ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1055/20 от 18.11.2020 Благодарненского районного суда (Ставропольский край)

УИД 26RS0009-01-2020-002337-76

Дело № 2а-1055/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 ноября 2020 года город Благодарный

Благодарненский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Макарян А.Г.,

ведением протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гницевич В.А.,

с участием:

представителя административного истца в лице помощника прокурора Благодарненского района Ставропольского края Кириченко Д.А., заместителя прокурора Благодарненского района Ставропольского края Кошиль Е.В.,

представителя административного ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Благодарненского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОМВД России по Благодарненскому городскому округу о признании незаконным бездействия ОМВД России по Благодарненскому городскому округу и возложении обязанностей,

установил:

Прокурор Благодарненского района Ставропольского края обратился в Благодарненский районный суд Ставропольского края с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОМВД России по Благодарненскому городскому округу о признании незаконным бездействия ОМВД России по Благодарненскому городскому округу и возложении обязанностей, мотивируя требования тем, что прокуратурой района в 2019, 2020 проведены проверки соблюдения требований закона в части условий содержания, материально-бытового и медико-санитарного обеспечения подозреваемых, обвиняемых в изоляторе временного содержания ОМВД России по Благодарненскому городскому округу. Установлено, что в ИВС ОМВД России по Благодарненскому городскому округу допущены нарушения требований Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 № 103-ФЗ. В соответствии с требованиями ст. 4 Закона содержания под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации. Статьей 15 Закона установлено, что в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, а в соответствии со ст. 23 названного закона установлены требования к материально-бытовому обеспечению обвиняемых и подозреваемых лиц, содержащихся в ИВС. Аналогичные требования к изоляторам временного содержания установлены Приказом МВД РФ от 22.11.2005 № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», принятым в целях повышения эффективности деятельности ИВС и создания в них условий, обеспечивающих соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых. Согласно п. 14 одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере. Согласно п. 45 Приказа Камеры ИВС оборудуются: вешалкой для верхней одежды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного. В нарушение п. 14 Приказа одежда (иные носильные вещи) не проходит обработку в дезинфекционной камере, так как данная камера находится в неисправном состоянии на протяжении более 3 лет, ее срок эксплуатации истек в 2012 году. В нарушение п. 45 Приказа радиодинамики для вещания общегосударственной программы находятся в неисправном состоянии, в камерах № 2, 5, 8, 9 отсутствуют вешалки для верхней одежды. В связи с выявленными нарушениями закона 28.06.2019 и 30.06.2020 в адрес начальника ОМВД России по Благодарненскому городскому округу внесены 2 представления об их устранении и недопущении впредь. Однако, несмотря на это, до настоящего времени нарушения Закона не устранены, что свидетельствует о бездействии лиц ОМВД России по Благодарненскому городскому округу, что также нарушает конституционные права граждан Российской Федерации, содержащихся в ИВС ОМВД России по Благодарненскому городскому округу. В связи с чем просит признать незаконным бездействие ОМВД России по Благодарненскому городскому округу в области соблюдения требований закона в части условий содержания подозреваемых и обвиняемых в изоляторе временного содержания ОМВД России по Благодарненскому городскому округу; обязать ОМВД России по Благодарненскому городскому округу устранить выявленные прокуратурой Благодарненского района нарушения до 11.12.2020 года: привести в рабочее состояние дезинфекционную камеру; привести в рабочее состояние радиодинамики для вещания общегосударственной программы; привести в рабочее состояние кнопки для вызова дежурного; оборудовать камеры № 2, 5, 8, 9 вешалками для верхней одежды.

Прокурор в лице заместителя прокурора Благодарненского района Ставропольского края Кошиль Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО1 в судебном заседании возражала относительно удовлетворения административных исковых требований прокурора Благодарненского района, представив в суд письменное возражение на административное исковое заявление, в котором просила в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме, считая, доводы истца не обоснованными и неподлежащими удовлетворению, по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Отдела МВД России по Благодарненскому городскому округу поступило представление заместителя прокурора Благодарненского района советника юстиции Е.В. Кошиль от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении выявленных нарушениях в ИВС Отдела МВД России по Благодарненскому городскому округу» ( вх. от ДД.ММ.ГГГГ) в котором указаны нарушения, а именно: в нарушении пункта 14 одежда (иные носильные вещи) не проходят обработку в дезинфекционной камере. В нарушении пункта 45, радиодинамики для вещания общегосударственной программы находятся в неисправном состоянии, кнопки вызова дежурного находятся в неисправном состоянии, не во всех камерах есть вешалки для верхней одежды. В нарушение абаза 1 статьи 23 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» не проводится уборка камер, в которых отсутствует подозреваемые и обвиняемые, что существенно нарушает права вновь прибывших в ИВС Отдела МВД России по Благодарненскому городскому округу. Причинами допущенных нарушений уголовно-процессуального законодательства является не надлежащее исполнение своих должностных обязанностей ответственными должностными лицами Отдела МВД России по Благодарненскому городскому округу, а также отсутствие должного ведомственного контроля в данном направлении. На основании ст. 24 и 28 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», заместитель прокурора Благодарненского района советник юстиции Е.В. Кошиль, предложил рассмотреть представление и принять меры к устранению и не допущению впредь выявленных фактов, причин и условий, им способствующих. Начальником Отдела МВД России по Благодарненскому городскому округу полковником полиции ФИО2 было назначено проведение служебной проверки по вышеуказанным фактам. В соответствии с пунктом 15 приказа МВД России от 26.03.2013 № 161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации» решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для ее проведения. Согласно резолюции начальника Отдела МВД России по Благодарненскому городскому округу решение о проведении служебной проверки по вышеуказанным фактам, принято 15 июля 2020 года. В соответствии с пунктом 16. приказа МВД России от 26.03.2013 № 161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.05.2013 N 28587) В соответствии с частью 4 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению Министра внутренних дел Российской Федерации или руководителя (начальника), принявшего решение о проведении служебной проверки, может быть продлен, но не более чем на тридцать дней. При проведении служебной проверки по представлению прокуратуры от 30.06.2020г. №7-84-2020 «Об устранении выявленных нарушениях в ИВС ОМВД России по Благодарненскому городскому округу», назначенной ДД.ММ.ГГГГ, факты, указанные в представлении заместителя прокурора Благодарненского района советника юстиции Е.В. Кошиль от ДД.ММ.ГГГГ, нашли частичное подтверждения указанных нарушений, а именно в нахождении радиодинамиков для вещания общегосударственной программы и кнопки вызова дежурного в неисправном состоянии, а так же в отсутствии вешалок для верхней одежды (служебная проверка от ДД.ММ.ГГГГ дсп). ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора Благодарненского района Кириченко Д.А. была проведена проверка в ИВС ОМВД России по БГО (в период проведения служебной проверки должностными лицами Отдела МВД России по Благодарненскому городскому округу по представлению прокуратуры от 30.06.2020г. №7-84-2020 «Об устранении выявленных нарушениях в ИВС ОМВД России по Благодарненскому городскому округу»). В ходе проверки помощником прокурора установлено, что в нарушении п. 14 приказа МВД РФ от 22.11.2005 №950 «Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» одежда (иные вещи) не проходят обработку в дезинфекционной камере, осмотром установлено, что данная камера находится в неисправном состоянии. В нарушении пункта 45 вышеуказанного приказа, во всех камерах радиодинамики для вещания общегосударственной программы находятся в неисправном состоянии, при нажатии на кнопки для вызова дежурного сигнал на пульт дежурного не поступает. Также осмотром установлено, что в камерах №№ 2,5, 8,9 отсутствуют вешалки для верхней одежды. Согласно акту комиссионного обследования ИВС Отдела МВД России по Благодарненскому городскому округу от ДД.ММ.ГГГГ в камере ИВС №2 имеется радиодинамик для вещания общегосударственной программы, кнопка для вызова дежурного; в камере ИВС №5 имеется радиодинамик для вещания общегосударственной программы, кнопка для вызова дежурного; в камере ИВС №8 имеется- радиодинамик для вещания общегосударственной программы, кнопка для вызова дежурного; в камере ИВМ №8 имеется - радиодинамик для вещания общегосударственной программы, кнопка для вызова дежурного;– недостатки, указанные в представлении прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении выявленных нарушениях в ИВС ОМВД России по Благодарненскому городскому округу» - исправлены., а именно радиодинамики для вещания общегосударственной программы, кнопки для вызова дежурного, находятся в исправном состоянии, камеры № 2, 5, 8, 9 оборудованы вешалками для верхней одежды. 03 августа 2020 года между Отделом МВД России по Благодарненскому городскому округу и ООО «Электромонтаж» был заключен государственный контракт на техническое обслуживание электрооборудования Отдела МВД России по Благодарненскому городскому округу. Согласно паспорту инструкции по эксплуатации камеры дезинфекционной – ВФЭ-2/0,9 СЗМО ВФЭ-2/0,9-0,1 СЗМО Д.Э.00. 000.ПС ИЭ - Дезинфекционная камера является электрооборудованием. В ходе проверки обслуживающей организации ООО «Электромонтаж» работоспособности дезинфекционной ВФЭ2/09СЗМО, было установлено, что камера дезинфекционная ВФЭ -2/09 СЗМО находится в рабочем состоянии. Нарушений изоляции токоведущих частей - нет. Автоматика и электронагревательные элементы находятся в исправном состоянии, работают в заданном режиме (заключение от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно договору оказания консультативных услуг по предаттестационной подготовке от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между Отделом МВД России по Благодарненскому городскому округу и ООО «Учебно-курсовой комбинат дополнительного образования «Профи», сотрудники Отдела МВД России по Благодарненскому городскому округу пройдут предаттестационную подготовку по теме: «Эксплуатация энергетических установок при производстве, передачи и распределения электрической энергии». ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокурора Благодарненского района было направлено информационное письмо (исх. от ДД.ММ.ГГГГ), в котором указано о принятых мерах к устранению и недопущению выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих, а именно, об устранении нарушений, указанных в представлении прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении выявленных нарушениях в ИВС ОМВД России по Благодарненскому городскому округу».

В судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица ГУ МВД России по Ставропольскому краю, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания.

Согласно части 6 статьи 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Судом не было признана явка неявившихся в судебное заседание лиц обязательной, в связи с чем, на основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным провести судебное заседание в их отсутствие.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, представленные сторонами, суд приходит к следующему выводу.

Положениями части 4 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокурором Благодарненского района Ставропольского края проверки соблюдения требований закона в части условий содержания, материально-бытового и медико-санитарного обеспечения подозреваемых, обвиняемых в изоляторе временного содержания ОМВД России по Благодарненскому городскому округу установлено, что в ИВС ОМВД России по Благодарненскому городскому округу допущены нарушения требований Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 № 103-ФЗ, а именно одежда (иные носильные вещи) не проходит обработку в дезинфекционной камере; радиодинамики для вещания общегосударственной программы находятся в неисправном состоянии, не во всех камерах есть вешалки для верхней одежды и др.

По факту выявленного в ходе проверки несоответствия требованиям действующего законодательства ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника ОМВД России по Благодарненскому городскому округу внесены представления о принятии мер к устранению нарушений и недопущении их впредь (л.д. 7-8, 12-14).

Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ ИВС Отдела МВД России по Благодарненскому городскому округу, составленным помощником прокурора Благодарненского района Ставропольского края Д.А. Кириченко с участием дежурного режимной группы ИВС Отдела МВД России по Благодарненскому городскому округу ФИО3 и полицейского поста внутренней охраны ИВС Отдела МВД России по Благодарненскому городскому округу ФИО4, установлено, что в нарушение п. 14 Приказа МВД РФ от 22.11.2005 № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», одежда (иные носильные вещи) одежда (иные носильные вещи) не проходит обработку в дезинфекционной камере, так как данная камера находится в неисправном состоянии на протяжении более 3 лет, ее срок эксплуатации истек в 2012 году; в нарушение п. 45 приказа, радиодинамики для вещания общегосударственной программы находятся в неисправном состоянии, в камерах № 2, 5, 8, 9 отсутствуют вешалки для верхней одежды (л.д. 16,17).

Согласно представленным ответчиком документов, начальником Отдела МВД России по Благодарненскому городскому округу полковником полиции ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ было назначено проведение служебной проверки по вышеуказанным фактам.

В результате проведения служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ 500 дсп, материалы которых были представлены к обозрению суда и выписка приобщена к материалам дела, было установлено, что кнопка вызова дежурного и радиодинамики вещания общегосударственной программы находятся в неисправном состоянии; отсутствуют вешалки для верхней одежды.

На внесенные прокурором представления и требование Отделом МВД России по Благодарненскому городскому округу даны ответы исх. от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, в которых изложены причины выявленных прокурором недостатков их возникновения и планируемые меры по их устранению (л.д. 9-11, 36-38).

Согласно информационному письму заместителя начальника Отдела МВД России по Благодарненскому городскому округу ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в адрес прокурора <адрес> было направлено сообщение о принятых мерах к устранению и недопущению выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих, а именно, об устранении нарушений, указанных в представлении прокуратуры от 30.06.2020г. «Об устранении выявленных нарушениях в ИВС ОМВД России по Благодарненскому городскому округу» с приложением на 9 листах (л.д. 36-38).

Согласно представленных ответчиком документов, недостатки, указанные в представлении прокуратура <адрес> от 30.06.2020г. «Об устранении выявленных нарушениях в ИВС ОМВД России по Благодарненскому городскому округу» исправлены, а именно согласно акту комиссионного обследования ИВС Отдела МВД России по Благодарненскому городскому округу от ДД.ММ.ГГГГ радиодинамики для вещания общегосударственной программы, кнопки для вызова дежурного, приведены в исправное состояние, камеры , 5, 8, 9 оборудованы вешалками для верхней одежды.

В обоснование возражений представителем административного ответчика суду были представлены следующие документы:

- государственный контракт на техническое обслуживание от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Благодарненскому городскому округу в лице Врио начальника ФИО6 и общество с ограниченной ответственностью «Элекромонтаж» заключили государственный контракт о нижеследующем: заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя техническое обслуживание электрооборудования ОМВД России по Благодарненскому городскому округу. Срок действия договора: начало – с ДД.ММ.ГГГГг.; окончание – по ДД.ММ.ГГГГг.;

- заключение проверки работоспособности камеры дезинфекционной ВФЭ – 2/09 СЗМО от ДД.ММ.ГГГГг., согласно которому в ходе проверки работоспособности установлено: камера дезинфекционная ВФЭ – 2/09 СЗМО находится в рабочем состоянии. Нарушений изоляции токоведущих частей – нет. Автоматика и электронагревательные элементы находятся в исправном состоянии, работают в заданном режиме;

- инвентарная карточка учета нефинансовых активов № Фб0001010409704, согласно которой: наименование объекта - камера дезинфекционная ВФЭ – 2/09; первоначальная стоимость объекта – 45 000 рублей, по состоянию на дату формирования – 55 444, 50 рублей;

- сообщение заместителя начальника ОМВД России по Благодарненскому городскому округу ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ прокурору Благодарненского района Чаплыгину В.Н., согласно которому Отделом МВД России по Благодарненскому городскому округу приняты меры к устранению и недопущению впредь выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих;

- акт комиссионного обследования ИВС Отдела МВД России по Благодарненскому городскому округу от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденный врио начальника Отдела МВД России по Благодарненскому городскому округу ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ, согласно выводам которого, инженерно-техническая укрепленность ИВС ОМВД России по Благодарненскому городскому округу не в полном объеме соответствует требованиям «Наставления» утвержденного приказом МВД России № 140дсп-2006г., но при соблюдении его требований при охране и конвоировании доставка лиц, находящихся под стражей на судебные заседания возможна, необходимо принять все возможные меры к устранению имеющихся несоответствий;

- паспорт-инструкция по эксплуатации камеры дезинфекционной – <данные изъяты> согласно которому дезинфекционная камера является электрооборудованием;

- договор о полной индивидуальной материальной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ;

- договор о полной индивидуальной материальной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ;

- договор оказания консультационных услуг по предаттестационной подготовке от 29.09.2020г., согласно которого ООО «Учебно-курсовой комбинат дополнительного профессионального образования «Профи» в лице исполняющего обязанности генерального директора ФИО7 и Отдел МВД России по Благодарненскому городскому округу в лице начальника ФИО2 заключили настоящий договор о нижеследующем: исполнитель принимает на себя обязательства провести консультационные услуги по предатестационной подготовке работников «Заказчика» в количестве 3-х человек по теме: «Эксплуатация энергетических установок при производстве, передачи и распределения электрической энергии» в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.;

- справка от ДД.ММ.ГГГГ, выданная ООО «Учебно-курсовой комбинат дополнительного профессионального образования «Профи», согласно которой ФИО8, заместитель начальника ИВС, Отдел МВД России по Благодарненскому городскому округу; ФИО9, дежурный группы режима ИВС, Отдел МВД России по Благодарненскому городскому округу; ФИО10, старший полицейский ОО и К, Отдел МВД России по Благодарненскому городскому округу, действительно прошли предатестационную подготовку по теме: «Эксплуатация энергетических установок при производстве, передачи и распределения электрической энергии» в объеме 16 часов в период с 29 сентября по ДД.ММ.ГГГГ;

- выписка из заключения служебной проверки, согласно которой, служебную проверку по информации, изложенной в представлении заместителя прокурора Благодарненского района советника юстиции Е.В Кошиль от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении выявленных нарушениях в ИВС Отдела МВД России по Благодарненскому городскому округу», считать оконченной. Факт нарушения служебной дисциплины и законности, со стороны заместителя начальника ИВС Отдела МВД России по Благодарненскому городскому округу старшего лейтенанта полиции К.А. Богаченко при исполнении служебных обязанностей – не установлен, а со стороны начальника ИВС Отдела МВД России по Благодарненскому городскому округу капитана полиции ФИО11 – установлен; за нарушение пунктов 12.7 и 12.20 приложения к приказу Отдела МВД России по Благодарненскому городскому округу от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения об изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых Отдела МВД России по Благодарненскому городскому округу» и пункта «а» статьи 5 «Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации» утвержденного указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в несвоевременной подготовке заявок на ремонт радиодинамиков для вещания общегосударственной программы, кнопки для вызова дежурного, дизенфикационной камеры, начальника ИВС Отдела МВД России по Благодарненскому городскому округу капитана полиции ФИО11 привлечь к дисциплинарной ответственности не представляется возможным, в связи с увольнением из органов внутренних дел Российской Федерации (приказ начальника ГУ МВД России по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ л/с); заместителю начальника ИВС Отдела МВД России по Благодарненскому городскому округу старшему лейтенанту полиции К.А. Богаченко - в целях недопущения происшествий связанных с содержанием, охраной и конвоированием подозреваемых и обвиняемых в Отделе МВД России по Благодарненскому городскому округу в системе служебно-боевой подготовки, с личным составом ИВС организовать и дополнительно провести занятия по изучению требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ «О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Наставления, утвержденного приказом МВД России от 07.03.06 № 140дсп, приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ дсп «О внесении изменений в приказ № 140 дсп от 07 марта 2006» и «Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», утвержденных приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ; помощнику начальника Отдела МВД России - начальнику ОРЛС Отдела МВД России по Благодарненскому городскому округу майору внутренней службы ФИО12 обеспечить выставление карточки НЗ в отношении начальника ИВС Отдела МВД России по Благодарненскому городскому округу капитана полиции ФИО11; копию заключения служебной проверки направить ОРЛС Отдела МВД России по Благодарненскому городскому округу для приобщения к личным делам начальника ИВС Отдела МВД России по Благодарненскому городскому округу капитана полиции ФИО11 и заместителя начальника ИВС Отдела МВД по Благодарненскому городскому округу старшего лейтенанта полиции К.А. Богаченко; материалы и заключение служебной проверки сдать в ГД и Р Отдела МВД России по Благодарненскому городскому округу.

Из представленных документов следует, что на момент рассмотрения дела указанные в административном исковом заявлении нарушения ответчиком были устранены.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Системное толкование приведенного положения процессуального закона с учетом использованных в нем оборотов и юридической техники, позволяет суду сделать вывод, что основанием для признания бездействия незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.

При этом решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

Приведенные выводы соотносятся с положением статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; а равно с положением части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Системное толкование приведенных положений закона позволяет суду сделать вывод, что в случае, если принятое судом решение, с учетом разумного и фактически возможного восстановления прав истца в сфере административных и иных публичных правоотношений, к восстановлению права не приведет, то оснований для удовлетворения требований административного иска не имеется.

Так, административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании бездействия (действия или решения) незаконным в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом.

Доказательств того, что административным ответчиком нарушены права и законные интересы истца, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, суду не представлено.

Суд считает, что в настоящее время права административного истца, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, ответчиком не нарушены и в удовлетворении требований следует полностью отказать.

Руководствуясь ст. ст. 174-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении административных исковых требований прокурора Благодарненского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОМВД России по Благодарненскому городскому округу о признании незаконным бездействия ОМВД России по Благодарненскому городскому округу в области соблюдения требований закона в части условий содержания подозреваемых и обвиняемых в изоляторе временного содержания ОМВД России по Благодарненскому городскому округу и возложений обязанностей на ОМВД России по Благодарненскому городскому округу – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Благодарненский районный суд Ставропольского края в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 27 ноября 2020 года.

Судья А.Г. Макарян