Дело №2а-10580/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
[ 00.00.0000 ] г. Нижний Новгород Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород в составе председательствующего судьи Буруновой С.В., при ведении протокола секретарем Атопшевой Е.И., с участием представителей административного истца ФИО1, ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3, представителя заинтересованного лица ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО5 к городской Думе города Нижнего Новгорода об оспаривании решения от [ 00.00.0000 ] [ № ] «Об отчете главы администрации города Нижнего Новгорода о результатах его деятельности и деятельности администрации города Нижнего Новгорода за [ 00.00.0000 ] год»,
УСТАНОВИЛ:
административный истец ФИО5 обратился в суд с административным иском к городской Думе города Нижнего Новгорода об оспаривании решения от 24.05.2017 г. №101 «Об отчете главы администрации города Нижнего Новгорода о результатах его деятельности и деятельности администрации города Нижнего Новгорода за [ 00.00.0000 ] год».
В обоснование заявленных требований ФИО5 указал, что он является депутатом городской Думы г. Нижнего Новгорода шестого созыва по одномандатному избирательному округу [ № ]. [ 00.00.0000 ] городской Думой г. Нижнего Новгорода принято решение №101 «Об отчете главы администрации города Нижнего Новгорода о результатах его деятельности и деятельности администрации города Нижнего Новгорода за [ 00.00.0000 ] год». Принятый городской Думой города Нижнего Новгорода отчет главы администрации и администрации города Нижнего Новгорода за [ 00.00.0000 ] год не соответствует требованиям к его содержанию, установленным п.6.3 ст. 6 Положения о порядке осуществления городской Думой города Нижнего Новгорода контроля за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления города Нижнего Новгорода полномочий по решению вопросов местного значения, не содержит обязательную информацию: об исполнении предписаний государственных контролирующих органов об устранении нарушений законодательства, представлений, протестов и требований прокурора, исполнении вступивших в законную силу судебных решений о признании нормативных правовых актов администрации города Нижнего Новгорода недействующими, о признании решений, действий (бездействия) главы администрации города Нижнего Новгорода или администрации города Нижнего Новгорода незаконными, обязании совершить определенные действия; о достигнутых значениях показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода за отчетный год и их планируемых значениях на трехлетний период в соответствии с Типовой формой доклада, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 N 1317, с указанием факторов, обуславливающих изменение значений показателей; об исполнении решений городской Думы города Нижнего Новгорода, поручений главы города Нижнего Новгорода и депутатских запросов; о результатах рассмотрения администрацией города Нижнего Новгорода жалоб и обращений граждан и организаций; о муниципальном контроле; об оценке эффективности деятельности муниципальных предприятий, учреждений, а также о работе территориальных органов администрации города Нижнего Новгорода; о задачах администрации города Нижнего Новгорода на текущий год, сформированных на основе анализа достигнутых значений показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород за отчетный период, и способах их решения; значительная часть обязательных требований к отчету не была выполнена, в связи с чем законных оснований для принятия оспариваемого решения у городской Думы не было, данные нарушения являются существенным несоблюдением требований нормативных актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения. Нарушение прав административного истца как депутата городской Думы выражается в том, что представительным органом местного самоуправления, членом которого он является, был принят правовой акт в отсутствие законных оснований для его принятия; о нарушении требований к содержанию отчета главы администрации города административный истец неоднократно заявляя и при рассмотрении вопроса на совместном заседании постоянных комиссий [ 00.00.0000 ] , и на заседании городской Думы [ 00.00.0000 ] ; допущенные нарушения привели к невозможности объективной оценки деятельности главы администрации и администрации города за [ 00.00.0000 ] год, в том числе и в соответствии с показателями эффективности деятельности органов местного самоуправления, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от [ 00.00.0000 ] [ № ].
По этим основаниям ФИО5 просит суд признать незаконным решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 24.05.2017 г. №101 «Об отчете главы администрации города Нижнего Новгорода о результатах его деятельности и деятельности администрации города Нижнего Новгорода за 2016 год».
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация города Нижнего Новгорода и глава администрации города Нижнего Новгорода.
В судебном заседании представители административного истца ФИО1 и ФИО2 поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении., а также письменных пояснениях, дополнительно указав, что фактами принятия отчета за 2016 год, а также признания деятельности главы администрации и администрации города Нижнего Новгорода удовлетворительной, нарушены права и законные интересы ФИО5: нарушена гарантия права на беспрепятственное и эффективное осуществление депутатских полномочий, право на контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностным лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и право на принятие/отклонение именно ежегодного отчета главы администрации города Нижнего Новгорода, а не документа, имеющего идентичное наименование, но по сути (содержанию) таковым не являющимся.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО3 возражала против удовлетворения заявленных требований, по мотивам, изложенным в письменных возражениях, указывая, что оспариваемое решение представительного органа муниципального образования соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, принято в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка его принятия и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ФИО4 возражала против удовлетворения заявленных требований.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, оснований для отложения рассмотрения дела не имеется, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Аналогичное положение закреплено в части 1 статьи 218 КАС РФ.
Как установлено судом и усматривается из материалов административного дела, [ 00.00.0000 ] на заседании городской Думы г. Нижнего Новгорода принято решение №101 «Об отчете главы администрации города Нижнего Новгорода о результатах его деятельности и деятельности администрации города Нижнего Новгорода за [ 00.00.0000 ] ».
Указанным решением, об оспаривании которого поставлен вопрос в предъявленном административном исковом заявлении, постановлено: принять отчет главы администрации города Нижнего Новгорода о результатах его деятельности и деятельности администрации города Нижнего Новгорода за 2016 год, признать деятельность главы администрации города Нижнего Новгорода и администрации города Нижнего Новгорода за 2016 год удовлетворительной.
В соответствии со статьей 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с ч.1 и 3 ст.34 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 11.1 ст. 35 ФЗ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.
В соответствии с п. 2 ч. 6.1 ст. 37 ФЗ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта, представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.
В развитие указанных положений постановлением городской Думы г. Нижнего Новгорода от [ 00.00.0000 ] [ № ] принят Устав г. Нижнего Новгорода, определяющий правовые основы местного самоуправления на территории г. Нижнего Новгорода, формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, порядок формирования органов и должностных лиц местного самоуправления, их полномочия, принципы взаимодействия и разграничения их компетенции, экономическую и финансовую основы местного самоуправления, организацию деятельности по решению задач социально-экономического развития города, защите прав и интересов его жителей, иные вопросы осуществления полномочий органов местного самоуправления г. Нижнего Новгорода по решению вопросов местного значения и исполнения отдельных государственных полномочий.
Согласно п.п.1,3 п.6 ст. 29 Устава города Нижнего Новгорода к компетенции городской Думы города Нижнего Новгорода относится принятия муниципальных правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции представительного органа муниципального образования федеральными законами, законами Нижегородской области, Уставом города Нижнего Новгорода, контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
В соответствии с п. 1,2 ч. 2 ст. 42 Устава города Нижнего Новгорода, глава администрации города подконтролен и подотчетен городской Думе; представляет городской Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности администрации города, в том числе о решении вопросов, поставленных городской Думой.
Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от [ 00.00.0000 ] [ № ] (в ред. от [ 00.00.0000 ] ) утверждено Положение о порядке осуществления городской Думой города Нижнего Новгорода контроля за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления города Нижнего Новгорода полномочий по решению вопросов местного значения (далее - Положение).
На основании п. 6.1 ст. 6 Положения глава администрации города Нижнего Новгорода представляет городской Думе ежегодный отчет о результатах своей деятельности и деятельности администрации города, в том числе о решении вопросов, поставленных городской Думой.
В соответствии с п. 6.3 ст. 62 Положения, отчет Главы администрации города должен содержать информацию: о целях и задачах администрации города Нижнего Новгорода в отчетном периоде; об итогах социально-экономического развития городского округа город Нижний Новгород за отчетный период; о решении вопросов и реализации полномочий, отнесенных к ведению администрации города Нижнего Новгорода, с указанием достигнутых результатов за отчетный период; об исполнении предписаний государственных контролирующих органов об устранении нарушений законодательства, представлений, протестов и требований прокурора, исполнении вступивших в законную силу судебных решений о признании нормативных правовых актов администрации города Нижнего Новгорода недействующими, о признании решений, действий (бездействия) главы администрации города Нижнего Новгорода или администрации города Нижнего Новгорода незаконными, обязании совершить определенные действия; об исполнении отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород федеральными законами и законами Нижегородской области; о достигнутых значениях показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода за отчетный год и их планируемых значениях на трехлетний период в соответствии с Типовой формой доклада, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 N 1317, с указанием факторов, обуславливающих изменение значений показателей; об исполнении решений городской Думы города Нижнего Новгорода, поручений главы города Нижнего Новгорода и депутатских запросов; о результатах рассмотрения администрацией города Нижнего Новгорода жалоб и обращений граждан и организаций; о муниципальном контроле; об оценке эффективности деятельности муниципальных предприятий, учреждений, а также о работе территориальных органов администрации города Нижнего Новгорода; о задачах администрации города Нижнего Новгорода на текущий год, сформированных на основе анализа достигнутых значений показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород за отчетный период, и способах их решения.
Согласно п. 6.4, 6.2 ст. 6 Положения, отчет главы администрации города подлежит предварительному рассмотрению на совместном заседании постоянных комиссий городской Думы, на котором глава администрации города докладывает тезисы отчета; отчет главы администрации города вносится в повестку заседания городской Думы в качестве самостоятельного вопроса.
В соответствии с п.6.6 ст.6 Положения, по результатам заслушивания отчета главы администрации города городская Дума принимает одно из следующих решений: - принять отчет главы администрации города, признать деятельность главы администрации города и администрации города удовлетворительной: - принять отчет главы администрации города с замечаниями, поставить перед главой администрации города вопросы с указанием их перечня и срока представления отчета об их решении; - отчет главу администрации города отклонить, признать деятельность главы администрации города и администрации города неудовлетворительной.
Согласно п. 6.7 ст. 6 Положения, решение городской Думы по результатам заслушивания отчета главы администрации города принимается тайным голосованием.
В силу п. 6.8 ст. 6 Положения, решение городской Думы, принятое по результатам заслушивания отчета главы администрации города и текста отчета подлежат официальному опубликованию, в порядке и сроки, установленные Уставом города Нижнего Новгорода
Установлено, что отчет главы администрации города Нижнего Новгорода о результатах его деятельности и деятельности администрации города Нижнего Новгорода за 2016 год заслушивался на заседании городской Думы города Нижнего Новгорода [ 00.00.0000 ] , решение по результатам его рассмотрения принято тайным голосованием, опубликовано [ 00.00.0000 ] .
Порядок рассмотрения, заслушивания и принятия городской Думой города Нижнего Новгорода решения «Об отчете главы администрации города Нижнего Новгорода о результатах его деятельности и деятельности администрации города Нижнего Новгорода за 2016 год», а также его опубликования, административным истцом не оспаривается, не выявлено нарушение указанного порядка и в ходе рассмотрения дела.
Административным истцом выражено несогласие с решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 24.05.2017 г. №101 на том основания, что отчет главы администрации и администрации города Нижнего Новгорода за 2016 год не соответствует требованиям к его содержанию, установленным п.6.3 ст. 6 Положения о порядке осуществления городской Думой города Нижнего Новгорода контроля за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления города Нижнего Новгорода полномочий по решению вопросов местного значения, не содержит обязательную информацию: об исполнении предписаний государственных контролирующих органов об устранении нарушений законодательства, представлений, протестов и требований прокурора, исполнении вступивших в законную силу судебных решений о признании нормативных правовых актов администрации города Нижнего Новгорода недействующими, о признании решений, действий (бездействия) главы администрации города Нижнего Новгорода или администрации города Нижнего Новгорода незаконными, обязании совершить определенные действия; о достигнутых значениях показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода за отчетный год и их планируемых значениях на трехлетний период в соответствии с Типовой формой доклада, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от [ 00.00.0000 ] N 1317, с указанием факторов, обуславливающих изменение значений показателей; об исполнении решений городской Думы города Нижнего Новгорода, поручений главы города Нижнего Новгорода и депутатских запросов; о результатах рассмотрения администрацией города Нижнего Новгорода жалоб и обращений граждан и организаций; о муниципальном контроле; об оценке эффективности деятельности муниципальных предприятий, учреждений, а также о работе территориальных органов администрации города Нижнего Новгорода; о задачах администрации города Нижнего Новгорода на текущий год, сформированных на основе анализа достигнутых значений показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород за отчетный период, и способах их решения; значительная часть обязательных требований к отчету не была выполнена, в связи с чем законных оснований для принятия оспариваемого решения у городской Думы не было, данные нарушения являются существенным несоблюдением требований нормативных актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения.
Из содержания административного искового заявления следует, что ФИО5 заявлены требования, связанные с осуществлением им полномочий, как депутата городской Думы города Нижнего Новгорода, а не заявления граждан и организаций на неправомерные решения органов местного самоуправления, нарушающие его права и свободы. Истец перед судом ставит вопрос о проверке правильности принятого представительным органом решения, при этом ФИО5, как депутат городской Думы города Нижнего Новгорода принимал участие в заседании представительного органа по заслушиванию отчета главы администрации города Нижнего Новгорода, имея возможность выразить свое отношение к рассматриваемому городской Думой города Нижнего Новгорода вопросу путем голосования, в связи с чем нарушения его прав судом не усматривается.
Оспариваемый муниципальный акт, как следует из его содержания, принят во исполнение требований Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «О общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отражает вопросы внутреннего взаимодействия органов местного самоуправления по вопросам исполнения установленных полномочий в указанной сфере.
Оценочный характер выносимого представительным органом решения предполагает при его принятии использование демократических процедур и учет различных факторов и мнений, тем самым оценка деятельности органов местного самоуправления при осуществлении контрольных полномочий представительного органа может быть различной и связана с дискрецией этого органа (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 октября 2015 года N 2437-О, от 25 января 2012 года N 114-О-О и от 16 июля 2013 года N 1241-О).
Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что суд не вправе оценивать деятельность администрации муниципального образования и ее главы, в том числе и представленный представительному органу отчет о деятельности, поскольку это является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления, что согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в Определении от 17 августа 2011 г. N 44-В11-5.
Предусмотренное статьями 46 и 133 Конституции РФ право на доступ к правосудию не предполагает возможность обращения в суд любого лица по любому поводу. Реализация этого права осуществляется на основании принятых в развитие Основного закона Российской Федерации норм федерального законодательства. Статьей 36 упомянутого выше Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ не предоставлено право на обжалование решений представительных органов местного самоуправления подотчетными и подконтрольными им исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления по вопросам исполнения установленных полномочий в сфере местного самоуправления.
Предметом судебного контроля может быть лишь процедура принятия решения представительным органом местного самоуправления.
В соответствии с ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, учитывая, что нарушения процедуры принятия оспариваемого решения городской Думы города Нижнего Новгорода судом не установлено, в удовлетворении административного искового заявления ФИО5 должно быть отказано в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО5 к городской Думе города Нижнего Новгорода о признании незаконным решения городской Думы города Нижнего Новгорода от 24 мая 2017 года № 101 «Об отчете главы администрации города Нижнего Новгорода о результатах его деятельности и деятельности администрации города Нижнего Новгорода за [ 00.00.0000 ] » – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.В. Бурунова