Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 09 февраля 2021 года город Самара Кировский районный суд г.Самара в составе: Председательствующего судьи Сизовой С.К. при секретаре Коршуновой С.Д. рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а-1060/21 по административному исковому заявлению Визгалинина А.А. к ГКУ Самарской области «Центр занятости населения г.о.Самара» об оспаривании приказа, У С Т А Н О В И Л: Административный истец Визгалин А.А. обратился в суд с административным иском к ГКУ Самарской области «Центр занятости населения г.о.Самара» об оспаривании приказа, мотивируя требование тем, что 25 сентября 2020 г. для регистрации в целях поиска подходящей работы и в качестве безработного, а также осуществления социальных выплат гражданину, признанному в установленном порядке безработным, (пособия по безработице) Визгалин А.А. обратился в Государственное казенное учреждение Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара» с заявлением от 25.09.2020 о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места его жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации в электронной форме. 02 октября 2020 г. на основании приказа ГКУСО ЦЗН г.о. Самара от 02.10.2020 276Д1832/2002 Визгалин А.А. был признан безработным с 25.09.2020. 02 октября 2020 г. на основании приказа ГКУСО ЦЗН г.о.Самара от 02.10.2020 №П1833/2002 Визгалину А.А. было назначено пособие по безработице в размере минимальной величины пособия по безработице в размере 1500 рублей в месяц за период с 25.09.2020 по 24.03.2021г.. Однако назначенный Визгалину А.А. размер пособия по безработице за период с 25.09.2020 по 24.03.2021 в размере минимальной величины пособия по безработице (1500 рублей в месяц) не соответствует среднему заработку Визгалина А.А. за последние 3 месяца по последнему месту работы, а также требованиям Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О занятости населения в Российской Федерации», Постановлений Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 № «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год» и от 08.04.2020 № «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» и нарушает права и законные интересы Визгалина А.А.. В вышестоящий в порядке подчинения орган или вышестоящему порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в настоящем административном исковом заявлении, не подавалась. Просит суд признать незаконным приказ Государственного казенного учреждения Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара» от 02.10.2020 №П1833/2002 в части установления размера минимальной величины пособия по безработице в размере 1500 рублей в месяц, назначенного Визгалину А.А. за период с 25.09.2020 по 24.03.2021, как не соответствующий требованиям Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О занятости населения в РоссийскойФедерации», Постановлений Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год» и от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, призванным в установленном порядке безработными» и нарушающий права и законные интересы Визгалина А.А.. Обязать Государственное казенное учреждение Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара» устранить нарушения прав и законных интересов Визгалина А.А. или препятствия к их осуществлению путем немедленного начисления и выплаты Визгалину А.А. незаконно недоначисленной суммы пособия по безработице исходя из максимальной величины пособия по безработице в размере 12 130 рублей в месяц. Административный истец Визгалин А.А. в судебное заседание не явился. О дне судебного заседания извещен надлежащим образом. В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Визгадин Е.А., уточнив требования, просил суд признать незаконным приказ Государственного казенного учреждения Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара» от ДД.ММ.ГГГГ№П1833/2002 в части установления размера минимальной величины пособия по безработице в размере 1500 рублей в месяц, назначенного Визгалину А.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как не соответствующий требованиям пункта 1 статьи 28, пункта 1 статьи 30, пунктов 1 - 4, 6, 8 статьи 31, пунктов 1, 3 статьи 33 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О занятости населения в Российской Федерации», абзацев 1, 3 пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год» и пунктов 4, 11 - 13 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» и нарушающий права и законные интересы Визгалина А.А. в сфере социальной поддержки безработных в части гарантированного государством права безработного на выплату пособия по безработице в размере его максимальной величины. Обязать Государственного казенного учреждения Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара» устранить нарушения прав и законных интересов Визгалина А.А. или препятствия к их осуществлению путем немедленного начисления и выплаты Визгалину А.А. незаконно недоначисленной суммы пособия по безработице исходя из максимальной величины пособия по безработице в размере 12130 рублей в месяц с 25 сентября 2020 года. Суду дополнительно пояснил, что 02 октября 2020 года был издан оспариваемый приказ. Был установлен размер пособия по безработице в 1500 рублей. Эта выплата нарушает права Визгалина А.А... 04.02.2021 года был издан новый приказ, который заменил в личном кабинете ноябрьский приказ. С новым приказом ни он, ни его доверитель не ознакомлены. Права его доверителя нарушены, т.к. административный ответчик выполнил свои обязанности ненадлежащим образом, они не запросили нужные сведения из Пенсионного фонда. Оспаривает приказ от 02.10.2020 года даже после того, как в него были внесены изменения. Этот приказ нарушает права административного истца. Представитель ГКУ Самарской области «Центр занятости населения г.о.Самара» по доверенности Аникин В.Г. в судебном заседании требования административного истца не признал, поддержал представленное письменное возражение и пояснение по иску. Дополнительно пояснил, что в своей деятельности на данный момент используют Временные правила и Методические рекомендации. Гражданин заполняет специальную форму на сайте. Они направляют запросы в Пенсионный фонд, УФМС, ЗАГС. Устанавливают факт трудовой деятельности, далее начинают уточнять информацию по размеру заработной платы. Запрос формируется в автоматическом режиме. С учетом того, что по Визгалину были сведения только за 2019 год, назначили ему минимальный размер пособия. В феврале 2021 года был издан приказ о перерасчете, т.к. истцом в адрес ответчика были направлены файлы, которые послужили основанием для перерасчета. Первый запрос о заработной плате направлялся 01.10.2020 года. Им был подтвержден факт трудовой деятельности, но отсутствовали сведения по заработной плате. Чтобы точно рассчитать размер пособия, нужны сведения по первым трем месяцам 2020 года. Методическими рекомендациями предусмотрено направление запроса в электронном виде. Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действие (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. В соответствии со ст. 15 Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" на Центр занятости возложены обязанности по содействию занятости населения и полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. С 09.04.2020г. действуют Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными", утвержденные Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N460. С 07.05.2020 года Центром занятости применяются «Методические рекомендации по организации работы государственных учреждений службы занятости населения, в период действия Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» Согласно п. 8 Правил, решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме. В соответствии с п. 2 Методических рекомендаций, в период Временных правил ст. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы», федеральный государственный стандарт государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утверждённый приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ№н, и Правил в соответствии, с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам признанными в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, утверждение приказом Минтруда России от 22.0.2.2019 г. №н, применяются с учетом особенностей, установленными Временными правилами. Согласно п. 2 Правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. В соответствие с п. 4 Правил, центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации. Для целей настоящих Временных правил указанные сведения о заработке (доходе) гражданина приравниваются к сведениям, содержащимся в справке о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месяцу работы (службы). Для целей настоящих Временных правил условие о наличии 26 недель трудовых (служебных) отношений в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, необходимое при определении размера пособия по безработице в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы), считается исполненным в случае, если на основании сведений, представленных работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации, гражданин состоялв трудовых отношениях 6 или более месяцев в течение 12 месяцев, предшествовавших дате представления заявления в электронной форме, либо в случае представления гражданином центру занятости населения через личный кабинет информационно-аналитической системы или личный кабинет единого портала либо иным доступным способом трудовой книжки (сведений о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке) или документа, ее заменяющего, а также трудовых договоров и служебных контрактов, подтверждающих наличие 26 недель трудовых (служебных) отношений в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы В соответствии с п. 26-27 Методических рекомендаций, центр занятости в электронной форме в автоматическом режиме ИАС ОБВ «Работа в России» направляет в Пенсионный фонд Российской Федерации через единую систему межведомственного электронного взаимодействия запросы на получение следующих сведений в отношение гражданина: а) сведения о трудовой деятельности застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования (за период с начала календарного года и до даты предоставления сведений в электронной форме); б) сведения о факте осуществления трудовой деятельности (за 12 месяцев до месяца предшествующему месяцу представления заявления в электронной форме); в) сведения, о заработной плате или доходе на которые начислены страховые взносы (за 12 месяцев до календарного квартала, предшествующему месяцу представления заявления в электронной форме). Согласно п. 16 Правил, пособие по безработице гражданам, сведения о среднем заработке (денежном содержании, довольствии) которых отсутствуют, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента. Судом установлено, что Визгалин А.А. обратился с заявлением о признании его безработным и назначения ему пособия по безработице посредством портала «Работа в России» 25.09.2020 года. По состоянию на 29.09.2020г. сведений о заработной плате или доходе, на которые начислены страховые взносы (за период в 3 месяца предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления) в ИАС ОБВ «Работа в России» не имелись. Приказом Центра занятости от 02.10.2020 года №П/1833/2002 Визгалин А.А. признан безработным с 25.09.2020 года и ему назначено пособие по безработице в размере 1 500 рублей, в связи с отсутствием сведений о его заработке за 3 месяца предшествующему календарному кварталу перед месяцем подачи заявления. 02.10.2020г. Центром занятости Визгалину А.А. в личный кабинет (электронную почту) направлено уведомление о принятом решении. 13.11.2020г. через личный кабинет на портале «Работа в России» Визгалиным А.А. представлена справка о размере его заработка за период 2019-2020г.г. предшествующий безработице. 27.11.2020г. Центром занятости издан приказ №П97/2002 Визгалину А.А. изменен приказ о назначении пособия по безработице с 13.11.2020 г.. Установлен порядок и размер суммы выплаты: с 25.09.2020 г. по 12.11.2020 г. – 1500,00 руб. в месяц, с 13.11.2020г. по 24.12.20202 г. - 12 130,00 руб. в месяц, с 25.12.20202 г. по 31.12.2020 г. – 12 130,00 руб. в месяц, с 01.01.2021 г. по 24.03.2021 г. - 5000,00 руб. в месяц. В ходе судебного разбирательства было установлено, что 29.10.2020г. Визгалиным А.А. на электронную почту были представлены сведения (справка) за период 2019-2020г.г. предшествующий безработице. 04.02.2021г. приказом Центра №П79/2021 изменен приказ о назначении пособия по безработице с 29.10.2020 г.. Установлен порядок и размер суммы выплаты: с 25.09.2020 г. по 28.10.2020 г. – 1500,00 руб. в месяц, с 29.10.2020г. по 24.12.20202 г. - 12 130,00 руб. в месяц, с 25.12.20202 г. по 31.12.2020 г. – 12 130,00 руб. в месяц, с 01.01.2021 г. по 24.03.2021 г. - 5000,00 руб. в месяц. Обращения административного истца к административному ответчику, приказы о назначении выплаты по безработице, уведомления и сведения о принятых решениях о размере выплаты в отношении Визгалина А.А., запросы, направленные ответчиком, подтверждаются представленными сторонами документами, а также скриншотами страниц из личного кабинета. В соответствии с п. 14 Правил, утверждённых Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N116н "Об утверждении Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам", при поступлении сведений, влияющих на размер и/или сроки выплаты пособия по безработице, центром занятости издается приказ о внесении изменений в приказ о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице. Изменения производятся со дня представления указанных сведений. В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностных лиц, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными действий (бездействия) должностных лиц, необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. Исходя из положений ч. ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ административный истец, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) должностного лица, должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым действием (бездействием) должностного лица и указать способ их восстановления. Доказательств, что приказом Государственного казенного учреждения Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара» от ДД.ММ.ГГГГ№П1833/2002 в части установления размера минимальной величины пособия по безработице в размере 1500 рублей в месяц, назначенного Визгалину А.А. за период с 25.09.2020 по 24.03.2021, нарушены права и законные интересы административного истца, а также нормы действующего законодательства, суду не представлено. Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что оспариваемый приказ изменен приказом от 27.11.2020г. №П97/2002, приказом №П79/2021 от 04.02.2021г., которыми изменены размеры сумм выплат, данные приказы не оспорены, доказательств, что нарушены права и законные интересы административного истца, а также нормы действующего законодательства, не представлено, суд приходит к выводу, что требования являются необоснованными и не могут быть удовлетворены. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 176-180 КАС РФ, РЕШИЛ: В удовлетворении административного искового заявления Визгалинина А.А. к ГКУ Самарской области «Центр занятости населения г.о.Самара» об оспаривании приказа отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.Самара в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме. Председательствующий С.К.Сизова Мотивированное решение изготовлено 20.02.2021г. |