ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1056/19 от 04.06.2019 Белореченского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-1056/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Белореченск 4 июня 2019 года

Судья Белореченского районного суда Краснодарского края Кириенко А.С.,

при секретаре Казанцевой Е.А.,

с участием представителя истца ФИО1 – ФИО2,

представителя ответчика - администрации муниципального образования Белореченский район – ФИО3,

представителя заинтересованного лица – администрации Белореченского городского поселения Белореченского района - ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации МО Белореченский район о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и обязании административного ответчика выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в Белореченский районный суд Краснодарского края с административным исковым заявлением к администрации МО Белореченский район о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и обязании административного ответчика выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, находящегося по адресу: <адрес>, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от 29.03.2019 г., также арендатором по договору аренды земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов – магазины, находящегося по адресу: <адрес>, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от 21.02.2019 г..

04.04.2018 года административному истцу было выдано Администрацией муниципального образования Белореченский район Краснодарского края Разрешение на строительство магазина .

На основании выданного разрешения на строительство административным истцом был возведен незавершенный объект капитального строительства (магазин), что подтверждается кадастровой выпиской от 05.03.2019 г., Выпиской из ЕГРН от 05.02.2019 года. В настоящее время объект незавершенного строительства полностью возведен, что подтверждается техническим планом здания от 14.03.2019 года.

В марте 2019 года административным истцом было подано административному ответчику заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию построенного магазина на земельных участках с кадастровыми номерами и .

Административным истцом был получен отказ № 684/01-19 от 26.03.2019 года в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по адресу: <адрес>. Основаниями для отказа явились следующие причины:

размещение одного объекта недвижимости на нескольких земельных участках, тем самым нарушая требования градостроительных и строительных норм и правил, а также принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков;

расположение земельного участка с кадастровым номером , предоставленного в аренду в двух функциональных зонах (территория зеленых насаждений общего пользования и магистральные улицы районного значения), что нарушает требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне;

попадание построенного объекта капитального строительства в охранную зону памятников истории и архитектуры (200 м.) – Ансамбль, 1913 г.: здание школы; дом учителей, тем самым необходимо согласование соответствующего органа охраны объектов культурного наследия на строительство вышеуказанного объекта.

В соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) определен порядок выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Согласно п. 6 указанной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 статьи 55 ГрК РФ;

2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;

4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации;

5) несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 ГрК РФ, и строящийся, реконструируемый объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введен в эксплуатацию.

При этом, решение об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.

Расположение объекта капитального строительства на двух земельных участках не является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, так как ни в Градостроительном кодексе РФ, ни в Земельном кодексе РФ, ни в иных федеральных нормативных актах не содержится специальных правовых норм, регламентирующих вопрос о возможности (или невозможности) строительства здания, строения, сооружения, которые являются объектами капитального строительства на нескольких смежных земельных участках.

Пункт 16 ст. 1 ГрК РФ указывает, что застройщик - это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Кроме того, комитет Государственной Думы РФ по земельным отношениям и строительству, а позднее Комитет ГД РФ по транспорту и строительству высказывал следующее мнение.

На основании части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Часть 6 статьи 51 ГрК РФ устанавливает компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления в случае выдачи разрешения на строительство объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых планируется на территории двух и более муниципальных образований, субъектов Российской Федерации. Учитывая, что согласно пункту 3 статьи 119 Земельного кодекса Российской Федерации границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов, в указанном положении Кодекса, по мнению профильного Комитета Госдумы, уже прямо предусмотрена возможность выдачи разрешения на строительство на нескольких смежных земельных участках.

Кроме того, по мнению профильного Комитета Госдумы, необходимо учесть, что в соответствии с п. 26 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости (Приложение № 1 к приказу Министерства экономического развития РФ от 16 декабря 2015 г. № 943) к основным сведениям о здании, подлежащим внесению в записи кадастра недвижимости, относится кадастровый номер (номера) земельного участка (земельных участков), в пределах которого (которых) расположено (расположены) здание (здания).

На основании изложенного, по мнению Комитета, в ГРК РФ отсутствуют ограничения на проектирование и строительство объекта капитального строительства на нескольких смежных земельных участках. При этом разрешенное использование всех земельных участков должно допускать размещение такого объекта.

По смыслу изложенного, законодательством допускается расположение объекта недвижимости на нескольких земельных участках, в связи с чем, довод административного ответчика о том, что один объект недвижимости может быть размещен только на одном земельном участке нельзя признать обоснованным и соответствующим закону.

Также в соответствии с Правилами землепользования и застройки Белореченского городского поселения Краснодарского края, утвержденными решением Совета Белореченского городского поселения от 08.04.2016 года № 120, земельный участок с кадастровым номером находится в территориальной зоне ИТ-2 (Зона транспортной инфраструктуры). В соответствии с Генеральным планом Белореченского городского поселения от 14.11.2008 года № 1, утвержденного решением Совета Белореченского городского поселения, вышеуказанный земельный участок расположен в двух функциональных зонах (территория зеленых насаждений общего пользования и магистральные улицы районного значения).

Административный ответчик, ссылаясь на п. 4 ст. 30 ГрК РФ, подменяет понятия «территориальная зона» и «функциональная зона». Земельный участок с кадастровым номером находится в одной территориальной зоне и в двух функциональных зонах, что не запрещено законом и не является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Земельные участки с кадастровыми номерами , , на которых располагается объект капитального строительства, являются смежными, относятся к одной категории земель и имеют одинаковый вид разрешенного использования.

В связи с чем, вывод, содержащийся в отказе административного ответчика, о несоответствии представленных документов основан на информации из генерального плана Белореченского городского поселения, который является документом территориального планирования, а не градостроительным регламентом, определяющим режим разрешённого использования. В силу ч. 12. Ст. 9 ГрКРФ утверждения в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой внесения изменения правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

При этом в отказе административного ответчика при ссылке на п. 2 ч. 6 ст. 55 ГрК РФ отсутствует сам вывод о несоответствии объекта капительного строительства требования градостроительного плана.

Поскольку на момент обращения административным истцом с заявлением от марта 2019 года о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, на земельные участки с кадастровыми номерами , на которых расположен спорный объект, утверждены градостроительные планы земельных участков от 20.03.2018 года, от 20.03.2018 года, по смыслу положений ч. 1, п. 2 ч. 6 ст. 55 ГрК РФ при рассмотрении вопроса выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию административному ответчику надлежало рассмотреть вопрос о соответствии места размещения спорного объекта капитального строительства исходя из совокупности положений вышеуказанных градостроительных планов земельных участков, а также учесть предоставление административному истцу права на соответствующее использование земельного участка с кадастровым номером , и учесть выдачу разрешения на строительство от 04.04.2018 года.

Административный ответчик в отказе указывает на необходимость предоставления согласия органа охраны объекта культурного наследия на строительство данного объекта, однако, градостроительным законодательством на стадии ввода в эксплуатацию не установлена необходимость предоставления такого документа. Административный истец полагает, что подобное требование ответчика возможно было на стадии получения разрешения на строительство, в соответствии с подп. 8 п. 6 ст. 55.1 ГрК РФ, а именно необходимость предоставления документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта. При этом объект капитального строительства административного истца не имеет отношения к объекту культурного наследия. Просим суд обратить внимание, что вышеуказанные документы административным ответчиком не были истребованы при выдаче разрешения на строительство.

Административный истец считает, что отказ № 684/01-19 от 26.03.2019 года в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по адресу: <адрес> не соответствует положениям п. 2, 5, ч. 6 ст. 55 ГрК РФ и нарушает права административного истца в реализации полномочий собственника объекта капитального строительства, что является незаконным и подлежит отмене.

Также административный истец указывает, что оспариваемый отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию был мотивирован попаданием построенного объекта капитального строительства в охранную зону памятников истории и архитектуры (200 м.) – Ансамбль, 1913 г.: здание школы; дом учителей, в связи с чем, административным ответчиком был сделан вывод о том, что необходимо согласование соответствующего органа охраны объектов культурного наследия на строительство вышеуказанного объекта.

В обоснование административный ответчик сослался на нормы ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 21.02.2019) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Между тем, указанная статья регламентирует порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, и не содержит указание на получение согласования на осуществление строительства объектов, расположенных в охранной зоне объекта культурного наследия.

Постановлением Правительства Правительства РФ от 12.09.2015 года N 972 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В соответствии с абз. п. 20 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зон охраны объекта культурного наследия не применяются к правоотношениям, связанным со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства, возникшим на основании разрешений на строительство, которые выданы в установленном порядке до вступления в силу правового акта об утверждении зон охраны объекта культурного наследия.

Приказом администрации Краснодарского края от 05.03.2019 N 29-кн «Об утверждении предмета охраны, границ территорий и зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль», 1913 г., <...>, в состав которого входят объекты культурного наследия регионального значения «Здание школы», 1913 г. и «Дом учителей», 1913 г. утверждены предмет охраны, границы территорий и зон охраны указанного объекта культурного наследия. Указанный приказ вступил в законную силу 06.03.2019 года, т.е. действовал на момент выдачи оспариваемого отказа.

Разрешение на строительство было получено административным истцом 04.04.2018 года, т.е. до вступления в силу правового акта об утверждении зон охраны объекта культурного наследия, в связи с чем, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зон охраны указанного объекта культурного наследия не применяются к правоотношениям, связанным со строительством спорного здания.

Учитывая вышеизложенное, а также тот факт, что административный ответчик не мог не знать о наличии нормативного правового акта на момент вынесения оспариваемого отказа (поскольку последний был опубликован в установленном порядке), нахождение построенного объекта в границах охранной зоны объекта культурного наследия не является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

Представитель административного истца ФИО1 – ФИО2 в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представитель административного ответчика - администрации муниципального образования Белореченский район – ФИО3 в судебном заседании возражала против заявленных требований, считала административное исковое заявление незаконным и необоснованным, не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

26 марта 2019 года на поданное административным истцом заявление о вводе объекта в эксплуатацию, расположенное по адресу: <...> и 86Л, администрацией муниципального образования Белореченский район было принято решение об отказе № 684/01-19.

Основаниями для отказа явилось:

1) размещение одного объекта недвижимости на нескольких земельных участках;

2) расположение земельного участка с кадастровым номером , предоставленного в аренду в двух функциональных зонах (территория зеленых насаждений общего пользования и магистральные улицы районного значения), что нарушает требования принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне;

3) попадание построенного объекта капитального строительства в охранную зону памятников истории и архитектуры (200 м.) - Ансамбль 1913г..

В соответствии со ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

При осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, застройщик или заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство (п. 4 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее-ГрК РФ).

Согласно ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается застройщику при условии представления в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявления и пакета документов, который включает в себя, в том числе, схему планировочной организации земельного участка, выполненную в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия.

В соответствии с п. 1 ст. 38 ГрК РФ для определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений могут устанавливаться ограничения в виде предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, в том числе их площадь, а также ограничения в виде минимальных отступов от границ земельных участков, за пределами которых запрещается строительство таких объектов.

В случае, если размер земельного участка не соответствует предельным параметрам разрешенного строительства и реконструкции объекта капитального строительства, а также нарушены минимальные отступы от границы земельного участка, строительная деятельность на таком земельном участке запрещается, и в соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации возводимый объект признается самовольной постройкой.

Ранее, вновь созданный объект недвижимого имущества подлежал государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Все объекты недвижимости подлежат учету в соответствии с ФЗ от 24.07.2007 № 221 -ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственном кадастре недвижимости, составной частью которого является реестр объектов недвижимости.

До 1 января 2017 года действовал Приказ Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости», где положения п.п. 7 п. 73 Порядка предусматривали возможность расположения одного здания даже не на двух участках, а на нескольких земельных участках.

Действующий в настоящее время Приказ Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943 (ред. от 27.02.2019) «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки» не предусматривает случаев осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости, расположенного на нескольких земельных участках.

Таким образом, возможность пересечения границ здания и границ земельных участков, на которых расположено здание (строение, сооружение), действующим законодательством не допускается.

Кроме того, как указало в своем письме Минэкономразвития РФ от 10.10.2011 года № Д23-4229, отвечая на вопрос об отсутствии оснований для строительства объекта недвижимости, за исключением линейных объектов, на нескольких (смежных) земельных участках, обобщая действующее земельное, градостроительное и гражданское законодательство, что один объект недвижимости (площадной объект) может быть размещен только на одном земельном участке, предоставленном для строительства, а не на нескольких земельных участках, так как при размещении здания (строения, сооружения) на нескольких смежных земельных участках нарушаются требования градостроительных и строительных норм и правил, а также принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков в соответствии со ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации.

На основании Сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования Белореченский район согласно Генеральному плану Белореченского городского поселения Белореченского района Краснодарского края, утвержденному решением Совета Белореченского городского поселения Белореченского района от 14 ноября 2008 года № 1 существующий земельный участок с кадастровым номером находится в двух зонах: территория зеленых насаждений общего пользования и магистральные улицы районного значения.

Однако, в Правилах землепользования и застройки Белореченского городского поселения Белореченского района, утвержденные решением Совета Белореченского городского поселения Белореченского района от 08.04.2016 г. № 120 существующий земельный участок с кадастровым номером находится в зоне ИТ - 2 с целевым назначением - транспортная инфраструктура.

В силу ч. 1 ст. 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов. Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планцрования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности (ч. 9 ст. 31 ГрК РФ).

Несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения является основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки (ст. 33 ГрК РФ).

Кроме того, ч. 1 ст. 34 ГрК РФ установлено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом, в том числе, функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.

Необходимо также отметить, что на основании ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:

1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;

2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;

3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований;

4) видов территориальных зон;

5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

На основании изложенного, Правила землепользования и застройки Белореченского городского поселения Белореченского района необходимо привести в соответствии с Генеральным планом Белореченского городского поселения Белореченского района.

Так, указанный выше объект является объектом культурного наследия регионального значения и принят на государственную охрану Законом Краснодарского края от 17.08.2000 г. № 313-K3 «О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края».

4 апреля 2018 года административным истцом было получено разрешение на строительство .

Положения ст. 34.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» об установлении защитных зон объектов культурного наследия введены Федеральным законом от 05.04.2016 № 95-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и статью 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

При этом, в соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2016 № 95-ФЗ положения пункта 1 статьи 34.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», предусматривающее запрет строительства объектов капитального строительства и их реконструкции, связанной с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), не применяется к правоотношениям, связанным со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства, возникшим на основании разрешений на строительство, которые выданы в установленном порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в том числе в случаях продления сроков их действия или изменения застройщика.

Таким образом, положения п. 1 ст. 34.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» о запрете строительства и реконструкции не применяется к правоотношениям, возникшим на основании разрешений, выданных до 03.10.2016, в т. ч. в случаях продления сроков их действия или изменения застройщика.

В настоящем случае, разрешение на строительство ФИО1 получено 4 апреля 2018 года, то есть после введения в действие ст. 34.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Так, ч. 6 и ч. 7 ст. 7 Закона Краснодарского края от 23.07.2015 № 3223-K3 (ред. от 01.06.2018) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края» установлено, что в целях предотвращения перемещения, повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка использования объектов культурного наследия и иных действий, влекущих за собой причинение вреда объектам культурного наследия, физические лица, юридические лица, органы государственной власти Краснодарского края, органы местного самоуправления в Краснодарском крае на стадии проведения землеустройства, формирования, отвода, изменения категории, вида разрешенного использования и иного хозяйственного освоения земельного участка, предусматривающего проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, обязаны обратиться в краевой орган охраны объектов культурного наследия с заявлением о согласовании проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории, подлежащей хозяйственному освоению. До начала проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляется разработка и реализация необходимых мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, в том числе археологические полевые работы (разведки) в целях выявления в зонах производства данных работ неучтенных объектов культурного наследия, за счет средств физических лиц, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, являющихся заказчиками проводимых работ.

Представитель заинтересованного лица – администрации Белореченского городского поселения Белореченского района - ФИО4 в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать, поддержав позицию административного ответчика.

Выслушав в судебном заседании представителя административного истца - ФИО2, представителя административного ответчика - администрации муниципального образования Белореченский район – ФИО3, представителя заинтересованного лица – администрации Белореченского городского поселения Белореченского района - ФИО4, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как видно из материалов дела, административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, находящегося по адресу: <адрес>, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от 29.03.2019 г. (л.д. 14-21), и арендатором по договору аренды земельного участка с кадастровым номером категория земель: земли населенных пунктов – магазины, находящегося по адресу: <адрес> что подтверждается Выпиской из ЕГРН от 21.02.2019 г. (л.д. 22-30).

Административным ответчиком 20.03.2018 года административному истцу выданы градостроительные планы земельных участков № -0 от 20.03.2018 года, № от 20.03.2018 года (л.д. 31-38, 40-47).

Административным ответчиком 04.04.2018 года административному истцу выдано разрешение на строительство здания магазина (л.д. 69-70) (двухэтажное), объем строительный 10785,4 куб.м, общей площадью 1499,2 кв.м, на земельных участках с кадастровыми номерами ,

Административным истцом был возведен незавершенный объект капитального строительства (магазин), что подтверждается кадастровой выпиской от 05.03.2019 г. (л.д. 49-51), Выпиской из ЕГРН от 05.02.2019 года (л.д. 52-54). В настоящее время объект незавершенного строительства полностью возведен, что подтверждается техническим планом здания от 14.03.2019 года (л.д. 88-121).

Административный ответчик в письме от 26.03.2019 № 684/01-19 (л.д. 11-12) отказал в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию со ссылкой на пункт 2, 5 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации и привел следующие основания отказа:

размещение одного объекта недвижимости на нескольких земельных участках, тем самым нарушая требования градостроительных и строительных норм и правил, а также принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков;

расположение земельного участка с кадастровым номером , предоставленного в аренду в двух функциональных зонах (территория зеленых насаждений общего пользования и магистральные улицы районного значения), что нарушает требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне;

попадание построенного объекта капитального строительства в охранную зону памятников истории и архитектуры (200 м.) – Ансамбль, 1913 г.: здание школы; дом учителей, тем самым необходимо согласование соответствующего органа охраны объектов культурного наследия на строительство вышеуказанного объекта.

Считая вышеуказанное решение Административного ответчика от 26.03.2019 № 684/01-19 незаконным, административный истец обратился с соответствующим заявлением в суд.

В соответствии с пунктом 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Основанием для рассмотрения вопроса о получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является представление документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию согласно утвержденному частью 3 статьи 55 ГрК РФ перечню, а именно:

правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;

градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проект планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

разрешение на строительство;

акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда);

акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора);

документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);

схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;

заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;

документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования;

технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.

Частями 1, 5 статьи 55 ГрК РФ установлено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Выдавший разрешение на строительство орган в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязаны обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Частью 6 статьи 55 ГрК РФ предусмотрены основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, к которым относятся:

1) отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи;

2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;

4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации;

5) несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 настоящего Кодекса, и строящийся, реконструируемый объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введен в эксплуатацию.

Доказательства, свидетельствующие о наличии оснований для отказа в выдаче разрешения, указанных в пункте 1 части 6 статьи 55 ГрК РФ, Административный ответчик в нарушение обязанности, возложенной на него частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), в материалы дела не представил.

Не представлены доказательства, что построенный объект не соответствует требованиям утвержденных градостроительных планов земельного участка.

Доводы административного ответчика о том, что размещение одного объекта недвижимости на нескольких земельных участках нарушает требования градостроительных и строительных норм и правил, а также принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков суд находит несостоятельными.

При рассмотрении настоящего дела суд исходит из того, что Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит норм, прямо запрещающих или ограничивающих возможность строительства одного объекта капитального строительства на двух земельных участках.

Земельные участки с кадастровыми номерами и , на которых располагается спорный объект капитального строительства, являются смежными, относятся к одной категории земель и имеют одинаковый вид разрешенного использования.

Поскольку на момент обращения административного истца с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, на земельные участки с кадастровыми номерами и , на которых расположен спорный объект, были утверждены отдельные градостроительные планы земельных участков, по смыслу положений части 1, пункта 2 части 6 статьи 55 ГрК РФ при рассмотрении вопроса выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию административному ответчику надлежало рассмотреть вопрос о соответствии места размещения спорного объекта капитального строительства исходя из совокупности положений вышеуказанных градостроительных планов земельных участков.

Между тем, к выводу о наличии предусмотренного пунктом 2 части 6 статьи 55 ГрК РФ основания для отказа в выдаче разрешения административный ответчик пришел без учета положений градостроительных планов земельных участков. При этом, в оспариваемом письме об отказе отсутствует вывод о несоответствии объекта капитального строительства требованиям градостроительных планов земельных участков.

Суд принимает во внимание, что в соответствии с ч. 12 статьи 55 ГрК РФ, Приказом Минстроя России от 19.02.2015 года N 117/пр утверждены формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В разделе 3 утвержденной формы разрешения на строительство указывается кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в пределах которого (которых) расположен или планируется расположение объекта капитального строительства. В разделе 1 утвержденной формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию указывается сведения о земельном участке (земельных участках), в пределах которого (которых) возведен объект капитального строительства. В представленном в материалы дела Разрешении на строительство магазина в разделе 3 указаны кадастровые номера земельных участков и .

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что утвержденные в соответствии с ГрК РФ формы разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию указывают на возможность осуществления строительства объекта капитального строительства на более чем одном земельном участке.

В обоснование своей позиции ответчик ссылается на письмо Минэкономразвития Российской Федерации от 10.10.2011 года № Д23-4229. Однако, в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 года N 437, указанный орган не наделен полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения. Таким образом, позиция указанного органа, изложенная в письмах, не является официальным разъяснением градостроительного законодательства. Указанное письмо не является нормативным правовым актом, который в соответствии с частью 1 статьи 15 КАС РФ может быть применен судом при разрешении настоящего спора.

Доводы административного ответчика о том, что расположение земельного участка с кадастровым номером 23:39:1101184:287, предоставленного в аренду в двух функциональных зонах (территория зеленых насаждений общего пользования и магистральные улицы районного значения) нарушает требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне суд находит несостоятельными.

В соответствии с частью 1 статьи 9 ГрК РФ, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно части 3 статьи 23 ГрК РФ, генеральный план содержит положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа..

Функциональными зонами являются зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (статья 1 ГрК РФ).

Из материалов дела усматривается, что часть принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером 23:39:1101184:287, предоставленного в аренду находится в двух функциональных зонах (территория зеленых насаждений общего пользования и магистральные улицы районного значения).

В силу ч. 12 ст. 9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

Правовой режим определяется градостроительными регламентами, которые включаются в правила землепользования и застройки.

Согласно ч. 11 ст. 9 ГрК РФ, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет.

Тем самым, генеральный план как документ территориального планирования может не соответствовать фактическому использованию земельного участка, поскольку определяет перспективное развитие территории.

Таким образом, нахождение земельного участка в границах двух функциональных зон не нарушает норм действующего законодательства.

Административный ответчик, ссылаясь на п. 4 ст. 30 ГрК РФ подменяет понятия «территориальная зона» и «функциональная зона». Земельный участок с кадастровым номером 23:39:1101184:287 находится в одной территориальной зоне и в двух функциональных зонах, что не запрещено законом и не является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В силу части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения.

Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренные для соответствующей функциональной зоны.

В силу положений части 12 статьи 9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон, а в силу пункта 8 статьи 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, когда использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Данная правовая позиция отражена в Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 06.06.2018 N 18-АПГ18-17.

Нахождение в генеральном плане земельного участка в двух функциональных зонах само по себе не ограничивает прав административного истца на использование принадлежащего ему земельного участка в соответствии с установленным в отношении этого участка территориальной зоной градостроительным регламентом.

Кроме того, административным ответчиком в материалы дела представлены документы – Заключение комиссии по вопросам градостроительства землепользования и застройки на территории МО Белореченский район по разработке проектов «Внесение изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки территории Белореченского городского поселения Белореченского района Краснодарского края» от 22.05.2019 года (л.д. 163-165), Протокол № 1 заседания комиссии по вопросам градостроительства землепользования и застройки на территории МО Белореченский район по разработке проектов «Внесение изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки территории Белореченского городского поселения Белореченского района Краснодарского края» от 22.05.2019 года (л.д. 166-173), в соответствии с которыми решено отнести земельный участок с кадастровым номером 23:39:1101184:287 к территории делового, общественного и коммерческого назначения.

Доводы административного ответчика о том, что попадание построенного объекта капитального строительства в охранную зону памятников истории и архитектуры (200 м.) - Ансамбль 1913 г. препятствует выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, суд находит несостоятельными.

Постановлением Правительства Правительства РФ от 12.09.2015 года N 972 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В соответствии с абз. п. 20 указанного Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зон охраны объекта культурного наследия не применяются к правоотношениям, связанным со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства, возникшим на основании разрешений на строительство, которые выданы в установленном порядке до вступления в силу правового акта об утверждении зон охраны объекта культурного наследия.

Приказом администрации Краснодарского края от 05.03.2019 года N 29-кн «Об утверждении предмета охраны, границ территорий и зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль», 1913 г., <...>, в состав которого входят объекты культурного наследия регионального значения «Здание школы», 1913 г. и «Дом учителей», 1913 г. (л.д. 129-147) утверждены предмет охраны, границы территорий и зон охраны указанного объекта культурного наследия. Указанный приказ вступил в законную силу 06.03.2019 года, т.е. действовал на момент выдачи оспариваемого отказа.

Разрешение на строительство было получено административным истцом 04.04.2018 года, т.е. до вступления в силу правового акта об утверждении зон охраны объекта культурного наследия, в связи с чем, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зон охраны указанного объекта культурного наследия не применяются к правоотношениям, связанным со строительством спорного здания.

Учитывая вышеизложенное, а также тот факт, что административный ответчик не мог не знать о наличии нормативного правового акта на момент вынесения оспариваемого отказа (поскольку последний был опубликован в установленном порядке), нахождение построенного объекта в границах охранной зоны объекта культурного наследия не является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Таким образом, отказ административного ответчика, выраженный в письме № 684/01-19 от 26.03.2019 года, не соответствует положениям части 1, пункта 2 части 6 статьи 55 ГрК РФ Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца.

Учитывая вышеизложенное, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению в полном объме.

На основании изложенного, руководствуясь главой 22 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление ФИО1 к администрации МО Белореченский район о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и обязании административного ответчика выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, удовлетворить полностью.

Признать незаконным отказ администрации МО Белореченский район № 684/01-19 от 26.03.2019 года в выдаче ФИО1 разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по адресу: <адрес>

Обязать администрацию МО Белореченский район выдать ФИО1 разрешение на ввод объекта в эксплуатацию по адресу: <адрес>

Решение суда может быть обжаловано в апелляционной инстанции административной коллегии Краснодарского краевого суда в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения суда.

Судья А.С.Кириенко.