ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1062/2022 от 21.03.2022 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

УИД: 59RS0004-01-2022-000257-65

Дело № 2а-1062/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 марта 2022 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.,

при секретаре Дорофеевой К.А.,

с участием представителя административного ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми административное дело по административному иску ФИО2 к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми о признании решения незаконным, возложении обязанности

установил:

ФИО2 обратилась в суд с административным иском к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми, просит признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ., возложить обязанность устранить допущенное нарушение прав и интересов.

В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером площадью 1035 кв.м. по адресу: <Адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Депаратмент, путем направления зашифрованного файла через электронную почту, направил решение об отказе от ДД.ММ.ГГГГ. в предоставлении в собственность земельного участка, основанием которого является то, что земельный участок изъят из оборота или ограничен в обороте и его предоставление не допускается. Земельный участок с кадастровым номером расположен в пределах особо охраняемой природной территории: Мотовилихинские пруд (рекреационная зона), т.е. по мнению ответчика, данный земельный участок ограничен в обороте и его предоставление в собственность не допускается. Решение является незаконным, поскольку ограничение в обороте земельных участков, в соответствии с требованиями п.п. 2,5 ст. 27 ЗК РФ не носит безусловный характер и должно рассматриваться в совокупности со ст.ст. 94,95 ЗК РФ, в которых конкретизированы законодателем нормы, устанавливающие требования к землям особо охраняемых природных территорий. Исходя из требований земельного законодательства порядок использования и охраны особо охраняемой природной территории: Мотовилихинский пруд устанавливается органами местного самоуправления. Нормативно-правовым актом, устанавливающим порядок использования и охраны особо охраняемой природной территории «Мотовилихинский пруд» является постановлением Администрации г.Перми от 28.02.2011 № 77 «Об утверждении положения об особо охраняемой природной территории местного значения – историко-природном комплексе «Мотовилихинский пруд». В самом Положении предусмотрена возможность перехода земельных участков от одних правообладателей к другим, в том числе со сменой вида права. Истец является собственником объекта недвижимости – жилой дом, расположенный на данном земельном участке. Земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне Ж-4, разрешенное использование – под жилой дом. Следовательно, законных причин для отказа в собственность за плату нет, в связи с чем решение является незаконным, создает препятствия для реализации права на приобретение в собственность земельного участка.

Административный истец о месте и времени рассмотрения дела извещен судом, в судебное заседание не явился.

Представитель административного ответчика в судебном заседании требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве (л.д. 17-18).

Определением суда от 15.02.2022г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент градостроительства и архитектуры Пермского края (л.д.33), который о месте и времени рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, представил письменные возражения (л.д.46-47).

Оценив доводы административного истца, выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно положению ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлены следующие обстоятельства по делу.

ФИО2 является собственником жилого дома по адресу: Пермь, <Адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ. административный истец обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <Адрес> под существующий жилой дом (л.д. 28-29).

Решением от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка отказано на основании п.п.2, 8 ст.27 ЗК РФ, поскольку земельный участок частично расположен в пределах особо охраняемой природной территории местного значения – историко-природный комплекс «Мотовилихинский пруд». Согласно постановления администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвержден проект планировки территории и проект межевания 2, земельный участок с кадастровым номером расположен частично на землях общего пользования. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером является ограниченным в обороте и его предоставление в собственность не допускается (л.д.9-10).

Указанное решение направлено на электронный адрес административного истца 12.10.2021

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административное исковое заявление ФИО2 направлено в суд ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 12), таким образом, нарушения срока обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением не имеется.

Проанализировав представленные доказательства в соответствии с нормами права, суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ является незаконным и необоснованным, исходя из следующего.

Одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Согласно п.1 ст.39.20 Земельного кодекса РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

В соответствии с подпунктом 6 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

Подпунктом 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ установлено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи.

Пермской городской Думой принято решение от 28.09.2010 № 152 «Об организации особо охраняемой природной территории местного значения – историко–природного комплекса «Мотовилихинский пруд» и рекомендовано администрации г.Перми разработать и утвердить положение об особо охраняемой природной территории местного значения.

Постановлением администрации г.Перми от 28.02.2011 № 77 утверждено Положение об особо охраняемой природной территории местного значения – историко-природном комплексе «Мотовилихинский пруд», которым установлен дифференцированный режим охраны и использования территории с учетом природных, историко-культурных, ландшафтных особенностей.

На основании п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

В силу п. 2 ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, в том числе особо охраняемых природных территорий.

Пунктом 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ установлено, что к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности (п. 2 ст. 95 Земельного кодекса РФ).

Согласно пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады.

Исходя из норм земельного законодательства, к землям особо охраняемых природных территорий, на которые распространяется правовой режим земель, ограниченных в обороте, относятся образованные в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ земли, поименованные в пункте 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ, относящиеся по своему целевому назначению к категории земель особо охраняемых территорий и объектов (п. 1 ст. 7 Кодекса) и имеющие статус государственных природных заповедников, государственных природных заповедников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

Из материалов дела не следует наличие у рассматриваемой особо охраняемой природной территории местного значения соответствующего статуса.

Земельный участок с кадастровым номером площадью 1035 кв.м. относится к категории земель населенных пунктом, расположен в территориальной зоне Ж-4 (зона индивидуальной жилой застройки городского типа), при этом площадь пересечения земельного участка с землями особо охраняемой природной территории местного значения составляет 690 кв.м.

На основании п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

1) жилым;

2) общественно-деловым;

3) производственным;

4) инженерных и транспортных инфраструктур;

5) рекреационным;

6) сельскохозяйственного использования;

7) специального назначения;

8) военных объектов;

9) иным территориальным зонам.

Таким образом, рассматривая особо охраняемая природная территория местного значения, созданная на основании решения органа местного самоуправления в границах городского округа, входящая в состав земель населенных пунктов, не является особо охраняемой природной территорией, в смысле, придаваемом данном понятию п. 2 ст. 95 и п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, на которую распространяется режим земель ограниченных в обороте, в связи с чем отказ по данному основанию является незаконным.

Оценивая изложенные в оспариваемом отказе основания о нахождении земельного участка на территории общего пользования, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 8 статьи 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ и пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории;

Как следует из представленной административным ответчиком информации, испрашиваемый земельный участок частично пересекает красные линии, проходящие со стороны земельного участка с кадастровым номером (л.д.25, 62)

Постановлением Администрации г. Перми от 19.05.2015 N 283 утверждена документация по планировке территории 2 (СТН часть В3, часть В4, часть Г7, часть Г8, часть Г9, часть Б6, часть И13, часть И14, часть Ж6, часть Ж8, часть Ж9) в Мотовилихинском, Свердловском районах города Перми, которой установлены красные линии (планировка территории – чертеж №1)

В соответствии с чертежом 1 планировки территории, испрашиваемый земельный участок расположен в квартале 22, по границе которого установлены красные линии (л.д. 40-41).

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером в части граничащей с земельным участком с кадастровым номером находится внутри квартала 22, красные линии между данными земельными участками не располагаются (л.д.41, 62).

Таким образом, административным ответчиком не представлено доказательств нахождения земельного участка на территории общего пользования и обоснованности отказа в предоставлении земельного участка.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка и удовлетворении требований административного истца.

В соответствии с ч.2 ст. 227 КАС РФ, суд обязан административному ответчику указать на устранение нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствий к их осуществлению.

Восстановление нарушенных прав административного истца подлежит путем возложения обязанности на Департамент повторно рассмотреть заявление ФИО2 о предоставлении земельного участка.

В соответствии с положениями ч. 9 ст. 227 КАС РФ, на Департамент необходимо возложить обязанность сообщить ФИО2 и Ленинскому районному суду г. Перми об исполнении настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст., ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка.

Возложить на Департамент земельных отношений администрации г.Перми обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО2 о предоставлении земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства, о чем в течение месяца со дня вступления решения в законную силу сообщить административному истцу и суду.

Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий - подпись Л.Ю. Дульцева

<данные изъяты>

<данные изъяты>