ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10611/2021 от 18.03.2022 Советского районного суда г. Владикавказа (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело №2а-2892/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Владикавказ 18 марта 2022 года

Советский районный суд г. Владикавказа РСО-Алания в составе

председательствующего судьи Кадохова А.В.,

при секретаре судебного заседания Кумаллаговой К.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора РСО-Алания поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБДОУ Детский сад о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить выявленные нарушения,

установил:

Прокурор РСО-Алания обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в обоснование требований которого указано, что прокуратурой в ходе осуществления мониторинга общедоступных источников информации на предмет исполнения бюджетного законодательства установлен факт нарушения муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад комбинированного вида требований бюджетного законодательства, в части не размещения обязательной информации о деятельности бюджетных учреждений. Установлено, что в соответствии с Уставом МБДОУ «Детский сад » является юридическим лицом (некоммерческой организацией), которое имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, ведет финансовую отчетность по формам, установленным законодательством Российской Федерации, учреждение от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности. МБДОУ «Детский сад » зарегистрировано на официальном сайте для размещения информации государственных (муниципальных) учреждениях www.bus.gov.ru, размещенном в сети «Интернет». В частности, на вышеуказанном Интернет - сайте размещена общая информация об учреждении, а именно: информация о месте нахождения учреждения, о видах деятельности учреждения, сведения об ОГРН, ИНН учреждения и т.д. Однако, в нарушение подп. 10 п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от ...- ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон - ФЗ) отчет о результатах деятельности МБДОУ «Детский сад » (муниципального учреждения) за 2020 год, размещенный на указанном сайте в сети Интернет, не содержит сведений: о ценах (тарифах) на платные услуги (работы), оказываемые потребителям (в динамике в течение отчетного периода); об общем количестве потребителей, воспользовавшихся платными услугами (работами) учреждения, также информация о результатах деятельности и об использовании имущества МБДОУ «Детский сад » за 2020 год и сведения о кассовых поступлениях за указанный период. Так, согласно указанной норме закона в целях обеспечения открытости доступности информации о деятельности государственных (муниципальных) учреждений на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», в том числе подлежит размещению отчет о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с общими требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности. Общими требованиями к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества, утвержденными приказом Минфина России от ...н, установлено, что для бюджетных учреждений в разделе 2 «Результат деятельности учреждения» указываются цены (тарифы) на платные услуги (работы), оказываемые потребителям (в динамике в течение отчетного периода), а также общее количество потребителей, воспользовавшихся услугами (работами) учреждения (в том числе платными для потребителей). Пунктом 3.5 ст. 32 федерального закона - ФЗ установлено, что документы, указанные в пункте 3.3 настоящей статьи, размещаются на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя государственного (муниципального) учреждения. Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя государственного (муниципального) учреждения, вправе передать основании принятого им правового акта права по размещению на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» документов о государственном (муниципальном) учреждении этому государственному (муниципальному учреждению. Размещение таких документов на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение данного сайта осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой страховой, валютной, банковской деятельности. Согласно п. 1.3 распоряжения АМС от ... «О предоставлении и размещении информации о муниципальных бюджетных учреждениях на официальном сайте в сети Интернет» муниципальным бюджетным учреждениям необходимо размещать информацию о результатах сетным учреждениям бюджетным деятельности по истечении отчетного года. При этом, Порядком предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденным приказом Минфина России от 21.07.2011 № 86н установлено следующее. Учреждение обеспечивает открытость доступность документов, определенных настоящим пунктом, путем предоставления через официальный сайт электронных копий документов (далее - электронные копии документов) в том числе отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения (пункт 6) На основании документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, учреждение формирует и предоставляет через официальный сайт информацию в электронном структурированном виде (далее об учреждении), в которую включаются показатели согласно приложению к настоящему Порядку, сгруппированные по разделам, в том числе по разделу - информация о результатах деятельности и об использовании имущества. Вышеуказанные нарушения зафиксированы посредством составления акта осмотра Интернет страницы МБДОУ «Детский сад » на сайте www.bus.gov.ru. Данное обстоятельство свидетельствует о неисполнении учреждением предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации обязанности по размещению в сети «Интернет» информации о своей деятельности. Несоблюдение вышеуказанных требований Федерального законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц (граждан и организаций) на получение доступной и открытой информации о деятельности указанного учреждения, что, в свою очередь, является прямым нарушением принципа прозрачности (открытости) бюджетной системы Российской Федерации, закрепленного в ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Статьей 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что в целях обеспечения верховенства закона единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации, в том числе осуществляет надзор за исполнением законов органами местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. На основании изложенного, просил признать незаконным бездействие муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида, в части не обеспечения открытости и доступности документов на официальном сайте www.bus.gov.ru в сети Интернет, предусмотренных подп. 10 п. 3.3 ст. 32 федерального закона от ...- ФЗ «О некоммерческих организациях», с учетом Общих требований к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения об и использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества, утвержденных приказом Минфина России от 30.09.2010 № 114н; Возложить на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида обязанность- обеспечить открытость и доступность на официальном сайте www.bus.gov.ru отчета о результатах деятельности МБДОУ «Детский сад », в части касающейся цен (тарифов) на платные услуги (работы), оказываемые потребителям (в динамике в течение отчетного периода) об общем количестве потребителей, воспользовавшихся платными услугами (работами) учреждения, также в части информации о результатах деятельности и об использовании имущества МБДОУ «Детский сад » за 2020 год и сведения о кассовых поступлениях за указанный период, в течение 10 суток с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен судом надлежащим образом.

Представитель административного ответчика МБДОУ Детский сад ФИО2, действующая на основании приказа от ..., в судебное заседание не явилась, при этом, до начала судебного заседания поступило заявление ФИО2, согласно которому она признает исковые требования в полном объеме. Последствия признания иска, предусмотренные ст. 157 КАС РФ, ответчику разъяснены и понятны.

С учетом положений ст.150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав и оценив собранные по делу доказательства, установив юридически значимые обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу, что административные исковые требования Прокурора РСО-Алания подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

С настоящими требования прокурор обратился в порядке ст. 39 КАС РФ.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии с подп. 10 п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в целях обеспечения открытости и доступности информации о деятельности государственных (муниципальных) учреждений на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" подлежат размещению следующие документы: в том числе отчет о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с общими требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.

Общими требованиями к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества, утвержденными приказом Минфина России от 30.09.2010г. н, установлено, что для бюджетных учреждений в разделе 2 «Результат деятельности учреждения» указываются цены (тарифы) на платные услуги (работы) оказываемые потребителям (в динамике в течение отчетного периода), а также общее количество потребителей, воспользовавшихся услугами (работами) учреждения (в том числе платными для потребителей).

Документы, указанные в пункте 3.3 настоящей статьи, размещаются на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя государственного (муниципального) учреждения. В случае, если такие документы содержатся в федеральных информационных системах или подлежат в обязательном порядке включению в государственные и (или) муниципальные информационные системы в соответствии с законодательством Российской Федерации, такие документы подлежат размещению на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" посредством информационного взаимодействия официального сайта для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с государственными и (или) муниципальными информационными системами в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.

Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя государственного (муниципального) учреждения, вправе передать на основании принятого им правового акта права по размещению на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" документов о государственном (муниципальном) учреждении этому государственному (муниципальному) учреждению.

Размещение таких документов на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение данного сайта осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (п. 3.5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Согласно п. 1.3 Распоряжения АМС от 14.03.2012г. «О предоставлении и размещении информации о муниципальных бюджетных учреждениях на официальном сайте в сети «Интернет» муниципальным бюджетным учреждениям необходимо размещать информацию о результатах по истечении отчетного года.

Порядком предоставления информации государственным (муниципальным) учреждениям, ее размещения на официальном сайте в сети «Интернет» и ведения указанного сайта, утвержденным приказом Минфина России от 21.07.2011г. н установлено, что учреждение обеспечивает открытость и доступность документов, определенных настоящим пунктом, путем предоставления через официальный сайт электронных копий документов, в том числе отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения (п. 6).

На основании документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, учреждение формирует и предоставляет через официальный сайт информацию в электронном структурированном виде, в которую включаются показатели согласно приложению к настоящему Порядку, сгруппированные по разделам, в том числе по разделу – информация о результатах деятельности и об использовании имущества.

В соответствии с Уставом - МБДОУ «Детский сад » является юридическим лицом (некоммерческой организацией), которое имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, ведет финансовую отчетность по формам, установленным законодательством Российской Федерации, учреждение от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности.

МБДОУ «Детский сад » зарегистрировано на официальном сайте для размещения информации государственных (муниципальных) учреждениях www/bus.gov.ru, размещенном в сети «Интернет».

В частности, на вышеуказанном Интернет-сайте размещена общая информация об учреждении, а именно: информация о месте нахождения учреждения, о видах деятельности учреждения, сведения об ОГРН, ИНН учреждения и т.д.

Однако, в нарушение подп. 10 п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» отчет о результатах деятельности МБДОУ «Детский сад » за 2020г., размещенный на указанном сайте в сети Интернет, не содержит сведений: о ценах (тарифах) на платные услуги (работы), оказываемые потребителям (в динамике в течение отчетного периода); об общем количестве потребителей, воспользовавшихся платными услугами (работами) учреждения, а также информация о результатах деятельности и об использовании имущества МБДОУ «Детский сад » за 2020г. и сведения о кассовых поступлениях за указанный период.

Нарушения зафиксированы посредством составления акта осмотра Интернет страницы МБДОУ «Детский сад » на сайте www/bus.gov.ru прокуратурой в ходе осуществления мониторинга общедоступных источников информации на предмет исполнения бюджетного законодательства.

Данное обстоятельство свидетельствует о неисполнении учреждением предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации обязанности по размещению в сети «Интернет» информации о своей деятельности.

Несоблюдение вышеуказанных требований Федерального законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц (граждан и организаций) на получение доступной и открытой информации о деятельности указанного учреждения, что в свою очередь, является прямым нарушением принципа прозрачности (открытости) бюджетной системы Российской Федерации, закрепленного в статье 28 Бюджетного кодекса РФ.

Таким образом, установив указанные обстоятельства по делу, суд считает заявленные истцом требования законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление прокурора Республики Северная Осетия – Алания, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад комбинированного вида в части не обеспечения открытости и доступности документов на официальном сайте www/bus.gov.ru в сети Интернет, предусмотренной подп. 10 п. 3.3ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» с учетом Общих требований к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества, утвержденных Приказом Минфином России от 30.09.2010г. н.

Возложить на Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад комбинированного вида обязанность обеспечить открытость и доступность на официальном сайте www.bus.gov.ru отчета о результатах деятельности МБДОУ «Детский сад », в части касающейся цен (тарифов) на платные услуги (работы), оказываемые потребителям (в динамике в течение отчетного периода) об общем количестве потребителей, воспользовавшихся платными услугами (работами) учреждения, также в части информации о результатах деятельности об использовании имущества МБДОУ «Детский сад » за 2020г. и сведения о кассовых поступлениях за указанный период, в течение 10 суток, с момента вступления решения суда в законную силу.

Апелляционная жалоба, представление на решение суда могут быть поданы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда РСО-Алания через Советский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Кадохов А.В.