ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1057/2016 от 03.03.2016 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 марта 2016г. г. Астрахань

Кировский районный суд города Астрахани в составе:

председательствующего судьи Мелиховой Н.В.

при секретаре Миндалиевой Д.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г.Астрахани, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, 43 административное дело №2а-1057/2016 по административному иску Овчаренко Ю.М. к администрации муниципального образования «Город Астрахань» о признании постановления об освобождении земельного участка от объектов движимого имущества незаконным и его отмене,

УСТАНОВИЛ:

Овчаренко Ю.М. обратился в суд, указав, что ему на праве собственности принадлежит магазин, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес><адрес> Указанный объект недвижимости находится на земельном участке с кадастровым номером обнесенным забором. Постановлением администрации МО «Город Астрахань» от ДД.ММ.ГГГГг. принято решение об освобождении, в том числе указанного земельного участка, от объектов движимого имущества (забора). Однако на рассмотрение этого вопроса его в нарушение Регламента не пригласили, постановление ему не направили. Между тем, указанным постановлением существенно нарушаются его права по пользованию и владению принадлежащим ему объектом недвижимости – магазином и по обеспечению сохранности находящегося возле него имущества. В связи с этим он был вынужден обратиться в суд и просит признать незаконным и отменить постановление администрации муниципального образования «Город Астрахань» от ДД.ММ.ГГГГг. за «Об освобождении земельных участков, используемых без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих (правоподтверждающих) документов на землю от объектов движимого имущества» в части п. 1.4.4 «металлическое ограждение, расположенное по адресу: <адрес>

В судебном заседании административный истец Овчаренко Ю.М. и его представитель по доверенности Кожеуров Б.В. заявленные требования поддержали, просили удовлетворить.

Представитель администрации муниципального образования «Город Астрахань» Сидоров А.С. в судебном заседании заявленные требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 2 статьи 214 Гражданского Кодекса РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (часть 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ).

Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (часть 1 статьи 26 Земельного кодекса РФ).

Согласно части 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ (в ранее действовавшей редакции) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 29 Кодекса в ранее действовавшей редакции).

В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Осуществление органами местного самоуправления земельного контроля за использованием земель, предусмотрено также статьей 14 Федерального закона от 06 октября 2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

К вопросам местного значения согласно пункту 26 статьи 12 Устава муниципального образования "Город Астрахань" относится утверждение генеральных планов города Астрахани, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов города Астрахани документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории города Астрахани, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования города Астрахани, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города Астрахани, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах города Астрахани для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель города Астрахани.

На основании ФЗ от 06 октября 2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Устава МО "Город Астрахань" и в соответствии с Решением комитета по нормотворчеству, законности и правопорядку от 14 декабря 2010г. №51 Городской Думой МО "Город Астрахань" 16 декабря 2010г. принято Положение №228 "Об утверждении Положения о порядке освобождения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, от самовольно установленных объектов движимого имущества".

Положение разработано в целях упорядочения деятельности структурных подразделений администрации города Астрахани и предусматривает порядок освобождения земельных участков от самовольно установленных объектов движимого имущества (пункт 1.1).

В соответствии с пунктом 1.2 Положения освобождению подлежат земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (далее - земельные участки), самовольно занятые следующими видами объектов движимого имущества: торговые киоски, павильоны, прицепы (тонары) всех типов; торговые лотки, палатки, прилавки и холодильное оборудование для хранения и реализации скоропортящейся продукции и напитков; объекты общественного питания (кафетерии, закусочные и иные точки общественного питания), оборудованные в некапитальных строениях; металлические гаражи и контейнеры; хозяйственные постройки, не являющиеся объектами недвижимости; ограждения; торговые автоматы и платежные терминалы; иные объекты движимого имущества (далее по тексту - объекты).

Согласно пункту 2.1 Положения земельные участки под объектами движимого имущества, перечисленными в пункте 1.2 настоящего Положения, установленными без правоустанавливающих документов, подлежат освобождению в порядке, установленном настоящим Положением.

Рассмотрение вопросов об освобождении земельных участков от объектов движимого имущества осуществляет Межведомственная комиссия по освобождению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, от самовольно установленных объектов движимого имущества (далее - Межведомственная комиссия).

По результатам рассмотрения Межведомственная комиссия принимает решение об освобождении земельных участков от самовольно установленных объектов движимого имущества.

На основании решения Межведомственной комиссии издается правовой акт администрации города Астрахани об освобождении земельных участков от самовольно установленных объектов движимого имущества (далее - правовой акт администрации города Астрахани) (пункт 2.1.1, 2.1.2).

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что в соответствии с приведенными правовыми нормами на основании решения Межведомственной комиссии, отраженного в протоколе от ДД.ММ.ГГГГг., постановлением муниципального образования «Город Астрахань» от ДД.ММ.ГГГГг. за , постановлено освободить земельные участки, используемые без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих (правоподтверждающих) документов на землю от объектов движимого имущества, расположенных на территории муниципального образования «Город Астрахань», в том числе металлического ограждения, расположенного по адресу: <адрес>

Исходя из пояснений Овчаренко Ю.М., он является собственником указанного металлического ограждения, установленного для обеспечения сохранности принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости – магазина, расположенного по указанному адресу.

Также, исходя из документов и пояснений сторон, земельный участок, который используется Овчаренко Ю.М. для установки металлического ограждения, им до настоящего времени на каком-либо праве не оформлен. Не смотря на то, что земельный участок стоит на кадастровом учете, его границы на местности не установлены.

Судом проверен порядок принятия оспариваемого постановления и нарушений не установлено.

Более того, решение Межведомственной комиссии, отраженное в протоколе от ДД.ММ.ГГГГг. на основании которого принято постановление от ДД.ММ.ГГГГг. административным истцом не оспорено.

При таких обстоятельствах, учитывая приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление администрации МО «Город Астрахань» в части, указанной административным истцом, является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Доводы административного истца о том, что приведенным постановлением администрации МО «Город Астрахань» нарушены его права не могут быть приняты во внимание, поскольку ничем объективно не подтверждены.

Факт нахождения по указанному адресу объекта недвижимости, принадлежащего Овчаренко Ю.М. на праве собственности не свидетельствует о его правах на земельный участок, на котором расположено спорное металлическое ограждение и о нарушении указанных прав принятым решением органа местного самоуправления.

При этом суд полагает, что административным истцом не нарушен срок для обжалования оспариваемого постановления, поскольку исходя из представленных документов, оно было получено стороной только в ДД.ММ.ГГГГ. и обжаловано в установленный законом срок.

Учитывая изложенное и приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного искового заявления Овчаренко Ю.М. к администрации муниципального образования «Город Астрахань» о признании постановления об освобождении земельного участка от объектов движимого имущества незаконным и его отмене отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.

Полный текст решения изготовлен 9 марта 2016г.

Судья: