Дело № 2а-10594/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 21 ноября 2018 г.
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М. А., единолично, при секретаре Готовцевой А. С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2 к Департаменту градостроительства Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство,
у с т а н о в и л :
ФИО5 обратились в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование требований указывая на то, что являются собственниками земельного участка с кадастровым номером №, расположенном по адресу: ____. Отказ Департамента градостроительства Окружной администрации (далее – ДГ ОА) г. Якутска в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на этом земельном участке не основан на действующем законодательстве, так как право собственности возникло ранее изменения территориальной зоны, при этом использование земельного участка не опасно для жизни и здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, участок свободен от прав третьих лиц и обременений. Просил признать мотивированный отказ от ____№ незаконным, обязать ответчика выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на основании заявления от ____ и представленных документов.
В судебное заседание административные истцы не явились, извещены, ФИО1 просила рассмотреть дело без ее участия, ФИО2 направил своего представителя ФИО3, который заявленные требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Дополнительно пояснил, что земельный участок истец приобрел в 2016 г. у своего брата, который, в свою очередь, купил его в 2009 г. у П, получившего данный земельный участок по наследству. Также пояснил, что сроки возможного строительства многоквартирного жилого дома неизвестны, тогда как административные истцы в настоящее время не могут пользоваться и распоряжаться своим участком.
Представитель административного ответчика Департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска ФИО4 с иском не согласился, ссылаясь на законность действий органа местного самоуправления. Согласно письменному отзыву и объяснениям представителя в судебном заседании данный земельный участок расположен в территориальной зоне «Ж-6.2» (зона застройки многоэтажными многоквартирными жилыми домами) и «Т-1» (зона улично-дорожной сети, межквартальные пространства), также через участок проходит красная линия. Кроме того, на земельном участке уже возведено строение, в связи с чем имеется спор о праве на самовольно возведенное строение, который не подлежит рассмотрению в рамках административного судопроизводства.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
____ ФИО5 обратились в Департамент градостроительства ОА г. Якутска с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: ____.
____ Департамент градостроительства ОА г. Якутска вынес мотивированный отказ № в выдаче разрешения.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статья 62 КАС РФ устанавливает, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывания того, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), возлагается обязанность доказывания того, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих его полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; имеются ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Частью 1 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что по общему правилу административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административный истец обратился в суд с настоящим административным иском 11 октября 2018 г., оспариваемый отказ датирован 11 июля 2018 г., следовательно, установленный срок обращения в суд не пропущен.
Из материалов дела следует, что по нотариально удостоверенному, прошедшему регистрацию в установленном порядке в БТИ, договору от ____К.Т. приобрела у М.К. жилой дом жилой площадью ___ кв.м, находящийся на земельном участке площадью ___ кв.м по адресу: ____. ____П.В. выдано свидетельство о праве на наследство, оставшееся после смерти К.Т., в виде жилого дома общей площадью ___ кв.м, расположенного по адресу: ____, расположенного на земельном участке площадью ___ кв.м. На основании договора купли-продажи от ____ жилой дом площадью ____ кв.м, расположенный на земельном участке площадью ____ кв.м, с кадастровым номером ___, по ____, приобретен у П.В.Я.А.. На основании договора купли-продажи жилой дом площадью ___ кв.м с земельным участком площадью ___ кв.м, находящиеся по адресу: ____, приобретены административными истцами в общую совместную собственность, что также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Из оспариваемого мотивированного отказа от 11 июля 2018 г. следует, что основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) явилась ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, а именно несоответствие представленных документов требованиям к строительству, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка № RU№ от ____ Указано, что отсутствует место допустимого размещения объектов капитального строительства по причине несоответствия проекту межевания территории квартала 123 (многоэтажная жилая застройка).
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от ____ земельный участок с кадастровым номером ___ расположен в территориальной зоне «Ж-6.2» (зона застройки многоэтажными многоквартирными жилыми домами) и «Т-1» (зона улично-дорожной сети, межквартальные пространства), решение о резервировании под муниципальные и государственные нужды не принято, решение о развитии застроенных территорий не принято, проекту межевания территории квартала «123» городского округа «город Якутск», утвержденному распоряжением от ____№р, не соответствует. Также земельный участок не соответствует красным линиям, установленным распоряжением от ____№зр «Об утверждении проекта планировки территории кварталов №, улично-дорожной сети и магистральных коммуникаций г. Якутска».
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. В соответствии с п. 1 ст. 41 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, обладателей публичных сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные ст. 40 ЗК РФ, за исключением прав, установленных пп. 2 п. 2 указанной статьи.
В силу абз. 1 п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных КАС РФ. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, определен частями 9 (объекты индивидуального жилищного строительства) и 7 (иные объекты капитального строительства) ст. 51 ГрК РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5, 6 КАС РФ и другими федеральными законами.
Согласно ч. 13 ст. 51 ГрК РФ орган местного самоуправления, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч. 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Из анализа приведенных норм материального права следует, что при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которым изменено территориальное зонирование, и соответственно, вид разрешенного использования, у пользователя земельного участка сохраняется возможность продолжать использование земельного участка, имевшее место до такого изменения.
Судом установлено, что данный земельный участок был предоставлен физическому лицу для индивидуального жилищного строительства еще до 1976 г., индивидуальный жилой дом на нем был построен, с указанного времени вид разрешенного использования земельного участка и его целевой использование не менялись. Доказательств, позволивших бы суду прийти к иному выводу, административным ответчиком не представлено, вышеуказанные обстоятельства им в данном судебном заседании не оспариваются.
К административным истцам по вышеназванному договору купли-продажи земельный участок перешел с видом разрешенного использования под индивидуальное жилищное строительство, истцы используют его по целевому назначению, о чем также свидетельствует акт обследования №, составленный ____ Управлением муниципального контроля ОА г. Якутска.
Право собственности и право на строительство на данном земельном участке индивидуального жилого дома возникло у административных истцов в 2016 г., у предыдущего собственника – в 2009 г., у более ранних собственников – в 2006 и 1976 г.г. соответственно. Таким образом, проект межевания территории квартала и красные линии, изменения в Правила землепользования и застройки г. Якутска приняты позднее, в 2013-2015 г.г.
В отношении данного земельного участка какие-либо ограничения прав на землю градостроительным регламентом не установлены, доказательств того, что использование земельного участка для индивидуального жилищного строительства опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия, не представлено.
Следовательно, исходя из положений Гражданского кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», и при введении территориальных зон «Ж-6.2» и «Т-1», и при утверждении проекта планировки и межевания территории квартала и красных линий, фактическое землепользование, существующее на момент принятия данных правовых актов, должно было быть учтено, однако этого в нарушение действующих нормативных правовых актов органом местного самоуправления не сделано.
При этом изменение территориальной зоны не должно ограничивать права и законные интересы законного владельца земельного участка и ухудшать его положение по сравнению с условиями, существовавшими на момент предоставления ему данного земельного участка. Поскольку земельный участок был изначально передан гражданам в целях строительства на нем индивидуального жилого дома, на момент приобретения ФИО8, а затем ФИО2 данного земельного участка вид разрешенного использования был под индивидуальное жилищное строительство, то изменение территориальной зоны с зоны индивидуального жилищного строительства на зону многоквартирного жилого строительства влечет существенное нарушение прав собственников, полностью изменяя предмет и цель предоставления земельного участка, препятствуя административным истцам в осуществлении своих правомочий собственника. Административным истцом не представлено доказательств резервирования земельного участка или заключения в его отношении договора о развитии застроенных территорий, доказательств установления конкретной даты многоквартирной жилой застройки квартала.
Доводы административного ответчика о наличии спора о праве административных истцов на самовольное строение, построенное ими в отсутствие разрешения на строительство, судом отклоняется как необоснованный. В материалах дела имеется технический паспорт индивидуального жилого дома по ____ в ____, согласно которому год постройки ____. Указанный акт обследования от ____ и приложенная к нему фотография не могут быть признаны достаточным доказательством возведения административными истцами нового дома на принадлежащем им земельном участке. То обстоятельство, что органом местного самоуправления незаконном отказал в выдаче им разрешения на строительство или реконструкцию дома не означает, что постройка является самовольной. Доказательств наличия угрозы жизни или здоровью третьих лиц, нарушения строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, административным ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств, суд признает действия органа местного самоуправления незаконными и нарушающими права и охраняемые законом интересы административных истцов. При этом, учитывая изменения, внесенные в Земельный кодекс РФ в части отмены выдачи разрешения на строительство объектов индивидуального жилищного строительства, требования о возложении на ответчика обязанности выдать разрешение на строительство не может быть удовлетворено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконным мотивированный отказ Департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска от ____№-ДГ в выдаче ФИО1, ФИО2 разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем им на праве собственности земельном участке с кадастровым номером 14:36:107031:91, расположенном по адресу: ____.
В остальной части административный иск оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий___ М. А. Кузьмина
___
___
___
Решение изготовлено в окончательной форме 23 ноября 2018 года.