Дело № 2а-1058/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июня 2018 года г.Орск
Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Фризен Ю.А.,
при секретаре Сагайдак И.С.,
с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г.Орска Деркович О.В.,
представителя административного ответчика – администрации г.Орска Баскакова М.В.,
представителя административного ответчика – Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Орска – Пикалева К.В.,
представителя административного ответчика – Орского городского Совета депутатов Оренбургской области – Баранова Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокуратуры Ленинского района г.Орска, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации г.Орска, УЖКХ администрации г.Орска, Орскому городскому Совету депутатов Оренбургской области в части непринятия мер к организации муниципального жилищного контроля и обязании администрации МО «город Орск», УЖКХ администрации г.Орска принять меры к организации муниципального жилищного контроля в срок ДД.ММ.ГГГГ,
у с т а н о в и л:
Прокуратура Ленинского района г.Орска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации г.Орска, УЖКХ администрации г.Орска в части непринятия мер к организации муниципального жилищного контроля и обязании администрации МО «город Орск», УЖКХ администрации г.Орска принять меры к организации муниципального жилищного контроля в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование административного иска указал, что прокуратурой Ленинского района г.Орска проведена проверка исполнения администрацией г.Орска обязанностей по осуществлению муниципального жилищного контроля, в ходе которой установлено, что муниципальный жилищный контроль в г.Орске не организован, не осуществляется, нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок осуществления муниципального жилищного контроля не приняты, круг лиц, в обязанности которых входит осуществление муниципального жилищного контроля не определен, что фактически подтверждается ответом администрации г.Орска от ДД.ММ.ГГГГ№, а также ответом УЖКХ администрации г.Орска от ДД.ММ.ГГГГ№.
В виду отсутствия на территории г.Орска нормативного правового акта, регламентирующего порядок осуществления муниципального жилищного контроля, полномочия органа местного самоуправления в проверяемой сфере осуществляться надлежащим образом не могут, что в свою очередь может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц, создать предпосылки для совершения коррупционных правонарушений, поскольку препятствует возможности осуществления надлежащих проверок в сфере жилищных правоотношений, что является недопустимым. В связи с указанными обстоятельствами, прокурор просил суд признать бездействие администрации г.Орска, а также УЖКХ администрации г.Орска в части непринятия мер к организации муниципального жилищного контроля, обязать администрацию МО «город Орск», УЖКХ администрации г.Орска принять меры к организации муниципального жилищного контроля, в том числе, путем принятия нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок осуществления муниципального жилищного контроля, определения и установления круга лиц, в обязанности которых входит осуществление муниципального жилищного контроля, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
По ходатайству помощника прокурора Ленинского района г.Орска Оренбурсгкой области Геращенко Д.С. определением Октябрьского районного суда г.Орска от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Орский городской Совет депутатов Оренбургской области.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г. Орска Деркович О.В. исковые требования поддержала, дала пояснения, аналогичные доводам административного иска.
Представитель административного ответчика администрации г.Орска Баскаков М.В., действующий на основании доверенности, административный иск не признал, представил суду письменный отзыв. Полагал, что администрация г.Орска является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с положением об УЖКХ администрации г.Орска осуществление муниципального жилищного контроля возложено на структурное подразделение администрации г.Осрка – УЖКХ администрации г.Осрка. Кроме того считает, что на территории МО «город Орск» в исключительной компетенции Орского городского Совета депутатов Оренбургской области находится утверждение порядка организации и осуществления муниципального жилищного контроля, в том числе путем принятия нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок осуществления муниципального жилищного контроля, определения и установления круга лиц, в обязанности которых входит его осуществление.
Представитель административного ответчика УЖКХ администрации г.Орска Пикалев К.В., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований, представил суду письменный возражения. Считает, что УЖКХ администрации г.Осрка и администрация г.Орска являются ненадлежащими ответчиками. На территории МО «город Орск» в исключительной компетенции Орского городского Совета депутатов Оренбургской области находится утверждение порядка организации и осуществления муниципального жилищного контроля, в том числе путем принятия нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок осуществления муниципального жилищного контроля, определения и установления круга лиц, в обязанности которых входит его осуществление. Поскольку органы каждой ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга, считает, что суд не может обязать орган законодательной или исполнительной власти принять или дополнить какой-либо нормативный акт.
Представитель административного ответчика Орского городского Совета депутатов Оренбургской области Баранов Е.Н. против удовлетворения требований возражал, указал, что Орский городской Совет депутатов Оренбургской области является ненадлежащим административным ответчиком, поскольку последний не выступает с законодательной инициативой.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно статье 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.
Согласно п. 2 ст. 6 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся: организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Ленинского района г.Орска проведена проверка исполнения администрацией г.Орска обязанностей по осуществлению муниципального жилищного контроля, в ходе которой установлено, что муниципальный жилищный контроль в г.Орске не организован, не осуществляется, нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок осуществления муниципального жилищного контроля не приняты, круг лиц, в обязанности которых входит осуществление муниципального жилищного контроля не определен.
Согласно ответу администрации г.Орска от ДД.ММ.ГГГГ№, а также ответу УЖКХ администрации г.Орска от ДД.ММ.ГГГГ№ нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок осуществления муниципального жилищного контроля в настоящее время находится на стадии разработки и согласования. По результатам утверждения административного регламента об осуществлении муниципального жилищного контроля будет определен круг уполномоченных должностных лиц.
Как следует из ч. 1.1 ст. 20 ЖК РФ, под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 20 ЖК РФ муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) муниципальным контролем является деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования «город Орск», утвержденного решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 04 июня 2012 года №23-362 «Об Уставе муниципального образования «город Орск» Оренбургской области» к вопросам местного значения города Орска относится в том числе: …осуществление муниципального жилищного контроля…
Согласно ч.1 ст.31 Устава администрация города Орска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции в целях организации выполнения законов, иных нормативных актов органов государственной власти, правовых актов городского Совета, обеспечивающим при этом законные права и интересы всего городского населения и отдельных граждан, органов местного самоуправления города, а также является органом, осуществляющим муниципальный контроль. Администрация города Орска осуществляет свою деятельность на основании Положения об администрации города Орска, утверждаемого городским Советом.
Законом Оренбургской области от 06.11.2012 № 1079/318-V-ОЗ «О взаимодействии органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора Оренбургской области» определен порядок взаимодействия органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и осуществление на территории муниципального образования муниципального жилищного контроля (далее - органы муниципального жилищного контроля) с уполномоченным Правительством Оренбургской области органом исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор (далее - уполномоченный орган государственного надзора).
В соответствии с п. 3.18. Положения «Об управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска», утвержденного решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 06 сентября 2010 № 68-1213 на УЖКХ г. Орска возложена функция от имени администрации г.Орска осуществление муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования «город Орск». Пунктом 5.1.6 Положения предусмотрено право УЖКХ администрации г.Орска для осуществления своих функций от имени администрации г.Орска осуществлять муниципальный жилищный контроль на территории муниципального образования «город Орск» в порядке и на условиях, установленных нормами действующего законодательства.
Административный регламент по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории муниципального контроля «город Орск» до настоящего времени не принят, данный факт сторонами не оспаривается.
Согласно ст.132Конституции Российской Федерацииорганы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относится к вопросам местного значения городского поселения.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относится к вопросам местного значения городского округа.
Таким образом, организация муниципального жилищного контроля является обязанностью органа местного самоуправления.
Поскольку осуществление муниципального жилищного контроля возлагается на администрацию г.Орска, учитывая, что Положением об УЖКХ администрации г.Орска на последнее возложена функция осуществления от имени администрации г.Орска муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования «город Орск», суд удовлетворяет заявленные требования именно к данным административным ответчикам.
Рассматривая требования прокурора Ленинского района г.Орска к Орскому городскому Совету депутатов Оренбургской области суд приходит к следующему.
В соответствии с Уставом муниципального образования «Город Орск» Городской Совет - выборный, коллегиальный, представительный орган местного самоуправления, действующим законодательством обязанность осуществления муниципального контроля на Орский городской Совет депутатов Оренбургской области не возлагается, учитывая, что ответчиком Орским городским Советом депутатов Оренбургской области не допущено нарушения прав граждан, в удовлетворении административного иска к указанному ответчику надлежит отказать.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В ходе судебного разбирательства установлено несоответствие бездействия административного ответчика требованиям соответствующих нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, и выявлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии нарушений прав и законных интересов лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых прокурором района подано соответствующее административное исковое заявление, в связи с тем, что полномочия органа местного самоуправления в проверяемой сфере осуществляться надлежащим образом не могут, что в свою очередь может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц, создать предпосылки для совершения коррупционных правонарушений, поскольку препятствует возможности осуществления надлежащих проверок в сфере жилищных правоотношений.
Из приведенных выше норм законодательства следует, что для реализации полномочий по муниципальному контролю необходимо принятие соответствующих нормативных правовых актов - административных регламентов. Непринятие административного регламента свидетельствует о незаконном бездействии администрации г.Орска, УЖКХ администрации г.Орска и нарушает права неопределенного круга лиц при осуществлении муниципального контроля. Понуждение к принятию нормативного правового акта в данном случае не означает вмешательство суда в компетенцию органов местного самоуправления, поскольку необходимость разработки соответствующих административных регламентов обусловлена требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Исходя из вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о признании бездействия администрации г.Орска, а также УЖКХ администрации г.Орска в части непринятия мер к организации муниципального жилищного контроля, и возложении обязанности по принятию мер к организации муниципального жилищного контроля, в том числе, путем принятия нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок осуществления муниципального жилищного контроля, определения и установления круга лиц, в обязанности которых входит осуществление муниципального жилищного контроля, в срок до ДД.ММ.ГГГГ и в указанной части удовлетворяет заявленные требования именно к данным административным ответчикам.
Руководствуясь статьями 39, 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Ленинского района г.Орска, действующего в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации г.Орска, а также УЖКХ администрации г.Орска в части непринятия мер к организации муниципального жилищного контроля незаконным
Обязать администрацию МО «город Орск», УЖКХ администрации г.Орска принять меры к организации муниципального жилищного контроля, в том числе, путем принятия нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок осуществления муниципального жилищного контроля, определения и установления круга лиц, в обязанности которых входит осуществление муниципального жилищного контроля, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении административных исковых требований прокурора Ленинского района г.Орска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Орскому городскому Совету депутатов Оренбургской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г.Орска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Ю.А. Фризен
Мотивированное решение составлено 22 июня 2018 года.