ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1058/2021 от 28.05.2021 Ленинскогого районного суда г. Костромы (Костромская область)

КОПИЯ №2а-1058/2021

44 RS0002-01-2021-001112-02

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«28» мая 2021 года г. Кострома

Ленинский районный суд г. Костромы в составе судьи Н.С.Иоффе,

при секретаре судебного заседании ФИО1,

с участием административного истца КокуН. Н.П., представителя административных ответчиков ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску КокуН. Н. П. к администрации г. Костромы, Управлению имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

КокуН. Н.П. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления администрации г. Костромы от 05.03.2021 №275 «Об отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером 44:27:020211:34, расположенного по адресу: Р. Ф., ..., городской округ ..., КокуН. Н.П.

В обоснование административного иска указано, что КокуН. Н.П. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: .... В целях оформления права собственности на земельный участок, необходимый для эксплуатации указанного жилого дома, в 2014 г. она обратилась в администрацию г. Костромы с соответствующим заявлением. На момент обращения жилой дом был в статусе квартиры. 19.10.2020 решением Ленинского районного суда г. Костромы квартира была признана жилым домом, администрация рекомендовала для оформления земельного участка организовать межевание земельного участка, что административным ответчиком было выполнено, земельный участок поставлен на кадастровый учет 13.04.2015. На основании постановления администрации г. Костромы от 05.03.2021 №275 в удовлетворении заявления о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка КокуН. Н.П. было отказано в связи с тем, что земельный участок ограничен в обороте и не может предоставляться на заявленном виде права, поскольку испрашиваемый земельный участок частично располагается в границах земель общего пользования – автомобильной дороги общего пользования местного значения – улицы Винокуровой.

КокуН. Н.П. считает указанное постановление незаконным, нарушающим ее законные права и интересы. Отмечает, что спорный земельный участок не может быть отнесен к ограниченным в обороте, поскольку испрашиваемый земельный участок был сформирован и согласован на основании распоряжения администрации № 384-р от 27.02.2015, он не относится к участкам, приватизация которых запрещена в силу п. 12 ст. 35 ЗК РФ, расширение коротенькой тупиковой автомобильной дороги по ... за счет испрашиваемого земельного участка нецелесообразно, кроме того, смежные земельные участки находятся в собственности граждан или в пользовании на праве аренды.

В ходе рассмотрения административного дела к участию были привлечены в качестве заинтересованного лица, а затем в качестве административного ответчика Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы.

В судебном заседании административный истец КокуН. Н.П. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.

Представитель административных ответчиков администрации г. Костромы, Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что решением Думы города Костромы от 27.08.2015 № 174 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения города Костромы, согласно которому улица Винокуровой протяженностью 330 п. м относится к автомобильной дороге общего пользования местного значения (пункт 51). Согласно пункту 20 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объекты местного значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов. Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 ГрК РФ областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации. Из пункта 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ следует, что документом территориального планирования является генеральный план городского округа, который содержит карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа где отображаются планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к автомобильным дорогам местного значения. Решением Думы города Костромы от 18.12.2008 № 212 утвержден Генеральный план города Костромы. Из подпункта 1 части 1 статьи 6 Генерального плана города Костромы следует, что в составе данного Генерального плана предусматриваются карта планируемого размещения объектов местного значения городского округа в области развития улично-дорожной сети (приложение 4 к Генеральному плану <...> отображена на карте планируемого размещения объектов местного значения городского округа в области развития улично-дорожной сети, разработанной в составе Генерального плана города Костромы, в качестве улицы местного значения с проектируемой шириной 20 метров, что соответствует региональным нормативам градостроительного проектирования Костромской области, утвержденным Постановление Администрации Костромской области от 01.10.2010 № 344-а. Указанная ширина улицы спроектирована специалистами при разработке Генерального плана города Костромы, графическая часть которого наложена на кадастровый план территории в рамках подготовки карты планируемого размещения объектов местного значения городского округа в области развития улично-дорожной сети. Согласно подпункту 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные, в том числе, для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также размещение) автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения. Из абзаца второго пункта 2 статьи 27 ЗК РФ следует, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Во исполнение подпункта 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ Управлением имущественных и земельных отношений была произведена проверка поступившего заявления на предмет наличия оснований для отказа в предоставлении земельного участка на заявленном виде права. В ходе анализа заявления и представленных документов установлено, что граница испрашиваемого земельного участка налагается на земли, которые в соответствии с Генеральным планом города Костромы, предназначены для размещения объекта местного значения городского округа в области улично-дорожной сети, автомобильной дороги местного значения (улица Винокуровой). В силу прямого указания закона (абзац 2 пункта 2, подпункт 7 пункта 5 статьи 27, подпункт 6 статьи 39.16 ЗК РФ) испрашиваемый земельный участок является ограниченным в обороте и не может быть предоставлен в собственность заявителю. Сведения об объектах местного значения в области улично-дорожной сети содержатся в Генеральном плане города Костромы, само по себе отсутствие таких сведений в иных источниках или реестрах не отменяет действие Генерального плана города Костромы в указанной части (пункт 2 части 6 статьи 18 ГрК РФ). Правила землепользования и застройки городского округа не содержат сведений об объектах местного значения в области развития улично-дорожной сети, такие сведения содержатся в Генеральном плане города Костромы. На территории города Костромы Решением Думы города Костромы от 16.12.2010 № 62 утверждены Правила землепользования и застройки города Костромы. В состав Правил в качестве приложения входит карта территориального зонирования, определяющая границы территориальных зон на территории городского округа город Кострома. Являясь собственником объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, в соответствии со статьей 39.20 ЗК РФ административный истец не лишен права на оформление земельного участка на праве аренды, не неся при этом излишних затрат. По мнению представителя административных ответчиков баланс публичных и частных интересов соблюден, существующие ограничения релевантные целям, ради которых они установлены с учетом соразмерной арендной платы за пользование ограниченным в обороте земельным участком.

Выслушав участников процесса, изучив материалы административного дела, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд (пункты 1 и 2); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункты 3 и 4).

Часть 11 названной нормы предусматривает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что КокуН. Н.П. является собственником жилого дома с кадастровым номером 44:27:020211:19, расположенного по адресу: ..., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 10.12.2020.

Решением Ленинского районного суда г. Костромы № 2-1453/2020 от 19.10.2020 за КокуН. Н.П. признано право собственности на реконструированный жилой дом общей площадью 61,8 кв.м., общей площадью помещений здания с учетом площади лоджий, балконов и прочих холодных пристроек и помещений с коэфф. 66,5 кв.м., с кадастровым номером 44:27:020211:19, расположенный по адресу: .... Погашена в ЕГРН запись о праве собственности КокуН. Н.П. на квартиру площадью 50,7 кв.м., расположенную по адресу: ... кадастровый . Решение суда вступило в законную силу 24.11.2020.

Указанным выше решением установлено, что товарищество с ограниченной ответственностью «Костромареставрация» в лице заместителя председателя комитета по приватизации жилищного фонда ФИО3 передало в совместную собственность КокуН. Н.П. с членом семьи ФИО4 квартиру, состоящую из 3-х комнат, общей площадью 51,6 кв.м. по адресу: ...

Согласно постановлению администрации г. Костромы № 2511 от 04.08.1997 адрес жилого одноквартирного дома ... был изменен на адрес «...».

25.01.2018 КокуН. Н.П. обращалась в Управление имущественных и земельных отношений администрации ... с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка с кадастровым номером

Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы отказало истице в предоставлении земельного участка, сославшись на то, что у нее отсутствует зарегистрированное право собственности на жилой дом, расположенный по адресу ...

Ранее, 27.02.2015 распоряжением № 384-р Управления территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества на основании обращения ООО «МеридианЪ» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, находящегося по адресу ..., расположенном в кадастровом квартале .

Жилой дом по адресу ... расположен на земельном участке площадью 864 кв.м., который поставлен на кадастровый учет dd/mm/yy, присвоен кадастровый , что подтверждается выпиской из ЕГРП от 22.03.2020 (л.д. 40-45).

КокуН. Н.П., в лице своего представителя по доверенности ФИО5, 03.02.2021 обратилась в Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы с заявлением о предоставлении ей земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ..., в собственность бесплатно (л.д. 34-35).

Постановлением Главы администрации г. Костромы от 05.03.2021 № 275 КокуН. Н.П. отказано со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте и не может предоставляться на заявленном виде права (л.д. 33). При вынесении постановления принято во внимание, что земельный участок, находящийся по адресу: ..., частично располагается в границах земель общего пользования – автомобильной дороги общего пользования местного значения – ..., в отношении которой в соответствии с Генеральным планом города Костромы, утвержденным решением Думы города Костромы от 18 декабря 2008 года №212, предусмотрены мероприятия по развитию улично-дорожной сети, разработанной в составе Генерального плана города Костромы, в качестве улицы местного значения с проектируемой шириной 20 метров, и существует возможность оформления испрашиваемого земельного участка в аренду.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ.

В данной статье в числе прочих приведены следующие основания для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц:

указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6);

указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).

В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.

Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ и пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.

Таким образом, в соответствии с Генеральным планом города Костромы, утвержденным решением Думы города Костромы от 18.12.2008 №212 (в редакции решения Думы города Костромы от 18 декабря 2014 года), спорный земельный участок частично расположен в пределах территории, предназначенной для реконструкции и эксплуатации автомобильной дороги местного значения – ул. Винокуровой, которая отражена на карте планируемого размещения объектов местного значения городского округа в области развития улично-дорожной сети (Приложение №4 к Генеральному плану города Костромы).

Граница испрашиваемого земельного участка налагается на земли, которые в соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования местного значения города Костромы, утвержденному решением Думы города Костромы от 27.08.2015 №174, в соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ являются ограниченными в обороте, что предполагает самостоятельное основание для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.

Как следует из пункта 2 статьи 1, части 1 статьи 9, статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГРК РФ), территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

К документам территориального планирования муниципальных образований отнесен генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

Генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа. На указанных картах соответственно отображаются: планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; автомобильные дороги местного значения; физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (части 3, 5 статьи 23 ГрК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем:

1) подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования;

2) принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую;

3) создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.

Частью 5 данной нормы предусмотрено, что реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.

Согласно части 5.1 статьи 26 ГрК РФ программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких поселений, городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов.

На момент рассмотрения заявления КокуН. Н.П. земельный участок по адресу: ..., ограничен в обороте и не мог быть предоставлен в собственность заявителя.

Оспариваемый административным истцом отказ Администрации г. Костромы от 05.03.2021 № 275 не противоречит требованиям закона, а потому оснований для удовлетворения административного искового заявления КокуН. Н.П. не имеется.

Утверждения административного истца о нецелесообразности расширения коротенькой тупиковой автомобильной дороги по ул. Винокуровой а также о том, что смежные земельные участки находятся в собственности граждан, юридического значения для разрешения настоящего административного спора не имеют.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска к администрации г. Костромы, Управлению имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы о признании незаконным постановления № 275 от 05.03.2021 об отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, КокуН. Н. П. отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Костромы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья /подпись/ Н.С.Иоффе

«Копия верна» судья Н.С.Иоффе

Мотивированное решение изготовлено dd/mm/yy