ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1056 от 07.10.2015 Бессоновского районного суда (Пензенская область)

дело № 2а-1056 (15) Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

« 07 » октября 2015 года с. Бессоновка

Бессоновский районный суд Пензенской области в составе

председательствующего судьи Паниной Л.Б.

с участием прокурора Бессоновского района Рузляева О.А.

при секретаре Каляминой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Бессоновского района Пензенской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении обязанности размещать на официальном сайте в сети «Интернет» проектов нормативно-правовых актов для проведения независимой антикоррупционной экспертизы,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Бессоновского района Пензенской области Рузляев О.А. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства:

Прокуратурой Бессоновского района проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления администрациями муниципальных образований Бессоновского района Пензенской области с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлены нарушения.

В ходе проверки установлено, что администрация Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области имеет свой официальный сайт http://prokazninsky.bessonovka.pnzreg.ru/. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ администрацией Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области принято 4 нормативно-правовых акта: Постановление администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области по предоставлению муниципальной услуги «Выдача справок о регистрации по месту жительства, о составе семьи и иных справок»; Постановление администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка принятия решений о разработке долгосрочных муниципальных целевых программ Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области, их формирования и реализации»; Постановление администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Порядок предварительного уведомления представителя нанимателя (работодателя) о выполнении иной оплачиваемой работы муниципальными служащими администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района »; Постановление администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района от ДД.ММ.ГГГГ «О комиссии администрации Проказнинского сельсовета по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов».

Проекты указанных нормативно-правовых актов прошли антикоррупционную экспертизу в Комиссии по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области и прокуратуре Бессоновского района, и имеют все существенные признаки характеризующие нормативный правовой акт. Однако, в нарушение действующего законодательства для проведения независимой антикоррупционной экспертизы на официальном сайте администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области http://prokazninsky.bessonovka.pnzreg.ru/указанные проекты с указанием даты начала и окончания приема заключений по результатам независимой экспертизы не размещались и до настоящего времени не размещены.

Отсутствие указанных сведений препятствует доступу к информации о нормотворческой деятельности органов местного самоуправления Проказнинского сельсовета, реализации права на проведение независимой антикоррупционной экспертизы.

Неисполнение администрацией Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области требований действующего законодательства о противодействии коррупции в части размещения на официальном сайте в сети Интернет вышеуказанных сведений нарушает права неопределенного круга лиц на получение гарантированной законом информации, а также свидетельствуют о самоустранении органов местного самоуправления от профилактики коррупции.

Прокурор просил признать незаконным бездействие Администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области, выразившееся в невыполнении обязанности размещать на официальном сайте в сети «Интернет» проекты нормативно-правовых актов для проведения независимой антикоррупционной экспертизы и обязать администрацию Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области разместить проекты нормативно-правовых актов администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района: Постановление администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области по предоставлению муниципальной услуги «Выдача справок о регистрации по месту жительства, о составе семьи и иных справок»; Постановление администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка принятия решений о разработке долгосрочных муниципальных целевых программ Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области, их формирования и реализации»; Постановление администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Порядок предварительного уведомления представителя нанимателя (работодателя) о выполнении иной оплачиваемой работы муниципальными служащими администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района »; Постановление администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района от ДД.ММ.ГГГГ «О комиссии администрации Проказнинского сельсовета по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов» на официальном сайте в сети «Интернет», расположенном по адресу: http://prokazninsky.bessonovka.pnzreg.ru/.

В судебном заседании прокурора Бессоновского района Рузляев О.А. заявленные требования поддержал и подтвердил обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика - администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области в судебное заседание не явился. От и.о. главы администрации Морозовой Н.Ю. поступило заявление о согласии с административным исковым заявлением прокурора и рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав представителя прокуратуры, изучив представленные документы, и оценив все в их совокупности, суд приходит к следующему выводу:

В соответствии со ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ, решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями быть оспорены в суде.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на основных принципах, в том числе, публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Пунктом 7 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1, 5 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006
№ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе, сети «Интернет», к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009

№ 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», содержит информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

а) нормативные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; б) тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 17.07.2009

№ 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Постановлением И.о. Главы Администрации Бессоновского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Бессоновского района Пензенской области» утвержден Порядок осуществления проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и проектов муниципальных правовых актов Бессоновского района Пензенской области (далее - Порядок).

В силу п. 4 Порядка экспертиза проектов осуществляется в обязательном порядке.

Пунктом 7-8 Порядка установлено, чтов соответствии с Законом № 172-ФЗ, в целях проведения независимой экспертизы разработчик проекта организует размещение проектов на официальном сайте администрации Бессоновского района Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой экспертизы. Экспертиза правовых актов и проектов осуществляется в срок не более 5 рабочих дней со дня их поступления на экспертизу.

В силу п. 4 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовыхактов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 25.12 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.

В силу ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» контроль за обеспечением доступа к информации органов местного самоуправления осуществляют руководители органов местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной Прокуратурой Бессоновского района проверки соблюдения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления администрациями муниципальных образований Бессоновского района Пензенской области с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлены нарушения в администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ администрацией Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области было принято 4 нормативно-правовых акта: Постановление администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области по предоставлению муниципальной услуги «Выдача справок о регистрации по месту жительства, о составе семьи и иных справок»; Постановление администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка принятия решений о разработке долгосрочных муниципальных целевых программ Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области, их формирования и реализации»; Постановление администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Порядок предварительного уведомления представителя нанимателя (работодателя) о выполнении иной оплачиваемой работы муниципальными служащими администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района »; Постановление администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района от ДД.ММ.ГГГГ «О комиссии администрации Проказнинского сельсовета по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов».

Проекты указанных нормативно-правовых актов прошли антикоррупционную экспертизу в Комиссии по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области и прокуратуре Бессоновского района, и имеют все существенные признаки характеризующие нормативный правовой акт. Однако, в нарушение вышеуказанного действующего законодательства для проведения независимой антикоррупционной экспертизы на официальном сайте администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области http://prokazninsky.bessonovka.pnzreg.ru/указанные проекты с указанием даты начала и окончания приема заключений по результатам независимой экспертизы не размещались и до настоящего времени не размещены.

Отсутствие указанных сведений препятствует доступу к информации о нормотворческой деятельности органов местного самоуправления Проказнинского сельсовета, реализации права на проведение независимой антикоррупционной экспертизы.

Неисполнение администрацией Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области требований действующего законодательства о противодействии коррупции в части размещения на официальном сайте в сети Интернет вышеуказанных сведений нарушает права неопределенного круга лиц на получение гарантированной законом информации, а также свидетельствуют о самоустранении органов местного самоуправления от профилактики коррупции.

Вышеуказанные обстоятельства администрацией Проказнинского сельсовета не оспариваются, и.о. главы администрации Морозова Н.Ю. с административным исковым заявлением прокурора согласна.

Поэтому административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Бессоновского района Пензенской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении обязанности размещать на официальном сайте в сети «Интернет» проектов нормативно-правовых актов для проведения независимой антикоррупционной экспертизы удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области, выразившееся в невыполнении обязанности размещать на официальном сайте в сети «Интернет» проекты нормативно-правовых актов для проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

Обязать администрацию Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ разместить проекты нормативно-правовых актов администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района: Постановление администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области по предоставлению муниципальной услуги «Выдача справок о регистрации по месту жительства, о составе семьи и иных справок»; Постановление администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка принятия решений о разработке долгосрочных муниципальных целевых программ Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области, их формирования и реализации»; Постановление администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Порядок предварительного уведомления представителя нанимателя (работодателя) о выполнении иной оплачиваемой работы муниципальными служащими администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района »; Постановление администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О комиссии администрации Проказнинского сельсовета по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов» на официальном сайте в сети «Интернет», расположенном по адресу: http://prokazninsky.bessonovka.pnzreg.ru/.

Об исполнении данного решения сообщить суду в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Бессоновский районный суд в течение месяца.

Судья: Л.Б. Панина