УИД: 88RS0003-01-2023-000115-29
производство № 2а-105/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2023 г. Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в с. Ванавара, Эвенкийского района, Красноярского края
в составе: председательствующего судьи Кирпиченко Е.П., при секретаре судебного заседания Мациюк А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Тунгусско-Чунского районного суда Красноярского края административное дело УИД: 88RS0003-01-2023-000115-29. производство № 2а-105/2023 по административному исковому заявлению прокурора Эвенкийского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации села Ванавара Эвенкийского муниципального района Красноярского края об обязании разработать и утвердить паспорт доступности ОСИ, разместить в здании учреждения информационно тактильные или тактильно-звуковые мнемосхемы для инвалидов по зрению, разработать и утвердить паспорт доступности ОСИ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Эвенкийского района Красноярского края обратился в суд с административным исковым заявлением в порядке ст. 218 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации села Ванавара Эвенкийского муниципального района Красноярского края об обязании разработать и утвердить паспорт доступности ОСИ, разместить в здании учреждения информационно тактильные или тактильно-звуковые мнемосхемы для инвалидов по зрению, разработать и утвердить паспорт доступности ОСИ, мотивируя требования следующим.
Прокуратурой Эвенкийского района проведена проверка соблюдения требований законодательства в области социальной защиты инвалидов, в ходе которой установлено, что в здании Администрации с. Ванавара Эвенкийского муниципального района, расположенного по адресу: Эвенкийский район, с. Ванавара, ул. Мира, д. 16 информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании и иную необходимую для инвалидов по зрению информацию, не установлена. Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры не представлен, в связи с его отсутствием. Согласно пояснений главы Администрации с. Ванавара ФИО7 в настоящее время денежные средства в бюджете села на указанные цели не заложены, исполнить указанные мероприятия планируют в ближайшее время.
Однако, по мнению административного истца, установление в здании Администрации с. Ванавара информационно тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемы является необходимым, так как в указанном здании происходит предоставление муниципальных услуг (отдельные их этапы, включая прием документов), ведется личный прием граждан специалистами и должностными лицами администрации с. Ванавара по направлениям деятельности. Отсутствие способов информирования инвалидов по зрению о путях движения, расположении кабинетов и помещений не позволяет указанной категории граждан ориентироваться в административном здании, влияет не только на возможность получения муниципальных услуг, консультаций специалистов и т.д., но и на безопасность их нахождения в здании.
При этом, как считает прокурор Эвенкийского района, информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема не требует значительных затрат на ее производство (приобретение), установку и обслуживание, которые могли бы стать для Администрации с. Ванавара неоправданным бременем. Для установки мнемосхемы не требуется проведение реконструкции или капитального ремонта здания, так как ее возможно закрепить на стену или установить в виде стойки, без внесения каких-либо изменений в конструктивные элементы здания.
В связи с чем, административный истец просит суд:
1. Признать незаконным бездействие Администрации с. Ванавара по не размещению в здании учреждения, расположенного по адресу Эвенкийский район, с. Ванавара, ул. Мира, д. 16 информационной тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании, а также не разработки паспорта доступности объекта социальной инфраструктуры.
2. Обязать Администрацию с. Ванавара в срок до 01.06.2024 разместить в здании по адресу: ул. Мира, д. 16, с. Ванавара, Эвенкийский муниципальный район информационную тактильную или тактильно-звуковую мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании; разработать и утвердить «Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры».
Административный истец – прокурор Эвенкийского района, административный ответчик – Администрация с.Ванавара, уведомлены судом надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, что следует из судебных извещений, расписок отзывов и представленных заинтересованными лицами материалов.
Административный ответчик Администрация с.Ванавара направила в суд отзыв, документы в обоснование своей позиции из которого следует, что Администрацией с.Ванавара 10.08.2023 приобретены на основании муниципального контракта № 55/08-23 от 10.08.2023 года и установлены в здании Администрации информационно-тактильные мнемосхемы, состоящие из комплекта для адаптации учреждения для слабовидящих и административной вывески. Фактически данное требование административного истца полностью исполнено. Также в настоящее время с ООО «Доступный мир» ведутся переговоры по заключению муниципального контракта на выполнение работ по разработке паспорта доступности объекта социальной инфраструктуры. Также ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Также к возражению административным ответчиком представлены:
- Муниципальный контракт № 55/08-23 от 10.08.2023г. на поставку товара, заключенный между Администрацией с. Ванавара и ИП ФИО8
- Коммерческое предложение от 05.09.2023г. на выполнение работ по разработке паспорта доступности ОСИ для МГН на территории и в здании Администрации с. Ванавара;
- фотографии информационно-тактильных мнемосхем, состоящих из комплекта для адаптации учреждения для слабовидящих и административной вывески в здании Администрации с. Ванавара.
При таких обстоятельствах, суд, руководствуясь положениями ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, находит возможным рассмотреть и разрешить административное дело по существу, на основании представленных в судебное заседание доказательств.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы местной самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу Федерального закона от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», принятой в г. Нью-Йорке 13.12.2006 года, государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности.
В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ), Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Частями 1, 3, 6 статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), обеспечивают инвалидам, в том числе, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
В силу положений п.3 ст.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Согласно п. 6 ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Федеральный закон № 384-ФЗ) установлены минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения передвижения.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона №384-ФЗ, Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Согласно п. 6.5.2 Свода правил 59.13330.2020 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001 (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр) (далее – Правила), Технические средства информации и сигнализации, размещаемые в помещениях, предназначенных для пребывания МГН различных групп мобильности, и на путях их движения, должны обеспечивать визуальную, звуковую и тактильную информацию.
Применяемые средства информации должны быть идентичными в пределах здания или комплекса зданий и сооружений, размещаемых на одном земельном участке.
В соответствии с п. 6.5.3 Правил технические средства информации и сигнализации в местах массового посещения должны обеспечивать посетителям объекта возможности однозначной идентификации объектов и мест посещения, получения информации о размещении и назначении функциональных элементов, об ассортименте и характере предоставляемых услуг, надежной ориентации в пространстве, своевременного предупреждения об опасности в экстремальных ситуациях, расположении путей эвакуации и т.п.
При необходимости здание или сооружение по заданию на проектирование допускается дополнительно оборудовать звуковыми устройствами ориентирования и информирования для обеспечения навигации инвалидов по зрению.
Согласно п. 6.5.4 Правил визуальная информация должна располагаться на контрастном фоне с размерами знаков, соответствующими расстоянию распознавания на высоте не менее 1,5 м и не более 4,5 м до уровня пола.
При размещении элементов визуальной информации над путями движения МГН следует обеспечить высоту свободного пространства от поверхности пути движения до нижнего края навесного элемента визуальной информации не менее 2,2 м.
Уровень освещенности для отображения визуальной информации должен обеспечивать от 100 до 300 лк.
Согласно Приказа Минтруда России от 25.12.2012 № 627 «Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики» основным учетным документом, содержащим информацию о состоянии доступности объекта социальной инфраструктуры и доступности оказываемых им услуг, является «Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры», формируемый службами как по данным поставщиков услуг (руководителей организаций, расположенных на объектах социальной инфраструктуры), так и по результатам экспертной оценки состояния доступности, проводимой при обследовании соответствующего объекта.
Как установлено материалами гражданского дела, в ходе прокурорской проверки выявлено, что здание и помещения, используемые в деятельности Администрации с. Ванавара, расположенные по адресу: ул. Мира, д. 16, с. Ванавара, Эвенкийский муниципальный район Красноярского края, находящиеся в муниципальной собственности сельского поселения с. Ванавара и принадлежащие Администрации с. Ванавара на праве оперативного управления не имеют информационной тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании, что нарушает права инвалидов, обращающихся в органы местного самоуправления с. Ванавара и получающих муниципальные услуги.
Однако, на момент рассмотрения административного дела в суде, выяснилось, что в здании Администрации с. Ванавара установлены информационно-тактильные мнемосхемы, состоящие из комплекта для адаптации учреждения для слабовидящих и административной вывески. Фактически данное требование административного истца полностью исполнено.
По второму требованию по не разработке и не утверждению паспорта доступности объектов социальной инфраструктуры, административный ответчик представил в суд доказательства в виде муниципального контракта № 55/08-23 от 10.08.2023г. на поставку товара, заключенный между Администрацией с. Ванавара и ИП ФИО9; коммерческое предложение от 05.09.2023г. на выполнение работ по разработке паспорта доступности ОСИ для МГН на территории и в здании Администрации с. Ванавара. Поскольку ко дню рассмотрения дела в суде паспорт доступности объектов социальной инфраструктуры администрацией с. Ванавара не разработан, суд считает, что указанное бездействие со стороны Администрации с. Ванавара как организационно-распорядительного органа местного самоуправления с. Ванавара нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе инвалидов и должно быть устранено.
Оценив в совокупности все представленные в судебное заседание доказательства, с учетом добровольного исполнения части выявленных в ходе проверки прокуратуры нарушений, суд удовлетворяет административное исковое заявление прокурора района частично.
Суд признает бездействие администрации села Внавара Эвенкийского муниципального района Красноярского края, выразившееся в не разработке паспорта доступности объекта социальной инфраструктуры, в остальной части исковых требований суд административному истцу отказывает.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Эвенкийского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации села Ванавара Эвенкийского муниципального района Красноярского края об обязании разработать и утвердить паспорт доступности ОСИ, разместить в здании учреждения информационно тактильные или тактильно-звуковые мнемосхемы для инвалидов по зрению, разработать и утвердить паспорт доступности ОСИ – удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации села Внавара Эвенкийского муниципального района Красноярского края, выразившееся в не разработке паспорта доступности объекта социальной инфраструктуры.
В связи с добровольным исполнением исковых требований в части обязания разместить в здании по адресу: ул. Мира, д. 16, с. Ванавара, Эвенкийскийского муниципального района Красноярского края информационную тактильную или тактильно-звуковую мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании – административному истцу отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы (представления) в административную коллегию Красноярского краевого суда через Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий по административному делу
Судья Е.П. Кирпиченко
Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено и подписано 23.10.2022 г.