ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1054/2017 от 26.05.2017 Верхнепышминского городского суда (Свердловская область)

Решение составлено в мотивированной форме 26 мая 2017

Дело № 2а-1054/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Верхняя Пышма 12 мая 2017 года

Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Ю.С. Колесовой,

при секретаре Колотовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Администрации ГО Верхняя Пышма о признании незаконными решений (действий) органа местного самоуправления,

установил:

ФИО2 обратилась в Верхнепышминский городской суд Свердловской области с административным исковым заявлением к Администрации ГО Верхняя Пышма о признании незаконным Постановления администрации ГО Верхняя Пышма от 10.03.2017г. № 130 «О резервировании земель для муниципальных нужд городского округа Верхняя Пышма» (далее – Постановления администрации ГО Верхняя Пышма от 10.03.2017г. № 130) в части включения земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>.м., расположенного по адресу: <адрес>, г. ФИО1, <адрес>, принадлежащего ФИО2, в приложение № 2 к постановлению администрации ГО Верхняя Пышма от 10.03.2017г. № 130 «Перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель», и ограничение прав собственника ФИО2 по использованию земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, г. ФИО1, <адрес>. Возложении обязанности на Администрацию ГО Верхняя Пышма в течение 5 дней с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу внести изменения в постановление администрации ГО Верхняя Пышма от 10.03.2017г. № 130 путем исключения земельного участка с кадастровым номером из Приложения № 2 к постановлению администрации ГО Верхняя Пышма от 10.03.2017 № 130 «Перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель». Возложении обязанности на Администрацию ГО Верхняя Пышма в течение 30 дней с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости, с заявлением об исключении из государственного кадастра недвижимости сведения о зарезервированном земельном участке с кадастровым номером , а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации прекращения ограничений прав, вызванных резервированием земельного участка с кадастровым номером .

В обоснование иска указано, что постановлением администрации ГО Верхняя Пышма от 10.03.2017г. № 130 зарезервированы для муниципальных нужд ГО Верхняя Пышма земли, расположенные в г.Верхняя Пышма, с целью строительства и реконструкции улично-дорожной сети со строительством трамвайной линии в границах городского округа Верхняя Пышма и МО «город Екатеринбург» в рамках государственной программы Свердловской области «Развитие транспорта, дорожного хозяйства, связи и информационных технологий Свердловской области до 2022 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 № 1331-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие транспорта, дорожного хозяйства, связи и информационных технологий Свердловской области до 2022 года», сроком на три года согласно схеме резервируемых земель (приложение № 1). Указанным постановлением установлены ограничения прав собственников (землепользователей) земельных участков на использование земельных участков, в том числе запрет на возведение жилых, производственных и иных зданий и др.. В соответствии с приложением № 2 к постановлению администрации ГО Верхняя Пышма от 10.03.2017г. № 130 «Перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель, в состав резервируемых земель» входит земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий истцу на праве собственности. О том, что земельный участок включен в приложение № 2 к постановлению истцу стало известно <данные изъяты>. С постановлением администрации ГО Верхняя Пышма от 10.03.2017г. № 130 в части включения земельного участка с кадастровым номером в приложение не согласна, считает его в этой части незаконным. На момент принятия оспариваемого постановления земельный участок с кадастровым номером , указанный в приложении № 1 к постановлению администрации ГО Верхняя Пышма от 10.03.2017г. № 130- «Схема резервируемых земель», был фактически разделен в установленном законом порядке на два самостоятельных земельных участка, принадлежащих истцу и ФИО8 Принадлежащему истцу земельному участку площадью 160 кв.м. присвоен кадастровый номер . Фактически земельный участок с кадастровым номером , ранее входящий в состав земельного участка с кадастровым номером находится на значительном расстоянии от красной линии - границы, отделяющей зону зарезервированных земельных участков, что визуально видно на Приложении № 1 к постановлению администрации ГО Верхняя Пышма от 10.03.2017г. № 130- «Схема резервируемых земель», то есть никаким образом не расположен в границах резервируемых земель. Своди доводы истец подтверждает заключением ООО «Трикс» № от <данные изъяты> которым установлено, что фактические границы земельного участка с кадастровым номером находятся примерно в 10 метрах севернее от красной линии, отделяющей зону резервирования, при этом в приложении № 2 к постановлению администрации ГО Верхняя Пышма от 10.03.2017г. № 130- «Перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель, в состав резервируемых земель» указанный земельный участок внесен в этот перечень. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>., по адресу: <адрес>, г.ФИО1, <адрес>, фактически не входит в состав зарезервированных земель для муниципальных нужд городского округа Верхняя Пышма и незаконно был включен в Приложение № 2 к постановлению администрации ГО Верхняя Пышма от 10.03.2017г. № 130, чем нарушаются права истца как собственника земельного участка, предусмотренные п.п. 2 и 3 п.1 ст.40 Земельного кодекса РФ, поскольку оспариваемым постановлением установлены ограничения в указанной части. ДД.ММ.ГГГГ истцом в администрацию ГО Верхняя Пышма было подано заявление об исключении принадлежащего истцу земельного участка из перечня резервирования земель, однако ответ получен не был. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с данным иском.

В судебном заседании административный истец ФИО2 и её представитель ФИО3 поддержали требования по изложенные в иске основаниям.

Представитель Администрации ГО Верхняя Пышма ФИО10. в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие. Передала отзыв, в котором требования административного истца полагала не подлежащими удовлетворению на том основании, что на основании проекта планировки территории «Дорожно-транспортная инфраструктура г. Верхняя Пышма. Автодорога пр. Успенский от ул. Петрова до путепровода», утвержденного постановлением администрации ГО Верхняя Пышма от 11.11.2016 № 1466, проекта планировки территории и проектом межевания территории объекта «Строительство и реконструкция улично - дорожной сети ГО Верхняя Пышма со строительством трамвайной линии в границах ГО Верхняя Пышма» от 28.10.2016 № 1359, изъятие земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости будет осуществляться после разработки рабочей документации, корректировки проекта планировки территории и проекта межевания территории.

Заинтересованное лицо ФИО8 в судебном заседании не возражал против удовлетворения административного иска.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>.м., по адресу: <адрес>, г.ФИО1, <адрес>, что подтверждено выпиской из ЕГРП (л.д. 26).

Ранее истец ФИО4 и заинтересованное лицо ФИО8 являлись собственниками земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>.м., расположенного по адресу: <адрес>, г.ФИО1, <адрес>, по <данные изъяты> доли каждый в праве общей долевой собственности, а также собственниками по <данные изъяты> доли каждый в праве общей долевой собственности на строения, расположенные на вышеуказанном земельном участке: жилого дома площадью <данные изъяты>.м., жилого дома площадью <данные изъяты>.м. и гаражного бокса площадью <данные изъяты>.м. На основании соглашения о прекращении долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ. и решения Верхнепышминского городского суда Свердловской области от <данные изъяты> по делу , прекращено право долевой собственности на вышеуказанное недвижимое имущество, истцу на праве собственности выделена часть земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., образованного в соответствии с межевым планом, подготовленным кадастровым инженером ФИО6ДД.ММ.ГГГГ по образованию двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером , на два земельных участка -: <данные изъяты> площадью <данные изъяты>.м.; - <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>.м. и за истцом признано право единоличной собственности на земельный участок площадью <данные изъяты>.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, г.ФИО1, <адрес>. Кроме того на основании вышеуказанного соглашения истец является единоличным собственником гаражного бокса площадью <данные изъяты>.м., расположенного по адресу: <адрес>, г.ФИО1, <адрес>. Право собственности на вышеуказанное имущество зарегистрировано в установленном законом порядке. Принадлежащему истцу земельному участку площадью <данные изъяты>.м. был присвоен кадастровый (л.д. 25-28).

Постановлением администрации ГО Верхняя Пышма от 10.03.2017г. № 130 «О резервировании земель для муниципальных нужд городского округа Верхняя Пышма» зарезервированы для муниципальных нужд ГО Верхняя Пышма земли, расположенные в г.Верхняя Пышма, с целью строительства и реконструкции улично-дорожной сети со строительством трамвайной линии в границах городского округа Верхняя Пышма и МО «город Екатеринбург» в рамках государственной программы Свердловской области «Развитие транспорта, дорожного хозяйства, связи и информационных технологий Свердловской области до 2022 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 № 1331-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие транспорта, дорожного хозяйства, связи и информационных технологий Свердловской области до 2022 года», сроком на три года согласно схеме резервируемых земель (приложение № 1).

Указанным постановлением установлены ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ, в соответствии со ст.56.1 Земельного кодекса РФ, согласно перечню кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель (приложение № 2) в том числе апрет на возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, сооружений, проведение оросительных, осушительных, культуртехнических и других мелиоративных работ, строительство прудов и иных водных объектов. В соответствии с приложением № 2 к постановлению администрации ГО Верхняя Пышма от 10.03.2017г. № 130 «Перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель, в состав резервируемых земель» входит земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий истцу на праве собственности.

Между тем судом установлено, что на дату принятия оспариваемого постановления земельный участок с кадастровым номером , указанный в приложении № 1 к постановлению администрации ГО Верхняя Пышма от 10.03.2017г. № 130 «Схема резервируемых земель», был фактически разделен в установленном законом порядке на два самостоятельных земельных участка, принадлежащих истц и ФИО8 на праве собственности.

Согласно заключению кадастрового инженера ООО «Трикс» - от <данные изъяты>., выявлено несоответствие фактических данных согласно Приложению № 1 к постановлению администрации ГО Верхняя Пышма от 10.03.2017г. № 130 «Схема резервируемых земель», и данных согласно Приложению № 2 к постановлению администрации ГО Верхняя Пышма от 10.03.2017г. № 130 «Перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель, в состав резервируемых земель», а именно: Фактические границы земельного участка с кадастровым номером находятся примерно в 10 метрах севернее от красной линии, отделяющей зону резервирования, при этом в приложении № 2 к постановлению администрации ГО Верхняя Пышма от 10.03.2017г. № 130 «Перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель, в состав резервируемых земель» указанный земельный участок внесен в этот перечень.

Оснований не доверять выводам, изложенным в заключении кадастрового инженера не имеется, поскольку выводы кадастрового инженера обоснованы мотивированы, приложены документы о том, что кадастровый инженер имеет необходимую квалификацию. Оснований сомневаться в достоверности представленного заключения у суда не имеется.

Кроме того, визуально видно на Приложении № 1 к постановлению администрации ГО Верхняя Пышма от 10.03.2017г. № 130- «Схема резервируемых земель», что земельный участок с кадастровым номером , ранее входящий в состав земельного участка с кадастровым номером , находится на значительном расстоянии от красной линии - границы, отделяющей зону зарезервированных земельных участков, т.е. не расположен в границах резервируемых земель.

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>.м., по адресу: <адрес>, г.ФИО1, <адрес>, фактически не входит в состав зарезервированных земель для муниципальных нужд городского округа Верхняя Пышма на основании постановления администрации ГО Верхняя Пышма от 10.03.2017г. № 130 «О резервировании земель для муниципальных нужд городского округа Верхняя Пышма», в связи с чем незаконно включен в Приложение № 2 к постановлению администрации ГО Верхняя Пышма от 10,03.2017г. № 130 «Перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель, в состав резервируемых земель».

При таких обстоятельствах у Администрации ГО Верхняя Пышма отсутствовали правовые основания для принятия постановления от 10.03.2017г. № 130 в части ограничения прав собственников, землепользователей, арендаторов, землевладельцев по использованию земельных участков с кадастровым номером .

Постановлением в оспариваемой части нарушаются права истца собственника земельного участка, предусмотренные п.п. 2 и 3 п.1 ст.40 Земельного кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, требования административного истца о признании незаконным постановления администрации ГО Верхняя Пышма от 10.03.2017г. № 130 в части включения земельного участка с кадастровым номером , в приложение № 2 к постановлению администрации ГО Верхняя Пышма от 10.03.2017г. № 130 «Перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель», и ограничение прав собственника ФИО2 по использованию земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, г. ФИО1, <адрес>, подлежит удовлетворению.

Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с подп. «д» п. 10 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561 (далее – Положение), действие ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, прекращается в связи с решением суда, вступившим в законную силу.

Согласно пункту 11 Положения в случае прекращения действия ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, обязаны в течение 30 дней с даты наступления обстоятельств, указанных в пункте 10 настоящего Положения, обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости, с заявлением об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о зарезервированных землях, а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации прекращения ограничений прав, вызванных резервированием земель.

В силу вышеуказанных положений действующего законодательства для восстановления нарушенного права административного истца следует возложить обязанность на администрацию городского округа Верхняя Пышма в течение 30 дней с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости, с заявлением об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о зарезервированном земельном участке с кадастровым номерам , а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации прекращения ограничений прав, вызванных резервированием земельного участка с кадастровым номером .

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск ФИО2 удовлетворить.

Признать незаконным Постановление администрации ГО Верхняя Пышма от 10.03.2017г. № 130 «О резервировании земель для муниципальных нужд городского округа Верхняя Пышма» в части включения земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты>.м., расположенного по адресу: <адрес>, г. ФИО1, <адрес>, принадлежащего ФИО2, в приложение № 2 к постановлению администрации ГО Верхняя Пышма от 10.03.2017г. № 130 «Перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель», и ограничение прав собственника ФИО2 по использованию земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, г. ФИО1, <адрес>.

Обязать администрацию ГО Верхняя Пышма в течение 5 дней с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу внести изменения в постановление администрации ГО Верхняя Пышма от 10.03.2017г. № 130 «О резервировании земель для муниципальных нужд городского округа Верхняя Пышма» путем исключения земельного участка с кадастровым номером из Приложения № 2 к постановлению администрации ГО Верхняя Пышма от 10.03.2017 № 130 «Перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель».

Обязать администрацию ГО Верхняя Пышма в течение 30 дней с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости, с заявлением об исключении из государственного кадастра недвижимости сведения о зарезервированном земельном участке с кадастровым номером , а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации прекращения ограничений прав, вызванных резервированием земельного участка с кадастровым номером .

Взыскать с администрации ГО Верхняя Пышма в пользу ФИО2 900 рублей в возмещение расходов по уплате госпошлины.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Верхнепышминский городской суд Свердловской области в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.

Судья Ю.С. Колесова