Дело № 2а-1056/2020 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Елизово Камчатского края |
Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Федорцова Д.П., при секретаре судебного заседания Максимовой А.В., с участием:
административного истца ФИО1,
представителей административных ответчиков ФИО2 и ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1056/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 ИО1 к Российской Федерации, ФСИН России, УФСИН России по Камчатскому краю и ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю о признании действий незаконными и взыскании компенсации за нарушение условий содержания,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, в котором с учетом последующего его уточнения просил признать действия исправительного учреждения, нарушающими его права на надлежащие условия содержания в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и обязать административного ответчика устранить нарушения условий его содержания, а также присудить ему денежную компенсацию в размере 500 000 рублей за нарушение условий содержания и компенсацию за потраченное время.
В обоснование своих административных исковых требований ФИО1 ссылался на то, что ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> в период его содержания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камерных помещениях ПКТ, ЕПКТ и ШИЗО нарушило условия его содержания в исправительном учреждении, поскольку они не соответствовали требованиям действующих нормативных актов в связи с тем, что в камерах отсутствовало горячее водоснабжение, а естественное освещение было недостаточным в виду того, что размер окон не соответствовал нормативному (л.д. 5 том 1, л.д. 2 том 2).
ДД.ММ.ГГГГ на основании статьи 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Российская Федерация в лице ФСИН России (л.д. 79 том 1).
ДД.ММ.ГГГГ на основании статьи 41 КАС РФ к участию в деле в качестве соответчика было привлечено УФСИН России по Камчатскому краю (л.д. 149 том 1).
В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал свои уточненные административные требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель ФСИН России и УФСИН России по Камчатскому краю ФИО2 и представитель ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю ФИО3 полагали требования административного истца не подлежащими удовлетворению по причинам, изложенным в возражениях на административный иск, согласно которым условия содержания административного истца в исправительном учреждении нарушены не были, поскольку задание ШИЗО (ПКТ, ЕПКТ) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю было простроено и введено в эксплуатацию до 2003 года, когда горячее водоснабжение камер ПКТ, ЕПКТ и ШИЗО не предусматривалось, расширение оконных проемов камер технически не возможно, так как это приведет к обрушению несущей стены здания ШИЗО (ПКТ, ЕПКТ), коэффициент естественного освещения для камер ПКТ, ЕПКТ и ШИЗО действующими нормативными правовыми актами не регламентруется (л.д. 25-28, 161-164 том 1).
Изучив административный иск, выслушав стороны, исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, суд приходит к следующему.
Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
В связи со вступлением в Совет Европы и ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод Российская Федерация приняла на себя обязательства по созданию гуманных условий для отбывания наказания осужденным лицам.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту УИК РФ) исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие.
Согласно части 1 статьи 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
В силу части 2 статьи 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 82 УИК РФ установлено, что режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (часть 3 статьи 82 УИК РФ).
Таким образом, государство берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314 (далее - Положение), одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Согласно подпункту 6 пункта 3 Положения задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
В силу пункта 7 Положения ФСИН России осуществляет следующе полномочия – материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного указанным учреждениям, органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям и организациям; эксплуатацию, техническое обслуживание и охрану имущества уголовно-исполнительной системы, а также необходимые меры по его сохранению и рациональному использованию; осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций; осуществляет функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству.
В соответствии с Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденным приказом Минюста России от 01 апреля 2015 № 77, управление Федеральной службы исполнения наказаний по субъекту Российской Федерации является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний (далее - территориальный орган), осуществляющим в пределах своих полномочий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
Территориальный орган обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации правопорядок и законность в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания, а также условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания. Осуществляет меры по укреплению и развитию материально-технической базы подведомственных учреждений; функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы и жилищному строительству; материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений; подготовку обоснования инвестиций в строительство, проектной документации на реконструкцию и строительство объектов уголовно-исполнительной системы, а также на капитальный ремонт зданий и сооружений; контроль деятельности подведомственных учреждений за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных; эксплуатацию, техническое обслуживание и охрану имущества подведомственных ему учреждений.
На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В части 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-I закреплено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
Учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы (часть 5 статьи 11 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-I).
Согласно пункт 3 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества.
В силу пункта 4 статьи 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161 БК РФ).
В судебном заседании установлено, что УФСИН России по Камчатскому краю является юридическим лицом, территориальным органом Федеральной службы исполнения наказания, распорядителем (получателем) бюджетных средств (л.д 175-179, 180-192 том 1).
ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю является юридическим лицом, учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы. Учредителем ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю и собственником его имущества является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, а также собственника в отношении федерального имущества, переданного ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России, в чьем введении находится указанное исправительное учреждение. Управление указанным исправительным учреждением осуществляют ФСИН России и УФСИН России по Камчатскому краю. В частности УФСИН России по Камчатскому краю в отношении исправительного учреждения осуществляет, в том числе доведение бюджетных ассигнований и лимита бюджетных обязательств, контроль использования закрепленного за исправительным учреждением имущества. При недостаточности у ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Камчатскому краю в порядке, установленным действующим законодательством (л.д. 62-68, 69, 70-73 том 1).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ в оперативном управлении ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю находится здание «Штрафной изолятор и помещения камерного типа (ПКТ)», общей площадью 374,3 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, находящееся в собственности Российской Федерации (л.д. 120 том 1). Из технического паспорта на указанное здание следует, что оно построено в 1981 году (л.д. 121-128 том 1)
Административный истец ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время отбывает уголовное наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю. С ДД.ММ.ГГГГ он переведен в строгие условия отбывания наказания в связи с признанием его злостным нарушителем (л.д. 29, 30-35, 36 том 1).
Согласно справке о взысканиях от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 содержался в ШИЗО в камере № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С 24 по ДД.ММ.ГГГГ он содержался в камере ПКТ (л.д. 34-35, 237 том 1, л.д. 4, 50-51 том 2).
Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года № 512, действие которого распространяется на оборудование исправительных учреждений независимо от даты постройки помещений и принятия данного нормативного акта, утверждены, в том числе номенклатура и сроки эксплуатации мебели, инвентаря и предметов хозяйственного обихода для общежитий (камер) и объектов коммунально-бытового назначения учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (приложение 1) и нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы (приложение 2).
В соответствии с приложением № камеры ПКТ и ШИЗО должны быть оборудованы умывальниками (рукомойниками).
Пунктом 19.2.5 СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях), утвержденного и введенного в действие приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№/пр, предусмотрено, что здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также других действующих нормативных документов.
Трубопроводы холодного и горячего водоснабжения, канализационные стояки следует размещать за пределами … камер … и прокладывать в вертикальных штробах или технических нишах в стенах со стороны коридора (пункт 19.2.4 СП 308.1325800.2017).
В соответствии с пунктом 19.2.5 СП 308.1325800.2017. подводку холодной и горячей воды следует предусматривать:
- к технологическому оборудованию, требующему обеспечения холодной и горячей водой;
- к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой [умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.];
- ко всем зданиям исправительного учреждения, требующим обеспечения холодной и горячей водой, в зависимости от выбранной конструктивной схемы теплоснабжения учреждения.
Из пункта 1.1 СП 308.1325800.2017. следует, что указанный свод правил распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных учреждений.
Между тем и до введения в действие СП 308.1325800.2017. оборудование зданий исправительных учреждений горячим водоснабжением и его подводку к санитарным приборам, размещаемых в камерных помещениях, скрытно, предусматривала и Инструкция по проектированию исправительных учреждений и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденная приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ№-дсп (л.д. 6-7 том 2), которая была признана утратившей силу приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ№-дсп (пункты 20.1, 20.4, 20.5).
При этом Инструкция, утвержденная приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ№-дсп, допускала не предусматривать подводку горячей воды к умывальникам ПКТ и ШИЗО только в единственном случае, если здания исправительной колонии были реконструированы или перепрофилированы из зданий иного назначения.
Административными ответчиками не представлено доказательств того, что здание «Штрафной изолятор и помещения камерного типа (ПКТ)», общей площадью 374,3 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, находящееся в оперативном управлении ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю было реконструировано или перепрофилировано из зданий иного назначения.
Пунктом 3.38 главы 92 СНиП Н-92-76 «Вспомогательные здания и помещения промышленных предприятий», действовавших в момент постройки вышеуказанного здания, также было предусмотрено, что каждый умывальник должен быть оборудован смесителем горячей и холодной воды.
Как следует из пояснений административного истца, которые в указанной части подтверждены письменными возражениями административных ответчиком, в камерах ШИЗО (ПКТ, ЕПКТ) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю горячее водоснабжение отсутствует (л.д. 25-28, 161-164 том 1).
Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю условий содержания ФИО1 в исправительном учреждении в указанной части.
Доводы административных ответчиков о том, что горячее водоснабжение камер ШИЗО (ПКТ, ЕПКТ) не предусматривалось действовавшими в момент постройки здания штрафного изолятора и помещений камерного типа ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю Указаниями по проектированию и строительству ИТУ и военных городков войсковых частей МВД СССР (ВСН 10-73/МВД СССР), утверждёнными Министерством внутренних дел СССР 20 декабря 1973 года, не могут быть приняты судом, так как доказательств этому вопреки требованиям части 2 статьи 62 КАС РФ административные ответчики суду не представили.
Более того, названный нормативный правовой акт не опубликован, а согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно статье 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Таким образом, в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации все осужденные, независимо от того, где они отбывают наказание в виде лишения свободы – во вновь построенных исправительных учреждениях либо исправительных учреждениях, которые начали функционировать до вступления в силу ныне действующих нормативных правовых актов, определяющих условия содержания осужденных, должны отбывать наказание в одинаковых условиях.
Частью 9 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что в случае признания действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Поскольку судом установлено нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении административного истца в части отсутствия в камерах ШИЗО (ПКТ, ЕПКТ) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю горячего водоснабжения, то требование ФИО1 о возложении на административных ответчиков обязанности устранить нарушение условий его содержания в вышеуказанной части подлежат удовлетворению.
Доказательств абсолютной технической невозможности обеспечения камер ШИЗО (ПКТ, ЕПКТ) горячим водоснабжением административные ответчики суду не представили, а представленные доказательства (л.д. 165, 166, 167 том 1, л.д. 49 том 2) свидетельствуют лишь о том, что у ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому отсутствует возможность в настоящее время без проведения реконструкции либо капитального ремонта и выделения для этого со стороны ФСИН России и УФСИН России по Камчатскому краю бюджетных средств осуществить подводку горячей воды к умывальникам камерных помещений ШИЗО (ПКТ, ЕПКТ).
Поэтому, исходя из требований законодательства Российской Федерации, регулирующего спорные правоотношения, приведенных в настоящем решении, суд полагает необходимым обязать ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, ФСИН России и УФСИН России по Камчатскому краю обеспечить камеры ШИЗО (ПКТ, ЕПКТ) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю горячим водоснабжением в течение двух лет со дня вступления решения в законную силу.
Указанный срок, установленный административным ответчикам для устранения допущенных нарушений прав административного истца, суд полагает разумным, достаточным и учитывающим сроки проведения процедур, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд. Кроме того, допущенное нарушение условий содержания административного истца само по себе не создает угрозу его жизни и здоровью, поэтому оснований для возложения на административных ответчиков более оперативно устранить допущенные нарушения суд не находит.
Судом также установлено, что на основании заключенного государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ№ в рамках капитального ремонта ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю произвело замену оконных блоков в здание «Штрафной изолятор и помещения камерного типа (ПКТ)», находящемся в его оперативном управлении (л.д. 168-173 том 1).
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ№ размер замененных оконных блоков составляет <данные изъяты> мм (л.д. 174 том 1).
Между тем пунктом 17.14 СП 308.1325800.2017., распространяющего свое действие в указанной части на здание ШИЗО и ПКТ исправительного учреждения, определено, что размеры со стороны помещения оконных проемов в камерах ПКТ и ШИЗО должны составлять 0,6 м по высоте и 0,9 м по ширине.
В представленных суду протоколах уровней освещенности камерных помещений ШИЗО и ПКТ ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 37 том 1); от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 38 том 1) и от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 39 том 1) отражены показатели замеров уровня освещенности в помещениях ШИЗО, ПКТ и ЕПК, которые составляют не менее 150 лк. При этом в протоколах отсутствуют сведения о том, замеры какого типа освещенности производились исправительным учреждением - уровня естественного, искусственного или смешанного освещения. Отсутствуют в указанных протоколах и сведениях о коэффициенте естественной освещенности камерных помещений.
Как было указано выше, в связи с капитальным ремонтом оконных блоков здания ШИЗО и ПКТ исправительного учреждения, через которые происходит естественное освещение камерных помещений, на указанное здание распространяются требования по инсоляции и естественному освещению помещений зданий исправительных учреждений, установленные СП 308.1325800.2017.
Согласно пункту 4.11 СП 308.1325800.2017 требования по инсоляции, естественному и искусственному освещению помещений зданий исправительных учреждений, следует принимать согласно пунктам 19.4.9, 25.5.4.5, 37.4.9, СП 52.13330, СП 118.13330, СП 54.13330, СП 55.13330, СП 42.13330, СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ, СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ, СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ, СП 59.13330 (в части норм освещенности помещений для МГН).
Пунктом 5.1 СП 52.13330.2016. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95, утвержденного приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№/пр и устанавливающего нормы естественного, искусственного и совмещенного освещения зданий и сооружений различного назначения, определено, что помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь естественное освещение.
Аналогичным образом регулирует указанный вопрос и пункт 7.2 Свода правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения», утвержденного Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ№, а также пункт 2.1.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03, который распространяется не только на проектируемые, реконструируемые, но и на существующие жилые и общественные здания.
Пунктом 7.1 СП 118.13330.2012 предусмотрено, что уровень естественного и искусственного освещения помещений в общественных зданиях должен соответствовать требованиям СП 52.13330, СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ и СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 3.19 СП 52.13330.2016 естественное освещение - освещение помещений светом неба (прямым или отраженным), проникающим через световые проемы в наружных ограждающих конструкциях, а также через световоды.
В силу пункта 3.28 СП 52.13330.2016 коэффициент естественной освещенности (КЕО) - отношение естественной освещенности, создаваемой в расчетной точке заданной плоскости внутри помещения светом неба (непосредственным или после отражений), к одновременно измеренному значению наружной горизонтальной освещенности, создаваемой светом полностью открытого небосвода; при этом участие прямого солнечного света в создании той или другой освещенности исключается.
Пунктом 3.59 СП 52.13330.2016 определено, что помещение с постоянным пребыванием людей: помещение, в котором люди находятся большую часть (более 50%) своего рабочего времени в течение суток или более 2 ч непрерывно.
Согласно пункту 4.3 СП 52.13330.2016 требования к освещению помещений жилых, общественных и административно-бытовых зданий (КЕО, нормируемая освещенность, цилиндрическая освещенность, объединенный показатель дискомфорта и коэффициент пульсации освещенности) следует принимать по таблице 4.2 и по таблице Л.2 приложения «Л».
Вопреки требованиям части 2 статьи 62 КАС РФ административные ответчики не представили суду доказательств того, что коэффициент естественной освещенности камер ШИЗО и ПКТ, в которых административный истец содержался в рассматриваемый период времени, соответствовал нормируемому.
При таких обстоятельствах доводы административного истца ФИО1 о том, что исправительное учреждение нарушило условия его содержания в части недостаточности естественного уровня освещенности камер ШИЗО и ПКТ в виду того, что размер оконных блоков не соответствует нормируемому, суд находит обоснованными.
Утверждение административных ответчиков о том, что коэффициент естественного освещения в камерах ШИЗО и ПКТ не регламентируется, противоречит вышеуказанным нормативным правовым актам.
Ссылка административных ответчиков на приложение «Д» СНиП 23-05-95 неправомерна, поскольку указанный СНиП применяется в его актуализированной редакции, имеющей в настоящее время номер СП 52.13330.2016, в приложении «Е» которого Камчатский край отнесен к первой группе административных районов по ресурсам светового климата.
Несмотря на то, что в ходе судебного разбирательства установлено нарушение условий содержания административного истца в части несоответствия размера оконных блоков камерных помещений ШИЗО и ПКТ исправительного учреждения нормативным требованиям, суд не может возложить обязанность на административных ответчиков расширить оконные проемы, как это требует административный истец, так как согласно комиссионному акту о результатах технического осмотра конструкций от ДД.ММ.ГГГГ№ это приведет к обрушению несущих (ограждающих) конструкций здания «Штрафной изолятор и помещения камерного типа (ПКТ)» ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю (л.д. 174 том 1).
В силу статьи 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным главой 22 КАС РФ, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 227.1 КАС РФ (часть 3 статьи 227.1 КАС РФ).
Согласно части 4 статьи 227.1 КАС РФ при рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Поскольку в ходе судебного разбирательства судом установлено, что ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю допустило нарушение условия содержания в исправительном учреждении ФИО1, то с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу административного истца подлежит взысканию компенсация за нарушение указанных условий.
Исходя из характера, продолжительности и фактических обстоятельств допущенных исправительным учреждением нарушений, а также из отсутствия в настоящее время каких-либо последствий для осужденного от указанных нарушений (л.д. 5 том 2), с учетом требований разумности и справедливости, суд приходит к выводу о том, что компенсацию необходимо определить в размере 5 000 рублей.
К этому выводу суд приходит и потому, что в отсутствие горячего водоснабжения камер ШИЗО и ПТК исправительное учреждение организует помывку административного истца в бане не реже одного раза в семь дней в соответствии с Инструкцией по организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных, утвержденной Минюстом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ№.
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации (часть 9 статьи 227.1 КАС РФ).
Требование административного истца о присуждении ему компенсации за потраченное время не подлежит удовлетворению, поскольку согласно части 12 статьи 51 КАС РФ право на такую компенсацию имеют лишь свидетели по административным делам.
Руководствуясь статьями 175-180, 264 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск удовлетворить частично.
Признать условия содержания ФИО1 ИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю несоответствующими требованиям закона.
Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО1 ИО1 компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 5 000 рублей.
Обязать ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, ФСИН России и УФСИН России по Камчатскому краю обеспечить камеры ШИЗО (ПКТ, ЕПКТ) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю горячим водоснабжением в течение двух лет со дня вступления решения в законную силу.
В удовлетворении требований ФИО1 ИО1 о взыскании с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО1 ИО1 компенсации за потраченное время и возложении обязанности на ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, ФСИН России и УФСИН России по Камчатскому краю расширить оконные проемы в камерах ШИЗО (ПКТ, ЕПКТ) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 25 ноября 2020 года.
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Председательствующий | Д.П. Федорцов |