ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1064/18 от 24.01.2019 Псковского районного суда (Псковская область)

Дело ***

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Псков ***

Псковский районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Логинова Д.В.,

а также представителя административного истца Д.В.,

представителя административного ответчика Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области К.С.,

представителя заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора по Псковской области Н.П.,

представителя заинтересованного лица Администрации города Пскова М.В.,

при секретаре Морозовой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Григорьевой Любови Федоровны к Комитету по управлению государственным имуществом Псковской области о признании незаконным приказа № 3726 от 27 августа 2018 года,

УСТАНОВИЛ:

Григорьева Л.Ф. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Государственному комитету Псковской области по имущественным отношениям о признании незаконным приказа от 27.08.2018 № 3726 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления Григорьевой Л.Ф. земельного участка с местоположением: ***, обязании рассмотреть повторно заявление Григорьевой Л.Ф. о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка в кадастровом квартале *** ориентировочной площадью 1 442 кв.м, с местоположением: *** в срок не более чем тридцать дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Ввиду того, что с 14 января 2019 года Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям переименован в Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области, административным истцом уточнены административные исковые требования.

Административный истец Григорьева Л.Ф. в суд не явилась, воспользовалась правом ведения дела в суде через представителя.

Представитель административного истца Д.В. в суде поддержал административные исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что кладбище Орлецы является закрытым, санитарно-защитная зона кладбища составляет 50 метров.

Представитель административного ответчика Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области К.С. в суде возражала против удовлетворения административного искового заявления, пояснив, что Григорьева Л.Ф. обратилась в Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства. В рамках рассмотрения заявления были направлены запросы для определения возможности формирования земельного участка для заявленных целей. В ответе от 17 августа 2018 года Администрация СП «Тямшанская волость» указала, что формирование земельного участка невозможно, поскольку в соответствии с ПЗЗ СП «Тямшанская волость», он расположен в санитарно-защитной зоне городских кладбищ. В связи с этим 27 августа 2018 года приказом Комитета № 3726 в предварительном согласовании предоставления Григорьевой Л.Ф. земельного участка было отказано. Поскольку действующим законодательством установлена обязанность соблюдать санитарно-защитные нормы, в том числе запрет на строительство жилых домов в санитарно-защитных зонах кладбищ, то земельный участок не может быть предоставлен для цели жилищного строительства в такой зоне. Следовательно, Комитет при принятии оспариваемого решения, действовал в рамках действующего законодательства, а поэтому приказ от 27 августа 2018 года № 3726 является законным и обоснованным. То, что кладбище является закрытым, это спорный вопрос, так как захоронения там производятся.

Представитель заинтересованного лица Администрации Псковского района С.И. в суде возражала против удовлетворения административных исковых требований, считает, что обжалуемый приказ является законным и обоснованным, вынесен с соблюдением требований законодательства. Также пояснила, что согласно утвержденным ПЗЗ «Тямшанской волости» испрашиваемый земельный участок находится в зоне Ж2, расположен в функциональной зоне жилой малоэтажной застройки. Видом разрешенного использования земельных участков в территориальной зоне Ж2 является использование земельных участков под размещение индивидуальных жилых домов. Минимальный размер участка в такой зоне составляет 0,05 га, максимальный – 0,3 га. Испрашиваемый земельный участок расположен в границах населенного пункта на землях сельскохозяйственного использования. Согласно ПЗЗ «Тямшанской волости» данный земельный участок расположен в границах санитарно-защитной зоны городских кладбищ Орлецы 1, 2, 3. На основании данной информации Комитетом было принято обжалуемое решение.

Представитель заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора по Псковской области Н.П. в суде возражала против удовлетворения административного искового заявления, поскольку действующим СанПин 2.2.1/2.1.1.1203 и классификатором установлен размер зоны для действующих кладбищ в размере 500 метров. Площадь кладбища не может быть больше 40 га, но при площади кладбища от 10 до 20 га размер санитарно-защитной зоны установлен 300 метров. Когда люди хотят сделать подзахоронение, то обращаются в Управление Роспотребнадзора по Псковской области за справками, в которых они указывают, что санитарно-защитная зона 500 метров и выдают разрешение на подзахоронение. Закрытые кладбища это те, в которых уже не хоронят и не подзахоранивают людей. На совещании в Администрации Псковской области, в связи с многочисленных нахождением земельных участков в санитарно-защитной зоне, хотели принять решение о закрытии кладбища. В случае, если Администрация г. Пскова прекратить выдавать разрешение на захоронение в Орлецах, то можно будет считать, что кладбище закрыто. Считает, что в настоящее время кладбище Орлецы нельзя считать закрытым и оно имеет санитарно-защитную зону в размере 500 метров.

Представитель заинтересованного лица Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике М.И. в суде пояснила, что в настоящее время проект изменений в ПЗЗ «Тямгаеская волость» не принят.

Представитель заинтересованного лица Администрации города Пскова М.В. решение по существу спора отставил на усмотрение суда, пояснил, что в соответствии с п. 4.1 Приложения к Постановлению Псковской городской Думы от 06.07.2001 № 484 (в ред. решения Псковской городской Думы от 25.01.2013 № 416) «О Правилах содержания мест захоронения в городе Пскове» с 2013 года кладбище Орлецы является закрытым. Там разрешено подзахоронение, но на площадь кладбища это не влияет. В соответствии с требованиями СанПин, утвержденными главным санитарным врачом, размер санитарно-запретной зоны составляет 50 метров. Испрашиваемый земельный участок не находится в санитарно-защитной зоне указанного кладбища.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Псковской области Н.Н. в письменном отзыве указала, что законные интересы Управления в данном деле не затрагиваются, пояснить по поводу образуемого земельного участка не может, так как на государственном кадастровом учете не стоит и межевой план на государственный кадастровый учет не сдавался. Просила рассмотреть дело в ее отсутствие, разрешение спора по существу оставила на усмотрение суда (л.д. 55).

Представитель заинтересованного лица Администрации СП «Тямшанская волость» надлежаще уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил, позиции по существу спора не представил.

Специалист кадастровый инженер А.М. в суде пояснил, что санитарно-защитная зона кладбища Орлецы не установлена в координатах. Расстояние от границы города до испрашиваемого земельного участка по прямой линии составляет 750 метров. С учетом того, что максимальное расстояние санитарно-защитной зоны кладбища составляет 500 метров, испрашиваемый Григорьевой Л.Ф. земельный участок расположен не в санитарно-защитной зоне кладбища Орлецы. Со спорным участком граничат 6 земельных участков. ПЗЗ СП «Тямшанская волость» распространяются на земли волости, на МО «Псковский район» они распространяться не могут.

Выслушав представителей сторон, заинтересованных лиц, специалиста, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что Григорьева Л.Ф. является ветераном труда, что подтверждается копией удостоверения № 749835 от 25 января 2012 года (л.д. 12).

В соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 5 Закона Псковской области от 11.01.2005 N 401-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Псковской области" в качестве меры социальной поддержки ветеранов труда предоставлено право на первоочередное выделение земельных участков под жилищное строительство.

08 августа 2018 года в целях реализации права на предоставление земельного участка, Григорьева Л.Ф. обратилась в Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка в кадастровом квартале *** ориентировочной площадью 1 442 кв.м, расположенного по адресу: ***, для индивидуального жилищного строительства (л.д. 33).

Приказом Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям от 27 августа 2018 года № 3726 Григорьевой Л.Ф. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов ориентировочной площадью 1 442 кв.м в кадастровом квартале *** с местоположением: ***, для индивидуального жилищного строительства (л.д. 9).

Как следует из письма Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям от 27 августа 2018 года № 1/4у-12002 основанием отказа в предварительном согласовании предоставления Григорьевой Л.Ф. земельного участка с местоположением: *** послужило то, что на запрос Комитета от 14 августа 2018 года № им-04/у-3576 Администрация Псковского района сообщила, что согласно Правилам землепользования и застройки СП «Тямшанская волость», утвержденным решением Собрания депутатов СП «Тямшанская волость» от 27 июня 2013 года № 89, испрашиваемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне кладбища «Орлецы». Индивидуальное жилищное строительство относится к запрещенному виду использования (л.д. 8).

В ответе Администрации Псковского района, адресованном в Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям, действительно указано, что согласно ПЗЗ СП «Тямшанская волость», данный земельный участок расположен в границах санитарно-защитный зоны городских кладбищ Орелцы 1, 2, 3 (л.д. 23-24).

В ответе Администрации СП «Тямшанская волость» от 17 августа 2018 года № 492, направленном в Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям также указано, что испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства в связи с тем, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Тямшанская волость» Псковского района Псковской области, утвержденными решением от 27 июня 2013 года № 89 Собрания депутатов СП «Тямшанская волость», расположен в санитарно-защитной зоне. Согласно п. 1.5 Санитарных Правил устройства и содержания кладбищ № 1600-77 на территории санитарно-защитной зоны запрещается строительство жилых и общественных зданий. Формирование земельного участка в кадастровом квартале *** ориентировочной площадью 1 442 кв.м, с местоположением *** для индивидуального жилищного строительства невозможно (л.д. 25).

Как следует из карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки СП «Тямшанская волость» Псковского района испрашиваемый Григорьевой Л.Ф. земельный участок, расположенный по адресу: *** находится в санитарно-защитной зоне кладбища Орлецы (л.д. 57, 65).

СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 установлено, что кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га относятся к 2 классу опасности с санитарно-защитной зоной в 500 метров. Размещение кладбища размером территории более 40 га не допускается. Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 10 до 20 га относятся к 3 классу опасности с санитарно-защитной зоной 300 метров. Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га относятся к 4 классу опасности с санитарно-защитной зоной 100 метров. Закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища относятся к 5 классу опасности с санитарно-защитной зоной 50 метров.

Как следует из пояснений представителя Администрации города Пскова, отзыва Администрации г. Пскова от 22 января 2019 года № б/н пунктом 4.1 Приложения к постановлению Псковской городской Думы от 06 июля 2001 года № 484 «О Правилах содержания мест захоронения в городе Пскове» (в ред. решения Псковской городской Думы от 25.01.2013 № 416) закрытым кладбищем является Орлецы 1, 2, 3. Таким образом, санитарно-защитная зона вокруг городских кладбищ Орлецы 1, 2, 3 составляет 50 метров. ( л.д. 84 ).

Из пояснений специалиста А.В., схемы на кадастровом плане территории ( л.д. 112-113 ) следует, что испрашиваемый Григорьевой Л.Ф. земельный участок расположен в 750 метрах от границ Муниципального образования «город Псков».

Ввиду того, что кладбище Орлецы находится на территории МО «город Псков», следовательно, границы данного кладбища не могут выходить за пределы территории города Пскова.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что спорный земельный участок находится на расстоянии 750 метров от кладбища Орлецы. А поскольку максимальная санитарно-защитная зона кладбища составляет 500 метров, следовательно, испрашиваемый Григорьевой Л.Ф. земельный участок находится за пределами санитарно-защитной зоны кладбища Орлецы.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что отказ Государственного комитета по имущественным отношениям Псковской области в предварительном согласовании предоставления Григорьевой Л.Ф. земельного участка, расположенного по адресу: *** не основан на законе, является формальным и необоснованным.

Административным ответчиком не представлено достоверных доказательств нахождения испрашиваемого земельного участка в санитарно-защитной зоне кладбища.

Следовательно, решение Государственного комитета по имущественным отношениям Псковской области от 27 августа 2018 года № 3726 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления Григорьевой Л.Ф. земельного участка с местоположением: *** является незаконным и подлежит отмене.

Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд -

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Григорьевой Любови Федоровны к Комитету по управлению государственным имуществом Псковской области о признании незаконным приказа № 3726 от 27 августа 2018 года, удовлетворить.

Признать незаконным приказ Государственного комитета по имущественным отношениям Псковской области от 27 августа 2018 года № 3726 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления Григорьевой Л.Ф. земельного участка с местоположением: ***

Обязать Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области рассмотреть повторно заявление Григорьевой Любови Федоровны о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка в кадастровом квартале *** ориентировочной площадью 1 442 кв.м, с местоположением: ***, и сообщить суду и административному истцу об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский районный суд в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено «***

Решение обжаловано, оставлено без изменений.