ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-105/2021 от 22.03.2021 Вачского районного суда (Нижегородская область)

Дело № 2а -105/2021г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Решение в окончательной форме принято 22 марта 2021 года

р.п. Вача 16 марта 2021 года

Вачский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Бариновой Н.С.,

при секретаре С.,

с участием административного истца зам. прокурора Вачского района Нижегородской области Ж.,

представителей административного ответчика администрации Вачского муниципального района Нижегородской области - Х., Ш.,

заинтересованных лиц Суконкиной Е.А., представителя администрации Казаковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Вачского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вачского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия по приведению дороги \, протяженностью 2000 м., в соответствие с требованиями действующего законодательства о безопасности дорожного движения; обязании привести дорогу \, протяженностью 2000 м., в соответствие с требованиями действующего законодательства о безопасности дорожного движения; установлении ответчику срока для совершения вышеуказанных действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Вачского района Нижегородской области, обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вачского муниципального района Нижегородской области и с учетом предъявленного в порядке ст. 46 КАС РФ заявления, просил: признать незаконным бездействие администрации Вачского муниципального района Нижегородской области по приведению дороги \ протяженностью 2000 м. в соответствие с требованиями действующего законодательства о безопасности дорожного движения; Обязать администрацию Вачского муниципального района Нижегородской области привести дорогу \ протяженностью 2000 м. в соответствие с требованиями действующего законодательства о безопасности дорожного движения, а именно: выполнить работы по содержанию дорожного покрытия автомобильной дороги \ (\ путем восстановления поперечного профиля и ровности проезжей части и профилирование грунтовой дороги \ протяженностью 2000 м; Установить административному ответчику в соответствии с ч.2 ст.178 КАС РФ срока для совершения вышеуказанных действий в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование указанных требований административный истец указал следующее:

\ по обращению жителей д. \, Суконкиной Е.А. была проведена проверка соответствия дороги \\ протяженностью 2000 м» требованиям действующего законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения.

Установлено, что грунтовая дорога \ протяженностью 2000 м. включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов в границах Вачского муниципального района, утвержденного постановлением администрации Вачского муниципального района от \

Согласно акту выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от \, составленному начальником ОГИБДД МО МВД России «Навашинский», на участке местности между \ д. \ отсутствует проезжая часть как технический объект для передвижения транспортных средств.

При этом как установлено в ходе проверки, данная грунтовая дорога является единственной, ведущей в д. \.

Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» утверждены Правила классификации автомобильных дорог и их отнесения к категориям автомобильных дорог, в соответствии с которой дорога \ от \ до д\ относится к дорогам V технической категории не имеющей твердого покрытия (походящая по естественному грунту).

Приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 № 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее – Классификация).

В соответствии с п.п. «з» п. 2 ч. 6 Классификации в состав работ по содержанию автомобильных дорог входит, в том числе восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием без добавления новых материалов; профилировка грунтовых дорог; восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части гравийных и щебеночных покрытий с добавлением щебня, гравия или других материалов с расходом до 300 м3 на 1 километр.

Согласно п. 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утв. приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст), покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

В ходе проверки установлено, что от \ до \ пролегает автомобильная дорога общего пользования местного значения с грунтовым покрытием. На момент проверки на данной дороге имелись неровности, выбоины.

Дорога \ относится к дорогам V категории, которые не имеют твердого покрытия, поэтому круглогодичное движение на них может быть затруднено.

Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 266 утвержден «СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*», согласно которым под твердым покрытием автомобильных дорог понимается усовершенствованное покрытие (цементобетонное, асфальтобетонное, из щебня и гравия, обработанных вяжущими материалами) и покрытие переходного типа (из щебня и гравия (шлака), не обработанных вяжущими материалами, каменные мостовые; из грунтов и местных малопрочных материалов, обработанных вяжущими материалами)). На основании Методологических положений по статистике транспорта, утв. Приказом Росстата от 29.12.2017 № 887 (разд. 4), в зависимости от типа покрытия автомобильные дороги разделяются на автомобильные дороги с твердым покрытием и грунтовые автомобильные дороги.

В разделах 2 и 3 Классификации понятие укладка твердого покрытия отсутствует.

Таким образом, в соответствии с классификацией работ по капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 № 402 восстановление ровности проезжей части дороги относится к работам по ремонту и содержанию грунтовой дороги.

Указанная грунтовая дорога до д. \ не соответствует вышеприведенным понятиям дороги, какого-либо покрытия не имеет, находится в не удовлетворительном состоянии, в неблагоприятные погодные условия делает затруднительным проезд автотранспорта, в том числе специальной техники. Данное обстоятельство лишает жителей д. Мартино возможности осуществлять свои социальные права, получать своевременно медицинскую помощь.

Кроме того, в д. \ отсутствуют объекты торговли продовольственными товарами, продукты питания в данный населенный пункт доставляются Вачским Райпо автомобильным транспортном (автолавки).

Таким образом, бездействие органа местного самоуправления в сфере обеспечения безопасности дорожного движения влечет нарушение прав и свобод граждан на охрану жизни и здоровья, без защиты остаются охраняемые законом интересы государства и муниципального образования от правонарушений и преступлений.

По данным нарушениям \ прокурором района главе местного самоуправления Вачского муниципального района внесено представление, по результатам рассмотрения которого администрация района согласилась с представлением указав, что ремонт дороги \ будет предусмотрен при планировании ремонта автомобильных дорог на последующие периоды.

Вместе с тем, каких-либо мер по приведению дороги в соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения администрацией Вачского муниципального района не принимается.

Отсутствие необходимого финансирования не может быть принято во внимание, поскольку в соответствии с требованиями Федерального закона № 196-ФЗ на орган, осуществляющий содержание автомобильных дорог, возложена обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения, что предполагает проведение в случае необходимости ремонта дороги.

В данном судебном заседании административный истец зам. прокурора \ Нижегородской Ж. административные исковые требования с учетом их уточнений в порядке ст. 46 КАС РФ поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в иске. Просил:

-Признать незаконным бездействие администрации Вачского муниципального района Нижегородской области по приведению дороги \\ протяженностью 2000 м. в соответствие с требованиями действующего законодательства о безопасности дорожного движения.

-Обязать администрацию Вачского муниципального района \ привести дорогу \ протяженностью 2000 м. в соответствие с требованиями действующего законодательства о безопасности дорожного движения, а именно: выполнить работы по содержанию дорожного покрытия автомобильной дороги \, путем восстановления поперечного профиля и ровности проезжей части и профилирование грунтовой дороги \ протяженностью 2000 м.

-В соответствии с ч.2 ст.178 КАС РФ установить административному ответчику срок для совершения вышеуказанных действий в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Представители административного ответчика администрации Вачского муниципального района Нижегородской области - Х., Ш., в судебном заседании с заявленными требованиями согласились в полном объеме, обстоятельства, изложенные в обоснование административных исковых требований, не оспаривали, просили предоставить срок для исполнения заявленных прокурором требований - 6 месяцев, полагая, что с учетом объема работ трехмесячного срока будет недостаточно.

Заинтересованное лицо Суконкина Е.А. в судебном заседании пояснила, что спорная дорога не соответствует требованиям действующего законодательства об обеспечении деятельности дорожного движения, в связи с чем, жители д. Мартино лишены возможности осуществлять свои социальные права, в том числе, получать своевременную медицинскую помощь, при этом администрация Вачского муниципального района длительное время бездействует, и никаких мер для обеспечения безопасности дорожного движения не предпринимает.

Представитель заинтересованного лица администрации Казаковского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области И., в судебном заседании не возражал против заявленных требований.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив, согласно ст. ст. 60, 61 КАС РФ, относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что административные исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего:

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (п. 1 ст. 39 КАС РФ).
Согласно ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (п. 4 ст. 218 КАС РФ).

Конституция Российской Федерации определяет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2), каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20), на охрану здоровья (ч. 1 ст. 45), государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (ч. 1 ст. 45).

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).

Статьей 3 названного федерального закона определено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы).

Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.

Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (части 1 и 8 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального района.

В силу пункта 5 части 1 статьи 6 Устава Вачского муниципального района Нижегородской области, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального района.

Пунктом 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2011 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с ч. 9 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Как указано ранее, под дорожной деятельностью согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) деятельность по организации дорожного движения на территории Российской Федерации должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности. Статья 5 Федерального закона № 196-ФЗ предусматривает перечень мер, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, к числу которых в частности относится: регулирование деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве; организация дорожного движения; осуществление государственного надзора (контроля) за выполнением обязательных норм и правил в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий (ст. 2 Федерального закона № 196-ФЗ).

Таким образом, вопросы обеспечения безопасности и содержания дорог местного значения, в том числе осуществление ремонта и содержания подъездов к населенным пунктам, находящимся в границах муниципального района в виде автомобильных дорог общего пользования отнесены к полномочиям администрации Вачского муниципального района.

Согласно ст. 2 Федерального закона № 196-ФЗ и Правил дорожного движения, утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно статье 6 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог (п. 10).

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность - деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Судом достоверно установлено и подтверждается материалами дела, что от \ до \ пролегает автомобильная дорога общего пользования местного значения с грунтовым покрытием (\ протяженностью 2000 м.), которая включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов в границах Вачского муниципального района, утвержденный постановлением администрации Вачского муниципального района от \\.

Как указано ранее, Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» утверждены Правила классификации автомобильных дорог и их отнесения к категориям автомобильных дорог, в соответствии с которыми дорога \ относится к дорогам V технической категории, не имеющей твердого покрытия (походящая по естественному грунту).

Согласно п. 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утв. приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст), покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

Вместе с тем, из Акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от \, составленного начальником ОГИБДД МО МВД России «Навашинский», следует, что на участке местности между д. \ и д. \ отсутствует проезжая часть как технический объект для передвижения транспортных средств.

Кроме того, согласно Акту выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от \, на участке Подъезд от \ до д. \, а/\, выявлены недостатки в содержании дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения: грунтовое покрытие проезжей части автомобильной дороги имеет множественные повреждения в виде выбоин и просадок, превышающих предельно допустимые значения, указанные в таблице 5.3 ГОСТ Р 50597-2017, чем нарушен п. 5.2.4 ГСТ Р 50597-2017.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Вместе с тем, исходя из установленных по делу обстоятельств и приведенных норм права, суд считает, что автомобильная дорога \, протяженностью 2000 м», не соответствует требованиям действующего законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения, техническое состояние указанной грунтовой дороги неудовлетворительное, грунтовое покрытие проезжей части автомобильной дороги имеет множественные повреждения в виде выбоин и просадок, превышающих предельно допустимые значения, что не соответствует п. 5.2.4 ГСТ Р 50597-2017.

Указанные обстоятельства не оспаривались стороной административного ответчика, однако каких-либо мер по приведению спорной дороги в соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения администрацией Вачского муниципального района не предпринято.

Суд считает, что бездействие органа местного самоуправления в сфере обеспечения безопасности дорожного движения влечет нарушение прав и свобод граждан на охрану жизни и здоровья.

Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» утверждены Правила классификации автомобильных дорог и их отнесения к категориям автомобильных дорог.

Приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 № 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее – Классификация).

В соответствии с п.п. «з» п. 2 ч. 6 Классификации, в состав работ по содержанию автомобильных дорог входит, в том числе восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием без добавления новых материалов; профилировка грунтовых дорог; восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части гравийных и щебеночных покрытий с добавлением щебня, гравия или других материалов с расходом до 300 м3 на 1 километр.

Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 266 утвержден «СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*», согласно которым под твердым покрытием автомобильных дорог понимается усовершенствованное покрытие (цементобетонное, асфальтобетонное, из щебня и гравия, обработанных вяжущими материалами) и покрытие переходного типа (из щебня и гравия (шлака), не обработанных вяжущими материалами, каменные мостовые; из грунтов и местных малопрочных материалов, обработанных вяжущими материалами)). На основании Методологических положений по статистике транспорта, утв. Приказом Росстата от 29.12.2017 № 887 (разд. 4), в зависимости от типа покрытия автомобильные дороги разделяются на автомобильные дороги с твердым покрытием и грунтовые автомобильные дороги.

В разделах 2 и 3 Классификации понятие укладка твердого покрытия отсутствует.

Таким образом, в соответствии с классификацией работ по капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 № 402, восстановление ровности проезжей части дороги следует относить к работам по ремонту и содержанию грунтовой дороги.

Поскольку судом достоверно установлено и не оспорено стороной ответчика, что спорная грунтовая дорога до д. \ не соответствует вышеприведенным понятиям дороги, находится в не удовлетворительном состоянии, что делает затруднительным проезд автотранспорта, особенно в неблагоприятные погодные условия, в том числе специальной техники, тем самым жители д. Мартино лишены возможности осуществлять свои социальные права, получать своевременно медицинскую помощь, суд приходит к выводу, что требования административного истца о признании незаконным бездействия администрации Вачского муниципального района Нижегородской области по приведению дороги \ протяженностью 2000 м. в соответствие с требованиями действующего законодательства о безопасности дорожного движения; Обязании администрацию Вачского муниципального района \ привести дорогу \ протяженностью 2000 м. в соответствие с требованиями действующего законодательства о безопасности дорожного движения, а именно: выполнить работы по содержанию дорожного покрытия автомобильной дороги \ путем восстановления поперечного профиля и ровности проезжей части и профилирование грунтовой дороги \ протяженностью 2000 м., являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Согласно ст. 187 КАС РФ Решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Руководствуясь положениями ст. 187 КАС РФ, исходя из характера требований, учитывая объем работ, который необходимо выполнить администрации Вачского муниципального района для приведения спорной дороги в соответствие с требованиями действующего законодательства, суд считает необходимым предоставить административному ответчику срок для совершения действий - 3 месяца, с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, и руководствуясь 175-180, 187 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административные исковые требования Прокурора Вачского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Вачского муниципального района Нижегородской области, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Вачского муниципального района Нижегородской области по приведению дороги \ протяженностью 2000 м. в соответствие с требованиями действующего законодательства о безопасности дорожного движения.

Обязать администрацию Вачского муниципального района Нижегородской области привести дорогу \ протяженностью 2000 м. в соответствие с требованиями действующего законодательства о безопасности дорожного движения, а именно: выполнить работы по содержанию дорожного покрытия автомобильной дороги \, путем восстановления поперечного профиля и ровности проезжей части и профилирование грунтовой дороги \ протяженностью 2000 м.

В соответствии с ч.2 ст.178 КАС РФ установить административному ответчику срок для совершения вышеуказанных действий в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Вачский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Н. С. Баринова