ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1060/20 от 13.04.2020 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 апреля 2020 г. г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе судьи Косенко Ю.В., рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело №2а-1060/2020 по административному иску Гнусина И. А. об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара,

установил:

Гнусин И.А. обратился в суд с административным иском об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара, указав, что он, как участник Великой Отечественной войны, обладает правом на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов. ДД.ММ.ГГГГ, реализуя указанное право, он обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1 975 м2, по адресу: <адрес>, кадастровый квартал 63:01:0225005, для ведения огородничества. Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №РД-67 ему было в этом отказано, поскольку в соответствии с генеральным планом образуемый земельный участок расположен на территории планируемых парков, скверов, бульваров, набережных и частично на планируемой территории структуры общегородской системы обслуживания. Считает данный отказ незаконным, нарушающим его права, поскольку при принятии решения орган местного самоуправления должен руководствоваться действующим градостроительным регламентом как сводом правил прямого действия, а не ссылаться на положения Генерального плана, который является лишь проектным документом, не регулирующим непосредственно правоотношения в сфере землепользования. Кроме того, согласно карте правового зонирования образуемый земельный участок расположен в зоне Р-5 садово-дачных участков и коллективных садов, к основным видам разрешенного использования которой отнесено, в том числе, огородничество.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит признать не соответствующим закону и нарушающим его законные интересы распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №РД-67 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена»; обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав, приняв решение по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.

Гнусин И.А. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Департамента градостроительства г.о. Самара в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом. В суд от указанного участника процесса поступил отзыв, согласно которого Департамент градостроительства г.о. Самара просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, иск не признал, при этом указал, что положениями Градостроительного кодекса РФ закреплен принцип первичности генерального плана городского округа, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития перед правилами землепользования и застройки. Поскольку в соответствии с генеральным планом г.о. Самара испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен на территории планируемых парков, скверов, бульваров, набережных и частично на планируемой территории структуры общегородской системы обслуживания, считает, что Гнусину И.А. обоснованно было отказано в предварительном согласовании. В связи с этим просит в удовлетворении требований административного истца отказать.

Дело рассмотрено в порядке упрощённого (письменного) производства на основании п.7 ст.150 КАС РФ.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 4 ст. 9 Закона Самарской области «О земле», в муниципальных районах (городских округах) с численностью населения от 100 тысяч человек земельные участки предоставляются инвалидам Великой Отечественной войны и ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам (вдовцам), а также родителям умерших (погибших) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, которые постоянно проживают на территории данных муниципальных районов (городских округов). Земельные участки в соответствии с настоящей частью предоставляются для целей ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства.

Подпунктом 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.

Из пп.3 п.16 ст. 11.10 ЗК РФ следует, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.

Согласно п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Статьей 85 ЗК РФ предусмотрено, что для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Согласно ст. 1, ст. 30 ЗК РФ градостроительные регламенты устанавливаются правилами землепользования и застройки и определяют виды разрешенного использования земельных участков в соответствующей территориальной зоне.

Из материалов дела следует, что Гнусин И.А. является участником Великой Отечественной войны и имеет право на соответствующие льготы.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка площадью 1 975 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в кадастровом квартале 63:01:0225005 для огородничества без проведения торгов в соответствии с п.4 ст.9 Закона Самарской области «О земле».

Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 21.01.2020 г. №РД-67 административному истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка на основании пп.1 п.8 ст. 39.15 ЗК РФ, поскольку в соответствии с Генеральным планом г.о. Самара испрашиваемый земельный участок частично расположен на территории планируемых парков, скверов, бульваров, набережных и частично на планируемой территории структуры общегородской системы обслуживания, следовательно, схема, приложенная к заявлению о предварительном согласовании земельного участка не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.

Судом установлено, что испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен в зоне Р-5 садово-дачных участков и коллективных садов, к основным видам разрешенного использования которой отнесено, в том числе, огородничество, что не оспаривалось Департаментом градостроительства г.о. Самары и подтверждается действующими Правилами застройки и землепользования в г. Самара, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001г. №61.

Учитывая, что Правила застройки и землепользования в г. Самара являются действующим документом, устанавливают градостроительные регламенты, определяющие виды разрешенного использования земельных участков в соответствующих территориальных зонах, суд приходит к выводу о том, что уполномоченный орган при принятии решения по заявлению Гнусина И.А. должен руководствоваться данными Правилами.

Принимая во внимание данные обстоятельства, и учитывая, что использование земельного участка под огородничество соответствует градостроительному регламенту данной территориальной зоны, суд считает, что административному истцу было необоснованно отказано в предварительном согласовании в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка.

При таких обстоятельствах требования административного истца о признании распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №РД-67 не соответствующим закону и нарушающим его законные интересы являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При недоказанности обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения органа государственной власти, суд признаёт такое решение незаконным, не проверяя наличие иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения (п.61 постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ»).

В соответствии с пп.1 п.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Поскольку оспариваемое решение является незаконным, требования административного истца об обязании Департамента градостроительства г.о. Самара устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав, приняв решение по его заявлению от 19.12.2019г. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом, суд считает, что предусмотренный законом месячный срок исполнения решения является в данном случае разумным, поскольку он равен установленному п.7 ст.39.15 ЗК РФ сроку рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельных участков.

Доводы представителя Департамента градостроительства г.о. Самара изложенные в отзыве о том, что положениями Градостроительного кодекса РФ закреплен принцип первичности генерального плана городского округа, перед правилами землепользования и застройки, следовательно, оспариваемый отказ является законным, несостоятельны. В соответствии с п.1 ст.18 ГрК РФ генеральный план городского округа является единственным документом территориального планирования для городского округа. Согласно п.1 ст.36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков. Градостроительные регламенты для различных территориальных зон г.о. Самара установлены ст.30 Правил застройки и землепользования в <адрес>. Таким образом, генеральный план является проектным документом, который определяет назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, тогда как устанавливаемые правилами землепользования и застройки градостроительные регламенты определяют виды разрешённого использования земельных участков в соответствующих территориальных зонах, т.е. действующий правовой режим земельных участков. Из системного толкования положений ч. 3 ст.9, ч. 9, 10 ст. 31 п. 1 ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.34, ч.15 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ следует, что указанным законом установлен принцип первичности генерального плана перед Правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки означает, что разработка правил землепользования и застройки, в том числе, установление границ территориальных зон и градостроительных регламентов, осуществляется в соответствии с параметрами, определёнными в генеральном плане. Вместе с тем, следует учитывать, что генеральный план, являясь проектным документом, определяет назначение территории исходя из планов развития территорий города в целом, тогда как градостроительные регламенты, определяющие виды разрешенного использования земельных участков в соответствующих территориальных зонах, устанавливаются правилами землепользования и застройки, и следовательно ими должен руководствоваться уполномоченный орган при решении конкретных вопросов землепользования. Положения градостроительного плана не могут заменить собой градостроительные регламенты, поскольку не содержат детального описания параметров землепользования для установленных функциональных зон, в том числе не определяют (не должны определять) виды разрешенного использования. Ответчиком не представлены муниципальные правовые акты, определяющие параметры и ограничения землепользования в двух указанных выше функциональных зонах. Таким образом, при принятии решения по заявлению административного истца орган местного самоуправления городского округа должен руководствоваться действующими градостроительными регламентами как сводом правил прямого действия, а не положениями генерального плана как документа проектного, не регулирующего непосредственно отношения в сфере землепользования. В связи с этим, оспариваемое решение является незаконным и нарушает права и законные интересы Гнусина И.А. Кроме того, действующая редакция ст.30 Правил застройки и землепользования в <адрес> (т.е. действующие градостроительные регламенты), принята решением Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. значительно позднее, чем Генеральный план г.о. Самара.

Не могут быть приняты судом во внимание ссылки представителя Департамента градостроительства г.о. Самара, изложенные в отзыве на то, что образование испрашиваемого административным истцом земельного участка является невозможным, поскольку согласно генерального плана г.о. Самара данный участок расположен на территории планируемых парков, скверов, бульваров, набережных и частично на планируемой территории структуры общегородской системы обслуживания. Как указывалось выше и подтверждается картой правового зонирования Правил застройки и землепользования в <адрес>, утвержденным Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001г. , образуемый земельный участок расположен в зоне Р-5 садово-дачных участков и коллективных садов, одним из видов основного использования земельных участков в которой является огородничество. Поскольку Правила застройки и землепользования в <адрес> являются действующим документом, устанавливают градостроительные регламенты, определяющие виды разрешенного использования земельных участков в соответствующих территориальных зонах, а генеральный план относится к проектным документам, суд считает, что уполномоченный орган при решении вопроса по заявлению Гнусина И.А. должен руководствоваться градостроительными регламентами, то есть указанными Правилами. При таких обстоятельствах, учитывая, что использование образуемого земельного участка для ведения огородничества полностью соответствует Правилам застройки и землепользования в <адрес>, суд считает, что административному истцу было необоснованно отказано в предварительном согласовании со ссылкой на положения Генерального плана г.о. Самара.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Гнусина И. А. удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №РД-67.

Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, приняв решение по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка для огородничества без проведения торгов, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок заявителю и в Ленинский районный суд <адрес>.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Ю.В. Косенко