ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1061/2021 от 30.03.2021 Советского районного суда г.Томска (Томская область)

70RS0004-01-2021-000228-55

№ 2а-1061/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 марта 2021 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Рой В.С.,

при секретаре Ефименко К.Н.,

помощнике судьи Пшеничникова В.Е.,

с участием представителя административных истцов ФИО1,

представителя административного ответчика Департаменту архитектуры и строительства Томской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное исковое заявление ФИО3, ФИО4 к Департаменту архитектуры и строительства Томской области, Публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» о признании незаконными решений, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

установил:

ФИО8ФИО9 обратились в суд с административным иском к Департаменту архитектуры и строительства Томской области (далее – ДАиС Томской области), Публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» (далее – Фонд) о признании незаконными решений от ДД.ММ.ГГГГ об исключении ФИО10 из реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, на территории Томской области, от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении сведений в реестр проблемных объектов, возложить обязанность устранить допущенные нарушения, путем включения сведений в реестр проблемных объектов.

В обоснование заявленных требований указано, что решением ДАиС Томской области от ДД.ММ.ГГГГФИО11 включен в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, на территории Томской области. ДД.ММ.ГГГГФИО12 умер. ДД.ММ.ГГГГФИО14 обратилась в ДАиС Томской области с заявлением об изменении сведений о пострадавшем гражданине и о включении её в Реестр, в связи с тем, что ФИО5 был включен в указанный реестр. Решением от ДД.ММ.ГГГГ Томской области отказал истцу во внесении изменений в реестр. Решением Советского районного суда г.Томска от 19.02.2019 иск ФИО15 оставлен без удовлетворения. В настоящее время истцы являются наследниками, принявшими наследство после смерти ФИО16 в установленном порядке. 09.09.2020 истцы обратились в ДАиС Томской области с заявлением о внесении сведений в реестр. 06.11.2020 был получен ответ от 14.10.2020, в котором указано об исключении ФИО17 из реестра в связи с ликвидацией застройщика и невозможности внесения сведений об истцах. С данными решениями истцы не согласны, полагают, что основания исключения сведений из реестра установлены п.17 правил, утвержденных Приказом Минрегиона России от 20.09.2013 №403 и являются исчерпывающими. Приведенного в оспариваемом решении основания данный приказ не содержит. Оформление документов, подтверждающих принятие наследства истцами, свидетельствует о переходе к ним прав и обязанностей ФИО18. как участника долевого строительства.

Административные истцы ФИО19ФИО20 будучи надлежащим образом извещенными, в судебное заседание не явились, направили представителя.

Представитель административных истцов ФИО21. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика ФИО22 в судебном заседании заявленные требования не признала в полном объеме по доводам, изложенным в письменных отзывах, согласно которым договор от ДД.ММ.ГГГГ является предварительным, его предметом является заключение сторонами договора о долевом участии в строительстве в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Сам договор сторонами так и не заключен, не зарегистрирован в Росреестре. Кроме того, разрешение на строительство по адресу: г<адрес> (строительный адрес – <адрес>) не выдавалось. Таким обозом, права, которые могут перейти по наследству, отсутствуют. Помимо этого, определением Арбитражного суда Томской области от 21.05.2018 ООО «СП «Рекон» ликвидировано. Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника считаются погашенными.

Административный ответчик Фонд, будучи надлежащим образом извещенным, в судебное заседание не явился, отзыв на исковое заявление не представил, своего представителя не направил.

Выслушав участников процесса, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 46 Конституции РФ, положениям главы 25 ГПК РФ, пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 2), к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

В соответствии с ч.1 ст.218, ч.1 ст.219 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Обжалуемые решения выражены в уведомлении ДАиС Томской области от ДД.ММ.ГГГГ и письме от ДД.ММ.ГГГГ, как пояснила сторона истца, о принятых решениях стало известно 06.11.2020, иных сведений о доведении оспариваемых решений до истцов материалы дела не содержат, 19.01.2021 ФИО23ФИО24. обратились в суд с административным иском, то есть в пределах установленного законом срока для обжалования решения.

Исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, действия и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно п.9 ст.229 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Частями 1, 2 статьи 62 КАС РФ установлено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также с установлением гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Согласно частям 4 и 7 статьи 23 названного Федерального закона уполномоченный орган, в том числе устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан. Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан (указанные положения в данной редакции действовали на момент принятия оспариваемого решения от 25.06.2019).

Департамент архитектуры и строительства Томской области, являясь исполнительным органом государственной власти Томской области, согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» осуществляет государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах своей компетенции.

Уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан.

Контролирующий орган, в частности Департамент архитектуры и строительства Томской области, признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими, ведет реестр таких граждан, вносит в него изменения (на момент возникновения спорных правоотношений при принятии решения от 25.06.2019).

В ходе судебного заседания установлено следующее.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «СП «Рекон» (застройщик) и ФИО25. (дольщик) заключен предварительный договор о долевом участии в строительстве объекта недвижимости: квартиры, расположенной на 3-ем этаже в 1-ом блоке секции (подъезде), общей проектной площадью 227,08 кв.м., дома по адресу: <адрес> (строительный адрес –г<адрес>), под условным строительным номером 14.

Позднее к указанному предварительному договору заключены: дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ; дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ; дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ согласно п.1 которого в предварительный договор внесены изменения о продлении срока заключения договора о долевом участии в строительстве до ДД.ММ.ГГГГ

Определением Арбитражного суда Томской области от 01.07.2015 заявление ФИО26 удовлетворено, включено в реестр требований о передаче жилых помещений общества с ограниченной ответственностью «Строительное предприятие «Рекон» требование ФИО27 о передаче жилого помещения: квартиры, расположенной на 3-ем этаже в 1-ом блоке секции (подъезде), общей проектной площадью 227,08 кв.м., дома по адресу: <адрес> (строительный адрес –<адрес>), под условным строительным номером 14, с указанием следующих сведений: размер исполненных обязательств участника строительства по договору, предусматривающему передачу жилого помещения, - 3 504 014 руб.; неисполненные обязательства участника строительства перед застройщиком по оплате договора, предусматривающего передачу жилого помещения, отсутствуют.

Решением ДАиС Томской области от ДД.ММ.ГГГГФИО28. включен в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Как следует из свидетельства серии от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО29 умер ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГФИО30 обратилась в ДАиС Томской области с заявлением об изменении сведений о пострадавшем граждане и о включении ее в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Решением ДАиС Томской области от ДД.ММ.ГГГГФИО31 отказано во внесении изменений сведений о пострадавшем граждане и о включении ее в реестр.

Решением Советского районного суда г.Томска от 19.02.2019, оставленным без изменения апелляционным определением Томского областного суда от 17.05.2019, иск ФИО32. о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во внесении изменений в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на территории Томской области оставлен без удовлетворения. Судом разъяснено, что истец не лишена права обращения в ДАиС Томской области с заявлением о внесении изменений в Реестр с приложением документов, предусмотренных п.9 Правил, утвержденных Приказом от 12.08.2016 №560/пр.

ДД.ММ.ГГГГФИО33ФИО34 обратились в ДАиС Томской области с заявлением, в котором указали, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ соглашения о разделе наследственного имущества от ДД.ММ.ГГГГ с ним перешло по 1/2 доли права требования в передаче жилого помещения, квартиры по адресу: г<адрес>. Просили заменить в реестре обманутых дольщиков ФИО35 на ФИО36., ФИО37

Оспариваемым решением ДАиС Томской области от ДД.ММ.ГГГГФИО38., ФИО39 отказано во внесении изменений в сведения о пострадавшем граждане и о включении их в реестр, в связи с исключением ДД.ММ.ГГГГФИО40 из реестра пострадавших граждан, обусловленного ликвидацией застройщика.

Суд не находит оснований согласиться с обоснованностью принятых уполномоченным органом решений.

Согласно ч.1 ст.7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В силу ч.7 ст.23 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан (действовавшей на момент принятия оспариваемого решения от 25.06.2019).

При принятии решения от ДД.ММ.ГГГГ о включении ФИО41 в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, ДАиС Томской области руководствовался Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 №403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены».

30.06.2017 вступил в силу приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.08.2016 №560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан» (далее - приказ Минстроя России №560/пр). Согласно пунктам 2, 3 приказа Минстроя России №560/пр его действие распространяется на отношения, связанные с включением в реестр пострадавших граждан участников долевого строительства, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, возникшие после вступления в силу указанного приказа, а именно с 30.06.2017.

В связи с принятием приказа Минстроя России №560/пр признан не подлежащим применению приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 №403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены» (далее - приказ Минрегиона России №403). При этом факт признания не подлежащим применению приказа Минрегиона России №403 не влечет за собой исключение пострадавших граждан из соответствующего реестра, ведение которого осуществлялось в соответствии с положениями данного приказа.

Письмом Минстроя России от 15.08.2017 №28931-НС/07 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением приказа Минстроя России от 12.08.2016 №560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан», обращаем внимание на необходимость приведения контролирующими органами реестров, ведение которых осуществлялось в соответствии с приказом Минрегиона России №403, в соответствие с требованиями к их содержанию согласно разделу II Правил. При этом такое приведение в соответствие не влечет за собой исключение пострадавших граждан из соответствующего реестра, ведение которого осуществлялось в соответствии с положениями приказа Минрегиона России №403, поскольку перечень оснований для исключения из реестра пострадавших граждан, установленный пунктом 12 Правил, является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.

Так, приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.08.2016 №560/пр были утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правила ведения реестра пострадавших граждан.

В соответствии с пунктом 12 Приказа пострадавший гражданин подлежит исключению из реестра в случае:

1) подачи письменного заявления пострадавшего гражданина об исключении его из реестра;

2) ввода в эксплуатацию проблемного объекта, участником строительства которого является пострадавший гражданин, или удовлетворения требований пострадавшего гражданина иным способом, свидетельствующим о восстановлении его нарушенных прав;

3) отказа пострадавшего гражданина от мер поддержки и (или) содействия в восстановлении нарушенных прав, предложенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в случае, если такие меры и порядок их предоставления предусмотрены нормативными правовыми актами соответствующего субъекта Российской Федерации или актами высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

4) выявления факта предоставления гражданином, включенным в реестр, заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, послуживших основанием для включения гражданина в реестр;

5) расторжения договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требований по договору), или иного договора, направленного на привлечение денежных средств пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома с последующим возникновением у пострадавшего гражданина права собственности на жилое помещение в многоквартирном доме.

Таким образом, по смыслу закона правовые основания для исключения пострадавшего гражданина из реестра служат либо его собственный отказ, включая отказ от предложенных мер поддержки, либо совершение им недобросовестных действий, либо восстановление его нарушенных прав, либо уступка им, как участником долевого строительства, прав требований по договору.

Принимая решение об исключении ФИО42. из реестра пострадавших граждан, административный ответчик сослался на подпункт 2 пункта 12 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.08.2016 № 560/пр, а именно удовлетворение требований пострадавшего гражданина иным способом, свидетельствующим о восстановлении его нарушенных прав, обусловленное ликвидацией застройщика.

Действительно, определением от 28.05.2018 Арбитражного суда Томской области (резолютивная часть объявлена 21.05.2018), оставленным без изменения постановлением Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018, конкурсное производство в отношении ООО «Строительное предприятие «Рекон» завершено.

В соответствии с п.32 ст.189.96 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными.

Однако, завершение конкурсного производства в отношении застройщика и как следствие его ликвидация, в данном случае не может служить основанием для исключения пострадавшего гражданина из Реестра, поскольку не удовлетворены требования пострадавшего гражданина, ранее включенного в Реестр пострадавших граждан по основаниям, которые не изменились в настоящее время и который продолжает соответствовать установленным критериям; применение положений данной нормы обусловлено исключительно удовлетворением требований пострадавшего гражданина.

Доказательств наличия таких оснований ДАиС Томской области в материалы дела не представлено.

Факт законности включения ФИО43 в реестр предметом судебной оценки в рамках настоящего судебного разбирательства не является.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что с учетом представленных документов оснований согласиться с оспариваемым решением не имеется; права ФИО44 не восстановлены до настоящего времени, т.е. основания подпункт 2 пункта 12 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.08.2016 №560/пр, отсутствовали, в связи с чем оспариваемое решение является незаконным.

Разрешая требования административных истцов о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в реестр проблемных объектов, суд исходит из следующего.

В силу чч.7, 8 ст.4 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ в случае смерти гражданина - участника долевого строительства его права и обязанности по договору переходят к наследникам, если федеральным законом не предусмотрено иное. Застройщик не вправе отказать таким наследникам во вступлении в договор.

Существующие на день открытия наследства участника долевого строительства имущественные права и обязанности, основанные на договоре, заключенном в соответствии с настоящим Федеральным законом, входят в состав наследства участника долевого строительства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.

В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ч.1 ст.1112 ГК РФ).

В силу пп.1,2 ст.1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Согласно п.1 ст.1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Как видно из дела, ДД.ММ.ГГГГ в ДАиС Томской области поступило заявление от административных истцов о включении в реестр проблемных объектов сведений о ФИО46ФИО47 являющихся правопреемниками ФИО45

Факт оформления наследственных прав ФИО48., ФИО49. в установленном порядке после смерти ФИО50 стороной ответчика не оспаривался и подтверждается представленными в материалы дела свидетельством о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, соглашением о разделе наследственного имущества от ДД.ММ.ГГГГ

Принимая во внимание факт незаконности исключения ФИО51 из реестра, наличия объективных данных подтверждающих переход в установленном законом порядке прав и обязанностей ФИО52 как участника долевого строительства к его наследникам - административным истцам, и отсутствие сведений об утрате объектом долевого строительства статуса проблемного, суд не находит оснований согласиться с обоснованностью принятого уполномоченным органом решения от ДД.ММ.ГГГГ

Вместе с тем, Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22.08.2019 №483/пр признаны утратившими силу приказы того же министерства: от 12.08.2016 №560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан", и от 24.01.2018 №37/пр "О внесении изменений в критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденные Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.08.2016 №560/пр".

В настоящее время действующим законодательством предусмотрен иной порядок восстановления прав граждан данной категории.

Так, федеральным законом от 27.06.2019 №151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 27.06.2019 признаны утратившими законную силу положения части 7 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", согласно которым контролирующий орган признавал граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и вел реестр таких граждан.

В то же время Федеральным законом от 27.06.2019 №151-ФЗ статья 23.1 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ дополнена частью 1.1, предусматривающей формирование единого реестра проблемных объектов, под которыми понимаются многоквартирные дома и (или) иные объекты недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве либо застройщик признан банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", если при банкротстве застройщика применяются правила параграфа 7 главы IX указанного Федерального закона.

В соответствии пунктом 15 статьи 1 Федерального закона от 27.06.2019 №151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 4 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ изложена в следующей редакции: "для реализации мероприятий по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) утверждается соответствующий план-график реализации таких мероприятий".

Таким образом, в отношении граждан, сведения о которых включены в реестр пострадавших граждан и указанных в ч.23.1 ст.16 Федерального закона 27.06.2019 №151-ФЗ, утверждаются или вносятся изменения в соответствующий план-график реализации мероприятий по восстановлению их прав.

Для защиты прав дольщиков создана публично-правовая компания «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства».

Функции, полномочия и деятельность Фонда регламентированы Федеральным законом от 29.07.2017 №218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Согласно п.12 Раздела II Устава Фонда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1231 "О публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства", Фонд создан в целях реализации государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантии защиты прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства, средства которых привлекаются для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из 3 и более блоков, по договорам участия в долевом строительстве, предусматривающим передачу жилых помещений, в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из 3 и более блоков.

Нормы о признании Реестра пострадавших граждан недействующим или утратившим силу федеральным законодателем не принималось, следовательно, в отношении ФИО53ФИО54 в силу положений статьей 23.1 и 23.2 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.06.2019 №151-ФЗ) также должны были быть проведены соответствующие мероприятия по восстановлению их прав, предусмотренных указанным законом.

В этой связи, при правильном исполнении административным ответчиком требований законодательства, регулирующих спорные правоотношения, с учетом Правил ведения реестра пострадавших граждан, при наличии включенного в указанный реестр ФИО55., в нарушение вышеприведенных норм, не учтен факт сохранения за административными истцами права на внесение изменения в соответствующий план-график реализации мероприятий по восстановлению их прав.

Исходя из буквального толкования п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Применяя вышеперечисленные положения действующего законодательства, суд, установив основания, указанные в качестве оснований для принятия оспариваемых решений не соответствующими закону, что повлекло нарушение имущественных прав административных истцов, находит исковые требований обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ решение является основанием для возложения обязанности на административного ответчика ДАиС Томской области предоставить Публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» сведения о ФИО56ФИО57 для включения объекта в реестр проблемных объектов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-178, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО58, ФИО59 к Департаменту архитектуры и строительства Томской области, Публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» о признании незаконными решений, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента архитектуры и строительства Томской области от ДД.ММ.ГГГГ об исключении ФИО60 из реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, на территории Томской области.

Признать незаконным решение Департамента архитектуры и строительства Томской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО61, ФИО62 во включении в реестр проблемных объектов сведений.

Возложить на Департамент архитектуры и строительства Томской области обязанность передать Публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» сведения о ФИО63, ФИО64 для включения объекта в реестр проблемных объектов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий: Рой В.С.

Мотивированное решение составлено 13.04.2021