ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1059/16 от 09.02.2016 Выборгского городского суда (Ленинградская область)

��������������������������������������������������������������������

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 09 февраля 2016 г.

Решение в окончательной форме изготовлено 12 февраля 2016 г.

г.Выборг 09 февраля 2016 года

Дело N 2а-1059/2016

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Гомзякова А.Г., с участием представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Виплайн» Петровой Т.В., при секретаре Жеребцовой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Виплайн» к администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области о признании незаконным отказа органа местного самоуправления в установлении тарифа на пассажирские перевозки,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Виплайн» (далее ООО «Виплайн», Общество) обратилось в суд с указанным административным иском, в обоснование которого указало, что на основании договоров, заключенных с администрацией муниципального образования (далее МО) «Выборгский район» Ленинградской области, ООО «Виплайн» оказывает услуги по перевозке пассажиров, в сентябре 2015 года обратилось к административному ответчику с заявлением о необходимости разработки нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок формирования тарифов на услуги перевозки пассажиров автомобильным транспортом, однако получило отказ со ссылкой на то, что у администрации муниципального образования отсутствует обязанность в разработке нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок формирования тарифов на услуги перевозки пассажиров автомобильным транспортом.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, основываясь на положениях ст.11 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ООО «Виплайн» просило признать незаконным отказ администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области в установлении тарифа для перевозчика ООО «Виплайн» на услуги перевозки пассажиров автомобильным транспортом с 11 января 2016 года.

Представитель административного истца ООО «Виплайн» по доверенности Петрова Т.В. в судебном заседании поддержала требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представители административного ответчика администрации муниципального образования (далее МО) «Выборгский район» Ленинградской области и заинтересованного лица – Комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области в судебном заседании участия не принимали, о слушании административного дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства (далее КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом.

Изучив материалы дела, заслушав представителя административного истца Петрову Т.В., исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.ст.59,60,61 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, между администрацией МО «Выборгский район» Ленинградской области (заказчиком) и ООО «Виплайн» (исполнителем) были заключены договоры от 26.12.2014 N 1 и N 2 (далее - договоры) на выполнение перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по регулярным маршрутам муниципального образования «Город Выборг» Выборгского района Ленинградской области, в соответствии с которым, Общество с ограниченной ответственностью «Виплайн» приняло на себя обязательства выполнять перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по регулярным городским маршрутам: NN 1/6, 2, 7, 8, 11, 13 и NN 4, 5, 9, 10, 12, 14 соответственно. Указанные договоры заключены сроком на 5 лет по 31 декабря 2019 года.

Во исполнение указанных договоров ООО «Виплайн» оказывает услуги по перевозке пассажиров.

Согласно ст.12 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ), вступившего в законную силу со дня официального опубликования 14 июля 2015 г., порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений настоящего Федерального закона.

Судом также установлено и подтверждается представленными ответчиками в материалы дела доказательствами, что ООО «Виплайн» 21.09.2015 (исх.N114) обратилось в администрацию с заявлением по вопросу разработки нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок формирования тарифов на услуги перевозки пассажиров автомобильным транспортом, порядок установления, изменения, отмены маршрутов.

Письмом от 07.10.2015 (исх.N6361) администрация за подписью заместителя главы администрации Самойленко Д.Б., отказала ООО «Виплайн» в установлении тарифа на пассажирские перевозки, со ссылкой на то, что у администрации муниципального образования отсутствует обязанность в разработке нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок формирования тарифов на услуги перевозки пассажиров автомобильным транспортом.

Между тем, 30.09.2015 г. (исх. N КТ-1-5249М5-0-1) Комитет по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области в ответ на обращение ООО «Виплайн» с просьбой установить тарифы на услуги перевозки пассажиров автомобильным транспортом, сообщил административному истцу, что до вступления в силу Федерального закона N 220-ФЗ действовал другой порядок определения тарифов на перевозку пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок. В 2015 году в связи с обращением администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области ЛенРТК был проведен анализ затрат на периоды 2014 года (прогнозные) и 2015 год плановые), учитываемые перевозчиками Выборгского района при расчете тарифов. В результате проведенного анализа ЛенРТК были рассчитаны средневзвешенные тарифы на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по регулярным маршрутам муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области на 2015 год, о чем было направлено письмо в адрес администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области (исх. N КТ-1-5688/14-0-2 от 02.03.2015).

В связи с этим, ЛенРТК рекомендовал по вопросу установления тарифов на услуги перевозки пассажиров автомобильным транспортом обратиться в администрацию МО «Выборгский район» Ленинградской области. В октябре 2015 года административный истец повторно обратился к административному ответчику с письмом, в котором просил разъяснить будут ли администрацией МО «Выборгский район» Ленинградской области после вступления в силу Федерального закона N 220-ФЗ от 13.07.2015 (в том числе отдельных его положений, вступающих в законную силу 11 января 2016 года) установлены новые тарифы для перевозчика ООО «Виплайн» на услуги перевозки пассажиров автомобильным транспортом согласно представленным документам (расчет для установления тарифа на пассажирские перевозки).

На указанное обращение заместителем главы администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области Самойленко Д.Б. был дан 03.11.2015 года (исх. N7118/7118-1), в котором указывалось на то, что ООО «Виплайн» не верно толкует действующее законодательство, ошибочно обратилось в администрацию МО «Выборгский район» Ленинградской области с заявлением об установлении тарифа на перевозку пассажиров и багажа с 11 января 2016 года для ООО «Виплайн». По утверждению должностного лица, Федеральный закон N220-ФЗ не наделил органы местного самоуправления полномочиями по установлению тарифа на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по регулярным маршрутам муниципального образования ни с момента вступления в силу указанного закона, ни с 11 января 2016 года.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения административного истца в суд с настоящим административным иском.

Разрешая спор по существу и признавая незаконным отказ администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области в установлении тарифа на пассажирские перевозки, суд отмечает следующее.

14 июля 2015 года на территории Российской Федерации вступил в законную силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно ст. 11 Федерального закона N 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах одного сельского поселения, в границах двух и более поселений, находящихся в границах одного муниципального района, устанавливаются органом местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения.

Как следует из ч.2 ст. 42 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ, статьи 4 - 32, 36 - 38 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Таким образом, ст. 11 указанного Федерального закона вступает в законную силу с 11 января 2016 года - с указанной даты орган местного самоуправления в силу прямого указания федерального закона уполномочен устанавливать тариф на услуги по перевозке по муниципальным маршрутам.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Как видно из материалов дела, после вступления в законную силу Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ, ООО «Виплайн» неоднократно обращалось в администрацию МО «Выборгский район» Ленинградской области с письмами о необходимости установления тарифа на услуги перевозки пассажиров автомобильным транспортом с 11 января 2016 года, однако административным ответчиком это сделано не было, ошибочно полагая, что к компетенции органа местного самоуправления не относятся полномочия по установлению соответствующего тарифа, является прерогативой органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

И лишь после обращения Общества в суд за судебной защитой, администрация МО «Выборгский район» Ленинградской области издало постановление N105 от 25.01.2016 г., которым был установлен регурируемый тариф на проезд пассажиров и багажа в автобусах общего пользования в размере 30 рублей.

С учетом приведенных обстоятельств и норм права суд приходит к выводу о том, что бездействие администрации не соответствует требованиям федерального законодательства и нарушило права и законные интересы Общества, поскольку не принятие нового тарифа с 11 января 2016 года негативно отразилось на деятельности предприятия, несущего значительную социальную нагрузку, нарушило хозяйственную деятельность организации.

Тарифы на проезд пассажиров и багажа в автобусах общего пользования административным ответчиком были установлены не 11 января 2016 г., с даты которой, в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ, у органа местного самоуправления возникла обязанность по установлению соответствующего тарифа, а лишь 25 января 2016 года, т.е спустя 24 дня. Указанный период времени ООО «Виплайн» было лишено возможности, оказывать надлежащим образом услуги по перевозке пассажиров, в рамках заключенных договоров с администрацией.

В соответствии со ст.84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Согласно ст.176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление ООО к администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области о признании незаконным отказа органа местного самоуправления в установлении тарифа на пассажирские перевозки, удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области в установлении тарифа для перевозчика ООО «Виплайн» на услуги перевозки пассажиров автомобильным транспортом с 11 января 2016 года.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца через Выборгский городской суд.

Судья А.Г.Гомзяков