ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1061/19 от 08.05.2019 Центрального районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело № 2а-1061/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 мая 2019 года г. Симферополь

Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи – Федоренко Э.Р.,

при секретаре – ФИО2,

с участием представителя административного истца – ФИО3, действующей на основании доверенности,

представителя административного ответчика – ФИО4, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Симферополя в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Симферополя, Муниципальному казенному учреждению Департамент городского хозяйства Администрации г. Симферополя о признании незаконным бездействия, понуждении к выполнению определенных действий,

у с т а н о в и л:

Прокурор г. Симферополя Республики Крым, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г. Симферополя о признании незаконным бездействия в части не предпринятых мер к проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, понуждении провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования городской округ Симферополь. Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Симферополя проведена проверка соблюдения Администрацией г. Симферополя требований жилищного законодательства в части обеспечения безопасных условий проживания граждан. В соответствии с п. 6 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилого фонда. Согласно ч. 1, 2 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом. Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (ч. 4 статьи 161 ЖК РФ). Информация о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов. В ходе проведения проверки было установлено, что должностными лицами Администрации г. Симферополя ненадлежащим образом исполняются требования Жилищного кодекса и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В ходе проверки установлено, что в 199 многоквартирных домах, расположенных по адресам: <адрес>, способ управления многоквартирными домами не выбран собственниками жилых помещений. Должностными лицами Администрации г. Симферополя ненадлежащим образом исполняются требования Жилищного кодекса и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а именно не проведен открытый конкурс по отбору управляющей организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Прокуратурой г. Симферополя в адрес главы Администрации г. Симферополя 30.08.2018 года внесено представление № 14355/24/01-14 об устранении нарушений жилищного законодательства. По результатам рассмотрения указанного представления Администрацией г. Симферополя эффективных мер, направленных на проведение открытого конкурса, предпринято не было. В ответе на представление прокуратуры г. Симферополя от 30.08.2018 № 14355/24/01-14 Администрация г. Симферополя сообщила, что с целью организации своевременного проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в пределах полномочий администрацией разработан и находится в стадии согласования проект постановления «Об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, собственники которых не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом и для собственников помещений в многоквартирных домах, которые на общем собрании не приняли решение об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым». До настоящего времени Администрацией г. Симферополя вышеуказанный проект постановления не согласован и открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования городской округ Симферополь не проведен. На основании вышеизложенного прокурор г. Симферополя Республики Крым просит признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования городской округ Симферополь в части не предпринятых мер к проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования городской округ Симферополь; обязать администрацию муниципального образования городской округ Симферополь провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования городской округ Симферополь по вышеуказанным адресам.

Определением суда от 05.04.2019 года к участию в деле в качестве соответчика Муниципальное казенное учреждение Департамент городского хозяйства Администрации г. Симферополя Республики Крым.

В судебном заседании помощник прокурора поддержала заявленные требования в полном объеме, дала пояснения по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что административным ответчиком только после подачи настоящего иска в суд стали предприниматься какие-то меры для устранения выявленных нарушений. Конкурс по отбору управляющей организации не проведен с 2016 года. Граждане, проживающие на территории муниципального образования городской округ в результате бездействия ответчика не обеспечены безопасными условиями проживания, надлежащим содержанием общего имущества.

Представитель административного ответчика Администрации города Симферополя в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме, полагая об отсутствии доказательств бездействия администрации. Пояснила, что выполнение полномочий по проведению конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования городской округ Симферополь возложено на МКУ Департамент городского хозяйства Администрации г. Симферополя. В данном случае Департамент такую работу провел, объявил в соответствии с положениями Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» конкурс. Вскрытие заявок участников, изъявивших желание принять участие в конкурсе, назначено на 13.05.2019 года. При таких обстоятельствах нельзя согласиться с прокурором о том, что было допущено бездействие. То обстоятельство, что к начальнику Департамента городского хозяйства было применено дисциплинарное взыскание за ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, не свидетельствует о бездействии Администрации г. Симферополя в части непринятия мер по проведению конкурса по отбору управляющих организаций. Кроме того, информация о том, что жилые дома остались без управления, должна была поступить от Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, однако такая информация в адрес Администрации г. Симферополя не поступала. Невозможность своевременного проведения конкурса была вызвана еще и тем, что необходимо было установить размер платы за содержание и ремонт общего имущества. 15.03.2017 года Администрацией г. Симферополя было принято соответствующее постановление, на которое был вынесен протест прокуратурой г. Симферополя. В настоящее время размер платы за содержание и ремонт общего имущества для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации принят, и конкурс по отбору управляющих организаций объявлен. Нарушение установленной законом процедуры повлекло бы признание конкурса недействительным. Учитывая изложенное, полагает об отсутствии бездействия со стороны Администрации г. Симферополя, просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель административного ответчика Муниципального казенного учреждения Департамент городского хозяйства Администрации г. Симферополя Республики Крым в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причин неявки не сообщил.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий ( бездействия ) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия ( бездействие ) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, лиц, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав и свобод и законных интересов иных лицу, если полагает, что оспариваемые, в частности действия ( бездействия ) нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Прокуратурой г. Симферополя проведена проверка соблюдения Администрацией города Симферополя требований жилищного законодательства в части обеспечения безопасных условий.

В ходе проведенной проверке было установлено, что должностными лицами Администрации города Симферополя ненадлежащим образом исполняются требования ЖК РФ и иных нормативных актов Российской Федерации.

Так, в ходе проверки установлено, что в 121 жилом многоквартирном доме, расположенном на территории муниципального образования городской округ Симферополь собственниками жилых помещений не выбран способ управления многоквартирными домами.

30.08.2018 года Прокуратурой г. Симферополя в адрес главы Администрации г. Симферополя вынесено представление № 20-2018 об устранении нарушений требований законодательства (л.д.8-10).

02.10.2018 года Администрацией г. Симферополя на данное представление дан ответ за № 14355/24/01-14, согласно которому с целью организации своевременного проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в пределах полномочий администрацией разработан и находится в стадии согласования проект постановления «Об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, собственники которых не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом и для собственников помещений в многоквартирных домах, которые на общем собрании не приняли решение об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым». Принимая во внимание вышеизложенное, организовать своевременное проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации не представилось возможным. Уведомления от Инспекции по жилищному надзору Республики Крым об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, о прекращении действия лицензии, о ее аннулировании, в адрес Администрации не поступали. Причиной нарушений послужило отсутствие надлежащего контроля со стороны бывшего заместителя главы Администрации г. Симферополя ФИО5, а также надлежащего контроля со стороны начальника МКУ Департамент городского хозяйства ФИО6 за выполнение вверенного ему департамента. За допущенное сотрудником администрации при выполнении возложенных на него должностных обязанностей, в адрес главы администрации направлено ходатайство о привлечении должностного лица, виновного в указанных нарушениях требований федерального законодательства, к дисциплинарной ответственности в установленном порядке (л.д.11-12).

То есть, как следует из ответа Администрации г. Симферополя, по состоянию на 02.10.2018 года конкурс по отбору управляющей организации для управления 121-м многоквартирным домом не проводился.

14.01.2019 года Прокуратурой г. Симферополя в адрес главы Администрации г. Симферополя направлено требование в порядке ст.ст. 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», из которого следует, что Администрации г. Симферополя необходимо до 15.01.2019 года предоставить информацию о временном периоде нахождения жилых многоквартирных домов без управления, и результаты рассмотрения представления прокуратуры об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части непроведения открытого конкурса по выбору управляющих компаний, внесенного в адрес Администрации г. Симферополя 26.09.2018 года (л.д.15).

Администрация г. Симферополя на требование Прокуратуры г. Симферополя сообщила, что последний открытый конкурс по отбору управляющей компании для управления многоквартирными домами был проведен Администрацией г. Симферополя 08.09.2016 года. По состоянию на 15.01.2019 года требуется проведение открытого конкурса по отбору управляющей компании по 199-ти многоквартирным домам (л.д.16-21).

Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора в суд с административным исковым заявлением.

Согласно ч. 1, 3, 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу ч. 4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Во исполнение данной нормы закона приняты Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. № 75. «Организатор конкурса» - орган местного самоуправления или органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, уполномоченные проводить конкурс (пп. 5 п. 2).

В нарушение вышеуказанных требований законодательства Администрацией г. Симферополя открытый конкурс по отбору управляющей организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с 08.09.2016 года не проводился.

Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями лиц, участвующих в деле, и письменными доказательствами.

Доводы представителя административного ответчика об отсутствии бездействия со стороны Администрации г. Симферополя в связи с тем, что в настоящее время размер платы за содержание и ремонт общего имущества для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации принят, и конкурс по отбору управляющих организаций объявлен, не могут быть приняты во внимание, поскольку такие меры предприняты уже после подачи настоящего иска в суд. Как было установлено в ходе судебного разбирательства, последний конкурс по отбору управляющий компаний для управления многоквартирными домами был проведен Администрацией г. Симферополя 08.09.2016 года.

Доводы представителя административного ответчика о том, что выполнение полномочий по проведению конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования городской округ Симферополь возложено на МКУ Департамент городского хозяйства Администрации г. Симферополя, не свидетельствуют об отсутствии бездействия со стороны Администрации г. Симферополя, на которую в соответствии с федеральным законом (ч. 4 ст. 161 ЖК РФ), и Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. № 75, возложены такие полномочия.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Администрацией г. Симферополя все зависящие от нее меры к проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования городской округ Симферополь приняты не были, что свидетельствует о допущении с ее стороны бездействия.

Учитывая изложенное, суд полагает о наличии оснований для удовлетворения иска в полном объеме.

Руководствуясь статьями 1, 3, 6, 15, 16, 59-62, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г. Симферополя – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации г. Симферополя в части не предпринятых мер к проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования городской округ Симферополь.

Обязать Администрацию г. Симферополя провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования городской округ Симферополь по адресам: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд г. Симферополя в течение одного месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Судья Федоренко Э.Р.

Решение суда в окончательной форме принято 08.05.2019 года.