ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-105/2020ГОД от 13.02.2020 Барышского городского суда (Ульяновская область)

Дело № 2а - 105 / 2020 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 февраля 2020 года г. Барыш Ульяновской области

Барышский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Гавриловой Е.И., при секретаре Григорян Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Совету депутатов МО «Ленинское городское поселение» Барышского района Ульяновской области о признании предложенных жителями с.Малая Бекшанка границ территориального общественного самоуправления «Казаиха» сформированными в соответствии с требованиями законодательства РФ, о возложении обязанности на Совет депутатов МО «Ленинское городское поселение» Барышского района Ульяновской области в лице председателя Совета депутатов организовать и провести процедуру установления предложенных границ территориального общественного самоуправления «Казаиха»,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов МО «Ленинское городское поселение» Барышского района Ульяновской области о признании предложенных жителями с.Малая Бекшанка границ территориального общественного самоуправления «Казаиха» сформированными в соответствии с требованиями законодательства РФ, о возложении обязанности на Совет депутатов МО «Ленинское городское поселение» Барышского района Ульяновской области в лице председателя Совета депутатов организовать и провести процедуру установления предложенных границ территориального общественного самоуправления «Казаиха». Мотивируя требования, ФИО1 указал, что 13.12.2019 г. жители с.Малая Бекшанка Барышского района обратилась в Совет депутатов МО «Ленинское городское поселение» с заявлением об утверждении границ территориального общественного самоуправления ( далее – ТОС ) «Казаиха». На данное заявление 25.12.2019 г. Совет депутатов ответил отказом, сославшись на то, что в соответствии с ч.3 ст.27 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан. В части второй Положения о ТОС в МО «Ленинское городское поселение» указаны условия, с учетом которых должны устанавливаться границы ТОС. Данные условия при подаче заявления об установлении границ ТОС были соблюдены. Отказ в утверждении границ ТОС «Казаиха» считает незаконным.

В судебном заседании ФИО1, поддержав заявленное требование, привел аналогичные доводы. Из пояснений административного истца также следует, что площадь ТОС «Казаиха» составляет 200-250 га, при этом в предполагаемые границы ТОС, помимо самого села Малая Бекшанка, включены также земли сельскохозяйственного назначения площадью 100 га, а также леса на границе с Николаевским районом площадью 2 га. Обратил внимание, что территория ТОС «Казаиха» находится в пределах территории муниципального образования «Ленинское городское поселение» и не выходит за его пределы, границы ТОС не пересекаются, на данной территории нет более одного ТОС. Поэтому считает, что все условия, содержащиеся в Положении о ТОС в МО «Ленинское городское поселение», с учетом которых должны устанавливаться границы ТОС, были соблюдены, в связи с чем у Совета депутатов оснований для отказа в утверждении предложенных границ ТОС «Казаиха» не имелось.

Председатель Совета депутатов МО «Ленинское городское поселение» Барышского района Ульяновской области, Глава МО «Ленинское городское поселение» ФИО2 и представитель администрации МО «Ленинское городское поселение» Барышского района Ульяновской области ФИО3 против иска возражали.

Из пояснений ФИО2 следует, что 19.09.2018 г. в Администрацию МО «Ленинское городское поселение» поступило обращение от инициативной группы граждан, жителей с.Малая Бекшанка по оказанию содействия в установлении численности граждан, старше 16 лет, проживающих на территории села Малая Бекшанка. Однако, кроме заявления об установлении границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление и схемы границ территории, необходимо было представить и копию протокола собрания или конференции граждан по вопросам организации деятельности ТОС.

На данное обращение в адрес жителей села Малая Бекшанка был направлен ответ от 17.10.2018 г. за № 01-28/239.

Аналогичное обращение было направлено и в Совет депутатов МО «Ленинское городское поселение», на которое Совет депутатов, рассмотрев его на своем очередном заседании 03.10.2018 года, направил ответ 16.10.2018 г., в котором Совет депутатов полностью поддержал инициативу жителей села Малая Бекшанка по созданию ТОС, однако было отмечено, что ранее принятое решение Совета депутатов МО «Ленинское городское поселение» 25.06.2010 г. по регламентации деятельности ТОС устарело и на основании полученных рекомендаций Правительства Ульяновской области ведется разработка проекта нормативно-правового акта, регламентирующего деятельность ТОС, уже с учетом вступивших в силу многих изменений законодательства РФ. На заседании Совета депутатов 03.10.2018 г. одним из вопросов повестки дня был вопрос, касающийся организации ТОС в селе Малая Бекшанка. Для пояснения целей и задач ТОС на заседание прибыл ФИО1, который разъяснил депутатам свою позицию, однако депутаты не увидели четкой цели создания ТОС и попросили ФИО4 в тот период времени, пока готовится и проходит проверку нормативно-­правовой акт, регламентирующий деятельность ТОС, еще раз обсудить с жителями и конкретизировать цели и задачи данной вновь создаваемой организации.

Согласно представленной ФИО1 схеме границ ТОС «Казаиха» большую часть территории ТОС занимают земельные участки, расположенные, согласно публичной кадастровой карте, за пределами границ села Малая Бекшанка. ФИО1 было направлено соответствующее письмо с разъяснениями позиции Совета депутатов МО «Ленинское городское поселение» по данному вопросу, в том числе положения части 3 статьи 27 ФЗ № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». ФИО4 так же был приглашён на сход граждан 31.01.2019 г. в р.п.им.Ленина, с участием Главы администрации МО «Барышский район» и специалистов всех отделов администрации МО «Барышский район». Специалистами юридического отдела администрации МО «Барышский район» ему были даны исчерпывающие разъяснения по процедуре создания ТОС, границам ТОС и пр.

Администрация МО «Ленинское городское поселение» обращалась в Ассоциацию ТОС Ульяновской области за консультацией по данному вопросу, а так же в Ассоциацию муниципальных образований Ульяновской области, были получены однозначные ответы по правильной позиции Совета депутатов относительно границ ТОС.

Администрация МО «Ленинское городское поселение», Совет депутатов МО «Ленинское городское поселение» выступают за повышение активности граждан на местах с целью управления территориями, на которых они проживают, и никоим образом не препятствуют этому.

18.10.2019 г. в Совет депутатов поступило заявление от инициативной группы жителей села Малая Бекшанка, в котором замечания Совета депутатов в части порядка установления границ ТОС, а также определения и установления самих границ ТОС не были учтены. На данное заявление Совет депутатов 23.10.2019 г. дан ответ.

13.12.2019 г. в Совет депутатов поступило заявление от инициативной группы жителей села Малая Бекшанка об установлении границ территории, на которой осуществляется ТОС. Границы ТОС были представлены в первоначальном варианте, без корректировки и выходили далеко за пределы села Малая Бекшанка, проходя по земельным участкам различной формы собственности и назначения использования, гранича с Николаевским районом Ульяновской области. Советом депутатов 25.12.2019 г. ФИО4 был направлен ответ с разъяснениями действующего законодательства.

Обратила внимание, что Положение о ТОС в МО «Ленинское городское поселение» утверждено Советом депутатов МО «Ленинское городское поселение» в соответствии со ст.27 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Просит в иске отказать.

Из пояснений ФИО3 следует, что Совет депутатов неоднократно разъяснял свою позицию при устных беседах с руководителем инициативной группы, а также в письменном виде, рекомендуя выносить предложения по установлению границ ТОС в строгом соответствии с действующим законодательством РФ, однако в редакции проекта границ от 13.12.2019 г., представленного в Совет депутатов поселения, данные замечания не были учтены.

В границы предполагаемого ТОС были включены согласно публичной кадастровой карте такие земельные участки:

с кадастровым номером 73:02:043701:172 земли сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского хозяйства площадью 38391 га, с кадастровым номером 73:02:043701:173 земли сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского хозяйства площадью 31609 га, с кадастровым номером 73:02:043701:158 земли сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства площадью 266044 га, с кадастровым номером 73:02:043701:159 земли сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства площадью 153 506 га, данные земельные участки находятся за границами села и не являются территорией проживания граждан.

Обратила внимание на то, что в границы предполагаемого ТОС были включены и участок земель лесного фонда на границе с Николаевским районом Ульяновской области, а также дорога местного назначения в село Новая Бекшанка, которая является местом общего пользования.

Обратила также внимание на то, что деятельность ТОС направлена на улучшение качества жизни в целом граждан, проживающих на территории села, и границы ТОС не должны включать в себя земли либо участки, расположенные вне территории граждан.

Просит в иске отказать.

Проверив представленные доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска ФИО1 по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ст.27 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются по предложению населения, проживающего на соответствующей территории, представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) - представительным органом муниципального района.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, муниципального района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Согласно ст.20 Устава МО «Ленинское городское поселение», принятого решением Совета депутатов МО «Ленинское городское поселение» 15.11.2005 г. № 12, под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселении непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются Советом депутатов поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

Решением Совета депутатов МО «Ленинское городское поселение» 06.12.2018 г. № 21 утверждено Положение о ТОС в МО «Ленинское городское поселение». Данное Положение, как указано в названном решении Совета депутатов, утверждено в соответствии со ст.27 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно п.1 указанного Положения оно определяет порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, территорию, на которой может осуществляться территориальное общественное самоуправление, полномочия органов территориального общественного самоуправления, порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления, внесения в него изменений и дополнений, ведения реестра уставов территориального общественного самоуправления.

Согласно п.2 указанного Положения правовой основой осуществления территориального общественного самоуправления является КонституцияРоссийской Федерации, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устав муниципального образования «Ленинское городское поселение» Барышского района Ульяновской области, иное действующее законодательство.

В силу п.3 указанного Положения под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования«Ленинское городское поселение» для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Согласно п.8 указанного Положения границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются Советом депутатов муниципального образования «Ленинское городское поселение» по предложению населения, проживающего на соответствующей территории.

Согласно п.9 указанного Положения для установления границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, инициативная группа граждан направляет в Совет депутатов муниципального образования «Ленинское городское поселение» следующие документы:

1) заявление об установлении границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление;

2) схему границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, включающую адресное описание границ учреждаемого территориального общественного самоуправления с указанием улиц (переулков), номеров домов, согласованная с администрацией муниципального образования «Ленинское городское поселение»;

3) копию протокола собрания или конференции граждан (собрания делегатов) (далее конференция) по вопросам организации территориального общественного самоуправления.

Согласно п.10 указанного Положения порядок согласования схемы границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливается правовым актом администрации муниципального образования «Ленинское городское поселение».

Границы территориального общественного самоуправления должны устанавливаться с учётом следующих условий:

1) границы территории территориального общественного самоуправления не могут выходить за пределы территории муниципального образования «Ленинское городское поселение» Барышского района Ульяновской области;

2) на определенной территории не может быть более одного территориального общественного самоуправления;

3) границы территориального общественного самоуправления не должны пересекаться.

В случае несоответствия предложения инициативной группы требованиям настоящего пункта администрация муниципального образования «Ленинское городское поселение» направляет инициативной группе письменный обоснованный отказ и предлагает иной обоснованный вариант границ территориального общественного самоуправления.

Из материалов дела следует, что 13.12.2019 г. в Совет депутатов МО «Ленинское городское поселение» поступило заявление от инициативной группы жителей села Малая Бекшанка Барышского района об установлении границ территории, на которой осуществляется ТОС, приложена Схема границ ТОС с.Малая Бекшанка с описанием границ.

Согласно сообщению Главы МО «Ленинское городское поселение» ФИО2 от 25.12.2019 г. обращено внимание заявителя на то, что предлагаемые для вхождения в ТОС территории включают в себя не только территории проживания граждан, но и земли за пределами сельского населенного пункта и имеющие различное назначение (ЛПХ, сельскохозяйственные земли), не являющиеся территорией проживания граждан. Заявителю (как указано в сообщении – неоднократно) было рекомендовано скорректировать границы ТОС в соответствии с действующим законодательством и скорректированные границы направить в Совет депутатов МО «Ленинское городское поселение» для утверждения.

Не согласившись с такой позицией Совета депутатов МО «Ленинское городское поселение», ФИО1 обратился в суд с настоящим административным иском.

Как установлено в суде и не оспаривается административным истцом, ранее ФИО1, как представитель инициативной группы жителей села Малая Бекшанка, обращался в Совет депутатов об установлении границ территории, на которой осуществляется ТОС «Казаиха», заявителю было рекомендовано скорректировать границы ТОС в соответствии с действующим законодательством, поскольку предлагаемые для вхождения в ТОС территории включают в себя не только территории проживания граждан, но и земли за пределами сельского населенного пункта и имеющие различное назначение, не являющиеся территорией проживания граждан.

Как следует из пояснений представителя административного ответчика и представителя заинтересованного лица и не оспаривается административным истцом, 13.12.2019 г. в Совет депутатов границы ТОС заявителем были представлены в первоначальном варианте, без корректировки и выходили далеко за пределы села Малая Бекшанка, проходя по земельным участкам различной формы собственности и назначения использования, гранича с Николаевским районом Ульяновской области.

Так, в границы предполагаемого ТОС были включены земли за пределами сельского населенного пункта (земли сельскохозяйственного назначения, участок земель лесного фонда на границе с Николаевским районом, при этом согласно ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности), а также в границы предполагаемого ТОС включена дорога местного назначения в село Новая Бекшанка, которая является территорией общего пользования, а потому в силу положений статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в совокупности с нормой статьи 27 Федерального закона № 131-ФЗ, вышеуказанные земельные участки (земли сельскохозяйственного назначения, участок земель лесного фонда, территория общего пользования) не являются территориями проживания граждан, в связи с чем, ТОС не может осуществляться в пределах данных территорий, а также не отвечает установленным целям создания и задачам ТОС, которое создается населением (самоорганизация граждан) на части территории проживания граждан для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.

Согласно части 3 статьи 27 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ территориальное общественное самоуправление может осуществляться исключительно в пределах территории проживания граждан.

При этом следует учесть, что при включении земель общего пользования в территорию ТОС, нарушаются права иных граждан, на беспрепятственный доступ к территории общего пользования.

Доводы административного истца о том, что территория ТОС «Казаиха» находится в пределах территории МО «Ленинское городское поселение» и не выходит за его пределы, что границы не пересекаются, что на данной территории нет более одного ТОС, в связи с чем все условия, содержащиеся в Положении о ТОС в МО «Ленинское городское поселение», по его мнению, были соблюдены, по существу сводятся к неправильному толкованию норм материального права и неправильной оценке обстоятельств дела заявителем, в связи с чем, не могут являться основанием для удовлетворения иска. Данный вывод сделан судом, исходя из следующего.

Как было указано выше, Положение о ТОС в МО «Ленинское городское поселение» утверждено именно в соответствии со ст.27 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан, об этом указано и в ст.20 Устава МО «Ленинское городское поселение». А правовой основой осуществления ТОС согласно п.2 указанного Положения о ТОС, помимо КонституцииРоссийской Федерации, иного действующего законодательства, являются именно Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и именно Устав МО «Ленинское городское поселение».

С учетом конкретных обстоятельств дела, с учетом вышеуказанных положений Закона суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска ФИО1

Следует учесть, что заявитель не лишен возможности обращения в Совет депутатов МО «Ленинское городское поселение» с заявлением об установлении границ территории, на которой осуществляется ТОС «Казаиха», скорректировав первоначально предложенные границы ТОС, исходя из требований вышеуказанного законодательства, являющегося правовой основой осуществления ТОС.

Руководствуясь ст. ст. 177-179, 360 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление ФИО1 к Совету депутатов МО «Ленинское городское поселение» Барышского района Ульяновской области о признании предложенных жителями с.Малая Бекшанка границ территориального общественного самоуправления «Казаиха» сформированными в соответствии с требованиями законодательства РФ, о возложении обязанности на Совет депутатов МО «Ленинское городское поселение» Барышского района Ульяновской области в лице председателя Совета депутатов организовать и провести процедуру установления предложенных границ территориального общественного самоуправления «Казаиха» – оставить без удовлетворения.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.И. Гаврилова

Мотивированное решение изготовлено 26 февраля 2020 года