Дело № 2а-142/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2021 года г. Колпашево Томской области
Колпашевский городской суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Бакулиной Н.В.,
при секретаре Новиковой О.С.,
помощник судьи Алешина Е.Ю.,
с участием представителя административного истца – помощника Колпашевского городского прокурора Озорнова Н.А.,
представителя административного ответчика Администрации Колпашевского городского поселения ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Колпашевского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Колпашевского городского поселения <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности привести схему теплоснабжения в соответствие с требованиями законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Колпашевский городской прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в Колпашевский городской суд <адрес> с административным исковым заявлением к Администрации Колпашевского городского поселения, в котором, с учетом уточнения, просил признать незаконным бездействие по непринятию мер по приведению схемы теплоснабжения в соответствие с требованиями законодательства, а также по определению единой теплоснабжающей организации на территории Колпашевского городского поселения; обязать в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ привести схему теплоснабжения в соответствие с требованиями законодательства, дополнив схему теплоснабжения следующими положениями: решение о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации (организациям); реестр зон деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций); основания, в соответствии с которыми теплоснабжающей организации присвоен статус единой теплоснабжающей организации; существующие и перспективные величины средневзвешенной плотности тепловой нагрузки в каждом расчетном элементе территориального деления, зоне действия каждого источника тепловой энергии, каждой системе теплоснабжения и по поселению; величину фактически осуществленных инвестиций в строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и (или) модернизацию объектов теплоснабжения за базовый период и базовый период актуализации.
В обоснование исковых требований указано, что Колпашевской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения Администрацией Колпашевского городского поселения <адрес> требований природоохранного законодательства об организации в границах поселения теплоснабжения населения. В ходе проверки установлено, что постановлением Администрации Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования «Колпашевское городское поселение» на период с 2014 года до 2029 год» утверждена схема теплоснабжения. Однако указанная схема не содержит всех необходимых сведений, предусмотренных законодательством. В частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения», с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2019 № 276, предусмотрено, что схема теплоснабжения должна содержать, в том числе существующие и перспективные величины средневзвешенной плотности тепловой нагрузки в каждом расчетном элементе территориального деления, зоне действия каждого источника тепловой энергии, каждой системе теплоснабжения и по поселению; величину фактически осуществленных инвестиций в строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и (или) модернизацию объектов теплоснабжения за базовый период и базовый период актуализации. В тоже время, такие сведения в схеме отсутствуют. Кроме того, на территории муниципального образования «Колпашевское городское поселение» отсутствует организация, которой присвоен в установленном законом порядке статус единой теплоснабжающей организации. Фактически на территории муниципального образования действует одна организация, которая осуществляет поставку коммунального ресурса «теплоснабжение» населению и иным потребителям, и которой принадлежат на праве собственности источники теплоснабжения, посредством которых осуществляется выработка тепловой энергии для целей отопления и горячего водоснабжения и транспортировка ее до потребителей по инженерным сетям, непосредственно присоединенным к указанным источникам теплоснабжения. Непринятие органом местного самоуправления достаточных мер по приведению схемы теплоснабжения в соответствие с требованиями законодательства, а также по определению на территории населенного пункта единой теплоснабжающей организации нарушает права неопределенного круга лиц и может привести к аварийным ситуациям на объектах теплоснабжения, что в свою очередь приведет к чрезвычайной ситуации на территории поселения. В связи с чем, прокурор обратился с настоящим иском в защиту прав неопределенного круга лиц.
Представитель административного истца помощник Колпашевского городского прокурора Озорнов Н.А., в судебном заседании исковые требования, с учетом их уточнения, поддержал в полном объёме по изложенным выше основаниям, дополнительно пояснив, что проверкой Колпашевской городской прокуратуры выявлено не полное соответствие схемы теплоснабжения, утвержденной Колпашевским городским поселением, требованиям законодательства. Несмотря на то, что изменения в закон, которые требовали корректировки муниципального акта были внесены в 2019 году, мер по актуализации до настоящего момента не принято, в связи с чем городским прокурором в Администрацию Колпашевского городского поселения внесено представление и принесен протест. Однако исходя из ответа Администрации, большинство изменений не было внесено до настоящего момента, что касается корректировки статуса теплоснабжающей организацией, административный ответчик сообщил о нецелесообразности присваивать данный статус. Несоответствие схем теплоснабжения требованиям, в части присвоения статуса теплоснабжающей организации с предложениями по строительству, модернизации источников тепловой энергии в отношении величины тепловой нагрузки, создает угрозу для реализации законного назначения самой схемы теплоснабжения. Административный ответчик ссылается на реализацию программы некоммерческой организацией, вместе с тем к полномочиям органов местного самоуправления относится утверждение и внесение изменений в схему теплоснабжения, а потому ссылки на осуществление работы некоммерческой организации и на пандемию, необоснованны. Исходя из назначения схемы теплоснабжения, которая является гарантом безопасности и эффективности систем теплоснабжения поселения, залогом их функционирования, следовательно, несоответствие каких-то положений схемы требованиям законодательства, влечет отступление от обеспечения безопасности. Кроме того, исходя из утвержденных Законом «О теплоснабжении» принципов, одними из которых являются обеспечение надежности в соответствии с требованиями, соблюдение баланса и интересов организации и потребителя, следовательно, при нарушении положений по актуализации схемы, нарушаются также приведенные принципы и само понятие схемы, не соблюдается её назначение.
Представитель административного ответчика Администрации Колпашевского городского поселения ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования, с учетом их уточнения, не признала, по основаниям, изложенным в отзыве и дополнительном отзыве на исковое заявление, суть которых сводится к следующему. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена ведомственная целевая программа «Реализация политики по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и информационная поддержка». Согласно разделу 1 ведомственной целевой программы (далее - ВЦП) мероприятие «Подготовка инвестиционных проектов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности» направлено на проработку технических решений и их экономического обоснования в рамках разработки (актуализации) схем теплоснабжения и/или электроснабжения и подготовки финансово-экономических моделей модернизации объектов систем теплоснабжения и/или электроснабжения населенных пунктов <адрес>. На ДД.ММ.ГГГГ запланирована подготовка инвестиционных проектов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности для следующих населенных пунктов <адрес>: <адрес> и <адрес>. Таким образом, модернизация объектов систем теплоснабжения Колпашевского городского поселения в целях заключения концессионного соглашения осуществляется в рамках ВЦП. Ответственным исполнителем ВЦП является Департамент промышленности и энергетики <адрес>, реализация ВЦП осуществляется путем выполнения предусмотренных в ней мероприятий некоммерческими организациями на основании соглашений. Автономная некоммерческая организация «Томский центр ресурсосбережения и энергоэффективности» является соисполнителем ВЦП и в ДД.ММ.ГГГГ выполняла работы по техническому обследованию тепловых сетей, с замером протяженности и определения фактической трассировки тепловых сетей, определению фактического подключения потребителей, формированию технических решений по развитию системы теплоснабжения, актуализации схемы теплоснабжения <адрес>, по подготовке финансово-экономической модели модернизации и эксплуатации системы теплоснабжения <адрес> для формирования пакета документов для концессионного соглашения. На ДД.ММ.ГГГГ АНО «Томский центр ресурсосбережения и энергоэффективности» было запланировано проведение технического обследования систем теплоснабжения и актуализация схемы теплоснабжения Колпашевского городского поселения. Однако в связи с введением с ДД.ММ.ГГГГ режима «повышенной готовности» и сложной эпидемиологической ситуацией с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции на территории <адрес> ограничены служебные командировки и передвижение, поэтому проведение данных работ было перенесено и сроки исполнения сдвинулись. Факт выполнения работ по актуализации схемы теплоснабжения АНО «Томский центр ресурсосбережения и энергоэффективности» подтверждается, в том числе, и письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ в адрес Главы Колпашевского городского поселения, согласно которому в ДД.ММ.ГГГГ по <адрес> выполняются работы по техническому обследованию тепловых сетей, формированию технических решений по развитию системы теплоснабжения, актуализации схемы теплоснабжения, подготовке финансово-экономической модели модернизации и эксплуатации системы теплоснабжения для последующего формирования пакета документов для концессионного соглашения. Срок окончания выполнения вышеуказанных работ - ДД.ММ.ГГГГ года. Во исполнение ВЦП ДД.ММ.ГГГГ АНО «Томский центр ресурсосбережения и энергоэффективности» направила в адрес Администрации Колпашевского городского поселения проект схемы теплоснабжения Колпашевского городского поселения на период до ДД.ММ.ГГГГ (актуализация на ДД.ММ.ГГГГ год) для рассмотрения, проведения публичных слушаний и утверждения. В дополнение ДД.ММ.ГГГГ было направлено приложение № к Схеме теплоснабжения - финансово-экономическая модель к проекту модернизации системы теплоснабжения. Таким образом, вышеуказанные факты подтверждают отсутствие бездействия со стороны Администрации Колпашевского городского поселения в части непроведения работ по актуализации схемы теплоснабжения. При этом, административный истец на какое-либо нарушение прав неограниченного круга лиц бездействием административного ответчика не сослался и соответствующие доказательства не представил. Поскольку со стороны Администрации Колпашевского городского поселения не было допущено бездействие, необходимый комплекс мер по актуализации схемы теплоснабжения был предпринят, проект актуализированной схемы разработан и в настоящее время ведется процедура рассмотрения проекта, публичных слушаний утверждения проекта, то цель судебной защиты предполагаемого нарушения права неопределённого круга лиц отсутствует. Невыполнение определённых запланированных мероприятий к конкретному сроку, ввиду объективных причин (перенос сроков обследования и подготовки проекта актуализированной схемы теплоснабжения, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции), относительно обстоятельств настоящего дела, правового значения не имеет, поскольку это не повлекло нарушение теплоснабжения муниципального образования «Колпашевское городское поселение» и само по себе не свидетельствует о бездействии. Кроме того, при установлении сроков проведения мероприятий по актуализации схемы теплоснабжения, необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения», содержащим требования к составу схем теплоснабжения (актуализированных схем теплоснабжения) поселений, городских округов, городов федерального значения и требования к порядку разработки, утверждения и актуализации схем теплоснабжения поселений, городских округов, городов федерального значения. Учитывая порядок и сроки актуализации схем теплоснабжения, регламентированные указанным выше Постановлением Правительства, проведение всех необходимых мероприятий представляется возможным не ранее ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, органом местного самоуправления Колпашевского городского поселения схема теплоснабжения в настоящий момент не утверждается, а актуализируется, а потому сбор заявок на присвоение статуса ЕТО осуществляться не может, а следовательно и невозможно указание в актуализированной схеме критериев, в соответствии с которыми теплоснабжающей организации присвоен статус ЕТО. В подготовленном проекте актуализированной схемы теплоснабжения уже содержатся положения, которые указывает прокурор в уточненных требованиях, в частности: реестр изолированных зон деятельности источников тепловой энергии Колпашевского городского поселения; информация по реестрам систем теплоснабжения, перечням теплоснабжающих организаций, действующих в каждой системе теплоснабжения, расположенных в границах поселения; существующие и перспективные величины средневзвешенной плотности тепловой нагрузки в каждом расчетном элементе территориального деления, зоне действия каждого источника тепловой энергии, каждой системе теплоснабжения и по поселению. Данная информация указывается в Схеме теплоснабжения (утверждаемая часть) и формируется на стадии утверждения схемы теплоснабжения с обосновывающими материалами путем организации публичных слушаний. В подготовленном проекте актуализированной схемы теплоснабжения предложения по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии, тепловых сетей приведены только в части мероприятий, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, что соответствует п.п. «Д» п.12 Постановления № 154. При расчете капитальных затрат на реконструкцию тепловых сетей были учтены мероприятия по реконструкции тепловых сетей (участки трубопровода, предложенные в рамках технических решений по улучшению гидравлического режима работы тепловой сети; участки тепловой сети, предлагаемые для реконструкции тепловой сети с целью повышения характеристик надежности и сокращения тепловых потерь; участки тепловой сети, предлагаемые для замены изоляционного материала для сокращения тепловых потерь). Капитальные затраты на модернизацию тепловых сетей Колпашевского городского поселения были определены на основании Приказа Минстроя России № 916/пр от 30.12.2019 «Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства»; индексы роста цен приняты на основании «Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ». Общая сумма инвестиций в строительство, реконструкцию и техническое перевооружение системы теплоснабжения Колпашевского городского поселения (без учета средств, необходимых на проведение капитальных ремонтов источников теплоснабжения) составила 1 477 149,23 тыс. руб. (с учетом НДС). В части нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился прокурор, ни при подготовке к судебному разбирательству, ни в судебном заседании прокурором не было представлено доказательств нарушения бездействием Администрации Колпашевского городского поселения в части не присвоения статуса ЕТО и непроведении актуализации схемы теплоснабжения, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Полагает, что отсутствие ЕТО на территории поселения ни каким образом не нарушает прав неопределенного круга лиц, поскольку в силу ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», до присвоения обществу статуса единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения, общество остается теплоснабжающей организаций, обязанной в силу закона исполнять возложенные на нее соответствующие обязанности теплоснабжающей организаций, не позволяющие прекратить обществу поставку теплоносителя потребителем. На территории Колпашевского городского поселения действует и оказывает услуги по теплоснабжению только одна организация — это ООО «Колпашевская тепловая компания», которая в свою очередь является теплоснабжающей организацией. Таким образом, даже при отсутствии ЕТО, имеется ООО «КТК» (теплоснабжающая организация), которая обязана осуществлять поставку теплоносителя потребителям и не вправе прекратить исполнение своих обязанностей именно теплоснабжающей организации. Следовательно, вопрос местного значения городского поселения - организация в границах поселения теплоснабжения населения в пределах полномочий, исполнен Администрацией Колпашевского городского поселения в полном объеме и нарушения прав неопределенного круга лиц не имеется. Кроме того, наличие или отсутствие ЕТО не влияет на возможность дифференциации тарифов. С учетом того, что на территории поселения утверждены три тарифа потребителей для трех зон действия котельных ООО «КТК» и единый тариф для всех зон действия котельных с присвоением статуса ЕТО ООО «КТК» установлен не будет, что подтверждается ответом на запрос Департамента тарифного регулирования от ДД.ММ.ГГГГ№.
Представитель заинтересованного лица Автономной некоммерческой организации «Томский центр ресурсосбережения и энергоэффективности», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица АНО «Томский центр ресурсосбережения и энергоэффективности», явка которого судом не признана обязательной.
Заинтересованное лицо АНО «Томский центр ресурсосбережения и энергоэффективности», представило отзыв на административное исковое заявление, в котором указывает, что АНО «Томский центр ресурсосбережения и энергоэффективности» (далее - Центр энергоэффективности) является соисполнителем ведомственной целевой программы «Реализация политики по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и информационная поддержка» (далее - Программа), утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ Одним из мероприятий Программы является «Подготовка инвестиционных проектов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности» (далее - Мероприятие). Мероприятие направлено на проработку технических решений и их экономического обоснования в рамках разработки (актуализации) схем теплоснабжения и/или электроснабжения и подготовки финансово-экономических моделей модернизации объектов систем теплоснабжения и/или электроснабжения населенных пунктов <адрес>. На ДД.ММ.ГГГГ в рамках реализации Программы была запланирована подготовка инвестиционных проектов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности для следующих населенных пунктов <адрес>: <адрес> и <адрес>. По итогам реализации Мероприятия в ДД.ММ.ГГГГ Центром энергоэффективности были подготовлены схемы теплоснабжения и финансово-экономические модели к проектам модернизации систем теплоснабжения <адрес> и <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Центром энергоэффективности в адрес Администрации Колпашевского городского поселения направлен проект схемы теплоснабжения Колпашевского городского поселения на период до ДД.ММ.ГГГГ (актуализация на ДД.ММ.ГГГГ) в электронном виде для рассмотрения, проведения публичных слушаний и утверждения. В дополнение ДД.ММ.ГГГГ в электронном виде было направлено приложение № к Схеме теплоснабжения - финансово-экономическая модель к проекту модернизации системы теплоснабжения. Таким образом, работа по подготовке материалов для актуализации Схемы теплоснабжения Колпашевского городского поселения на период до ДД.ММ.ГГГГ (актуализация на ДД.ММ.ГГГГ) была выполнена. Проект схемы теплоснабжения Колпашевского городского поселения на период до ДД.ММ.ГГГГ (актуализация на ДД.ММ.ГГГГ) в настоящее время находится на рассмотрении у Администрации Колпашевского городского поселения.
Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
Часть 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации предусматривает, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена обязанность органа местного самоуправления поселения организовывать в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения.
Пунктом 4.2 части 1 статьи 17 этого же федерального закона закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
В силу п. 4 ст. 8 Устава муниципального образования «Колпашевское городское поселение», принятого решением Совета Колпашевского городского поселения от 11.09.2012 № 50, к вопросам местного значения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, установлены Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
В силу п. 14 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» под системой теплоснабжения понимается совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органа местного самоуправления (п. 20 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).
На основании пункта 28 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» под единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения понимается теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Как усматривается из частей 2 и 3 ст. 23 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа. Уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать: определение условий организации централизованного теплоснабжения, индивидуального теплоснабжения, а также поквартирного отопления; решения о загрузке источников тепловой энергии, принятые в соответствии со схемой теплоснабжения; графики совместной работы источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и котельных, в том числе график перевода котельных в "пиковый" режим функционирования; меры по консервации избыточных источников тепловой энергии; меры по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; радиус эффективного теплоснабжения, позволяющий определить условия, при которых подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения нецелесообразно вследствие увеличения совокупных расходов в указанной системе; оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения; иные меры, предусмотренные правилами, определяющими требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки, в целях достижения установленных в инвестиционных программах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения.
В силу части 7 статьи 23 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяются правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Порядок разработки схем теплоснабжения в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, должен обеспечивать открытость процедуры их разработки и утверждения, участие в этой процедуре представителей теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии. Споры, возникающие при утверждении и актуализации схем теплоснабжения, утверждение которых входит в компетенцию федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, рассматриваются в судебном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» утверждены Требования к схемам теплоснабжения и требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения.
Проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов, уполномоченными органами исполнительной власти городов федерального значения, юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления или органами исполнительной власти городов федерального значения и юридическими лицами по решению ответственных лиц (пункт 2 Требований к порядку разработки). Проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) разрабатывается и оформляется на бумажном носителе и в электронной форме. Форма проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения), а также требования к форматам материалов, представляемых в электронном виде, включая требования к техническим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для оформления и направления проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) в электронной форме, устанавливаются уполномоченным федеральным органом (пункт 4 Требований). Проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) разрабатывается на основе документов территориального планирования, утвержденных в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" (п. 6 Требований). Схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации, за исключением случаев, указанных в пункте 12 настоящего документа. Актуализация схемы теплоснабжения не осуществляется в случае утверждения генерального плана в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке, изменения срока, на который утвержден генеральный план, либо в случае, если срок действия схемы теплоснабжения (актуализированной схемы теплоснабжения) составляет менее 5 лет. В указанных случаях разрабатывается проект новой схемы теплоснабжения (п. 12 Требований).Пунктом 4 Требований к схемам теплоснабжения предусмотрено, что в схему теплоснабжения включается раздел 10 "Решение о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации (организациям)".
В соответствии с п. 17 Требований к схемам теплоснабжения раздел 10 "Решение о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации (организациям)" содержит: решение о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации (организациям); реестр зон деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций); основания, в том числе критерии, в соответствии с которыми теплоснабжающей организации присвоен статус единой теплоснабжающей организации; информацию о поданных теплоснабжающими организациями заявках на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации; реестр систем теплоснабжения, содержащий перечень теплоснабжающих организаций, действующих в каждой системе теплоснабжения, расположенных в границах поселения, городского округа, города федерального значения.
Пунктом 3 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. № 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", установлено, что статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа, городов федерального значения решением: главы местной администрации городского поселения, главы местной администрации городского округа - в отношении городских поселений, городских округов с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек.
Для присвоения организации статуса единой теплоснабжающей организации на территории поселения, городского округа, города федерального значения лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, подают в орган местного самоуправления поселения, городского округа, орган исполнительной власти города федерального значения, уполномоченные на разработку схемы теплоснабжения, в течение 1 месяца со дня размещения в установленном порядке проекта схемы теплоснабжения, а также со дня размещения решения, указанного в пункте 17 настоящих Правил, заявку на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации с указанием зоны (зон) ее деятельности.
Сбор заявок на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации не осуществляется: в случае размещения в установленном порядке органами, указанными в абзаце первом настоящего пункта, проекта актуализированной схемы теплоснабжения (пункт 5 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации).
Согласно п. г части 5 Требований к схемам теплоснабжения раздел 1 "Показатели существующего и перспективного спроса на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель в установленных границах территории поселения, городского округа, города федерального значения" содержит: существующие и перспективные величины средневзвешенной плотности тепловой нагрузки в каждом расчетном элементе территориального деления, зоне действия каждого источника тепловой энергии, каждой системе теплоснабжения и по поселению, городскому округу, городу федерального значения.
Пунктом е пункта 15 Требований к схемам теплоснабжения предусмотрено, что раздел 9 "Инвестиции в строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и (или) модернизацию" содержит: величину фактически осуществленных инвестиций в строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и (или) модернизацию объектов теплоснабжения за базовый период и базовый период актуализации.
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что со схемой теплоснабжения осуществляется развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа, при этом согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» схема должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения; в схеме теплоснабжения определяется единая теплоснабжающая организация, которая обязана заключать договор теплоснабжения с любым обратившимся к ней потребителем, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения, подключение (технологическое присоединение) к системам теплоснабжения тепловых сетей и источников тепловой энергии осуществляется в сроки, определенные в соответствии со схемой теплоснабжения, схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации.
В судебном заседании установлено, что Постановлением Администрации Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№, с учетом изменений, внесенных Постановлениями Администрации Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№, утверждена схема теплоснабжения муниципального образования «Колпашевское городское поселение» на период с ДД.ММ.ГГГГ год. Схема актуализирована по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
Вопреки приведенным выше положениям законодательства схема теплоснабжения муниципального образования «Колпашевское городское поселение» не содержит положений: решение о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации (организациям); реестр зон деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций); основания, в соответствии с которыми теплоснабжающей организации присвоен статус единой теплоснабжающей организации; существующие и перспективные величины средневзвешенной плотности тепловой нагрузки в каждом расчетном элементе территориального деления, зоне действия каждого источника тепловой энергии, каждой системе теплоснабжения и по поселению; величину фактически осуществленных инвестиций в строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и (или) модернизацию объектов теплоснабжения за базовый период и базовый период актуализации.
ДД.ММ.ГГГГ Колпашевской городской прокуратурой Главе Колпашевского городского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства о теплоснабжении, в котором указано, что схема теплоснабжения муниципального образования «Колпашевское городское поселение», утвержденная постановлением Администрации Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования «Колпашевское городское поселение» на период с ДД.ММ.ГГГГ года», не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства, в том числе постановлению Правительства от 22.02.2012 № 154. В частности, указано на отсутствие на территории муниципального образования «Колпашевское городское поселение» организации, которой в установленном порядке присвоен статус единой теплоснабжающей организации. Кроме того, указано на то, что Постановлением Правительства РФ от 16.03.2019 № 276 в постановление Правительства от 22.02.2012 № 154 внесены изменения, предусматривающие наличие в схеме теплоснабжения существующих и перспективных величин средневзвешенной плотности тепловой нагрузки в каждом расчетном элементе территориального деления, зоне действия каждого источника тепловой энергии, каждой системе теплоснабжения и по поселению; величины фактически осуществленных инвестиций в строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и (или) модернизацию объектов теплоснабжения за базовый период и базовый период актуализации. В связи с чем, сделан вывод о том, что постановление Администрации Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ нуждается в актуализации.
ДД.ММ.ГГГГ Главе Колпашевского городского поселения Колпашевским городским прокурором направлено требование, в котором указывалось, что городской прокуратурой в Администрацию Колпашевского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ вносилось представление № об устранении нарушений законодательства в части корректировки схемы теплоснабжения и принятия мер по установлению единой тепловой компании, вместе с тем, информация об окончательном устранении нарушений отсутствует. В связи с чем, потребовано представить в городскую прокуратуру информацию и подтверждающие документы относительно устранения выявленных прокурором нарушений (л.д.55).
Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ№ Главы Колпашевского городского поселения на данное требование, в настоящий момент на территории Колпашевского городского поселения действует одна ресурсоснабжающая организация - ООО «Колпашевская тепловая Компания» (ООО «КТК»), присвоение которой статуса единой теплоснабжающей организации на сегодняшний день не целесообразно. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена ведомственная целевая программа «Реализация политики по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и информационная поддержка» (далее - ВЦП). В рамках реализации ВЦП на ДД.ММ.ГГГГ запланирована подготовка инвестиционных проектов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности для некоторых населенных пунктов <адрес>, в том числе для <адрес>. Концессионное соглашение будет заключено по итогам выполнения мероприятий, в том числе технического обследования систем теплоснабжения, разработки финансовой модели мероприятий концессионного соглашения, актуализации схемы теплоснабжения, согласования параметров долгосрочного регулирования с Департаментом тарифного регулирования <адрес> и т. д. Работы ведутся посредством организации АНО «Томский центр ресурсосбережения и энергоэффективности» от Департамента промышленности и энергетики <адрес>. Выполнить все мероприятия ранее не представилось возможным, в том числе и по причине отсутствия опыта по заключению концессионных соглашений, отсутствия профильных специалистов и ограниченных финансовых ресурсов. Проведение технического обследования объектов теплоснабжения в весенний период ДД.ММ.ГГГГ оказалось невозможным, в связи со сложной эпидемиологической ситуацией на территории <адрес>, поэтому проведение данных работ было перенесено. Во исполнение решения Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ дело ДД.ММ.ГГГГ Администрация Колпашевского городского поселения рассмотрела заявку на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации от ДД.ММ.ГГГГ№ ООО «КТК». По результатам рассмотрения ООО «КТК» был направлен ответ, согласно которому ООО «КТК» отказано в присвоении статуса единой теплоснабжающей организации, в связи с тем, что полномочия исполнительного директора С.С. на осуществление действий от имени юридического лица не были подтверждены должным образом (л.д.56).
ДД.ММ.ГГГГ Колпашевской городской прокуратурой Главе Колпашевского городского поселения принесен протест на постановление Администрации Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования «Колпашевское городское поселение» на период с ДД.ММ.ГГГГ года». Указано, что в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ схема теплоснабжения должна содержать: решение о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации (организациям); реестр зон деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций); основания, в том числе критерии, в соответствии с которыми теплоснабжающей организации присвоен статус единой теплоснабжающей организации; информацию о поданных теплоснабжающими организациями заявках на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации; реестр систем теплоснабжения, содержащий перечень теплоснабжающих организаций, действующих в каждой системе теплоснабжения, расположенных в границах поселения, городского округа, города федерального значения; существующие и перспективные величины средневзвешенной плотности тепловой нагрузки в каждом расчетном элементе территориального деления, зоне действия каждого источника тепловой энергии, каждой системе теплоснабжения и по поселению, городскому округу, городу федерального значения; величину фактически осуществленных инвестиций в строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и (или) модернизацию объектов теплоснабжения за базовый период и базовый период актуализации. Однако указанные положения в схеме теплоснабжения отсутствуют (л.д.57-58).
Рассмотрев данный протест, Администрация Колпашевского городского поселения в ответах от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ сообщает, что в настоящий момент ведется работа по актуализации схемы теплоснабжения. После актуализации схемы и согласования с Департаментом тарифного регулирования <адрес> будет проведена процедура присвоения статуса единой теплоснабжающей организации (л.д. 59, 119).
Как следует из предоставленных материалов, ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Колпашевского городского поселения поступил проект схемы теплоснабжения Колпашевского городского поселения <адрес> на период до ДД.ММ.ГГГГ (Актуализация на ДД.ММ.ГГГГ год), подготовленный АНО «Томский центр ресурсосбережения и энергоэффективности», для рассмотрения, проведения публичных слушаний и утверждения. ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Колпашевского городского поселения на согласование поступил проект финансово-экономической модели к проекту модернизации системы теплоснабжения Колпашевского городского поселения (л.д. 117, 118).
Указанные обстоятельства подтверждены не утвержденной в настоящее время «Схемой теплоснабжения Колпашевского городского поселения <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ года» Актуализация на ДД.ММ.ГГГГ год, разработанной АНО «Томский центр ресурсосбережения и энергоэффективности».
В общедоступном источнике в сети Интернет – официальном сайте МО «Колпашевское городское поселение» (kolpsite.ru, раздел «Новости») размещена информация о начале сбора предложений по актуализации схемы теплоснабжения муниципального образования «Колпашевское городское поселение» на период с ДД.ММ.ГГГГ года до ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.116).
Довод представителя административного ответчика ФИО1 об отсутствии бездействия со стороны Администрации Колпашевского городского поселения в части непроведения работ по актуализации схемы теплоснабжения, не нашел подтверждения в судебном заседании, и следовательно, не является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
Так, в соответствии с п. 10 Требований к порядку разработки схемы схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации, за исключением случаев утверждения генерального плана в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке, изменения срока, на который утвержден генеральный план, либо в случае, если срок действия схемы теплоснабжения (актуализированной схемы теплоснабжения) составляет менее 5 лет. В указанных случаях разрабатывается проект новой схемы теплоснабжения.
Аналогичные положения установлены п. 36 Требований к порядку разработки схемы, согласно которому схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации в отношении разделов и сведений, указанных в требованиях к схемам теплоснабжения.
Согласно п. 38 Требований к порядку разработки схемы не позднее 1 июля года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения, за исключением случая актуализации схемы теплоснабжения в переходный период в ценовых зонах теплоснабжения, в установленном порядке: глава местной администрации городского поселения, глава местной администрации городского округа с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек, глава местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации) утверждает актуализированную схему теплоснабжения.
В нарушение вышеприведенных положений закона, как следует из сообщений Администрации Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ актуализация схемы теплоснабжения Администрацией Колпашевского городского поселения, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года не производилась, его проведение запланировано в рамках ведомственной целевой программы «Реализация политики по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и информационная поддержка». Выполнить все мероприятия ранее не представилось возможным, в том числе и по причине отсутствия опыта по заключению концессионных соглашений, отсутствия профильных специалистов и ограниченных финансовых ресурсов.
В то же время, утвержденная Постановлением Администрации Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции постановлений Постановлениями Администрации Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№) схема теплоснабжения требованиям действующего законодательства не соответствует, поскольку не содержит указанных выше разделов и информации, которые обязательно должны найти свое отражение в схеме.
Отсутствие опыта по заключению концессионных соглашений, профильных специалистов и ограниченных финансовых ресурсов не является основанием для не проведения ежегодной актуализации схемы теплоснабжения.
Изменения в постановление Правительства РФ от 22.02.2012 № 154, согласно которым схема теплоснабжения поселения должна содержать в том числе: решение о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации (организациям); реестр зон деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций); основания, в соответствии с которыми теплоснабжающей организации присвоен статус единой теплоснабжающей организации; существующие и перспективные величины средневзвешенной плотности тепловой нагрузки в каждом расчетном элементе территориального деления, зоне действия каждого источника тепловой энергии, каждой системе теплоснабжения и по поселению; величину фактически осуществленных инвестиций в строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и (или) модернизацию объектов теплоснабжения за базовый период и базовый период актуализации,
были внесены постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, и вступили в силу ДД.ММ.ГГГГ.
На наличие таких изменений в законодательстве и, соответственно, на необходимость принятия мер по актуализации схемы теплоснабжения неоднократно указывалось Колпашевским городским прокурором в таких мерах прокурорского реагирования, как представление и протест.
Вместе с тем, к моменту принятия судом решения, в установленный законодательством срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ года, так и ДД.ММ.ГГГГ, схема теплоснабжения Колпашевского городского поселения не актуализирована, в соответствие с требованиями законодательства не приведена, что свидетельствует о незаконном бездействии, допущенном Администрацией Колпашевского городского поселения.
При этом судом учтено, что постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ а действительно утверждена ведомственная целевая программа «Реализация политики по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и информационная поддержка», которой на ДД.ММ.ГГГГ запланирована подготовка инвестиционных проектов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе для <адрес>. В соответствии с этой целевой программой АНО «Томский центр ресурсосбережения и энергоэффективности» подготовлены схемы теплоснабжения и финансово-экономические модели к проектам модернизации систем теплоснабжения <адрес>.
Статьей 179.3 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что в федеральном бюджете, бюджете субъекта Российской Федерации, местном бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на реализацию ведомственных целевых программ, разработка, утверждение и реализация которых осуществляются в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Таким образом, утверждение ведомственных целевых программ <адрес> и подготовка АНО «Томский центр ресурсосбережения и энергоэффективности» во исполнение этой целевой программы актуализированной схемы теплоснабжения для <адрес> является правом, а не обязанностью соответственно <адрес>, АНО «Томский центр ресурсосбережения и энергоэффективности», законодательно для них не установлены сроки подготовки такого проекта и ответственность за их неисполнение.
Кроме того, то обстоятельство, что согласно ответу на запрос суда от ДД.ММ.ГГГГ Департамента тарифного регулирования <адрес> наличие или отсутствие у ООО «КТК» статуса единой теплоснабжающей организации на нескольких системах теплоснабжения не влияет на возможность дифференциации тарифов (л.д. 114), не освобождает Администрацию Колпашевского городского поселения от выполнения законодательно установленной обязанности по присвоению статуса единой теплоснабжающей организации.
Вопреки доводу представителя ответчика, бездействие Администрации Колпашевского городского поселения, выразившееся в непринятии мер к актуализации схемы теплоснабжения муниципального образования «Колпашевское городское поселение», нарушает права неопределенного круга лиц на развитие системы теплоснабжения городского поселения, обеспечение надежности теплоснабжения, бесперебойного и качественного предоставления коммунальных услуг по теплоснабжению, создает угрозу возникновения аварийной ситуации.
Утверждение представителя административного ответчика о том, что административным истцом не предоставлено доказательств нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц не нашло своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, поскольку отсутствие актуальных схем теплоснабжения нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, так как схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации, в том числе в отношении определения статуса единой теплоснабжающей организации, существующих и перспективных величин средневзвешенной плотности тепловой нагрузки, величины фактически осуществленных инвестиций в строительство, реконструкцию объектов теплоснабжения. Тем более, как следует из статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Довод ответчика о том, что отсутствие актуализированной схемы теплоснабжения не сказывается на обеспечении тепловой энергией населения города Колпашево является голословным, поскольку административным ответчиком не предоставлено доказательств того, что фактическое состояние теплосетевого хозяйства позволяет обеспечить предусмотренные ст. 3 Федерального закона РФ «О теплоснабжении» основополагающие начала при организации теплоснабжения населения муниципального образования, тем более, что актуализированная схема теплоснабжения на 2021 год еще не утверждена, а Постановление Администрации Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ противоречит пунктам 4-22 Требований от 22.02.2012 № 154, что не отрицалось сторонами в ходе рассмотрения дела.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Такая совокупность по делу установлена.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с требованиями, предусмотренными п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению в резолютивной части решения суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Поскольку именно орган местного самоуправления является ответственным за разработку и утверждение актуализированной схемы теплоснабжения муниципального образования в целях обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципального образования, эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, административный ответчик уклоняется от исполнения возложенных на него в соответствии с требованиями законодательства обязанностей в части актуализации схем теплоснабжения, чем нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем, суд приходит к выводу, что заявленные Колпашевским городским прокурором исковые требования подлежат удовлетворению как в части признания незаконным бездействия Администрации Колпашевского городского поселения, выразившееся в непринятии мер по приведению схемы теплоснабжения в соответствие с требованиями законодательства и по определению единой теплоснабжающей организации на территории Колпашевского городского поселения, так и в части возложения обязанности привести схему теплоснабжения в соответствие с требованиями Постановления Правительства РФ от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения», дополнив её следующими положениями: решение о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации (организациям); реестр зон деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций); основания, в соответствии с которыми теплоснабжающей организации присвоен статус единой теплоснабжающей организации; существующие и перспективные величины средневзвешенной плотности тепловой нагрузки в каждом расчетном элементе территориального деления, зоне действия каждого источника тепловой энергии, каждой системе теплоснабжения и по поселению; величину фактически осуществленных инвестиций в строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и (или) модернизацию объектов теплоснабжения за базовый период и базовый период актуализации.
Также суд учитывает, что требования прокурора не ущемляют самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а лишь направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности, поскольку выбор способа исполнения указанной обязанности орган местного самоуправления осуществляет самостоятельно по своему усмотрению. При выборе способа исполнения орган местного самоуправления вправе учесть экономическую целесообразность и выбрать наименее обременительный для казны муниципального образования.
При этом, предложенные административным истцом сроки, в течение которых административному ответчику необходимо исполнить обязанность привести схему теплоснабжения в соответствии с требованиями законодательства не позднее ДД.ММ.ГГГГ, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, значимость проведения установленных судом мероприятий, длительность не исполнения ответчиком возложенной на него законом обязанности, суд находит разумным и подлежащим установлению в соответствии со ст. 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом того, что о необходимости выполнения требований законодательства в сфере теплоснабжения административный ответчик был проинформирован административным истцом в представлении от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с требованиями п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ об исполнении принятого судом решения Администрации Колпашевского городского поселения необходимо сообщить в Колпашевский городской суд <адрес> и административному истцу в течение одного месяца, со дня истечения срока, предоставленного для исполнения решения суда, то есть не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Колпашевского городского прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации Колпашевского городского поселения <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности привести схему теплоснабжения в соответствии с требованиями законодательства удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие администрации Колпашевского городского поселения <адрес>, связанное с непринятием мер по приведению схемы теплоснабжения в соответствии с требованиями законодательства, а также по определению единой теплоснабжающей организации на территории Колпашевского городского поселения <адрес>.
Возложить на Администрацию Колпашевского городского поселения <адрес> обязанность в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ привести схему теплоснабжения в соответствие с требованиями законодательства, дополнив схему теплоснабжения следующими положениями:
решение о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации (организациям); реестр зон деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций); основания, в соответствии с которыми теплоснабжающей организации присвоен статус единой теплоснабжающей организации;
существующие и перспективные величины средневзвешенной плотности тепловой нагрузки в каждом расчетном элементе территориального деления, зоне действия каждого источника тепловой энергии, каждой системе теплоснабжения и по поселению;
величину фактически осуществленных инвестиций в строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и (или) модернизацию объектов теплоснабжения за базовый период и базовый период актуализации.
Об исполнении принятого судом решения сообщить в Колпашевский городской суд <адрес> и Колпашевскую городскую прокуратуру <адрес> в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Н.В. Бакулина
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Н.В. Бакулина
Подлинный судебный акт подшит в дело № 2а-142/2021
Колпашевского городского суда <адрес>
№