дело № 2а-1055/2021
24RS0004-01-2021-000546-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2021 года п. Березовка
Березовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Есиной С.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1 - ФИО2,
при секретаре Антипенко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к военному комиссару Березовского района и г. Сосновоборска Красноярского края ФИО3 об оспаривании действий должностного лица, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит:
- признать незаконными действия военного комиссара Березовского района и г. Сосновоборска Красноярского края ФИО3 от <дата> об отказе в предоставлении документа - справки о прохождении службы ФИО1 в действующей армии,
- возложить обязанность на военного комиссара Красноярского края предоставить истцу ФИО1 справку о прохождении последним военной службы в действующей армии.
Требования мотивированы тем, что в январе 2021 года истец обратился в военный комиссариат Красноярского края с заявлением о предоставлении ему справки о прохождении им военной службы в действующей армии в период участия в боевых действиях в рамках вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики - с <дата> по <дата> в составе сводного батальона 7 воздушно-десантной дивизии, относящегося к Министерству обороны России. На обращение административного истца военным комиссаром Березовского района и г. Сосновоборска Красноярского края ФИО3 в адрес истца <дата> исх. № направлен ответ об отсутствии законных оснований для выдачи истцу справки об его участии в боевых действиях на территории Чеченской Республики в составе действующей армии. Пролагает, что ответ военного комиссара Березовского района и г. Сосновоборска Красноярского края ФИО3 является незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Так, ответчиком ФИО3 в ответе на обращение указано, что в военном комиссариате Березовского района и г. Сосновоборска Красноярского края не имеется сведений о том, что истец принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики в рамках вооруженного конфликта в составе действующей армии. Кроме того, ответчиком ФИО3 не дана оценка положениям, действующим нормативно-правовым актам - Постановлению Верховного Совета РФ от <дата>№, на которые в обращении ссылался истец. Указанное ответчиком по результатам рассмотрения обращения не соответствует действительности, так как истец на постоянном военном учете состоит в военном комиссариате Березовского района и города Сосновоборска Красноярского края с 1996 года, признан ветераном боевых действий. <дата> врио военного комиссара Березовского района и г. Сосновоборска ФИО4 истцу выдана справка, в которой указано, что на него распространяются положения Закона РФ от <дата>№ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», так как последний принимал участие в боевых действиях в условиях вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики. Согласно воинского билета НА № и учетно-послужной карточки истец в ходе прохождения военной службы принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики с <дата> по <дата>. Постановлением Правительства РФ от <дата> «О зонах вооруженных конфликтов» территория Чеченской Республики с декабря 1994 по декабрь 1996 гг. отнесена к зоне вооруженного конфликта. В соответствии с разделом III ФЗ РФ «О ветеранах» вооруженный конфликт, в котором принимал участие истец на территории Чеченской Республики с декабря 1994 по декабрь 1996 гг. включен в Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ. В соответствии с военной доктриной РФ, утвержденной Президентом РФ <дата>, понятие военный конфликт охватывает все виды вооруженного противоборства с применением военной силы, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооруженные конфликты. Постановлением Верховного Совета РФ от <дата>№ «О порядке введения в действие закона РФ «О внесении изменений в Закон РФ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» установлено, что в целях исчисления трудового стажа для назначения пенсий в соответствии со ст.94 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» военнослужащие, выполняющие задачи при вооруженных конфликтах, считаются проходящими военную службу в действующей армии. Также ответчиком в ответе на обращение указано, что период прохождения военной службы истца и территория, где был вооруженный конфликт не значится в постановлении Правительства РФ от <дата>№ «О перечнях воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны 1941- 1945гг.». Данный нормативно-правовой акт применен ответчиком ФИО3 при рассмотрении обращения истца ошибочно, так как его положения не затрагивают правоотношения, о которых сообщил в обращении истец. Кроме того, ответчиком (в ответе на обращение истца указано, что выдача справок гражданам, уволенным военной службы осуществляется в соответствии Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах РФ, утвержденной приказом Министра обороны РФ от <дата>№. При этом справки выдаются на основании учетных данных, имеющихся в военном комиссариате и подтверждающих документов. Вместе с тем, ответчиком при подготовке ответа не принято во внимание наличие у него как должностного лица обязанности по выполнению задач, возложенных на военный комиссариат Министерством обороны РФ. Обращение истца в военный комиссариат Березовского района и г. Сосновоборска вызвано необходимостью реализации дополнительных социальных гарантий в области трудовых отношений, в том числе, пенсионных, гарантированных государством. Таким образом, действия административного ответчика, связанные с отказом предоставления истцу по его просьбе справки о периоде прохождения им службы в действующей армии с <дата> по <дата> противоречит сути обращения административного истца, задачам военных комиссариатов, действующему законодательству и положениям Конституции РФ, а также правовой позиции Конституционного суда, изложенной в Постановлении от <дата>№-П.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомил.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – ФИО2 заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям. Дополнительно пояснила, что ФИО1 проходил военную службу в составе вооруженных сил России, принимал участие в вооруженном конфликте на территории РФ. В возражения и ответах военного комиссариата Березовского района и города Сосновоборска Красноярского края ошибочно указывается о контртеррористических операциях. В первую Чеченскую войну, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, не вводился режим контртеррористической операции, поскольку указанное понятие введено Федеральным законом «О терроризме» в 1998 году. Первый режим контртеррористической операции введен в 1999 году. ФИО1 был уволен досрочно на основании Указа Президента РФ № от <дата> «Об увольнении с военной службы и дополнительных мерах социальной защиты военнослужащих, принимающих непосредственное участие в боевых действиях и выполняющих задачи в условиях вооруженных конфликтов», в котором указано, что срок военной службы ФИО1 приравнен к военнослужащему, отслужившему срок в соответствии законодательством, фактически ФИО1 отслужил 18 месяцев. Согласно словарю , действующая армия – это армия, находящаяся на линии фронта. При наличии указанной справки, ФИО1 пересчитают срок до 24 месяцев, таким образом, у него пенсия увеличится на 300 рублей.
В судебном заседании представитель административного ответчика военного комиссариата Березовского района и г. Сосновоборска Красноярского края в лице военного комиссара ФИО3 - ФИО5 заявленные административные исковые требования не признал. Представил возражения на административное исковое заявление, которое приобщено к материалам административного дела и исследовано в ходе судебного заседания.
Представитель заинтересованного лица ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края», о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомил.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из п. 1, п. 3, п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 года № 59-ФЗ, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 года № 53-ФЗ воинский учет граждан, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства.
Федеральным законом «О ветеранах» от 21.01.1995 года № 5-ФЗ установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов РФ в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, с учетом заслуг по защите Отечества.
Статьей 2 Федерального закона «О ветеранах» от 21.01.1995 года № 5-ФЗ определено, что ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (пункт 1 данной статьи).
В силу подп. «а» подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах» от 21.01.1995 года № 5-ФЗ к ветеранам Великой Отечественной войны в числе прочих относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, в том числе, уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах» от 21.01.1995 года № 5-ФЗ перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, определяется Правительством Российской Федерации. Перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии, определяется законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года № 427 во исполнение пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» постановлено руководствоваться при решении вопросов социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны перечнями воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, введенными в действие директивами Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, приказами Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР, с изменениями и дополнениями, внесенными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона «О ветеранах» от 21.01.1995 года № 5-ФЗ установлены категории ветеранов боевых действий, в частности военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»).
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» определено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.
В разделе III Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесены боевые действия по выполнению задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
Судом установлено, что ФИО1 состоит на воинском учете в военном комиссариате Березовского района и г. Сосновоборска Красноярского края.
Согласно учетным данным ФИО1 проходил действительную военную срочную службу в период с <дата> по <дата>, во время которой в период с <дата> по <дата> принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики.
<дата>ФИО1 обратился к Военному комиссару Березовского района и г. Сосновоборска Красноярского края с заявлением о выдаче справки о прохождении военной службы в действующей армии.
По результатам рассмотрения заявления ФИО1 военным комиссаром Березовского района и г. Сосновоборска Красноярского края ФИО3 дан ответ от <дата>№ об отказе в оформлении справки. При этом в ответе указано, что сведений о прохождении заявителем службы в действующей армии в период участия в боевых действиях на территории Чеченской Республике в военном комиссариате Березовского района и г. Сосновоборска не имеется. Справка Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации от <дата>№ сведений о прохождении заявителем службы в действующей армии в период участия в боевых действиях на территории Чеченской Республики не содержит.
Ведение справочной работы в Министерстве обороны РФ установлено Приказом Минобороны РФ от 19.10.2012 года № 3300 «О порядке ведения справочной работы по личному составу» и утвержденным им Перечнем организаций и архивов, исполняющих запросы социально-правового характера, и их адреса.
Пунктом 33 Перечня установлено, что запросы о периодах фактического участия в проведении контртеррористических, миротворческих операций, выполнения задач в зоне вооруженного конфликта на территории Чеченской Республике по истечении более 15 лет после убытия из воинской части направляются в филиал Центрального архива Минобороны РФ.
Приказом Министерства обороны РФ «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 04.04.2017 года № 170 утверждены Правила оформления и выдачи справок и других служебных документов военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, лицам, гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и членам их семей.
Пунктами 13, 14 данных Правил указано, что гражданам, уволенным с военной службы, выдаются справки о социальных гарантиях в области трудовых отношений, предоставляемых им.
Согласно п. 77 Инструкции, справка - документ, описывающий или подтверждающий те или иные действия, факты, события, содержащий выводы.
При этом как учетные данные - архивные данные Центрального архива Министерства обороны РФ (архивная справка от <дата>№), военного комиссариата Березовского района и г. Сосновоборска Красноярского каря, так и представленные административным истцом документы - военный билет ФИО1, удостоверение ветерана боевых действий, учетно-послужная каточка ФИО1, не содержат сведений о прохождении им действительной военной срочной службы в составе действующей армии.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для признания действий военного комиссара Березовского района и г. Сосновоборска Красноярского края ФИО3, выраженных в отказе в предоставлении справки о прохождении службы ФИО1 в действующей армии, датированным <дата>, незаконными, нарушающим права и законные интересы административного истца. Выдача справки это документальное подтверждение имеющихся в учетных данных фактических событий, оснований для выдачи справки с отражением сведений, отсутствующих в базе данных, у военного комиссара Березовского района и г. Сосновоборска Красноярского края ФИО3 не имелось.
Доводы представителя административного истца о том, что участие ФИО1 в боевых действиях на территории Чеченской Республики сопоставимо с прохождением военной службы в составе действующей армии, в том числе, со ссылкой на постановление Верховного Совета РФ от <дата>№, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку не имеют правового значения в рамках оспариваемых действий военного комиссара Березовского района и г. Сосновоборска Красноярского края, и свидетельствуют о наличии социально-правового спора, который подлежит разрешению в рамках искового производства.
В связи с изложенным, требования ФИО1 о признании действий военного комиссара Березовского района и г. Сосновоборска Красноярского края ФИО3, выраженных в отказе в предоставлении справки о прохождении службы ФИО1 в действующей армии, датированным <дата>, незаконными, и о возложении обязанности по предоставлению справки - удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-179, 218, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к военному комиссару Березовского района и г. Сосновоборска Красноярского края ФИО3 об оспаривании действий должностного лица, возложении обязанности, отказать
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Есина
Дата изготовления мотивированного решения 24 декабря 2021 года.