ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1062/20 от 03.02.2021 Усть-абаканского районного суда (Республика Хакасия)

Дело № 2а-108/2021

УИД 19RS0011-01-2020-002825-39

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

р.п. Усть-Абакан Республики Хакасия 03 февраля 2021 года

Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Борцовой Е.Л.,

при секретаре Хватовой С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Макаренко Людмилы Васильевны к администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия о признании незаконным решения об отказе во внесение изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Расцветовского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия и обязании совершить определённые действия,-

УСТАНОВИЛ:

Макаренко Л.В. в лице представителя на основании доверенности Колесниковой И.В., обратилась в суд с административным иском к администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия о признании незаконным решения об отказе во внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Расцветовского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия и обязании совершить определённые действия, в обоснование исковых требований приведя следующее.

Макаренко Л.В. на праве собственности принадлежит объект недвижимости - нежилое здание - объект бытового обслуживания, с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ..., что подтверждается выпиской из ЕГРН от ***.

*** Макаренко Л.В. обратилась в администрацию Усть-Абаканского района Республики Хакасия с заявлением об утверждении схемы земельного участка, необходимого для эксплуатации нежилого здания с кадастровым номером 19:10:030107:155.

Письмом от ****** в утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории было отказано в связи расположением формируемого земельного участка в границах территориальной зоны Ж2. Заявителю рекомендовано обратиться с заявлением в Комиссию по внесению изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки сельсоветов Усть-Абаканского района с заявлением о приведении документов территориального планирования в соответствии с назначением объекта недвижимости.

*** Макаренко Л.В. обратилась в Комиссию по внесению изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки сельсоветов Усть-Абаканского района с заявлением о внесении изменений в Генеральный план и правила землепользования и застройки Расцветовского сельсовета, утвержденный Решением Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 23 декабря 2019 года № 97, в связи с необходимостью приведения документов территориального планирования в соответствии с назначением объекта недвижимости.

В соответствии с выпиской из протокола *** заседания Комиссии по внесению изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки сельсоветов Усть-Абаканского района от ***, принято решение об отказе в вопросе внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Расцветовского сельсовета Усть-Абаканского района с изменением зоны «Ж2» - зона застройки малоэтажными жилыми домами на зону «О» - зона делового, общественного и коммерческого назначения. В качестве обоснования отказа комиссией указано: «с учетом устных обращений граждан, проживающих по адресу: ..., Комиссия, во избежание нарушения прав и законных интересов жителей, считает нецелесообразным внесение изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Расцветовского сельсовета в части перевода территориальной зоны «Ж2» - зона застройки малоэтажными жилыми домами на зону «О» - зона делового, общественного и коммерческого назначения.

В сопроводительном письме от ****** администрацией Усть-Абаканского района указано, что отказ во внесении изменений в Правила землепользования и застройки Расцветовского сельсовета связан с обращениями жителей ..., проживающих по ..., в котором выражается несогласие с использованием объекта капитального строительства, примыкающего непосредственно к многоквартирному дому, в качестве объекта коммерческого назначения. При этом граждане не возражают против использования указанного объекта в качестве жилого помещения. Предложено рассмотреть возможность изменения назначения данного объекта и последующего его использования в качестве жилого помещения.

Считает, решение Комиссии по внесению изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки сельсоветов Усть-Абаканского района, указанное в протоколе *** от *** об отказе в вопросе изменения зоны «Ж2» на зону «О» в отношении земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости с кадастровым номером ***, незаконным и необоснованным. На момент вынесения Усть-Абаканским районным судом Республики Хакасия решения по делу ***, нежилое здание располагалось в соответствии с Правилами землепользования и застройки Расцветовского сельсовета (утв. Решением Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от ******) в территориальной зоне Ж2с, предусматривающей в качестве условно разрешенного вида использования объекты бытового обслуживания. Указанные обстоятельства исследовались судом. Ответчику был известен вид разрешенного использования здания и подтверждено соответствие объекта недвижимости территориальному зонированию. Однако, не смотря на то, что административному ответчику было известно о размещении указанного здания, решением Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от ****** в Правила землепользования и застройки Расцветовского сельсовета внесены изменения в части градостроительного зонирования, изменяющие зону Ж2с на зону Ж2, не позволяющую размещать объекты бытового обслуживания, что привело к невозможности выдела земельного участка под объектом недвижимости и нарушает право административного истца на оформление прав на земельный участок.

Просит признать незаконным отказ в вопросе внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Расцветовского сельсовета Усть-Абаканского района, изложенный в Протоколе заседании Комиссии по внесению изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки сельсоветов Усть-Абаканского района от ****** в части изменения территориальной зоны «Ж2» - зона застройки малоэтажными жилыми домами на зону «О» - зона делового, общественного и коммерческого назначения в отношении формируемого земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости с кадастровым номером ***. Рассмотреть вопрос внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Расцветовского сельсовета Усть-Абаканского района, изложенный в протоколе заседании Комиссии по внесению изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки сельсоветов Усть-Абаканского района от ******, в части изменения территориальной зоны «Ж2» - зона застройки малоэтажными жилыми домами на зону «О» - зона делового, общественного и коммерческого назначения в отношении формируемого земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости с кадастровым номером ***

Определением суда от *** в качестве административного соответчика привлечено Управление имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия.

В судебное заседание административный истец Макаренко Л.В. не явилась, направила представителя на основании доверенности Колесникову И.В.

Представитель административного истца Колесникова И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования уточнила, просила признать незаконным отказ во внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Расцветовского сельсовета Усть-Абаканского района, изложенный в письме администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия от ***, протоколе Комиссии по внесению изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки сельсоветов Усть-Абаканского района от ****** в части изменения территориальной зоны «Ж2» - зона застройки малоэтажными жилыми домами на зону «О» - зона делового, общественного и коммерческого назначения в отношении формируемого земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости с кадастровым номером ***. Обязать администрацию Усть-Абаканского района Республики Хакасия повторно рассмотреть заявление административного истца от *** вх.*** о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Расцветовского сельсовета Усть-Абаканского района, в части изменения территориальной зоны «Ж2» - зона застройки малоэтажными жилыми домами на зону «О» - зона делового, общественного и коммерческого назначения в отношении формируемого земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости с кадастровым номером *** В обоснование административных исковых требований представитель административного истца Колесникова И.В. привела доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель административных ответчиков - администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия, Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия Поморцева Е.В., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала, указав, что отказ административного ответчика во внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Расцветовского сельсовета Усть-Абаканского района, является обоснованным и соответствует требованиям закона.

В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося административного истца.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Конституция Российской Федерации (статья 36, часть 3) устанавливает, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В целях упорядочения земельных отношений федеральный законодатель закрепил в Земельном кодексе Российской Федерации (далее -ЗК РФ) в числе основных принципов земельного законодательства принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1).

Такой случай предусмотрен статьей 39.20 ЗК РФ, согласно пункту 1 которой если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Макаренко Л.В. на праве собственности принадлежит нежилое здание - объект бытового обслуживания, расположенное по адресу: ... с кадастровым номером ***, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ***.

Из материалов дела также следует, что право собственности на нежилое здание - объект бытового обслуживания, расположенное по адресу: ..., с кадастровым номером *** было установлено за Макаренко Л.В. на основании вступившего в законную силу решения Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия от ***.

О данном решении административному ответчику достоверно известно, поскольку он являлся стороной по делу.

Постановлением администрации Расцветовского сельсовета от ******-п нежилому зданию объекта бытового обслуживания присвоен адрес: ... А.

На момент принятия решения от *** действовал Генеральный план, утвержденный решением Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от ******, согласно которому земельный участок с условным номером ***, расположенный по адресу: ..., (после *** - ***) относился к функциональной зоне Ж2с (зона существующей застройки одноэтажными многоквартирными домами (не выше 2 этажей), предусматривающей, в том числе, вид разрешенного использования – для размещения объектов бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно подп. 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ, одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей.

Таким образом, собственник здания, сооружения без права пользования земельным участком, на котором они расположены, лишен возможности реализовать правомочие пользования этим имуществом, поскольку указанные объекты физически связаны между собой.

Однако, как следует из материалов дела, на обращение Макаренко Л.В. в администрацию Усть-Абаканского района Республики Хакасия с заявлением об утверждении схемы земельного участка, необходимого для эксплуатации нежилого здания с кадастровым номером *** и.о. руководителя Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия *** был дан ответ за ***, согласно которому в утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории было отказано в связи расположением формируемого земельного участка в соответствии с Правилами землепользования и застройки Расцветовского сельсовета (утв. Решением Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от ******) в границах территориальной зоны Ж2, не предусматривающей использование земельных участков под объектами бытового обслуживания. Заявителю рекомендовано обратиться с заявлением в Комиссию по внесению изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки сельсоветов Усть-Абаканского района с заявлением о приведении документов территориального планирования в соответствии с назначением объекта недвижимости.

Действительно, из материалов дела следует, что на период обращения административного истца с указанным выше заявлением и день рассмотрения дела в суде, земельный участок с условным номером ***, расположенный по адресу: ..., в связи с утверждением решением Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от ****** Генерального плана и Правил землепользования и застройки Расцветовского сельсовета, отнесен к функциональной зоне территориальной зоны Ж2 (зона застройки малоэтажными домами), не предусматривающей использование земельных участков под объектами бытового обслуживания.

Пунктом 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) регламентировано, что правила землепользования и застройки разрабатываются, в том числе, в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Таким образом, при принятии решений относительно территориального планирования и градостроительного зонирования уполномоченному органу необходимо учитывать интересы правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, что административным ответчиком при утверждении *** Генерального плана и Правил землепользования и застройки Расцветовского сельсовета учтено не было.

В соответствии с пунктом 1 статьи 33 ГрК РФ, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 33 ГрК РФ, основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

Из пунктов 4, 5 статьи 33 ГрК РФ следует, что комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации. Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.

Комиссия по внесению изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки сельсоветов Усть-Абаканского района Республики Хакасия является коллегиальным органом при главе Усть-Абаканского района и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением «О комиссии по внесению изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки сельсоветов Усть-Абаканского района Республики Хакасия», утверждённым постановлением администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия от ******-п, находящимся в общем доступе.

Руководствуясь ответом от ***, *** административный истец Макаренко Л.В. обратилась в Комиссию по внесению изменений в Генеральные планы и Правила землепользования и застройки сельсоветов Усть-Абаканского района с заявлением о внесении изменений в Генеральный план и правила землепользования и застройки Расцветовского сельсовета в связи с необходимостью приведения документов территориального планирования в соответствии с назначением объекта недвижимости.

В ответе администрации Усть-Абаканского района на данное обращение от ****** Макаренко Л.В. было отказано в удовлетворении указанного выше заявления со ссылкой на то, что отказ во внесении изменений в Правила землепользования и застройки Расцветовского сельсовета связан с обращениями жителей ..., проживающих по ..., в котором выражается несогласие с использованием объекта капитального строительства, примыкающего непосредственно к многоквартирному дому, в качестве объекта коммерческого назначения. При этом граждане не возражают против использования указанного объекта в качестве жилого помещения. Предложено рассмотреть возможность изменения назначения данного объекта и последующего его использования в качестве жилого помещения.

Из представленной к ответу Выписки из протокола *** заседания Комиссии по внесению изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки сельсоветов Усть-Абаканского района от ***, следует, что с учетом устных обращений граждан, проживающих по адресу: ..., Комиссия, во избежание нарушения прав и законных интересов жителей, считает нецелесообразным во внесение изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Расцветовского сельсовета в части перевода территориальной зоны «Ж2» - зона застройки малоэтажными жилыми домами на зону «О» - зона делового, общественного и коммерческого назначения под земельным участком с кадастровым номером *** площадью 68 кв.м., в связи с чем принято решение об отказе во внесении изменений в генеральный план землепользования и застройки Расцветовского сельсовета Усть-Абаканского района с изменением зоны «Ж2» - зона застройки малоэтажными жилыми домами на зону «О» -зона делового, общественного и коммерческого назначения.

Оценивая ответ от *** и Выписку из протокола ***, суд приходит к выводу, что он не соответствует изложенным выше требованиям закона, поскольку причина об отклонении предложения административного истца Комиссией по внесению изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки сельсоветов Усть-Абаканского района фактически не приведена. Указание в протоколе *** в качестве такой причины «во избежание нарушения прав и законных интересов жителей» расцениваться в качестве обоснования причины отклонении предложения административного истца не может, поскольку данные обстоятельства подлежали выяснению в ходе общественных обсуждений или публичных слушаний.

В соответствии с пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ, правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Согласно пункту 3 статьи 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Учитывая вышеприведённые нормы закона в совокупности с обстоятельствами данного дела, суд приходит к выводу, что решением об отказе Макаренко Л.В. во внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Расцветовского сельсовета Усть-Абаканского района в части приведения документов территориального планирования в отношении формируемого земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости, расположенного по адресу: ...А, с кадастровым номером ***, в соответствии с назначением объекта недвижимости, и позволяющую в последующем использовать принадлежащий административному истцу объект недвижимости в соответствии с его назначением, администрация Усть-Абаканского района Республики Хакасия фактически лишила ее возможности реализовать исключительное право на приобретение земельного участка под принадлежащим ей на праве собственности нежилым помещением, а соответственно, по сути, лишает ее права на использование объекта капитального строительства, принадлежащего ей на праве собственности, и оформление прав на земельный участок под ним.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого решения администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия и необходимости возложения на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть обращение административного истца.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд, признав решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

На основании изложенного, суд находит административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175-177, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия от *** об отказе во внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Расцветовского сельсовета Усть-Абаканского района в части приведения документов территориального планирования в отношении формируемого земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости, расположенного по адресу: ... с кадастровым номером ***, в соответствии с назначением объекта недвижимости.

Обязать администрацию Усть-Абаканского района Республики Хакасия по вступлению решения в законную силу повторно рассмотреть заявление Макаренко Людмилы Васильевны от *** о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Расцветовского сельсовета Усть-Абаканского района в части приведения документов территориального планирования в отношении формируемого земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости, расположенного по адресу: ..., с кадастровым номером ***, в соответствии с назначением объекта недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: Е.Л. Борцова

Мотивированное решение составлено 08 февраля 2021 года.