Дело №2а–1054/2022
УИД 43RS0017-01-2022-001407-12
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Кирово-Чепецк 07 июня 2022 года
Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе судьи Шишкина А.В., при секретаре Наговицыной А.В., с участием представителя административного ответчика - МРИ ФНС №7 по Кировской области по доверенности ФИО3, представителя административного ответчика - УФНС России по *** по доверенности ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1054/2022 по административному иску ФИО1 к МРИ ФНС России *** по ***, Управлению ФНС по *** о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет земельного налога и признании решения недействительным,
установил:
ФИО1 (административный истец) обратился в суд с административным иском к МРИ ФНС России *** по ***, Управлению ФНС по *** (административные ответчики) о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет земельного налога и признании решения недействительным. В обоснование требований указано, что ФИО1 был размежеван земельный участок с кадастровым номером *** принадлежащие на праве собственности административному истцу, которые относятся к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства. Земельные участки используются истцом и членами его семьи исключительно для личных нужд и ведения личного подсобного хозяйства. При расчете земельного налога административным ответчиком МРИ ФНС *** по *** применена повышенная налоговая ставка в размере 1,5% вместо 0,2%. Для того, чтобы избежать начисления штрафов и пеней за просрочку оплаты налога, ФИО1 оплатил налог по повышенной ставки. В последующем истец обратился в МРИ ФНС *** по *** с заявлением о взыскании излишне оплаченного налога, однако решением налоговой инспекции истцу отказано, при этом МРИ ФНС *** по *** обосновало повышение налоговой ставки тем, что земельный участки не используются истцом по назначению – для ведения личного подсобного хозяйства. Жалоба ФИО1 на решение МРИ ФНС *** по ***, решением УФНС России по *** от ***, оставлена без удовлетворения. Просит суд признать действия Межрайонной ИФНС России *** по ***, выразившиеся в применении повышенной налоговой ставки в размере 1,5% при расчете земельного налога в отношении земельных участков, принадлежащих ФИО1, с кадастровыми №№ *** обязать МРИ ФНС *** по *** произвести перерасчет земельного налога по льготной ставке 0,2% и осуществить возврат административному истцу суммы излишне взысканного налога в размере 76289,06 руб.; признать решение УФНС России по ******а от *** недействительным; взыскать с административных ответчиков расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика – Межрайонной ИФНС *** по *** по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, пояснил, что фактически у ФИО1 зарегистрировано на праве индивидуальной собственности в налоговом периоде 2020 г. 26 земельных участков с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 6,4 га, что превышает предусмотренный максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Утверждение ФИО1 о том, что спорные земельные участки используются в соответствии с видом разрешенного использования (ведение личного подсобного хозяйства), документально не подтверждено. Земельный налог по ставке 1,5% уплачен ФИО1*** самостоятельно, до наступления срока уплаты (***). Требования об уплате соответствующего налога, решения о взыскании налога, инспекцией не принимались. Принимая во внимание количество и общую площадь имевшихся в собственности ФИО1 земельных участков, отсутствие доказательств непосредственного использования спорных земельных участков в целях удовлетворения личных потребностей при ведении личного подсобного хозяйства считает, что расчет земельного налога по ставке 1,5% в отношении спорных земельных участков, соответствует законодательству о налогах и сборах, основания для перерасчета земельного налога, а также возврата соответствующей суммы налога, отсутствуют. Просит отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Представитель административного ответчика – УФНС России по *** по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, дал суду аналогичные пояснения, просит в удовлетворении административного иска ФИО1 отказать в полном объеме.
Суд, выслушав представителей административных ответчиков, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя (ч.2 ст.227 КАС РФ).
Судом установлено, что ФИО1 являлся собственником земельного участка с кадастровым ***, площадью 73070 +/-95 кв.м, расположенного в ***.
Согласно выписке из ЕГРН, указанный земельный участок *** размежеван ФИО1 на 28 земельных участков, 26 из которых с категорией земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, а именно это земельные участки с кадастровыми ***
Таким образом, ФИО1, имея в собственности земельные участки, является налогоплательщиком земельного налога.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с предусмотренным подп.8 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) принципом земельного законодательства правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (постановление от 30.06.2011 N 13-П; определения от 24.12.2013 N 2153-О, от 24.03.2015 N 671-О, от 23.06.2015 N 1453-О, от 28.02.2017 N 443-О, от 28.09.2017 N 1919-О, от 27.09.2018 N 2347-О и др.), данный принцип призван обеспечить эффективное использование и одновременно охрану земли, каковым целям служат также положения Земельного кодекса (пункт 2 статьи 7 и абзац второй статьи 42) и Гражданского кодекса (пункт 2 статьи 260), возлагающие на собственников земельных участков, включая земли населенных пунктов, обязанность использовать их в соответствии с установленным для них целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
На основании п.2 ст.65 ЗК РФ порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п.1 ст.387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с п.1 ст.388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения, в силу ч.1 ст.389 НК РФ, признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии с п.1 ст.394 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);
не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года №217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Решением Пасеговской сельской Думы Кирово-Чепецкого района Кировской области от 01.04.2015 №28/155 "Об утверждении Положения о земельном налоге" (в редакции решения от 25.10.2019 №25/126), установлены налоговые ставки в следующих размерах:
1) 0,1 процента от кадастровой стоимости земельных участков в отношении земельных участков под домами многоэтажной (многоквартирной) застройки;
2) 0,2 процента от кадастровой стоимости земельных участков в отношении земельных участков, не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
3) 0,3 процента от кадастровой стоимости земельных участков в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
4) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
При этом определение понятия «личное подсобное хозяйство» не раскрывается ни в налоговом, ни в земельном законодательстве, а содержится в Федеральном законе от 07.07.2003 №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».
В соответствии с п.2 ст.2 Закона о личном подсобном хозяйстве - личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
Таким образом, в случае использования спорных земельных участков в коммерческой деятельности (приобретение, выделение в результате межевания более мелких земельных участков, перепродажа) подлежат применению налоговые ставки, устанавливаемые представительными органами муниципальных образований для прочих земельных участков в пределах до 1,5% кадастровой стоимости. Отсутствие прибыли не исключает возможность оценки деятельности в качестве предпринимательской, поскольку извлечение прибыли является целью такой деятельности, а не ее обязательным результатом.
Налоговый кодекс РФ не содержит исчерпывающего перечня документов (сведений), подтверждающих использование земельного участка в предпринимательской деятельности, представление которых в налоговые органы влечет безусловное применение налоговой ставки, установленной в соответствии с подп.2 п.1 ст.394 Налогового кодекса РФ.
К таким документам (сведениям), рассматриваемым налоговым органом, в частности, могут относиться сведения, представленные органами, осуществляющими государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль, материалы проверок правоохранительных органов, полученные в соответствии с законодательством, сведения, содержащиеся в налоговой или бухгалтерской (финансовой) отчетности, сведения, представленные в порядке межведомственного информационного взаимодействия, и т.п.
Таким образом, налоговые органы при оценке правомерности применения налоговой ставки по земельному налогу могут использовать результаты обследований, полученных в порядке, установленном для осуществления муниципального земельного контроля нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Пунктом 4 ст.397 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Срок уплаты земельного налога установлен п.1 ст.397 НК РФ не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст.52 НК РФ налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление *** от *** с указанием подлежащей уплате в бюджет суммы, в том числе, земельного налога за 2020 года, рассчитанного по налоговой ставке 1,5%, в общей сумме 99833 руб. со сроком уплаты не позднее ***.
***ФИО1 обратился в Межрайонную ИФНС *** по *** с обращением по вопросу правомерности исчисления земельного налога за 2020г., согласно налогового уведомления *** от *** по ставке 1,5%. В ответ на данное обращение Межрайонной ИФНС России *** по *** в адрес ФИО1 направлено письмо от ******, в котором налоговым органом даны разъяснения исчисления земельного налога по ставке 1,5%.
***ФИО1 уплатил земельный налог в общей сумме 99833 руб., что подтверждается чеком-ордером от ***.
*** истец представил в МРИ ФНС *** по *** заявление от *** о перерасчете земельного налога по льготной ставке 0,2% в отношении спорных земельных участков и возврате излишне взысканного налога, по итогам рассмотрения которого налоговым органом принято решение от ****** об отказе в возврате налогоплательщику земельного налога в сумме 76289,06 руб., поскольку переплата, указанная в заявлении истца, не нашла своего подтверждения.
Не согласившись с отказом налогового органа в возврате переплаты земельного налога, ФИО1 обратился в УФНС России по *** с жалобой на действия инспекции.
Решением УФНС по *** от ******@ жалоба ФИО1 оставлена без удовлетворения.
Поскольку земельные участки использовались административным ответчиком не по целевому назначению, налоговым органом произведен расчет земельного налога в соответствии с подп.2 ч.1 ст.394 НК РФ, исходя из налоговой ставки 1,5%.
Согласно правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 8 ноября 2018 г. №2725-О, при оценке возможности применения пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, не может не учитываться целевое назначение данного участка и правовой статус его собственника. По смыслу налогового законодательства, пониженные ставки земельного налога, предусмотренные абзацем четвертым пп.1 п.1 ст.394 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются для физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства и создающих исключительно для этих целей некоммерческие организации; а также отсутствия доказательств непосредственного использования спорных земельных участков в установленном количестве и общей площади, в целях удовлетворения личных потребностей при ведении личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также личного хозяйства.
В соответствии со ст.72 ЗК РФ и ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ на органы местного самоуправления возложена функция проведения муниципального земельного контроля.
Согласно акту осмотра спорных земельных участков №6 от 23.11.2021, проведенного администрацией Пасеговского сельского поселения, следует, что земельные участки свободны от построек. Признаков сельскохозяйственной обработки, создания инженерной инфраструктуры не выявлено. Земельные участки заросли травой высотой до 80 см, кустарником и высокорослыми деревьями высотой до 4м (береза, сосна, ель), что также подтверждается фотоматериалами.
Представленные в материалы дела выписки из ЕГРН, не подтверждают целевое использование спорных земельных участков в 2020г.
Более того, на *** категория земель указанных административным истцом земельных участков определена как: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для малоэтажного жилищного строительства.
Кроме того, частью 5 статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" предусмотрено, что максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз.
В соответствии со ст. 2 Закона Кировской области от 19.12.2003 № 215-ЗО "О максимальном размере общей площади земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в Кировской области", максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 2,5 гектара.
Сопоставив указанные предельные размеры с площадью спорных земельных участков, суд приходит к выводу о несоответствии размера принадлежащих истцу земельных участков требованиям закона.
Иные доводы административного иска не содержат указания на нарушения, являющиеся основаниями для удовлетворения административного иска.
Согласно ст.227 КАС суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействия) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1 части 2). При отсутствии совокупности указанных условий, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (пункт 2 части 2).
В данном случае указанные в п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ условия для удовлетворения заявленного иска отсутствуют, в связи с чем не имеется оснований для признания действий Межрайонной ИФНС *** по *** незаконными, перерасчете суммы налога, возврате истцу излишне взысканного налога в размере 76289,06 руб., а также признания решения УФНС по *** от *** недействительным.
Поскольку в удовлетворении административного иска ФИО1 отказано, не имеется и оснований для взыскания с административных ответчиков государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.В. Шишкин
Решение в окончательной форме изготовлено 15.06.2022.
Решение17.06.2022