Дело № 2а-776/17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 января 2017 года
Приволжский районный суд города Казани в составе
председательствующего судьи Миннегалиевой Р.М.,
при секретаре Терехиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Потребительского кооператива «Бугульминский хлебозавод № 1» к МРИ ФНС России № 18 по РТ об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации и обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ :
Потребительский кооператив «Бугульминский хлебозавод № 1» обратился в суд с административным иском к МРИ ФНС России № 18 по РТ об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации и обязании устранить нарушения путем исключения из списка пайщиков данного потребительского кооператива ООО «ТИМУР» и ООО «Горячий хлеб», взыскании расходов по уплате госпошлины в размере <данные изъяты> рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ Потребительское общество «Бугульминский хлебозавод № 1» обратилось в административному ответчику с заявлением по форме 13001 о перемене наименования в соответствии с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации и с заявлением по форме 14001 об исключении из состава пайщиков потребительского кооператива двух пайщиков: ООО «ТИМУР» (паевой взнос <данные изъяты> рублей) и ООО «Горячий хлеб» (паевой взнос <данные изъяты> рублей) на основании протокола о выходе из состава участников. В соответствии с поданным заявлением по форме 13001 административный ответчик изменил наименование потребительского общества «Бугульминский хлебзавод № 1» на потребительский кооператив «Бугульминский хлебзавод № 1». По заявлению по форме 14001 МРИ ФНС России № 18 по РТ ДД.ММ.ГГГГ принято решение 40973А об отказе в государственной регистрации внесенных изменений, поскольку отсутствует заявление о государственной регистрации, оформленное в соответствии с требованиями законодательства. Регистрирующий орган посчитал поданное заявление не представленным на том основании, что неправомерно приложены листы «В» (сведения об участнике – российском юридическом лице) заявления юридическим лицом – Потребительском обществом; не заполнен раздел 2 листа «Р» (сведения о заявителе) заявления, так как согласно п. 7.21.2 требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных Приказом ФНС России от 25 января 2012 года № ММВ-7-6/25@ раздел 2 (сведения о юридическом лице, от имени которого действует заявитель) заполняется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц; не заполнен п. 4.6 (контактные данные) листа «Р» (сведения о заявителе) заявления, так как согласно п. 7.21.4 Требований, утвержденных Приказом ФНС России от 25 января 2012 года № ММВ-7-6/25@ раздел 4 «Сведения о заявителе» листа «Р» заполняется с учетом положений подпунктов 2.9.1 – 2.9.3, 2.9.5, 2.9.6 настоящих Требований. Пункт 4.6 заполняется с учетом положений абзаца четвертого подпункта 2.20.4 настоящих Требований. Согласно п.п. 2.20.4 в пункте 4.6.1 указывается номер телефона, по которому можно связаться с заявителем. Административный истец обратился в Управление ФНС России по РТ с жалобой на вышеуказанное решение, по результатам рассмотрения которой Управление пришло к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения. Основанием для принятия указанных решений явилось то, что в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении потребительских кооперативов могут содержаться сведения только о членах правления данного кооператива на момент создания. С решениями налоговых органов административный истец не согласен. Действующим гражданским законодательством предусмотрено право пайщиков потребительского общества (потребительского кооператива) вступать в потребительское общество (кооператив) и выходить из него на добровольной основе. Членство прекращается в случаях добровольного выхода пайщиков. Учитывая принцип достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, при прекращении членства в потребительском обществе (кооперативе) в Единый государственный реестр юридических лиц могут и должны вносится изменения, касающиеся сведений о потребительском обществе (кооперативе), но не связанные с внесением изменений в учредительные документы общества (кооператива). Следовательно, отсутствие в форме заявления Р14001 требования о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, изменяющих ранее содержавшуюся в реестре информацию об участниках (учредителях) потребительского кооператива, само по себе не может служить основанием для вывода о не представлении заявителем заявления по форме Р14001, о невозможности осуществления государственной регистрации соответствующих изменений. Требование регистрирующего органа по заполнению раздела 3 листа «Р» административный истец также считает необоснованным. В данном случае заявление подписывал руководитель постоянного действующего исполнительного органа (председатель правления), заполнение данного раздела относится к иным случаям, предусмотренным в разделе 1 листа «Р» (п.п. 07-16). Требование регистрирующего органа по заполнению п. 4.6 (контактные данные) листа «Р» (сведения о заявителе) административный истец считает незаконным, так как данное требование законодательно не закреплено. В требованиях, утвержденных приказом ФНС от 25 января 2012 года № ММВ-7-6/25@, на которые ссылается регистрирующий орган, в п.п. 2.20.4 указано, что в пункте 4.6 в подпункте 4.6.1 указывается номер телефона, по которому можно связаться с заявителем. Данный пункт носит не императивный характер, а лишь дает рекомендации по заполнению формы.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика – МРИ ФНС России № 18 по РТ в судебное заседание явилась, с заявленными требованиями не согласилась.
Представитель заинтересованного лица – Управления ФНС по РТ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен <данные изъяты>.
Суд, выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (далее - регистрирующий орган).
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506, служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Потребительское общество «Бугульминский хлебозавод № 1» зарегистрировано в качестве юридического лица. Председателем правления общества является И.Р.А.
При регистрации Потребительского общества «Бугульминский хлебозавод № 1» в налоговом органе в Единый государственный реестр были внесены сведения о пайщиках, в том числе ООО «ТИМУР» и ООО «ГОРЯЧИЙ ХЛЕБ», как участниках общества.
ДД.ММ.ГГГГ в МРИ ФНС России № 18 по РТ от И.Р.А. поступили: заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащемся в Едином государственном реестре юридических лиц по форме Р14001, подписанное председателем потребительского кооператива «Бугульминский хлебозавод № 1» И.Р.А.; заявление о выходе ООО «ТИМУР»; заявление о выходе ООО «ГОРЯЧИЙ ХЛЕБ»; протокол № Общего очередного собрания пайщиков потребительского кооператива «Бугульминский хлебозавод № 1» от ДД.ММ.ГГГГ; постановление Совета потребительского общества «Бугульминский хлебозавод № 1» от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с протоколом № Общего очередного собрания пайщиков потребительского кооператива «Бугульминский хлебозавод № 1» от ДД.ММ.ГГГГ принято решение: изменить наименование Потребительское общество «Бугульминский хлебозавод № 1» на потребительский кооператив «Бугульминский хлебозавод № 1». Принять и утвердить устав в новой редакции потребительского кооператива «Бугульминский хлебозавод № 1» в связи с приведением учредительных документов в соответствии с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вывести из состава пайщиков ООО «ГОРЯЧИЙ ХЛЕБ» и ООО «ТИМУР».
Решением МРИ ФНС России № 18 по РТ № от ДД.ММ.ГГГГ отказано в государственной регистрации изменений состава пайщиков в связи с не представлением заявителем необходимых документов со ссылкой на пункт 1 статьи 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Отказ мотивирован тем, что неправомерно приложены листы «В» (сведения об участнике – российском юридическом лице) заявление юридическим лицом – Потребительском обществом; не заполнен раздел 2 листа «Р» (сведения о заявителе) заявления, так как согласно п. 7.21.2 требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных Приказом ФНС России от 25 января 2012 года № ММВ-7-6/25@ раздел 2 (сведения о юридическом лице, от имени которого действует заявитель) заполняется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц; не заполнен п. 4.6 (контактные данные) листа «Р» (сведения о заявителе), заявления, так как согласно п. 7.21.4 Требований, утвержденных Приказом ФНС России от 25 января 2012 года № ММВ-7-6/25@ раздел 4 «Сведения о заявителе» листа «Р» заполняется с учетом положений подпунктов 2.9.1 – 2.9.3, 2.9.5, 2.9.6 настоящих Требований. Пункт 4.6 заполняется с учетом положений абзаца четвертого подпункта 2.20.4 настоящих Требований. Согласно п.п. 2.20.4 в пункте 4.6.1 указывается номер телефона, по которому можно связаться с заявителем.
Решением Управления ФНС по Республике Татарстан № от ДД.ММ.ГГГГ жалоба административного истца на указанное выше решение оставлена без удовлетворения.
В соответствии со ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данное административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Срок для оспаривания решения МРИ ФНС России № 18 по РТ от ДД.ММ.ГГГГ истекал ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в почтовое отделение сдана жалоба на оспариваемое решение для направления в Управление ФНС по РТ, которая рассмотрена ДД.ММ.ГГГГ. Данный административный иск направлен в суд по почте ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, срок для обращения в суд не считается пропущенным.
В силу ч. 3 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.
На основании п. «а» ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
В соответствии с Приложением № 20 к приказу ФНС России от 25 января 2012 года № ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" раздел 2 "Сведения о юридическом лице, от имени которого действует заявитель" заполняется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц (п. 7.21.2).
Раздел 4 "Сведения о заявителе" заполняется с учетом положений подпунктов 2.9.1 - 2.9.3, 2.9.5, 2.9.6 настоящих Требований. Пункт 4.6 заполняется с учетом положений абзаца четвертого подпункта 2.20.4 настоящих Требований (п. 7.21.4).
В пункте 4.6 в подпункте 4.6.1 указывается номер телефона, по которому можно связаться с заявителем. Подпункт 4.6.2 заполняется в случае направления в регистрирующий орган документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (п. 2.20.4).
Пункт 7.12 вышеуказанных Требований предусматривает, что листы В, Г, Д, Е, Ж заявления, касающиеся сведений об участниках юридического лица, заполняются в отношении участников общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, хозяйственных товариществ, унитарных предприятий, производственных кооперативов, жилищных накопительных кооперативов (п. 7.12).
Таким образом, сведения об изменении состава участников общества подлежат внесению в Единый государственный реестр юридических лиц только в отношении участников общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, хозяйственных товариществ, унитарных предприятий, производственных кооперативов, жилищных накопительных кооперативов. Действующее законодательство не предусматривает внесение таких сведений в отношении потребительских кооперативов (обществ) в случае изменения состава пайщиков.
Следовательно, оспариваемое решение является законным, и оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.
Довод представителя административного ответчика о подведомственности данного дела Арбитражному суду РТ не может являться основанием для прекращения производства по настоящему делу, так как в соответствии с п.2 ч. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности. В данном случае, потребительский кооператив «Бугульминский хлебозавод № 1» является некоммерческой организацией, следовательно, настоящее дело не связано с экономической деятельностью и оно относится к подведомственности суда общей юрисдикции.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Потребительского кооператива «Бугульминский хлебозавод № 1» к МРИ ФНС России № 18 по РТ об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации и обязании устранить нарушения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РТ в течение месяца через Приволжский районный суд г. Казани.
Судья Приволжского
районного суда г. Казани Миннегалиева Р.М.