ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-105/2022 от 27.04.2022 Чеди-хольского районного суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-105/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

27 апреля 2022 года с.Хову-Аксы

Чеди-Хольский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Кара-Сала В.Д.,

при секретаре Соскал А.Н.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Чеди-Хольского района Шатровой Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чеди-Хольского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Сайлыг Чеди-Хольского района Республики Тыва о признании незаконным бездействие в решении вопросов по оформлению и регистрации права муниципальной собственности, обязании принять меры к оформлению и регистрации права муниципальной собственности на мостовое сооружение,

установил:

Прокурор Чеди-Хольского района Республики Тыва обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к административному ответчику, указывая, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства, регулирующего использование, распоряжение, отчуждение государственного и муниципального имущества, земельных участков, установлено, что право муниципальной собственности на мостовое сооружение через р.Элегест не зарегистрировано, просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Сайлыг Чеди-Хольского района в решении вопросов по оформлению и регистрации права муниципальной собственности, обязать администрацию сельского поселения Сайлыг Чеди-Хольского района в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры к оформлению и регистрации права муниципальной собственности на мостовое сооружение через реку Элегест.

Представитель административного истца – помощник прокурора Чеди-Хольского района Шатрова Я.А. в судебном заседании требования иск поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика – в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств не поступало.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, - действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (часть 8 статьи 226 КАС РФ).

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Частью 5 ст 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления предусмотрено, что органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власт

В соответствии с п. п. 2 и 4 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424, объектом учета в реестре является находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество, которое подлежит отражению в разделе 1 реестра.

Частью 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 131 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав определены в ч. 2 настоящей статьи.

Согласно ч. 2 ст. 19 ФЗ № 218, орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона.

Судом установлено, что администрацией сельского поселения Сайлыг Чеди-Хольского района утвержден реестр муниципального имущества сельского поселения, согласно выписке из реестра к собственности сельского поселения отнесено мост через реку Элегест, по адресу <...>, площадью 253 кв.м.

Из выписки ЕГРН следует, что мост через реку Элегест в границах сельского поселения сумона Сайлыг Чеди-Хольского района, 31.07.2018 присвоен кадастровый номер 17:15:0000000:327, год завершения строительства 2007, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.

Право муниципальной собственности на указанный мост администрацией сельского поселения в установленном порядке не зарегистрировано.

Таким образом, по закону обязанность по оформлению и регистрации права муниципальной собственности отнесена к компетенции администрации сельского поселения Сайлыг Чеди-Хольского кожууна, однако, административным ответчиком данная обязанность не исполнена.

Поскольку администрацией сельского поселения Сайлыг Чеди-Хольского района обязанности по оформлению и регистрации права муниципальной собственности не исполняются с 2007 года, со дня завершения строительства мостового сооружения через реку Элегест, суд находит, что незаконное бездействие Администрации сельского поселения Сайлыг Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва нашло свое подтверждение.

При таких обстоятельствах, требования прокурора о возложении на администрацию сельского поселения Сайлыг Чеди-Хольского района обязанности принять меры к оформлению и регистрации права муниципальной собственности на мостовое сооружение через реку Элегест являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Учитывая необходимость финансовых затрат на исполнение решения суда, с учетом мнения представителя истца, суд устанавливает срок для устранения указанных нарушений – два месяца со дня вступления решения в законную силу, полагая, что данный срок является достаточным и реальным для полного исполнения решения суда.

Администрация сельского поселения Сайлыг Чеди-Хольского района как орган местного самоуправления освобожден от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Чеди-Хольского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Сайлыг Чеди-Хольского района Республики Тыва о признании незаконным бездействие в решении вопросов по оформлению и регистрации права муниципальной собственности, обязании принять меры к оформлению и регистрации права муниципальной собственности на мостовое сооружение, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Сайлыг Чеди-Хольского района в решении вопросов по оформлению и регистрации права муниципальной собственности.

Обязать Администрацию сельского поселения Сайлыг Чеди-Хольского района в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры к оформлению и регистрации права муниципальной собственности на мостовое сооружение через реку Элегест.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва через Чеди-Хольский районный суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 29 апреля 2022 года.

Председательствующий Кара-Сал В.Д.