Решение в окончательной форме изготовлено 29.12.2020.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 декабря 2020 года г. Краснотурьинск
Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Сумбаевой С.П.,
при секретаре судебного заседания Делимовой Н.Н.,
с участием заинтересованного лица Рубанова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Шахтостроительное управление» к Государственной инспекции труда в Свердловской области о признании предписания незаконным и его отмене,
установил:
представитель административного истца общества с ограниченной ответственностью «Шахтостроительное управление» (далее по тексту - ООО «ШСУ») Ваккасов Д.Г., действующий на основании доверенности от <дата обезличена>, обратился в суд к Государственной инспекции труда в Свердловской области о признании пунктов 1, 4, 6, 10, 12 Предписания государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области Рубанова А.А. № (далее по тексту - Предписание) незаконным и его отмене.
В порядке подготовки административного дела в адрес суда поступили уточнения к административному иску, в частности ООО «ШСУ» просил суд признать незаконным и отменить требования, содержащиеся в п. 8 предписания государственной инспекции труда, ссылаясь на то, что обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте к работникам, указанным в предписании Государственной инспекции труда в Свердловской области, не требуется, так как фактически подземный характер выполняемых работ указанными работниками не предполагает работу на высоте. Проведение инструктажей по охране труда при работе на высоте не может свидетельствовать о фактическом выполнении работ на высоте, требующих соответствующее обучение в соответствии п.п. 8,9 Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденными Приказом Минтруда России от 28.03.2014 №155н.
Определением суда от <дата обезличена> к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен государственный инспектор Рубанов А.А.
В судебное заседание представитель административного истца ООО «Шахтостроительное управление» не явился, в адрес суда направлено ходатайство о рассмотрении административного дела без участия представителя ООО «ШСУ» с указанием на поддержание заявленных требований полном объёме.
Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Свердловской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом путём направления судебных извещений посредством почтовой связи, ходатайств в адрес суда не поступало.
Согласно письменного отзыва на административное исковое заявление с требованиями ООО «ШСУ» Государственная инспекция труда в Свердловской области не согласна, по следующим основаниям. По пункту 1 для защиты от статического электричества спецодежда изготавливается из тканей со встроенными токопроводящими нитями в два сложения образующие замкнутый контур, по которому возможно стекание заряда. Антистатические свойства спецодежды подтверждаются путем их соответствия требованиям для изготовления антистатической спецодежды, установленными ГОСТ. В представленной ООО «ШСУ» декларации соответствия не указаны ГОСТы, антистатическое свойства выдаваемой спецодежды не подтверждены путём сертификации (декларирования). Средства индивидуальной защиты, выдаваемые работникам ООО «ШСУ» изготовлены из синтетических тканей, что не исключает возможность образования зарядов электричества на поверхности и создает реальную угрозу жизни и здоровья работников, работающих со взрывчатыми материалами.
По пункту 4 Предписания указывают на то, что требования ст.110 Трудового кодекса Российской Федерации применяются для любого режима и метода работы без исключения и должны исполняться работодателем при формировании графика сменности.
По пункту 6 Предписания ссылаются на то, что ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией. Техническая документация, указанная в акте проверки и по которой на момент проведения проверки данные работы производилась, предусматривает 8 часовой режим работы работников.
По пункту 10 Предписания предсменные медицинские осмотры фактически проводились в здании шахты «Северопесчанская», здания с литерой «21» в ходе проведения проверки указано не было.
По пункту 12 Предписания, на момент проведения проверки столовая, оборудованная по нормам, предусмотренным проектной документацией, указанной в акте проверки, не работала, работники были обеспечены только завтраком и ужином в кафе н территории г. Краснотурьинск. после вынесения предписания работа столовой возобновилась, требования предписания исполнено.
Государственный инспектор Рубанов А.А., привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях на административный иск, указывая на пропуск срока для обжалования п. 8 Предписания, поскольку данные требования были заявлены позже.
Так, согласно письменному отзыву на административный иск, представленный заинтересованным лицом Рубановым А.А., с административным иском он не согласен в полном объеме. Та, по пункту 1 предписания указывает на то, что для защиты от статического электричества спецодежда изготавливается из тканей со встроенными токопроводящими нитями в два сложения образующие замкнутый контур, по которому возможно стекание заряда. Согласно ГОСТу <дата обезличена>-83 для обозначения защитных свойств средств индивидуальной защиты используются соответствующие буквенные обозначения. Так, согласно ярлыкам выданных работникам ООО «ШСУ» костюмов от общих производственных загрязнений, указание на обозначение «Эс» - антистатические свойства, отсутствует. Следовательно данные костюмы не подходят для выполнения работ в качестве профессий «крепильщик», «взрывник», так как не обладают антистатическим свойствами. Антистатические свойства спецодежды подтверждаются путем их соответствия требованиям для изготовления антистатической спецодежды, установленными ГОСТ. В представленной ООО «ШСУ» декларации соответствия не указаны ГОСТы, антистатическое свойства выдаваемой спецодежды не подтверждены путём сертификации (декларирования). Средства индивидуальной защиты, выдаваемые работникам ООО «ШСУ» изготовлены из синтетических тканей, что не исключает возможность образования зарядов электричества на поверхности и создает реальную угрозу жизни и здоровья работников, работающих со взрывчатыми материалами.
По пункту 4 Предписания указывают на то, что требования ст.110 Трудового кодекса Российской Федерации применяются для любого режима и метода работы без исключения и должны исполняться работодателем при формировании графика сменности.
По пункту 6 Предписания ссылаются на то, что ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией. Техническая документация, указанная в акте проверки и по которой на момент проведения проверки данные работы производилась, предусматривает 8 часовой режим работы работников.
По пункту 10 Предписания предсменные медицинские осмотры фактически проводились в здании шахты «Северопесчанская», здания с литерой «21» в ходе проведения проверки указано не было.
По пункту 12 Предписания, на момент проведения проверки столовая, оборудованная по нормам, предусмотренным проектной документацией, указанной в акте проверки, не работала, работники были обеспечены только завтраком и ужином в кафе н территории г. Краснотурьинск. после вынесения предписания работа столовой возобновилась, требования предписания исполнено.
По пункту 8 Предписания ссылаются на то, что в ходже проверки установлено, что бурение шпуров по забою и под коммуникации осуществляется ручным перфоратором, высота бурения составляет от 2,9 до 3,1 метра, то есть работникам необходимо использовать средства подмащивания или выполнять работы с навала горной массы, вследствие его возникает риск падения с высоты на выступающие предметы, что относится к работам на высоте согласно п. 3б Правил по охране труда при работе на высоте. Риски, связанные с возможным падением работников указаны в наряде – допуске и перечне опасных и (или) вредных производственных факторов, предоставленных в ходе проведения проверки, также работники проходят инструктаж по охрене труда при выполнении работ на высоте.
Суд, с учетом мнения заинтересованного лица, определил рассмотреть административное дело при имеющейся явке.
Заслушав заинтересованное лицо, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьями 4, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Обязанность по доказыванию законности оспариваемого действия (решения) согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возлагается на орган и должностных лиц, принявших оспариваемые решения или совершивших оспариваемые действия. Между тем, административный истец должен доказать, что оспариваемым решением ( предписанием ) нарушаются его права либо создаются препятствия в реализации прав.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания незаконным предписания Государственной инспекции труда в Свердловской области необходимо несоответствие его нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с абзацем 2 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке. Согласно пункту 5 части 1 данной статьи государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Судом установлено, что на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в Свердловской области от <дата обезличена> проведена внеплановая, выездная проверка ООО «ШСУ» (т.1 л.д.29-35).
По результатам проверки составлен акт проверки от <дата обезличена> (т. 1 л.д.148-154) и выдано предписание № №<дата обезличена> об устранении нарушений трудового законодательства.
Согласно доводам административного иска ООО «ШСУ» выражает свое несогласие с п.1,4,6,8,10,12 предписания Государственной инспекции труда в Свердловской области № № от <дата обезличена>, согласно которым на административного истца возложена обязанность:
- отстранить от работы (не допускать к работе) проходчика <ФИО>1, крепильщика <ФИО>2, взрывников <ФИО>3 и <ФИО>4 до обеспечения их в установленном порядке средствами индивидуальной защиты в соответствии с п. 5, 22, 49 «Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам горной и металлургической промышленности и металлургических производств других отраслей промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанным с загрязнением», утвержденными Приказом Минтруда России от <дата обезличена>№н, п.п. 13,14 «Между народных правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», утверждёнными Приказом Минздравсоцразвития РФ от <дата обезличена>№н, ст.212, 219, 221,330.5 Трудового кодекса РФ (пункт № Предписания);
- привести в соответствие со ст. 110 Трудового кодекса РФ графики сменности работников ООО «ШСУ», выполняющих работы по адресу: <адрес обезличен>, промплощадка шахты «Северопесчанская» ОАО «Богословское рудоуправление» (список работников прилагается) (пункт № Предписания);
- привести продолжительность рабочего дня для работников ООО «ШСУ», выполняющих работы по адресу: <адрес обезличен>, промплощадка шахты «Северопесчанская» ОАО «Богословское рудоуправление» (список работников прилагается), в соответствие с проектом организации строительства шахты «Северо- Песчанская», пунктов 58, 436 Правил по охране труда в строительстве, утверждённых Приказом Минтруда России от <дата обезличена>№н, ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (пункт № Предписания);
- не допускать до подземных работ крепильщиков ООО «ШСУ», выполняющих работы по адресу: <адрес обезличен>, промплощадка шахты «Северопесчанская» ОАО «Богословское рудоуправление» (список работников прилагается) до проведения им в установленном порядке
- обучения и проверки знаний требованиям охраны труда;
- обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте,
- обязательного медицинского осмотра, в соответствии со ст.ст. 76, 212,213 Трудового кодекса Российской Федерации (пункт № Предписания);
- отстранить работников ООО «ШСУ», выполняющих работы по адресу: <адрес обезличен>, промплощадка шахты «Северопесчанская» ОАО «Богословское рудоуправление» (список работников прилагается), до организации в соответствии с п. 8 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (утв. Приказом Минздрава РФ от <дата обезличена>№н), п. 46 ст.12 Федерального закона от <дата обезличена> №99-ФЗ (пункт № Предписания);
- организовать работу столовых на <адрес обезличен>, промплощадка шахты «Северопесчанская» ОАО «Богословское рудоуправление» в соответствии с п. 40 Правил по охране труда в строительстве (утв. Приказом Минтруда России от <дата обезличена>№н), ст.ст. 212,223 Трудового кодекса российской Федерации, столовые шахты «Северопесчанская», предусмотренные проектом организации строительства шахты «Северо-Песчанская» вскрытие и обработка гор.400м-480м №.ПЗ.4 (пункт № Предписания).
В соответствии с ч. 2 ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение десяти дней с момента его получения работодателем или его представителем.
Таким образом, положения данной нормы устанавливают специальный срок для оспаривания работодателем предписаний государственной инспекции труда, который и подлежит применению судом.
Согласно положениям ч. 1 ст.95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Одновременно с административным иском в адрес суда было направлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование предписания Государственной инспекции труда в Свердловской области, в котором административный истец ООО «ШСУ» в качестве уважительности причин пропуска срока ссылается подачу административного иска в Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга, определением которого административный иск был возвращен в адрес ООО «ШСУ» ввиду неподсудности.
Оценивая доводы административного истца о причинах пропуска срока, суд находит их заслуживающими внимания, а причины, по которым процессуальный срок был пропущен уважительными.
Заявление заинтересованного лица о пропуске срока для обжалования п. 8 предписания №-№ от <дата обезличена> об устранении нарушений трудового законодательства суд находит несостоятельным, ввиду того, что свое несогласие с требованиями предписания, содержащимися в п. 8, административный истец указывал изначально в мотивировочной части административного иска, поступившего в суд.
Оценивая доводы административного истца, оспаривающего предписание, суд приходит к следующему.
по пункту № Предписания
отстранить от работы (не допускать к работе) проходчика <ФИО>1, крепильщика <ФИО>2, взрывников <ФИО>3 и <ФИО>4 до обеспечения их в установленном порядке средствами индивидуальной защиты в соответствии с п. 5, 22, 49 «Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам горной и металлургической промышленности и металлургических производств других отраслей промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанным с загрязнением», утвержденными Приказом Минтруда России от <дата обезличена>№н, п.п. 13,14 «Между народных правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», утверждёнными Приказом Минздравсоцразвития РФ от <дата обезличена>№н, ст.212, 219, 221,330.5 Трудового кодекса РФ.
В силу ст. 211 Трудового кодекса Российской Федерации государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счёт собственных средств спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством РФ о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Средствами индивидуальной и коллективной защиты работников в соответствии со ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации признаются технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.
Согласно п. 22 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам горной и металлургической промышленности и металлургических производств других отраслей промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утв. Приказом Минтруда России от 01.11.2013 N 652н, крепильщик должен быть обеспечен: на сухих работах: комплектом шахтерским или костюмом из антистатических материалов для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий.
В соответствии с Приложением № 1 к Декларации о соответствии № от <дата обезличена> обозначена документация к СИЗ, при которой выпускается продукция – костюмы мужские и женские для защиты об общих производственных загрязнений и воздействий: ТР №, ГОСТ 12.4.280-2014, ТО №, ТО № (т.1 л.д.40-41).
Согласно абз. 3 ст. 1 ГОСТ 12.4.280-2014. Межгосударственный стандарт. «Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий. Общие технические требования», утв. Приказом Росстандарта от 26.11.2014 № 1812-ст применяется при проектировании спецодежды, при постановке продукции на производство и подтверждении соответствия.
В силу п. 5.3.13 ГОСТ 12.4.280-2014 предусматривается, что при необходимости в нормативном документе должны быть включены дополнительные требования к спецодежде или применяемым материалам, обусловленные спецификой условий труда конкретного производства, в том числе: обеспечение повышенной видимости, обеспечение требований по необходимому уровню антиэлектростатических свойств (статического электричества).
Наряду с этим, согласно Приложения № 1 к Декларации о соответствии TC N RU Д-RU.АЯ36.B.06310 обозначены наименование, типы, марки, модели одно-родной продукции, составные части изделия или комплекта: документация к СИЗ, при которой выпускается продукция – Одежда специальная защитная. Костюмы мужские и женские для защиты от общих производственных загрязнений и воздействий из тканей хлопчатобумажных, смешанных: хлопкоэфирных, полиэфирнохлопковых, синтетических полиэфирных, в том числе с антистатической нитью и проч.
Согласно договору поставки № от <дата обезличена> ООО «ШСУ» и ООО Торговый дом «Комбинат рабочей одежды» договорились о поставке продукции производственного и иного назначения. Согласно п. 2.2 названного договора, поставщик заверяет, что каждая партия продукции будет иметь сертификат качества (паспорт качества, сертификат соответствия, декларацию о соответствии). Так, согласно спецификации № 3 от 09.03.2020 к названному договору, поставщик обязуется поставить, а покупатель принять и оплатить следующую продукцию, в частности, костюм мужской для защиты от ОПЗ (в соответствии с ГОСТ 12.4.280-2014).
Согласно спецификации № 4 от 25.03.2020 к названному договору, поставщик обязуется поставить, а покупатель принять и оплатить следующую продукцию, в частности, костюм мужской для защиты от ОПЗ (в соответствии с ГОСТ 12.4.280-2014, ТР ТС 019/2011) (т.1 л.д.42-52).
Согласно личным карточкам учета выдачи СИЗ взрывникам Утяшеву и Плюхину, крепильщику Серебрякову, проходчику Татлыбаеву были выданы сертифицированные средства индивидуальной защиты (т.1 л.д.192-193, 194-195,196-197,198-199).
Таким образом, работникам ООО «ШСУ» была произведена выдача СИЗ, в том числе костюм х/б защитный. Данная одежда обладает антистатическими свойствами, имеет декларацию соответствия, соответствует типовым нормам и правилам для работников горной и металлургической промышленности.
Довод заинтересованного лица Рубанова А.А. о несоответствии костюмов, выдаваемых работникам ООО «ШСУ» требованиям ГОСТ 12.4.103-83 ввиду отсутствия на ярлыках костюмов буквенных обозначений по антистатическим свойствам «Эс» суд находит несостоятельным, поскольку нормами трудового законодательства не предусмотрена обязанность работодателей по контролю буквенных обозначений на ярлыках СИЗ, наносимых производителем.
по пункту № Предписания
привести в соответствие со ст. 110 Трудового кодекса РФ графики сменности работников ООО «ШСУ», выполняющих работы по адресу: Свердловская область, г. Краснотурьинск, промплощадка шахты «Северопесчанская» ОАО «Богословское рудоуправление» (список работников прилагается).
Статья 110 Трудового кодекса Российской Федерации закрепляет продолжительность еженедельного непрерывного отдыха, которая не может быть менее 42 часов.
В силу положений ст.300 Трудового кодекса Российской Федерации при вахтовом методе работы устанавливается суммированный учет рабочего времени за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более чем за один год.
Пункт 1 ст. 301 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей режимы труда и отдыха при работе вахтовым методом, устанавливает, что рабочее время и время отдыха в пределах учетного периода регламентируются графиком работы на вахте, который утверждается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, и доводится до сведения работников не позднее чем за два месяца до введения его в действие.
При разрешении административного иска необходимо учитывать, что с <дата обезличена> работникам ООО «ШСУ» введено Положение о суммированном учете рабочего времени (т.1 л.д.62-69), с изменениями, введенными в действие с <дата обезличена> по <дата обезличена> (т. 1 л.д.70), с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2020 №601, согласно которой продолжительность вахты могла быть увеличена до трех месяцев по сравнению с установленной ст.299 Трудового кодекса Российской Федерации, а учетный период установлен продолжительностью один календарный год. Конкретная продолжительность вахты устанавливалась в дополнительном соглашении к трудовому договору, а также приказом – направлением на вахту. Указанное подтверждается и приказом ООО «ШСУ» от 28.05.2020 №218-к «О введении в действие изменений в положения о вахтовом методе организации работ» (т. 1 л.д.71).
Таким образом, положения ст.110 Трудового кодекса Российской Федерации являются общей нормой, в то время как при регулировании трудовых отношений лиц, занятых на работах вахтовым методом, необходимо руководствуется положениями главы 47 Трудового кодекса Российской Федерации, нарушения положений которой ООО «ШСУ» не допущено.
по пункту 6 Предписания
привести продолжительность рабочего дня для работников ООО «ШСУ», выполняющих работы по адресу: <адрес обезличен>, промплощадка шахты «Северопесчанская» ОАО «Богословское рудоуправление» (список работников прилагается), в соответствие с проектом организации строительства шахты «Северо- Песчанская», пунктов 58, 436 Правил по охране труда в строительстве, утверждённых Приказом Минтруда России от 01.06.2015 № 336н, ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации.
В оспариваемом пункте государственная инспекция труда в Свердловской области приводит доводы о нарушении ООО «ШСУ» при определении продолжительности рабочего дня работников положений Проекта организации строительства шахты «Северо- Песчанская», пунктов 58, 436 Правил по охране труда в строительстве, утверждённых Приказом Минтруда России от 01.06.2015 № 336н, ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации.
Статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации содержит перечень обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Согласно п. 58 указанных Правил на всех рабочих местах безопасность оборудования и производственных процессов должна обеспечиваться в соответствии с требованиями эксплуатационно-технической документации, а условия труда должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда.
Пункт 436 предусматривает, что безопасность проходческих работ должна быть обеспечена на основе выполнения требований по охране труда, содержащихся в проектной и организационно-технологической документации на строительное производство:
1) определение порядка разработки породы, а также временного и постоянного крепления выработки с учетом геологических и гидрогеологических условий участка работ;
2) выбор средств механизации для разработки и погрузки породы, транспортирования породы и материалов (конструкций), сооружения постоянной крепи;
3) схемы и проекты вентиляции подземных выработок;
4) схемы и проекты откачки воды;
5) мероприятия по предупреждению и ликвидации аварий;
6) обеспечение целостности и сохранности подземных и надземных коммуникаций, зданий и сооружений.
Соглашаясь с доводами административного иска суд приходит к выводу о том, что указание на нарушение со стороны ООО «ШСУ» приведенных выше пунктов Правил, необоснованно поскольку в рассматриваемом случает необходимо учитывать, что административный истец осуществляет подрядческие работы на территории ОАО «Богословское рудоуправление», при этом работники осуществляют свою трудовую деятельность вахтовым методом.
Как следует из Проекта организации строительства шахты «Северо- Песчанская», 5518.ПЗ.4 (т. 1 л.д.201-202) режим работы определен следующим образом число рабочих дней в году – 305, число работающих смен в сутки – 3, продолжительность рабочей смены для подземных рабочих – 7 часов, для поверхностных 8 часов.
В последующем в Проект были внесены изменения, согласно которым режим работы подрядным способом, вахтовым методом регламентируется графиком работы на вахте, утвержденным работодателем и согласованным с профсоюзной организацией: рабочих дней в году – 365, рабочих смен в сутки – 2, продолжительность смены 11,5 часов (т.1 л.д.203).
В связи с изложенным выводы Государственной инспекции труда в Свердловской области о нарушении в действиями ООО «ШСУ» проекта организации строительства шахты «Северо- Песчанская» являются несостоятельными.
Кроме того суд учитывает, что рабочее время работников регулируется разделом 4 Трудового кодекса Российской Федерации.
Так, статья 91 Трудового кодекса Российской Федерации закрепляет понятие рабочего времени, определяя его как время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
При этом согласно п. 38 Правил по охране труда в строительстве работодатель с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа должен разрабатывать и устанавливать режимы труда и отдыха работников.
Устанавливаемые режимы труда и отдыха должны соответствовать требованиям трудового законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и закрепляться в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективных договорах и соглашениях.
В материалы дела представлен коллективный договор ООО «ШСУ» на 2018-2021 годы (т. 2 л.д. 73-81), согласно п. 3.1 которого продолжительность ежедневной работы (смены) при соблюдении нормы рабочего времени устанавливается:
-8 часов – нормальная продолжительность,
- 12 часов – максимальная.
На основании изложенного, суд не может согласиться с доводами административного ответчика о необходимости соблюдения ООО «ШСУ» именно требований проектной документации, а также Правил по охране труда в строительстве, утверждённых Приказом Минтруда России от 01.06.2015 № 336н, при определении рабочего времени.
по пункту 8 Предписания
не допускать до подземных работ крепильщиков ООО «ШСУ», выполняющих работы по адресу: Свердловская область, г. Краснотурьинск, промплощадка шахты «Северопесчанская» ОАО «Богословское рудоуправление» (список работников прилагается) до проведения им в установленном порядке
- обучения и проверки знаний требованиям охраны труда;
- обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте,
- обязательного медицинского осмотра, в соответствии со ст.ст. 76, 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации
Правила по охране труда при работе на высоте (далее - Правила) устанавливают государственные нормативные требования по охране труда и регулируют порядок действий работодателя и работника при организации и проведении работ на высоте, указанные правила утверждены Приказом Минтруда России от 28.03.2014 № 155н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте».
Так, в п. 3 Правил к работам на высоте относятся работы, при которых:
а) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более, в том числе:
при осуществлении работником подъема на высоту более 5 м, или спуска с высоты более 5 м по лестнице, угол наклона которой к горизонтальной поверхности составляет более 75°;
при проведении работ на площадках на расстоянии ближе 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 1,8 м, а также, если высота защитного ограждения этих площадок менее 1,1 м;
б) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты менее 1,8 м, если работа проводится над машинами или механизмами, поверхностью жидкости или сыпучих мелкодисперсных материалов, выступающими предметами.
3.1. В зависимости от условий производства все работы на высоте делятся на:
а) работы на высоте с применением средств подмащивания (например, леса, подмости, вышки, люльки, лестницы и другие средства подмащивания), а также работы, выполняемые на площадках с защитными ограждениями высотой 1,1 м и более;
б) работы без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 м и более, а также работы, выполняемые на расстоянии менее 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 5 м на площадках при отсутствии защитных ограждений либо при высоте защитных ограждений, составляющей менее 1,1 м.
Обязательность прохождения обучения работниками безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте, в том числе обеспечения проведения стажировки предусмотрена в пп.8-15 Правил.
Таким образом, при определении законности оспариваемого пункта Предписания, необходимо установить факт осуществления работниками ООО «ШСУ» работы на высоте.
Как следует из материалов административного дела 30.12.2019 между ООО «ШСУ» (Подрядчик) и ОАО «Богословской рудоуправление» (Заказчик) заключен договор подряда №371/20 (т.1 л.д.108-118), согласно п. 1 которого подрядчик по заданию заказчика в соответствии с рабочей документацией выполняет полный комплекс горнопроходческих работ по проходке горно - подготовительных выработок на горизонте – 400 м шахты «Северопесчанская».
Работы по договору производятся согласно проектов организации работ на проходку Южного вентиляционного штрека и северного вентиляционного штрека гор.400 м, Паспортов крепления Южного вентиляционного штрека и северного вентиляционного штрека гор.400 м (т. 2 л.д. 45-53, 54-62, 63-67,68-72).
Как следует из п. 1 Проекта производства работ бурение шпуров по забою и под коммуникациями производится ручным перфоратором с пневмноподдержками. Бурение шпуров под крепление сталеполимерными или железобетонными штангами осуществляется телескопическими перфораторами.
Согласно п. 2 весь цикл горно-капитальных работ осуществляется бригадами проходчиков, крепильщиков, взрывниками.
Пункт 2.7 Проекта определяет, что крепление производится согласно паспорта крепления. Согласно графической части паспортов крепления Южного вентиляционного штрека и северного вентиляционного штрека гор.400 м предельная высота горных выработок, в которых могут производить работы крепильщики, составляет от 2,9 м до 3,1 м. при этом работы крепильщиками производятся преимущественно механизированным способом.
Указанное также следует из пояснительной записки начальника ПУ ГКР №2 ООО «ШСУ» Сахаутдинова В.Г. (т.1 л.д.74).
Таким, образом, суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении административного дела факт осуществления работы на высоте работниками ООО «ШСУ» не нашел своего подтверждения.
по пункту 10 Предписания
отстранить работников ООО «ШСУ», выполняющих работы по адресу: <адрес обезличен>, промплощадка шахты «Северопесчанская» ОАО «Богословское рудоуправление» (список работников прилагается), до организации в соответствии с п. 8 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (утв. Приказом Минздрава РФ от <дата обезличена>№н), п. 46 ст.12 Федерального закона от <дата обезличена> №99-ФЗ.
Как следует из п. 8 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного Приказом Минздрава РФ от <дата обезличена>№н предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя) (далее - медицинская организация) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).
Согласно п. 46 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат в том числе и медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Согласно договора на оказание услуг №393/19, заключенного между ООО «ШСУ» (Заказчик) и ОАО «Богословское рудоуправление» (Исполнитель) 01.11.2019 (т. 1 л.д. 75), исполнитель принимает на себя обязанность по оказанию заказчику услуг предсменного и послесменного медицинского осмотров и оказанию экстренной помощи работникам заказчика, а заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их.
При этом в материалы дела также представлены Приказ Министерства здравоохранения Свердловской области от 11.01.2019 №14-л «О предоставлении лицензии» и непосредственно сама лицензия на осуществление медицинской деятельности, выданная ОАО «Богословское рудоуправление» по адресу: <адрес обезличен>, Карпинский лесхоз, Воронцовское лесничество, квартал 7-21 (т. 1 л.д.76,77, 85-86).
Принадлежность здания, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, Карпинский лесхоз, Воронцовское лесничество, квартал 7-21, ОАО «Богословское рудоуправление» подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 04.04.2001 (т. 1 л.д.87), а также технической информацией по объекту недвижимости. Предоставленной ДСО ГУП «Краснотурьинское БТИ и РН» (т.1 л.д.88).
В подтверждение фактического исполнения указанного выше договора от 01.11.2019 суду представлены акты сдачи – приемки (т.1 л.д.78,79,80,81,82,83,84).
Таким образом, каких-либо нарушений требований трудового законодательства ООО «ШСУ» в части проведения предсменных и послесменных медицинских осмотров при рассмотрении административного дела не установлено.
по пункту 12 Предписания
организовать работу столовых на <адрес обезличен>, промплощадка шахты «Северопесчанская» ОАО «Богословское рудоуправление» в соответствии с п. 40 Правил по охране труда в строительстве (утв. Приказом Минтруда России от 01.06.2015 №336н), ст.ст. 212, 223 Трудового кодекса Российской Федерации, столовые шахты «Северопесчанская», предусмотренные проектом организации строительства шахты «Северо-Песчанская» вскрытие и обработка гор.400м-480м №4.
В соответствии с положениями ст.223 Трудового кодекса Российской Федерации санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; организуются посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое.
Как следует из п. 40 Приказа Минтруда России от 01.06.2015 № 336н «Об утверждении Правил по охране труда в строительстве» работодатель обязан обеспечить работников, занятых в строительном производстве, санитарно-бытовыми помещениями (гардеробными, сушилками для одежды и обуви, душевыми, туалетами, помещениями для приема пищи, отдыха и обогрева) и устройствами обогрева, снабжения питьевой водой, горячей водой.
Обустройство и подготовка к эксплуатации санитарно-бытовых помещений и устройств должны быть закончены до начала производства строительных работ. Не допускается производство работ на строительной площадке без оборудования ее санитарно-бытовыми помещениями и устройствами.
Нарушений требований указанного пункта ООО «ШСУ» судом не установлено по следующим основаниям.
Так, в материалах дела имеется договор оказания услуг питания по талонам №П-1/19 от <дата обезличена>, заключённый между ООО «ШСУ» (Заказчик) и ИП <ФИО>5 (Исполнитель) (т.1 л.д. 96-98), согласно которому исполнитель принимает на себя обязанности по оказанию услуг, связанных с организацией питания работников ООО «ШСУ» в кафетерии «Пончикофъ», а заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги. Как следует из Технического задания, являющегося приложением к указанному договору объем услуг составляет от 22 комплектов трёхразового питания.
В подтверждение фактического исполнения указанного выше договора от <дата обезличена> суду представлены акты (т.1 л.д.100,101,102,103,104,105,106,107).
Кроме того согласно ответа за запрос ООО «ШСУ» столовая на шахте «Северопесчанская» возобновила свою работу с <дата обезличена> после приостановления деятельности из-за пандемии коронавируса (т.1 л.д.200), указанное не оспаривается и заинтересованным лицом Рубановым А.А. в судебном заседании, пояснившим, что в настоящее время требование предписания данной части исполнено ООО «ШСУ».
Доводы государственной инспекции труда о необходимости наличия столовых на территории осуществления деятельности административным ответчиком суд находит несостоятельными, ввиду особенностей осуществляемой ООО «ШСУ» деятельности (подрядческие работы на основании договора с ОАО «Богословское рудоуправление», вахтовый метод работы), а также отсутствия в трудовом законодательстве нормы, предусматривающей обязательное наличие столовых у работодателя..
С учетом того, что в судебном заседании нашел свое подтверждение факт организации трехразового питания работников ООО «ШСУ», суд находит пункт 12 Предписания также подлежащим отмене.
Таким образом, суд полагает, что п.п. 1,4,6,8,10,12 оспариваемого предписания государственной инспекции труда в Свердловской области от 18.09.2020 № не соответствуют требованиям законодательства, нарушают права и законные интересы ООО «ШСУ» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем подлежат отмене.
При таких обстоятельствах суд считает административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Шахтостроительное управление» к Государственной инспекции труда в Свердловской области о признании предписания незаконным и его отмене подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Шахтостроительное управление» к Государственной инспекции труда в Свердловской области о признании предписания незаконным и его отмене, удовлетворить.
Признать незаконными и отменить пункты 1,4,6,8,10,12 предписания государственной инспекции труда в Свердловской области от 18.09.2020 № в отношении общества с ограниченной ответственностью «Шахтостроительное управление».
Обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца, сообщив об исполнении решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в Краснотурьинский городской суд Свердловской области и административному истцу.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Краснотурьинский городской суд Свердловской области.
Председательствующий: судья (подпись) Сумбаева С.П.