Дело №2а-2892/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Владикавказ 18 марта 2022 года
Советский районный суд г. Владикавказа РСО-Алания в составе
председательствующего судьи Кадохова А.В.,
при секретаре судебного заседания Кумаллаговой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора РСО-Алания поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБДОУ Детский сад № о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить выявленные нарушения,
установил:
Прокурор РСО-Алания обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в обоснование требований которого указано, что прокуратурой в ходе осуществления мониторинга общедоступных источников информации на предмет исполнения бюджетного законодательства установлен факт нарушения муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад № комбинированного вида требований бюджетного законодательства, в части не размещения обязательной информации о деятельности бюджетных учреждений. Установлено, что в соответствии с Уставом МБДОУ «Детский сад №» является юридическим лицом (некоммерческой организацией), которое имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, ведет финансовую отчетность по формам, установленным законодательством Российской Федерации, учреждение от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности. МБДОУ «Детский сад №» зарегистрировано на официальном сайте для размещения информации государственных (муниципальных) учреждениях www.bus.gov.ru, размещенном в сети «Интернет». В частности, на вышеуказанном Интернет - сайте размещена общая информация об учреждении, а именно: информация о месте нахождения учреждения, о видах деятельности учреждения, сведения об ОГРН, ИНН учреждения и т.д. Однако, в нарушение подп. 10 п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от ...№ - ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № - ФЗ) отчет о результатах деятельности МБДОУ «Детский сад №» (муниципального учреждения) за 2020 год, размещенный на указанном сайте в сети Интернет, не содержит сведений: о ценах (тарифах) на платные услуги (работы), оказываемые потребителям (в динамике в течение отчетного периода); об общем количестве потребителей, воспользовавшихся платными услугами (работами) учреждения, также информация о результатах деятельности и об использовании имущества МБДОУ «Детский сад №» за 2020 год и сведения о кассовых поступлениях за указанный период. Так, согласно указанной норме закона в целях обеспечения открытости доступности информации о деятельности государственных (муниципальных) учреждений на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», в том числе подлежит размещению отчет о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с общими требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности. Общими требованиями к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества, утвержденными приказом Минфина России от ...№н, установлено, что для бюджетных учреждений в разделе 2 «Результат деятельности учреждения» указываются цены (тарифы) на платные услуги (работы), оказываемые потребителям (в динамике в течение отчетного периода), а также общее количество потребителей, воспользовавшихся услугами (работами) учреждения (в том числе платными для потребителей). Пунктом 3.5 ст. 32 федерального закона № - ФЗ установлено, что документы, указанные в пункте 3.3 настоящей статьи, размещаются на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя государственного (муниципального) учреждения. Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя государственного (муниципального) учреждения, вправе передать основании принятого им правового акта права по размещению на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» документов о государственном (муниципальном) учреждении этому государственному (муниципальному учреждению. Размещение таких документов на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение данного сайта осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой страховой, валютной, банковской деятельности. Согласно п. 1.3 распоряжения АМС от ...№ «О предоставлении и размещении информации о муниципальных бюджетных учреждениях на официальном сайте в сети Интернет» муниципальным бюджетным учреждениям необходимо размещать информацию о результатах сетным учреждениям бюджетным деятельности по истечении отчетного года. При этом, Порядком предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденным приказом Минфина России от 21.07.2011 № 86н установлено следующее. Учреждение обеспечивает открытость доступность документов, определенных настоящим пунктом, путем предоставления через официальный сайт электронных копий документов (далее - электронные копии документов) в том числе отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения (пункт 6) На основании документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, учреждение формирует и предоставляет через официальный сайт информацию в электронном структурированном виде (далее об учреждении), в которую включаются показатели согласно приложению к настоящему Порядку, сгруппированные по разделам, в том числе по разделу - информация о результатах деятельности и об использовании имущества. Вышеуказанные нарушения зафиксированы посредством составления акта осмотра Интернет страницы МБДОУ «Детский сад №» на сайте www.bus.gov.ru. Данное обстоятельство свидетельствует о неисполнении учреждением предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации обязанности по размещению в сети «Интернет» информации о своей деятельности. Несоблюдение вышеуказанных требований Федерального законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц (граждан и организаций) на получение доступной и открытой информации о деятельности указанного учреждения, что, в свою очередь, является прямым нарушением принципа прозрачности (открытости) бюджетной системы Российской Федерации, закрепленного в ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Статьей 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что в целях обеспечения верховенства закона единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации, в том числе осуществляет надзор за исполнением законов органами местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. На основании изложенного, просил признать незаконным бездействие муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № комбинированного вида, в части не обеспечения открытости и доступности документов на официальном сайте www.bus.gov.ru в сети Интернет, предусмотренных подп. 10 п. 3.3 ст. 32 федерального закона от ...№ - ФЗ «О некоммерческих организациях», с учетом Общих требований к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения об и использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества, утвержденных приказом Минфина России от 30.09.2010 № 114н; Возложить на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № комбинированного вида обязанность- обеспечить открытость и доступность на официальном сайте www.bus.gov.ru отчета о результатах деятельности МБДОУ «Детский сад №», в части касающейся цен (тарифов) на платные услуги (работы), оказываемые потребителям (в динамике в течение отчетного периода) об общем количестве потребителей, воспользовавшихся платными услугами (работами) учреждения, также в части информации о результатах деятельности и об использовании имущества МБДОУ «Детский сад №» за 2020 год и сведения о кассовых поступлениях за указанный период, в течение 10 суток с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен судом надлежащим образом.
Представитель административного ответчика МБДОУ Детский сад № – ФИО2, действующая на основании приказа № от ..., в судебное заседание не явилась, при этом, до начала судебного заседания поступило заявление ФИО2, согласно которому она признает исковые требования в полном объеме. Последствия признания иска, предусмотренные ст. 157 КАС РФ, ответчику разъяснены и понятны.
С учетом положений ст.150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства, установив юридически значимые обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу, что административные исковые требования Прокурора РСО-Алания подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
С настоящими требования прокурор обратился в порядке ст. 39 КАС РФ.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии с подп. 10 п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в целях обеспечения открытости и доступности информации о деятельности государственных (муниципальных) учреждений на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" подлежат размещению следующие документы: в том числе отчет о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с общими требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.
Общими требованиями к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества, утвержденными приказом Минфина России от 30.09.2010г. №н, установлено, что для бюджетных учреждений в разделе 2 «Результат деятельности учреждения» указываются цены (тарифы) на платные услуги (работы) оказываемые потребителям (в динамике в течение отчетного периода), а также общее количество потребителей, воспользовавшихся услугами (работами) учреждения (в том числе платными для потребителей).
Документы, указанные в пункте 3.3 настоящей статьи, размещаются на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя государственного (муниципального) учреждения. В случае, если такие документы содержатся в федеральных информационных системах или подлежат в обязательном порядке включению в государственные и (или) муниципальные информационные системы в соответствии с законодательством Российской Федерации, такие документы подлежат размещению на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" посредством информационного взаимодействия официального сайта для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с государственными и (или) муниципальными информационными системами в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя государственного (муниципального) учреждения, вправе передать на основании принятого им правового акта права по размещению на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" документов о государственном (муниципальном) учреждении этому государственному (муниципальному) учреждению.
Размещение таких документов на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение данного сайта осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (п. 3.5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Согласно п. 1.3 Распоряжения АМС от 14.03.2012г. № «О предоставлении и размещении информации о муниципальных бюджетных учреждениях на официальном сайте в сети «Интернет» муниципальным бюджетным учреждениям необходимо размещать информацию о результатах по истечении отчетного года.
Порядком предоставления информации государственным (муниципальным) учреждениям, ее размещения на официальном сайте в сети «Интернет» и ведения указанного сайта, утвержденным приказом Минфина России от 21.07.2011г. №н установлено, что учреждение обеспечивает открытость и доступность документов, определенных настоящим пунктом, путем предоставления через официальный сайт электронных копий документов, в том числе отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения (п. 6).
На основании документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, учреждение формирует и предоставляет через официальный сайт информацию в электронном структурированном виде, в которую включаются показатели согласно приложению к настоящему Порядку, сгруппированные по разделам, в том числе по разделу – информация о результатах деятельности и об использовании имущества.
В соответствии с Уставом - МБДОУ «Детский сад №» является юридическим лицом (некоммерческой организацией), которое имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, ведет финансовую отчетность по формам, установленным законодательством Российской Федерации, учреждение от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности.
МБДОУ «Детский сад №» зарегистрировано на официальном сайте для размещения информации государственных (муниципальных) учреждениях www/bus.gov.ru, размещенном в сети «Интернет».
В частности, на вышеуказанном Интернет-сайте размещена общая информация об учреждении, а именно: информация о месте нахождения учреждения, о видах деятельности учреждения, сведения об ОГРН, ИНН учреждения и т.д.
Однако, в нарушение подп. 10 п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» отчет о результатах деятельности МБДОУ «Детский сад №» за 2020г., размещенный на указанном сайте в сети Интернет, не содержит сведений: о ценах (тарифах) на платные услуги (работы), оказываемые потребителям (в динамике в течение отчетного периода); об общем количестве потребителей, воспользовавшихся платными услугами (работами) учреждения, а также информация о результатах деятельности и об использовании имущества МБДОУ «Детский сад №» за 2020г. и сведения о кассовых поступлениях за указанный период.
Нарушения зафиксированы посредством составления акта осмотра Интернет страницы МБДОУ «Детский сад №» на сайте www/bus.gov.ru прокуратурой в ходе осуществления мониторинга общедоступных источников информации на предмет исполнения бюджетного законодательства.
Данное обстоятельство свидетельствует о неисполнении учреждением предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации обязанности по размещению в сети «Интернет» информации о своей деятельности.
Несоблюдение вышеуказанных требований Федерального законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц (граждан и организаций) на получение доступной и открытой информации о деятельности указанного учреждения, что в свою очередь, является прямым нарушением принципа прозрачности (открытости) бюджетной системы Российской Федерации, закрепленного в статье 28 Бюджетного кодекса РФ.
Таким образом, установив указанные обстоятельства по делу, суд считает заявленные истцом требования законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление прокурора Республики Северная Осетия – Алания, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад № комбинированного вида в части не обеспечения открытости и доступности документов на официальном сайте www/bus.gov.ru в сети Интернет, предусмотренной подп. 10 п. 3.3ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» с учетом Общих требований к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества, утвержденных Приказом Минфином России от 30.09.2010г. №н.
Возложить на Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № комбинированного вида обязанность обеспечить открытость и доступность на официальном сайте www.bus.gov.ru отчета о результатах деятельности МБДОУ «Детский сад №», в части касающейся цен (тарифов) на платные услуги (работы), оказываемые потребителям (в динамике в течение отчетного периода) об общем количестве потребителей, воспользовавшихся платными услугами (работами) учреждения, также в части информации о результатах деятельности об использовании имущества МБДОУ «Детский сад №» за 2020г. и сведения о кассовых поступлениях за указанный период, в течение 10 суток, с момента вступления решения суда в законную силу.
Апелляционная жалоба, представление на решение суда могут быть поданы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда РСО-Алания через Советский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Кадохов А.В.