Дело № 2а-105/2022
55RS0007-01-2021-007153-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 апреля 2022 года город Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Покричук О.Г. при секретаре судебного заседания ФИО3 рассмотрев в открытом судебном заседании при участии в качестве прокурора помощника прокурора г. Омска ФИО4 административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации г. Омска о признании недействующим постановления Администрации города Омска от 21.07.2021 № 441-п «О внесении изменений в Постановление Администрации города Омска от 04.08.2021 № 1041-п» в части исключения нестационарного торгового объекта, заинтересованных лиц,
установил:
ФИО1 в лице представителя ФИО9, действующего на основании доверенности, обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Омска о признании недействующим постановления Администрации г. Омска от 21.07.2021 № 441-п «О внесении изменений в Постановление Администрации г. Омска от 04.08.2021 № 1041-п» в части исключения нестационарного торгового объекта.
В обоснование заявленных требований указано, что между Администрацией Центрального администрации г. Омска и административным истцом заключен договор № Д-324/2016 от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 5 лет, на основании которого был размещен нестационарный торговый объект площадью 51 кв.м. по адресу: . В течение срока действия указанного договора, ФИО1 надлежащим образом исполняла обязательства по договору, задолженность по оплате отсутствует. Срок окончания договора истекал ДД.ММ.ГГГГ.
21.05.2021 на павильоне была размещена копия распоряжения Администрации ЦАО г. Омска № 790 от 18.05.2021 «О выносе самовольно размещенного движимого имущества», в соответствии с которым указанный павильон признан самовольно размещенным.
Истцом получены сведения о том, что Администрацией г. Омска спорный нестационарный торговый объект исключен из схемы размещения на основании постановления Администрации г. Омска от 21.07.2021 № 441-п «О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 04.08.2014 №1041-п».
Вместе с тем на дату окончания договора нестационарный торговый объект находился в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Омска. Административный истец заблаговременно обратилась в Администрацию ЦАО г. Омска с заявлением о намерении принять участие в соответствующем аукционе, в то время как Администрацией ЦАО г. Омска не организован и не проведен аукцион на размещение нестационарного торгового объекта, чем нарушены ее права и законные интересы.
На основании вышеизложенного с учетом уточнения заявленных требований, административный истец просит суд признать недействующим постановление Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ № 441-п «О внесении изменений в Постановление Администрации города Омска от 04.08.2021 № 1041-п» в части исключения нестационарного торгового объекта по адресу: .
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечены Администрация Центрального административного округа г. Омска, департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, департамент транспорта Администрации г. Омска, ООО «НЕТ».
В судебном заседании административный истец ФИО1 участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляла, представлено заявление о рассмотрении дела без ее участия (т. 2 л.д. 104, 109, 124). Ее представитель ФИО9, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, настаивал на незаконности постановления Администрации г. Омска от 21.07.2021 № 441-п в оспариваемой части, нарушении прав административного истица. Просил признать недействующим указанный нормативный правовой акт.
Представитель административного ответчика Администрации г. Омска ФИО5, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление. Настаивал на законности оспариваемого постановления, соблюдения процедуры его принятия и опубликования. Указал на отсутствие предмета спора, поскольку принятым 14.03.2022 Постановлением Администрации г. Омска исключенное место размещение нестационарного торгового объекта вновь включено в Схему размещения нестационарных торговых объектов. Полагал, что права административного истца не нарушены. Акт о внесении изменений принят в соответствии с порядком принятия данных актов с учетом особенностей правоотношений регулируемых данными актами.
Представитель заинтересованного лица Администрации Центрального административного округа г. Омска ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Полагала, что отсутствует предмет спора, поскольку оспаривалось постановление в части исключения места размещения нестационарного объекта. Постановлением от 14.03.2022 данное место размещения вновь включено в Схему.
Заинтересованные лица департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, департамент транспорта Администрации г. Омска, департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, ООО «НЕТ» о времени и месте рассмотрения дела извещены (т. 2 л.д. 103, 104, 108, 122), ходатайств об отложении рассмотрении дела не заявлено. Представителем ООО «НЕТ» представлен письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просили рассмотреть дело без их участия (т. 2 л.д. 110, 125).
Принимая во внимание имеющиеся в деле сведения об извещении лиц, участвующих в деле, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, с учетом мнения лиц, участвующих в судебном заседании, прокурора, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Информация о принятии административного искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте Центрального районного суда г. Омска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 96 КАС РФ.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, заключение прокурора, изучив материалы дела, письменные возражения на административное исковое заявление, дополнение к ним, письменные пояснения, а так же оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и Администрацией Центрального административного округа г. Омска заключен договор № № на размещение нестационарного торгового объекта согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Центрального административного округа города Омска, в соответствии с которым административному истцу передано сроком на пять лет место для размещения нестационарного торгового объекта, площадью 51 кв.м. в соответствии с паспортом НТО (приложение № к договору). тип торгового объекта: Павильон. Местоположение нестационарного торгового объекта: установлено относительно ориентира: Остановки общественного транспорта «Багратиона», расположенной по адресу: , , . Вид деятельности: розничная торговля. Специализация нестационарного торгового объекта: продовольственные товары. Также приложением к указанному договору является расчет величины платы за размещение нестационарного торгового объекта, подписанный сторонами договора, акт приема-передачи места для размещения нестационарного торгового объекта (т. 1 л.д. 76-79, 99-102.)
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Центрального административного округа г. Омска в адрес административного истца направлено извещение о расторжении договора (№), в соответствии с которым Администрация Центрального административного округа г. Омска известила ФИО1 о расторжении договора Д-324/2016 на размещение нестационарного торгового объекта по . Также указано, что специалистами администрации округа ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения контрольных мероприятий за соблюдением порядка размещения нестационарных торговых объектов установлено, что по адресу: ООТ «Багратиона», Центральный АО, , размещен нестационарный торговый объект площадью 62,22 кв.м., составлен акт по контролю за соблюдением порядка размещения нестационарного торгового объекта № 968 от 17.10.2019. Указано, что согласно п. 7.1 Договора, одним из оснований для его прекращения является неисполнение обязательства по установке нестационарного торгового объекта с нарушением требований к его виду: согласно условиям договора площадь нестационарного торгового объекта должна составлять 51 кв.м., по факту площадь двух нестационарных торговых объектов составляет 62,22 кв.м. Внешний вид нестационарного торгового объекта не соответствует требованиям, утвержденным Постановлением Администрации г. Омска от 09.08.2018 № 812-п «Об утверждении требований к архитектурному облику нестационарных торговых объектов на территории города Омска». Также указано, что по состоянию на 18.10.2019 с учетом пени по Договору имеется задолженность за период его действия в общей сумме 20 600,65 рублей. Административному истцу указано, что в соответствии с п. 3.2.3 Договора она обязана своевременно производить оплату за размещение нестационарного торгового объекта, которая согласно п. 2.2 Договора перечисляется за каждый месяц до 10 числа месяца, следующего за отчетным. Представлен расчет суммы долга и пени. Кроме того, указано, что согласно п. 3.2.15 Договора владелец нестационарного торгового объекта при осуществлении торговой деятельности должен соблюдать объемно-пространственные характеристики нестационарного торгового объекта в соответствии с требованиями Постановления Администрации г. Омска от 13.11.2014 № 1570-п «Об утверждении Требований к объемно-пространственным характеристикам киосков, павильонов и остановочных навесов на территории города Омска», в настоящее время постановления Администрации г. Омска № 812-п «Об утверждении требований к архитектурному облику нестационарных торговых объектов на территории города Омска», о чем указано административный истец была проинформирована в письме от 11.09.2019 Исх-АЦАО/3925 о необходимости учета требований постановления № 812-п и приведения нестационарного торгового объекта в соответствие с условиями договора на размещение нестационарного торгового объекта Д-324/2016 от 01.04.2016 в срок до 10.10.2019. В настоящее время административным истцом не исполнено предупреждение о необходимости исполнения обязательств по Договору. Согласно п. 4.1.4 договора Д-324/2016 от 01.04.2016 на размещение нестационарного торгового объекта, договор будет считаться расторгнутым по истечении 30 календарных дней со дня направления настоящего уведомления. По истечении указанного срока на основании п. 3.2.10. Договора административный истец обязана освободить место по вышеуказанному адресу, привести его в состояние пригодное для дальнейшей эксплуатации и передать в течение трех рабочих дней администрации округа по акту приема-передачи. Разъяснен порядок его подписания. Также указано, что в случае несоблюдения вышеуказанных ном в действиях административного истца будут присутствовать признаки административного правонарушения, предусмотренные ст. 7.1 КоАП РФ – самовольное занятие земельного участка, что повлечет наложение штрафа. В случае не исполнения обязанности по передаче места для размещения нестационарного торгового объекта администрацией округа нестационарный торговый объект будет вынесен, в соответствии с Постановлением Администрации г. Омска от 30.01.2014 № 95-п «Об утверждении положения о порядке выноса движимого имущества в городе Омске». Представлены квитанции об отправке извещения (т. 1 л.д. 124, 125).
ДД.ММ.ГГГГ представителем административного истца ФИО7 в адрес Администрации Центрального административного округа г. Омска направлено заявление, в котором ссылаясь на положения Распоряжения Правительства РФ № 208-р, п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», указано, что ФИО1 согласна на продление договора на размещение нестационарного торгового объекта № № от 01.06.2016 на условиях ранее заключенного договора. Датировано заявление 29.03.2021. Зарегистрировано в Администрации Центрального административного округа г. Омска 05.04.2021 № ОГ-АЦАО/381 (т. 1 л.д. 127).
По результатам рассмотрения указанного заявления ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Центрального административного округа г. Омска в адрес административного истца ФИО1 направлено письмо № исх-ОГ-АЦАО/381, в соответствии с которым заявление о продлении договора рассмотрено. Администрацией округа сообщено, что в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации № 208-р от 30.01.2021 на органы местного самоуправления возложена ответственность за продление договоров на размещение нестационарных торговых объектов без проведения торгов. В Администрации г. Омска отсутствуют нормативно-правовые акты в части пролонгации договоров на размещение нестационарных торговых объектов. Также сообщено, что срок действия договора на размещение нестационарного торгового объекта от 01.04.2016 № Д-324/2016 прекращает свое действие 01.04.2021. В соответствии с п. 3.2.10 по истечении срока действия договора нестационарный торговый объект будет вынесен в порядке, предусмотренном постановлением администрации г. Омска от 30.01.2014 № 95 «Об утверждении Положения о порядке выноса движимого имущества в городе Омске». Также Администрация округа уведомила об изменениях в постановлении № 1812-п от 01.12.2020 № 717 «О внесении изменений в некоторые муниципальные правовые акты Администрации г. Омска». Владельцам нестационарных торговых объектов, срок действия договора на размещение которого истек после 01.08.2020 и исключенного из схемы размещения нестационарных торговых объектов, представляется преимущественное право в течение 90 календарных дней с момента получения настоящего уведомления о предоставлении преимущественного права. В случае если нестационарный торговый объект, владелец которого имеет действующий, надлежаще исполненный договор на размещение нестационарного торгового объекта, размещен в месте, в отношении которого уполномоченным органом принято решение об исключении этого места из схемы размещения нестационарных торговых объектов по окончании срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта, владельцу такого нестационарного торгового объекта предоставляется преимущественное право в отношении нестационарного торгового объекта аналогичного типа из числа компенсационных мест, предоставляемых по выбору владельца нестационарного торгового объекта, свободных от прав третьих лиц, включенных в схему размещения нестационарных торговых объектов. В целях реализации преимущественного права владелец нестационарного торгового объекта подает заявку на участие в аукционе или в конкурсе по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта в соответствии с установленным порядком в отношении места размещения нестационарного торгового объекта, включенного в схему размещения нестационарных торговых объектов, и указанного в договоре на размещение нестационарного торгового объекта, срок которого истек. При отсутствии заявки на участие в аукционе или в конкурсе по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта или нарушении владельцем нестационарного торгового объекта требований, установленных порядками проведения аукциона и конкурса по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта, владелец нестационарного торгового объекта утрачивает преимущественное право. В случае отсутствия необходимого владельцу нестационарного торгового объекта места размещения нестационарного торгового объекта, владелец нестационарного торгового объекта либо его уполномоченный представитель обращается с заявлением о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов в комиссию, созданную уполномоченным органом, на территории которого планируется размещение нестационарного торгового объекта, в целях принятия решения о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с требованиями пунктов 41 - 44 постановления № 1812-п. Перечень мест размещения нестационарных торговых объектов, свободных от прав третьих лиц, размещается уполномоченным органом в сети «Интернет» на официальном сайте Администрации города Омска www.admomsk.ru и поддерживается в актуальном состоянии. По обращению владельца нестационарного торгового объекта уполномоченный орган предоставляет в течение пяти рабочих дней перечень мест размещения нестационарных торговых объектов, свободных от прав третьих лиц, по состоянию на первое число месяца, в котором поступило обращение. Предоставление компенсационного места осуществляется на основании заявления владельца нестационарного торгового объекта с указанием такого места в схеме размещения нестационарных торговых объектов или предполагаемого места размещения нестационарного торгового объекта, представляемого в уполномоченный орган. Уполномоченный орган извещает владельца нестационарного торгового объекта о предоставлении компенсационного места в течение 10 календарных дней, следующих за днем представления заявления в уполномоченный орган согласно пункту 5.1 настоящего Порядка и (или) вступления в силу правового акта Администрации города Омска о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов в части включения компенсационного места, предложенного владельцем нестационарного торгового объекта (т. 1 л.д. 120-121). Данное письмо направлено в адрес административного истца простой корреспонденцией (т. 1 л.д. 122), так и по адресу электронной почты (т. 1 л.д. 123).
При этом в ходе осуществления контроля за соблюдением порядка размещения нестационарных торговых объектов установлено, что нестационарный торговый объект с вывеской «Продукты», общей площадью 51 кв.м., расположенный вблизи размещен без правоустанавливающих документов, о чем составлен акт №, с приложением схемы размещения и фотоматериалов (т. 1 л.д. 107).
В связи с тем, что нестационарный торговый объект, принадлежащий административному истцу, расположен на земельном участке после истечения срока договора, условия, предусмотренные п. ДД.ММ.ГГГГ заключенного договора о предоставлении места для размещения нестационарного торгового объекта, не соблюдены, ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Администрации ЦАО г. Омска № «О выносе самовольно размещенного движимого имущества», принадлежащий административному истцу нестационарный торговый объект признан самовольно размещенным, установлен срок для добровольного вынесения (демонтирования) объектов — до ДД.ММ.ГГГГ, принудительный вынос или демонтаж самовольно размещенных объектов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 80-83, 103-106).
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с протоколом заседания комиссии Центрального административного округа города Омска по рассмотрению обращений о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов, в отношении места размещения нестационарного торгового объекта по , площадью 51 кв.м., розничная торговля, универсальная (продовольственные товары), круглосуточно, принято решение о направлении сведений об исключении из строки № Схемы размещения нестационарных торговых объектов. В качестве основания указано: нарушение п. 22 постановления Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ№-п, Площадь не соответствует постановлению Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ№-п (т. 1 л.д. 43-44, 97-98). Данный протокол с письмом направлен в департамент городской экономической политики Администрации г. Омска о внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№-п об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» согласно приложению (т. 1л.д. 108).
Постановлением Администрации г. Омска от 21.07.2021 № 441-п «О внесении изменений в постановление Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ№-п», в соответствии с которыми из приложения «Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» к постановлению Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» исключено место размещения нестационарного торгового объекта по (т. 1 л.д. 28-42). Данное постановление опубликовано в газете «Третья столица» № (1247) от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 49-50).
Административный истец, полагая, что изменения нарушают ее законные права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилась в суд.
Разрешая заявленные требования, оценив собранные по делу доказательства в порядке, предусмотренном положениями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 7 ст. 213 КАС РФ суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и должен выяснять обстоятельства, указанные в части 8 данной статьи, в полном объеме. Оспариваемый акт или его часть подлежат проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в административном исковом заявлении, заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с ч.ч. 8, 9 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 изложенной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Кроме того, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя.
Если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Давая правовую оценку заявленным требованиям применительно к приведенным положениям, суд полагает необходимым указать следующее.
Исходя из положений пп. 69 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ), ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ) отношения в области торговой деятельности регулируются законодательством Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, разработки и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, и осуществления иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ.
Как следует из анализа положений главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации (включая п.п. 1 и 3 ст. 39.36), ч.ч. 1 - 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ, федеральный законодатель, осуществляя регулирование предоставления земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наряду с общими основаниями предоставления земельных участков, предусмотренными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в главе V.6 настоящего Кодекса установил особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов, допустив размещение указанных объектов без предоставления земельных участков и установления сервитута на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов.
В соответствии со ст. 39.1, пп. 6 п. 1 и п. 2 ст. 39.33 ЗК РФ, ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», федеральное законодательство предусматривает возможность выбора порядка реализации предоставления земель для размещения нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления. При этом предоставление права на размещение объекта нестационарной торговли в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, должно осуществляться путем проведения конкурентных процедур.
Принимая во внимание компетенцию субъектов Российской Федерации в области торговой деятельности, а также учитывая, что федеральное законодательство не регулирует вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, не регламентирует основания и форму юридического оформления прав субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, на использование земель в соответствии с правилами, установленными главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, то данные вопросы могут быть урегулированы законодательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 «Об утверждении правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов» правом формирования схемы размещения нестационарных торговых объектов наделены исключительно органы местного самоуправления, по согласованию с органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества.
Согласно п. 7 Приказа Министерства экономики Омской области от 23.08.2010 № 28 «О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения нестационарных торговых объектов» схема размещения нестационарных торговых объектов утверждается органом местного самоуправления Омской области, определенным в соответствии с уставом муниципального образования Омской области.
Из пункта 8.1 следует, что схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
В соответствии с п. 9.5 ст. 22 Устава города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 20.09.1995 № 92 «Об Уставе города Омска», Администрация города Омска разрабатывает и утверждает схему размещения нестационарных торговых объектов в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти Омской области.Постановлением Администрации города Омска от 04.08.2014 № 1041-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» утверждена схема размещения, которое опубликовано в установленном порядке в печатном издании - в газете «Третья столица», № 35, 14.08.2014.
Впоследствии подготовлен проект постановления Администрации г. Омска «О внесении изменений в постановление Администрации г. Омска от 04.08.2014 № 1041-П», который в соответствии с требованиями порядка подготовки и согласования проектов правовых актов в Администрации г. Омска, утвержденного распоряжением Администрации г. Омска от 15.05.2009 № 151-р «Об утверждении Порядка подготовки и согласования проектов правовых актов в Администрации г. Омска», прошел процедуру согласования, в том числе с департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, департаментом транспорта Администрации г. Омска, департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска, бюджетным учреждением г. Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства», Министерством культуры Омской области, Министерством природных ресурсов и экологии Омской области, Министерством имущественных отношений Омской области.
В силу ч. 3 ст. 46 Федерального закона от 06.10.2003 №» 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проекты муниципальных нормативных правовых актов городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 6 настоящей статьи, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности для субъектов инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 6 настоящей статьи, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Проект постановления Администрации г. Омска «О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 04.08.2014 № 1041-п» прошел оценку регулирующего воздействия проекта постановления Администрации г. Омска от 21.07.2021 № 441-п «О внесении изменений в постановление Администрации г. Омска от 04.08.2014 № 1041-п» установлено, что порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности установленный постановлением Администрации г. Омска от 30.01.20215 № 94-п, соблюден в полном объеме. Сделан вывод о том, что предполагаемый проектом постановления Администрации г. Омска «О внесении изменений в постановление Администрации г. Омска от 04.08.2014 № 1041-п» вариант правового регулирования может быть принят ввиду достаточности оснований, о чем 15.07.2021 составлено заключением (т. 1 л.д. 45-46).
В материалах дела отсутствуют сведения о наличии замечаний и предложений к проекту постановления.
Кроме того, до принятия проекта постановления в целях проведения антикоррупционной экспертизы в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» был размещен на официальном сайте Администрации г. Омска в сети «Интернет» (раздел «Законодательство», подраздел независимая антикоррупционная экспертиза») в порядке и сроки установленные пп. 3 п. 2 Постановления Мэра г. Омска от 29.01.2009 № 33-п «Об антикоррупционной экспертизе муниципальных правовых актов г. Омска и их проектов». Опубликовано в официальном печатном издании «Третья столица» от 22.07.2021 № 34 (т. 1 л.д. 47-48).
Постановлением Администрации г. Омска от 21.07.2021 № 441-п «О внесении изменений в Постановление Администрации г. Омска от 04.08.2014 № 1041-П» в приложение «Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» к постановлению Администрации г. Омска от 04.08.2014 № 1041-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» внесены изменения, в том числе исключена строка 129 в таблице № 5, которое опубликовано в установленном порядке в печатном издании - в газете «Третья столица», № 34 (1247) от 22.07.2021 (т. 1 л.д. 28-42, 49-50).
Принимая во внимание изложенное, постановление Администрации города Омска от 21.07.2021 № 441-п, положения которого обжалуются административным истцом, принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением порядка, процедуры, а также формы, вида нормативного правового акта.
В административном исковом заявлении и представителем административного истца в судебном заседании доводов о несоответствии обжалуемого постановления данным требованиям не приведено.
Доводы стороны административного истца о незаконности исключения места размещения нестационарного торгового объекта по из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Омска, фактически сводятся к утверждениям о наличии права на размещение принадлежащего административному истцу нестационарного торгового объекта, именно на ранее предоставленном месте, а также к несогласию с основаниями указанными для исключения указанного места размещения нестационарного торгового объекта из Схемы.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
На основании п. 1 ст. 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности».
Согласно частям 1 - 3, 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Постановлением Администрации города Омска от 04.08.2014 № 1041-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» утверждена схема размещения.
Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, предусматривающий, что размещение таких торговых объектов на территории города Омска производится в соответствии с утвержденной администрацией города Омска схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города, утвержден Постановлением администрации города Омска от 23.12.2014 № 1812-п, вступившим в силу с 01.01.2015.
Согласно п. 9 Постановление от 23.12.2014 № 1812-п органами, уполномоченными на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Омска, являются администрации административных округов города Омска.
Для возможности использования нестационарного торгового объекта на определенной территории его размещение должно быть предусмотрено соответствующей схемой размещения нестационарного торгового объекта.
В соответствии с Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 № 422 «Об администрации САО г. Омска» и п.п. 9, 31 Порядка размещения нестационарных торговых объектов органами, уполномоченными на размещение нестационарных торговых объектов на территории г. Омска, являются администрации административных округов г. Омска, которые: участвуют в разработке проекта схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории соответствующего административного округа города Омска с учетом требований, предусмотренных главой III настоящего Порядка. Готовит материалы по обоснованию мест размещения нестационарных торговых объектов, в том числе графическое отображение мест размещения нестационарных торговых объектов, выполненное с учетом топографической основы масштаба 1:500, проектов планировки и проектов межевания территории, кадастровых сведений, с отображением существующей градостроительной ситуации (капитальных объектов, транспортных и пешеходных связей, нестационарных торговых объектов, элементов благоустройства) без отображения инженерных коммуникаций (пп.1); направляет проект схемы размещения нестационарных торговых объектов вместе с материалами по обоснованию мест размещения нестационарных торговых объектов, выполненными с учетом требований, установленных в абзаце первом настоящего пункта, для согласования (пп. 2); оформляет паспорта нестационарных торговых объектов согласно приложению N 2 к настоящему Порядку (пп. 3); направляет в департамент городской экономической политики Администрации города Омска предложения о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов, согласованные с департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, департаментом транспорта Администрации города Омска и бюджетным учреждением города Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» в соответствии с настоящим Порядком (пп. 4); проводит аукцион по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска в соответствии с утвержденной Администрацией города Омска схемой размещения нестационарных торговых объектов (пп. 5).
Сведения о том, что Администрацией Центрального АО г. Омска, в зону ответственности которой входит согласование размещения нестационарного торгового объекта по заявленному адресу, согласовано размещение объектов, находящихся на земельном участке в собственности у истца, в материалы дела не предоставлено.
По сведениям, предоставленным представителем Администрации САО г. Омска, срок действия заключенного с административным истцом 01.04.2016 договора № Д-324/2016 на предоставление места под размещение нестационарного торгового объекта истек 01.04.2021.
Вопреки доводам, изложенным в административном иске, действующее законодательство, регулирующее правоотношения в рассматриваемой сфере, не предусматривает возможность пролонгации действующих на территории города Омска договоров на размещение нестационарных торговых объектов, заключенных на основании постановления Администрации города Омска № 1812-п.
Согласно протоколу заседания комиссии Центрального административного округа города Омска по рассмотрению обращений о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов от 26.05.2021, в отношении места размещения нестационарного торгового объекта по , площадью 51 кв.м., розничная торговля, универсальная (продовольственные товары), круглосуточно, принято решение о направлении сведений об исключении из строки № 129 Схемы размещения нестационарных торговых объектов. В качестве основания указано: нарушение п. 22 постановления Администрации г. Омска от 23.12.2014 № 1812-п, Площадь не соответствует постановлению Администрации г. Омска от 09.08.2018 № 812-п (т. 1 л.д. 43-44, 97-98). Данный протокол с письмом направлен в департамент городской экономической политики Администрации г. Омска о внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную постановлением от 04.08.2014 № 1041-п об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» согласно приложению (т. 1 л.д. 108).
В соответствии с п. 22 Постановления Администрации г. Омска от 23.12.2014 № 1812-п, на остановочных пунктах общественного пассажирского транспорта допускается размещение одного или нескольких торгово-остановочных комплексов. Максимальное количество торгово-остановочных комплексов на одном отдельно взятом остановочном пункте общественного пассажирского транспорта определяется департаментом транспорта Администрации города Омска в зависимости от пассажиропотока, рассчитанного на основании общей вместимости общественного транспорта, выполняющего в течение одной минуты остановку на данном остановочном пункте.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3, 4 Постановления Администрации города Омска от 09.08.2018 № 812-п «Об утверждении требований к архитектурному облику нестационарных торговых объектов на территории города Омска», требования к архитектурному облику нестационарных торговых объектов на территории города Омска (далее - Требования) устанавливаются для киосков, павильонов, в том числе совокупности киосков и павильонов, сблокированных в один ряд, торговых галерей, торгово-остановочных комплексов.
Архитектурный облик нестационарных торговых объектов, указанных в пункте 1 настоящих Требований, определяется в соответствии с приложением № 1 к настоящим Требованиям.
Нестационарные торговые объекты при размещении не должны нарушать внешний архитектурно-художественный облик сложившейся застройки города Омска.
Общая площадь размещенного нестационарного торгового объекта может превышать площадь нестационарного торгового объекта, определенную в договоре на размещение нестационарного торгового объекта, но не более чем на 10 процентов от площади нестационарного торгового объекта, определенной договором, за счет внешних элементов нестационарного торгового объекта.
По сведениям представителя заинтересованного лица Администрации Центрального административного округа г. Омска, в ходе осуществления контроля за соблюдением порядка размещения нестационарных торговых объектов установлено, что нестационарный торговый объект с вывеской «Продукты», общей площадью 51 кв.м., расположенный вблизи размещен без правоустанавливающих документов, о чем составлен акт № 187, с приложением схемы размещения и фотоматериалов (т. 1 л.д. 107).
Суд полагает заслуживающим внимание указание представителя административного истца на несоответствие даты указанной в акте «01.06.2021» с учетом указания представителя заинтересованного лица Администрации Центрального административного округа г. Омска, что обследование было осуществлено до проведения заседания комиссии (26.05.2021). При этом учитывая, что заседание комиссии состоялось 26.05.2021, в деле имеется протокол, пояснения представителя о том, что дата 01.06.2021 в акте № 187 указана ошибочно, согласуются с иными доказательствами по делу. Доказательств обратному не представлено.
Впоследствии, в том числе в период рассмотрения настоящего дела, представителями Администрации Центрального административного округа г. Омска проведены обследования места размещения нестационарного торгового объекта по указанному адресу, в ходе которых установлено, что общая площадь нестационарного торгового объекта с вывеской «Продукты», расположенного вблизи , 51 кв.м., посредством измерения сторон лазерной линейкой (акт по контролю за соблюдением порядка размещения нестационарных торговых объектов № 416 от 09.12.2021. Представлены фотоматериалы (т. 1 л.д. 138-140)), выявлен факт нахождения торгового объекта, находящегося по адресу: , без действующих правоустанавливающих документов на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности в указанном нестационарном торговом объекте ООО «НЕТ» (акт обследования от 07.04.2022. Представлены фотодокументы (т. 2 л.д. 47, 48)). Также 28.03.2022 составлен акт № 28 о выявлении самовольно размещенного движимого имущества, о наличии признаков правонарушений, предусмотренных ст.ст. 7.1, 7.19 КоАП РФ, ст. 61.3 КоАП Омской области с приложением фотоматериалов (т. 2 л.д. 1).
Кроме того, с июня 2021 года между Администрацией Центрального административного округа города Омска и ФИО1 заключены соглашения о возмещении стоимости неосновательного обогащения, в соответствии с которыми в связи с тем, что ФИО1 использовала земельный участок, находящийся в муниципальной собственности (государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю) для размещения павильона площадью 51 кв.м., расположенного по адресу: , с ДД.ММ.ГГГГ без правоустанавливающих документов (без договора аренды земельного участка, без договора на право размещения нестационарного торгового объекта), в подтверждение чего представлены копии соглашений и платежных поручений (т. 2 л.д. 49-58, 59-69).
Данные документы представлены в обоснование доводов о том, что на момент принятия решения об исключении указанного места из Схемы размещения нестационарных объектов, место размещения нестационарного торгового объекта площадью 51 кв.м. не соответствовало допустимой площади, установленной Постановлением Администрации г. Омска от 09.08.2018 № 812-п, поскольку максимальная допустимая площадь нестационарного торгового объекта составляла 26,25 кв.м.
В то же время на момент рассмотрения дела приведенными положениями установлена максимально допустимая площадь нестационарного торгового объекта 52,5 кв.м.
По сведениям, представленным департаментом транспорта Администрации г. Омска, в департаменте транспорта имеется утвержденный проект ОДД 2021 года на ул. Багратиона, в том числе участок вблизи ООТ «ул. Багратиона». Согласно проекту ОДД на улицу Багратиона вблизи ООТ «ул. Багратиона» со стороны многоквартирного дома 11 по ул. Багратиона, длина посадочной площадки составляет 20 метров, дорожный знак 5.16 «место остановки автобуса и/или троллейбуса» установлен в начале посадочной площадки по ходу движения автобуса и (или) троллейбуса. Согласно имеющейся в департаменте транспорта проектов ОДД на улицу Багратиона 2017 (истекший) и 2021год остановочный пункт «ул. Багратиона» по улице Багратиона со стороны многоквартирного дома 11 по улице Багратиона в период с 2017-2021 г.г. не осуществлялся. Приложены копии фрагмента ОДД на период эксплуатации ООО «ул. Багратиона» (т. 1 л.д. 130, 128, 129, 199-202). Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста ФИО2, являющийся начальником отдела организации и безопасности дорожного движения департамента транспорта Администрации г. Омска, пояснил, что заездной карман, расположенный напротив нестационарного торгового объекта по ул. Багратиона в районе дома 11, не относится к остановке ООТ «Багратиона».
Таким образом, установлено, что место для размещения нестационарного торгового объекта по , не находится в пределах границ остановочного пункта ООТ «Багратиона». Доказательств перемещения нестационарного торгового объекта, а равно изменения места остановочного пункта не представлено.
В приведенной связи указанные в решении об исключении из Схемы размещения нестационарных торговых объектов в отношении места по , в части несоответствия изложенным положениям не отражает фактических обстоятельств границ территории данного места.
Поскольку иных оснований для исключения места размещения нестационарного торгового объекта по , не приведено, принятое решение не является правомерным, а принятый на его основе акт соответствующим закону.
Исходя из обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения данного дела, а именно: с учетом письма департамента транспорта Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ Вн-ДТ/3087 было выявлено, что место размещения нестационарного торгового объекта с адресным ориентиром , на момент принятия решения об исключении вышеуказанной строки не находилось на остановке общественного транспорта, ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии администрации Центрального административного округа города Омска по рассмотрению обращений о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов, было принято решение согласовать проект изменений в постановление Администрации г. Омска от 04.08.2014 № 1041-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» в части включения строки в таблицу № 5 схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Таблицей 1: адресные ориентиры: , площадь 51, вид торговли розничная, специализация торговли универсальная (продовольственные товары), период размещения круглосуточно (т. 1 л.д. 182-183).
По результатам рассмотрения указанного решения, Постановлением Администрации г. Омска от 14.03.2022 № 142-п внесены изменения в Постановление от 04.08.2014 № 1041-П «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска», согласно которым приложение «Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» к постановлению Администрации города Омска от 04.08.2014 № 1041-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» дополнено, в том числе строкой 728 место размещения нестационарного торгового объекта по . Данное постановление опубликовано в газете «Третья столица» № 11 (1285) 17.03.2022 (т. 1 л.д. 211, 213-215).
Вместе с тем, доводы представителя административного ответчика и заинтересованного лица о том, что в связи с изданием указанного акта, которым место размещения нестационарного объекта по , включено в Схему размещения нестационарного торгового объекта, предмет рассмотрения дела утрачен, что является основанием для прекращения производства по делу, суд полагает необоснованными.
Поскольку приведенное постановление принято 14.03.2022, вступило с момента опубликования с 17.03.2022. Каких-либо положений Администрации г. Омска от 14.03.2022 № 142-п в порядке п.п. 24, 83 Распоряжения Администрации г. Омска от 15.05.2009 № 151-р «Об утверждении порядка подготовки и согласования проектов правовых актов в Администрации г. Омска», согласно которым в проекте должен быть решен вопрос о признании утратившими силу, изменении правовых актов, изданных по тому же вопросу, если это входит в компетенцию Мэра города Омска, Администрации города Омска. Если правовым актом предусматривается прекращение действия какого-либо правового акта, то такой правовой акт признается утратившим силу. Правовые акты или их отдельные положения, которыми вносились изменения в признаваемый утратившим силу правовой акт, подлежат соответственно одновременному признанию утратившими силу или исключению. При этом если в правовом акте имеются положения, которыми признавались утратившими силу ранее изданные правовые акты, то при необходимости признать утратившим силу данный правовой акт он признается утратившим силу полностью независимо от наличия в нем таких положений.
Кроме того, из пояснений представителя заинтересованного лица Администрации Центрального Административного округа г. Омска следует, что в связи с получением в ходе рассмотрения дела информации от департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска о том, что в соответствии с проектом планировки территории, расположенной в границах: улица Орджоникидзе - улица 24-я Северная - улица Челюскинцев - улица 2-я Восточная - улица 5-я Северная - улица 7-я Северная в Центральном административном округе города Омска, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 18.11.2010 № 1109-п, нестационарный торговый объект расположен на земельном участке с кадастровым номером № с видом разрешенного использования «земли общего пользования для полосы отвода автомобильной дороги местного значения», на данном земельном участке расположена автомобильная дорога общего пользования местного значения по улице Багратиона от улицы Челюскинцев до улицы 21-й Амурской находится в собственности муниципального образования городской округ город Омск Омской области, включена в реестр муниципального имущества города Омска в соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденным Решением Омского городского Совета от 18.07.2018 № 74, дороге присвоен идентификационный номер 52-401-382 ОП МГ 023. Также данный нестационарный объект расположен в границах в красных линий улицы Багратиона. Также по запросу суда департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска представлен кадастровый паспорт дороги (т. 1 л.д. 235-236, 249, т. 2 л.д. 8, 10-27, 73-74, 75), Администрацией Центрального административного округа г. Омска осуществлены действия, направленные на исключение места для размещения нестационарного торгового объекта по ул. Багратиона, д. 11, а именно 22.04.2022 комиссией администрации Центрального административного округа г. Омска по рассмотрению обращений о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов принято решение об исключении указанного места из Схемы размещения нестационарного торгового объекта.
При таких обстоятельствах, указание представителем административного ответчика и представителем заинтересованного лица о восстановлении прав административного истца Постановлением Администрации г. Омска от 14.03.2022 № 142-п, является несостоятельным.
С момента исключения спорного места размещения нестационарного торгового объекта из Схемы с 21.07.2021 (опубликовано 22.07.2021) и до 14.03.2022 (опубликовано 17.03.2022), правовой статус размещения административным истцом принадлежащего ей нестационарного торгового объекта был не определен.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 № 225-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер.
Также, подлежат отклонению указания представителя административного ответчика на то, что удовлетворение требований в части отмены оспариваемого акта по исключению из схемы размещения нестационарных торговых объектов места размещения нестационарного торгового объекта по , повлечет возникновение в Схеме двух строк с одним и тем же местом размещения нестационарного торгового объекта.
При этом административный ответчик не лишен права приведения принятых им нормативных правовых актов в соответствие в установленном порядке.
Принимая во внимание изложенное, административные исковые требования ФИО1 о признании недействующим постановления Администрации г. Омска от 21.07.2021 № 441-п «О внесении изменений в Постановление Администрации г. Омска от 04.08.2021 № 1041-п» в части исключения нестационарного торгового объекта по адресу: , подлежат удовлетворению.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Применительно к изложенной правовой позиции суд полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт, в соответствующей части, следует признать недействующим с момента его принятия.
Кроме того, с учетом требований п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в периодическом печатном издании, предусматривающим официальное опубликование нормативных правовых актов.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать недействующим постановление Администрации г. Омска от 21.07.2021 № 441-п «О внесении изменений в Постановление Администрации г. Омска от 04.08.2021 № 1041-п» в части исключения нестационарного торгового объекта по адресу: , с момента его принятия.
Возложить на Администрацию г. Омска обязанность по публикации сообщения о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в периодическом печатном издании, предусматривающем официальное опубликование нормативных правовых актов.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Омска.
Председательствующий судья О.Г. Покричук
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.