ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1063/2016 от 15.03.2016 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 марта 2016 года г.Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-1063/2016 по административному исковому заявлению Шипиловой О.И. в интересах несовершеннолетнего Ш.Р. к УФМС России по Иркутской области о признании решения об отказе в признании несовершеннолетнего членом семьи вынужденного переселенца незаконным, обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Шипилова О.И. в интересах несовершеннолетнего Шипилова Р.Д. обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к УФМС России по Иркутской области, с требованиями признать решение УФМС России по Иркутской области об отказе в признании несовершеннолетнего Ш.Р.ДД.ММ.ГГГГ г.р. членом семьи вынужденного переселенца – незаконным, обязать УФМС России по Иркутской области совершить мероприятия по признанию Ш.Р. членом семьи вынужденного переселенца.

В обоснование заявленных требований указано, что Шипилова О.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является вынужденным переселенцем, документом подтверждающим ее статус переселенца является удостоверение выданное органами УФМС России от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ административным истцом был получен ответ УФМС России по Иркутской области на ее обращение о признании Ш.Р. (сына) вынужденным переселенцем, УФМС России по Иркутской области пояснил, что ребенка, родившегося в г. Иркутск ДД.ММ.ГГГГ г., нельзя признать вынужденным переселенцем. Кроме того, УФМС России по Иркутской области указал, что Шипилов Р.Д. не является членом семьи вынужденного переселенца, т.к. он родился после даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем.

В судебном заседании административный истец Шипилова О.И. в интересах несовершеннолетнего Шипилова Р.Д. поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить.

Административный ответчик УФМС России по Иркутской области в судебном заседании отсутствует, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил суду письменные возражения, в которых требования не признал, просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно п. 1, 2 ст. 1 Закона РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

По обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 указанной статьи, вынужденным переселенцем признается: гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации; гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.

В соответствии с положениями Закона РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Сведения о признанных вынужденными переселенцами членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей (п. 3 ст. 5).

Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.

При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

В соответствии с Положением о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.11.2000 г. № 845, учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилых помещениях для временного поселения, и принятие решения о предоставлении (отказе) им указанного жилья осуществляется комиссией территориального органа Министерства о делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации по распределению жилья по месту нахождения этих лиц на учете в качестве вынужденных переселенцев.

Комиссия осуществляет свою деятельность на основании положения, утверждаемого Министерством.

При принятии вынужденных переселенцев на учет нуждающихся в жилых помещениях для временного поселения учитываются члены семьи, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также их несовершеннолетние дети (п. 15 Положения).

Как установлено судом, Шипилова О.И. (ранее - С.Л.), ДД.ММ.ГГГГ.р. являлась членом семьи вынужденного переселенца С.Л., ДД.ММ.ГГГГ.р. (рег. от ДД.ММ.ГГГГ.), и впоследствии документирована удостоверением АЛ от ДД.ММ.ГГГГ. в связи с предоставлением статуса вынужденного переселенца.

Шипилова О.И. обратилась в УФМС России по Иркутской области с заявлением о признании Ш.Р. (сына) вынужденным переселенцем.

Согласно ответу УФМС России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ. на обращение Шипиловой О.И., ей было отказано в признании несовершеннолетнего Ш.Р. вынужденным переселенцем. В обоснование отказа УФМС по Иркутской области указано, что Ш.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (место рождения г.Иркутск) – сын Шипиловой О.И. и является членом ее семьи. Пунктами 1 и 3 статьи 1 Закона РФ от 19.02.1993г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (в ред. ФЗ от 30.12.2015г. № 467-ФЗ) определены понятия «вынужденного переселенца» и «члены семьи вынужденного переселенца». Согласно пп.2 п.1ст.2 Закона РФ от 19.02.1993г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» Шипилов Р.Д. не может быть признан вынужденным переселенцем, поскольку с момента своего рождения постоянно проживает в г.Иркутске. Кроме того, Шипилов Р.Д. не является членом семьи вынужденного переселенца, т.к. он родился после даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем, поступившего ДД.ММ.ГГГГ от главы семьи С.Л. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи вынужденного переселенца в судебном порядке. Кроме того, в удостоверение вынужденного переселенца вносятся сведения о признанных вынужденными переселенцами членах семьи, не достигших 18-летнего возраста.

Полагая, что отказом УФМС России по Иркутской области нарушается права административного истца и ее несовершеннолетнего сына, на получения в дальнейшем права на социальные льготы, Шипилова О.И. обратилась в суд.

При разрешении заявленных требований суд учитывает следующее.

Согласно пп. 4 п. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» вынужденный переселенец обязан проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденным Приказом ФМС России от 29 июня 2012 года № 218 установлено, что для рассмотрения вопроса о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца: лицо, признанное вынужденным переселенцем, не позднее дня истечения срока предоставления ему статуса подает заявление, к которому прилагаются следующие документы: заявление о продлении срока действия статуса, заявление о согласии на обработку персональных данных, удостоверение вынужденного переселенца (п. п. 49, 17.1, 17.2, 17.3).

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», членами семьи вынужденного переселенца являются - проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи вынужденного переселенца в судебном порядке.

По смыслу данной нормы права, в силу закона в членам семьи вынужденного переселенца относятся супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем, следовательно для признания иных лиц, помимо супруга (супруги), детей и родителей в качестве обязательного основания для отнесения иных лиц к членам семьи вынужденного переселенца правовое значение имеет факт проживания и факт ведения с вынужденным переселенцем общего хозяйства с даты регистрации ходатайства о признании гражданина вынужденным переселенцем.

Таким образом, право быть признанным членом семьи вынужденного переселенца не является безусловным и зависит от определенных обстоятельств.

Как установлено в судебном заседании и следует из документов, представленных административным ответчиком на дату регистрации ходатайства С.Л., ДД.ММ.ГГГГ.р. (рег. от ДД.ММ.ГГГГ.) о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем, несовершеннолетний Ш.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р. еще не родился, а потому не проживал и не вел общее хозяйство с вынужденным переселенцем С.Л. на дату регистрации ходатайства о признании гражданина вынужденным переселенцем.

При указанных обстоятельствах, отказ государственного органа основан на нормах права.

Из содержания ст. 227 КАС РФ следует, что для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Поскольку обжалуемый отказ государственного органа основан на законе, совокупности обстоятельств, предусмотренных ст. 227 КАС РФ для признания отказа УФМС России по Иркутской области незаконными и возложении обязанности на УФМС России по Иркутской области совершить мероприятия по признанию Ш.Р. (ДД.ММ.ГГГГ) членом семьи вынужденного переселенца не имеется.

Административный истец не представил суду доказательств, что отказом УФМС России по Иркутской области нарушены ее права и права ее несовершеннолетнего сына, такие доказательства в материалах дела отсутствуют.

При этом данный отказ в удовлетворении требований не препятствует административному истцу разрешить вопрос о наличии права несовершеннолетнего на признание членом семьи вынужденного переселенца в рамках гражданского судопроизводства.

Поскольку оспариваемый отказ вынесен ДД.ММ.ГГГГ., а в суд с настоящим иском административный истец обратиласьДД.ММ.ГГГГ, срок, предусмотренный ст. 219 КАС РФ административным истцом не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Шипиловой О.И. в интересах несовершеннолетнего Ш.Р. к УФМС России по Иркутской области о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании несовершеннолетнего Ш.Р.ДД.ММ.ГГГГ г.р. членом семьи вынужденного переселенца незаконным, обязании совершить мероприятия по признанию Ш.Р. членом семьи вынужденного переселенца – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения изготовлен 17.03.2016г. Н.Н. Исакова

Копия верна

Судья Н.Н. Исакова

Решение суда на 17.03.2016г. не вступило в законную силу

Судья Н.Н. Исакова

Подлинник решения находится в материалах административного дела 2А-1063/2016

в Кировском районном суде г.Иркутска

Секретарь с/з