика Дагестан)

№ 2а-1054/2020

Решение

Именем Российской Федерации

г. Хасавюрт 29 декабря 2020 года

Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Алиева М.А., при секретаре судебного заседания Галбацовой Ж-Б.М., с участием представителя административного ответчика – помощника прокурора Хасавюртовского района Турабова Т.З., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гусенова Арисланали Хакимовича к прокурору Хасавюртовского района Республики Дагестан о признании незаконным действие административного ответчика, выразившееся в направлении, поданных административным истцом обращений от 11 и 24 января 2020 года в адрес другого органа, а также бездействия, выразившееся в не предоставлении на них надлежащих ответов, обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Гусенова А.Х., путем разрешения надлежащим образом указанных обращений, в том числе посредством предоставления на них мотивированных ответов по существу всех поставленных на них вопросов,

установил:

Административный истец Гусенов А.Х., через своего представителя Дагирова Б.М., обратился в Хасавюртовский районный суд с административным исковым заявлением к прокурору Хасавюртовского района Республики Дагестан о признании незаконным действие административного ответчика, выразившееся в направлении, поданных административным истцом обращений от 11 и 24 января 2020 года в адрес другого органа, а также бездействия, выразившееся в не предоставлении на них надлежащих ответов, обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Гусенова А.Х., путем разрешения надлежащим образом указанных обращений, в том числе посредством предоставления на них мотивированных ответов по существу всех поставленных на них вопросов.

Требования административным истцом мотивированы тем, что 11 января 2020 года Гусеновым А.Х. в адрес прокурора Хасавюртовского района Алибекова А.М. было направленно обращение о нарушении требований закона в сфере землепользования на территории муниципального образования с Аксай. В частности указывалось, что на земельных участках с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м; а также - площадью <данные изъяты> кв. м. категории сельскохозяйственного назначения с разрешенным использование - для прочих объектов лесного хозяйства, расположенных в Хасавюртовском районе на территории Госскотопрогона неустановленными лицами, без каких-либо правоустанавливающих документов построены объекты недвижимого имущества коммерческого назначения. Кроме того, в обращении было отмечено, что на земельном участке с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. также расположенного на территории Госскотопрогона, неустановленным лицом, в нарушении целевого назначения участка и без необходимых разрешений возведен объект недвижимости в виде АЗС.

24 января 2020 года Гусеновым А.Х. в адрес административного ответчика было направленное еще одно обращение, в котором указывалась, что на территории МО «<адрес>» на пересечении улиц <адрес> и <адрес>, неустановленным лицом осуществлен самовольный захват принадлежащего муниципальному образованию земельного участка, предназначенного для строительства Дома Культуры. Указанное выражалось тем, что участок был обнесен по границам капитальным забором с установкой ворот и выходом на обе прилегающие улицы. В изложенных обращениях, истец требовал ответчика обратить на все это внимание и с учетом своих полномочий, принять предусмотренные меры реагирования по пресечению правонарушений в области землепользования на территории МО «<адрес>». Копии всех, указанных обращений прилагаются.

Между тем, прокуратура Хасавюртовского района на указанные обращения направила уведомления: N91p-2020 от 22.01.2020; № lp-2020 от 28. 01. 2020 г., в которых сославшись на п.2 ст.21 Федерального закона от 17.01 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» указала, что обращения Гусенова А.Х. для организации проверки и принятия необходимых мер, направленны в адрес администрации МО «Хасавюртовский район» Их копии так же прилагаются.

Тем самым, административный ответчик по итогам рассмотрения упомянутых обращений заявителя, пришел к выводу, что разрешение изложенных н них обстоятельств не входит в его компетенцию и подлежит направлению в другой орган, а именно в МО «Хасавюртовский район»

Однако с такими выводами ответчика невозможно согласиться, поскольку они свидетельствуют о его незаконном бездействии, которые подлежат признанию таковым в связи со следующим.

Надзор за исполнением земельного законодательства традиционно является приоритетным направлением в прокурорской деятельности Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 г N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" прокурорам предписано сосредоточить усилия на надзоре за исполнением законов о земле.

В силу ст. 58 Градостроительного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации

Исходя из полученных от Гусенова А.Х. сведений, прокуратуре надлежало дать правовую оценку всем фактам, изложенным в данных обращениях. Провести проверку на предмет нарушения земельного и градостроительного законодательства и дать ответ по существу на все поставленные в обращениях вопросы, которые непременно входят в его компетенцию. Однако этого сделано не было.

Вместо этого, прокуратура переложила разрешение данных вопросов на другой орган. Но всяком случае Гусенову А.Х. должен быть дан ответ по существу на все поставленные им в обращении вопросы, поскольку обращения были адресованы именно административному ответчику, а не муниципальному образованию в лице администрации Хасавюртовского района

Таким образом, налицо очевидное бездействие со стороны ответчика Указанное нарушение выражается в неверной квалификации собственной компетенции, которая сводилась, по сути к необоснованному ограничению прокурорскою надзора за соблюдением земельного законодательства.

Бездействие должностных лиц, госслужащих, муниципальных служащих, органов и организаций, наделенных публичными полномочиями, по общему правилу можно оспорить в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие (ч. 1.1 ст. 219 КАС РФ).

На основании вышеизложенного просит признать незаконным действие административного ответчика, выразившееся в направлении, поданных административным истцом обращений от 11 и 24 января 2020 года в адрес другого органа, а также бездействия, выразившегося в не предоставлении на них надлежащих ответов, обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Гусенова А.Х., путем разрешения надлежащим образом указанных обращений, в том числе посредством предоставления на них мотивированных ответов по существу всех поставленных на них вопросов,

Административный истец Гусенов А.Х. и его представитель Дагиров Б.М., извещенные о времени и месте судебного заседания, на судебное разбирательство не явились, ограничились ходатайством, в котором просят рассмотреть дело в их отсутствие. Административное исковое заявление поддерживают и просят удовлетворить.

Представитель административного ответчика-помощник прокурора Хасавюртовского района Турабов Т.З., не возражал против рассмотрения дела в отсутствии административного истца Гусенова А.Х. и его представителя Дагиров Б.М.

Суд, признав явку административного истца Гусенова А.Х. и его представителя Дагирова Б.Х., надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела по существу, не обязательной, определил рассмотреть дело без их участия.

Представитель административного ответчика - помощник прокурора Хасавюртовского района Турабов Т.З. заявленные административным истцом требования не признал и пояснил суду, что Гусенов А.Х. обратился в суд к административным иском к прокуратуре Хасавюртовского района о признании незаконным действий, выразившихся в направлении поданных административным истцом обращений в адрес другого органа, а так же в бездействии выразившихся в непредставлении на них надлежащих ответов. В обосновании своего заявления административный истец указывает, что 11.01.2020 г. Гусенов А.Х. направил в адрес прокурора Хасавюртовского района обращение о нарушении требований закона в сфере землепользования на территории МО «<адрес>». 24.01.2020 г. Гусеновым А.Х. в адрес прокуратуры было направлено еще одно обращение о самовольном захвате земельного участка на территории МО «<адрес>». Прокуратурой Хасавюртовского района указанные обращения для организации проверки и принятия необходимых мер направлены в адрес МО «Хасавюртовский район». Административный истец указывает на то, что указное действие Прокуратуры Хасавюртовского районо является незаконным. Доводы, изложенные в административно исковом заявлении, являются необоснованными и административно исковое заявление подлежащим отклонению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 3.1 приказа Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 (ред. от 02.12.2020) "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации" (далее - инструкция) обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю. В соответствии с п. 3.5 Инструкции обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения. В соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. В связи с вышеизложенным, в целях исключения подмены функции органа государственного контроля, а в данном случаи «отдела по Земельному контролю» МО «Хасавюртовский район», обращение Гусенова А.Х. направлено в МО «Хасавюртовский район» для рассмотрения по существу. Аналогичное решение по указанным доводам содержится и в кассационном определении Верховного суда Российской Федерации от 19.08.2020 № N 60-КАД20-1-К9 из которого следует, что согласно части 3 статьи 8 Федерального закона N 59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 этого Закона. Инструкцией предусмотрено, что по обращению, поступившему в органы прокуратуры, может быть принято решение о направлении обращения в другой орган (абзац пятый пункта 3.1). Обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения (пункт 3.5). Из приведенных положений законодательства следует, что они допускают направление обращения в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Кроме того административным истцом нарушены сроки обращения в суд, так в соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Ссылка административного истца на ч. 1.1 ст. 219 является необоснованной, так как прокуратурой района в рамках действующего законодательства совершены действия, заключающиеся в направлении обращения в другой орган и за ним не сохранено обязанность совершить действие, указанные в исковом заявлении. Так оспариваемые действия прокуратуры о направлении поданных административным истцом обращений в адрес другого органа совершены в январе 2020 года. И оспариваемые бездействия о непредставлении на них надлежащих ответов так же совершены в январе 2020 года, так как по обращениям Гусенова А.Х дан ответ о том, что его обращения направлены в другое ведомство. Так же в нарушение п. 6. ч. 2 ст. 220 КАС РФ административным истцом не указаны сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием). Так же в нарушение п. 7 ч. 2 ст. 220 КАС РФ в административно исковом заявлении не имеется ссылка на нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие). На основании изложенного, просит в удовлетворении административного искового заявления Гусенову А.Х. отказать.

Суд, заслушав представителя административного ответчика, изучив материалы дела, исследовав надзорное производство, приходит к следующему.

Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Порядок рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры регулируется федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 года № 45.

Согласно пункту 1 статьи 2 указанного закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Статьей 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регламентировано, что государственный орган или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.

Пункт 1 статьи 12 данного закона устанавливает, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Как следует из статей 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования на заявление лица дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.

Согласно пп. 3.1 указанной Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утв. Приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 № 45, обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.

В соответствии с пп. 2.3 Инструкции поступившие обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в органы прокуратуры, а обращения и запросы, указанные в пунктах 5.2, 5.3, 5.4, 5.5 и 5.6 настоящей Инструкции, - в день поступления, который применительно к названным пунктам Инструкции считается днем получения обращения (запроса) органами прокуратуры.

Из кассационного определения Верховного суда Российской Федерации от 19.08.2020 № N 60-КАД20-1-К9 следует, что согласно части 3 статьи 8 Федерального закона N 59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 этого Закона.

Из приведенных положений законодательства следует, что допускается направление обращения в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела 11 января 2020 года Гусенов А.Х. обратился в адрес прокурора Хасавюртовского района Алибекова А.М с обращением о нарушении требований закона в сфере землепользования на территории муниципального образования с <адрес> что на земельных участках с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м; а также - площадью <данные изъяты> кв. м. категории сельскохозяйственного назначения с разрешенным использование - для прочих объектов лесного хозяйства, расположенных в Хасавюртовском районе на территории Госскотопрогона неустановленными лицами, без каких-либо правоустанавливающих документов построены объекты недвижимого имущества коммерческого назначения, на земельном участке с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., так же расположенного на территории Госскотопрогона, неустановленным лицом, в нарушении целевого назначения участка и без необходимых разрешений возведен объект недвижимости в виде АЗС.

Указанное обращение рассмотрено прокуратурой Хасавюртовского района 26.01.2020 года и направлено в администрацию МО « Хасавюртовский район» для организации проверки и принятия необходимых мер по устранению выявленных нарушений отделом по земельному контролю администрации МО « Хасавюртовский район», с просьбой о результатах проверки сообщить заявителю и прокурору Хасавюртовского района в установленный законом срок.

Для сведения, копия направлена заявителю Гусенову А.Х.

24 января 2020 года административным истцом Гусеновым А.Х. в адрес прокурора Хасавюртовского района было направлено обращение, с указанием на то, что на территории МО «<адрес>» на пересечении улиц <адрес> и <адрес>, неустановленным лицом осуществлен самовольный захват принадлежащего муниципальному образованию земельного участка, предназначенного для строительства Дома Культуры.

Указанное обращение рассмотрено прокуратурой Хасавюртовского района 28.01.2020 года и направлено в администрацию МО « Хасавюртовский район» для организации проверки и принятия необходимых мер по устранению выявленных нарушений отделом по земельному контролю администрации МО « Хасавюртовский район», с просьбой о результатах проверки сообщить заявителю и прокурору Хасавюртовского района в установленный законом срок.

Для сведения, копия направлена заявителю Гусенову А.Х.

Таким образом, обращения Гусенова А.Х, рассмотрены административным ответчиком в предусмотренные законом сроки и в целях исключения подмены функции органа государственного контроля, а в данном случае «отдела по Земельному контролю» МО «Хасавюртовский район», обращение Гусенова А.Х. направлено в МО «Хасавюртовский район» для рассмотрения по существу.

В соответствие с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Однако административным истцом не указаны сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием) административного ответчика.

В соответствие с ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как установлено в судебном заседании, ответы на обращения Гусенова А.Х. административным ответчиком направлены 26.01.2020 г. и 28.01.2020 года.

В Хасавюртовский районный суд с административным исковым заявлением о признании незаконным действия ( бездействия) органов прокуратуры Хасавюртовского района административный истец обратился 10.12.2020 года, т.е. по истечение предусмотренного законом 3-хмесячного срока.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Гусенова Арисланали Хакимовича к прокурору Хасавюртовского района Республики Дагестан о признании незаконным действие административного ответчика, выразившееся в направлении, поданных административным истцом обращений от 11 и 24 января 2020 года в адрес другого органа, а также бездействия, выразившееся в не предоставлении на них надлежащих ответов, обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Гусенова А.Х., путем разрешения надлежащим образом указанных обращений, в том числе посредством предоставления на них мотивированных ответов по существу всех поставленных на них вопросов - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня составления мотивированной части решения, путем подачи апелляционной жалобы через Хасавюртовский районный суд.

Резолютивная часть решения составлена и опечатана в совещательной комнате 29.12.2020 года.

Мотивированное решение изготовлено 30.12 2020 года.

Председательствующий М.А.Алиев