ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1064/19 от 10.06.2019 Геленджикского городского суда (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе судьи А.И. Лещенко, при ведении протокола секретарем судебного заседания В.В. Самойловой, рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, заинтересованное лицо: администрация муниципального образования город-курорт Геленджик, при участии прокурора города Геленджика о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, с участием лиц согласно протоколу судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 (далее по тексту – Административный истец) обратился в Геленджикский городской суд Краснодарского края с административным исковым заявлением к Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик (далее по тексту – Административные ответчик), заинтересованное лицо: администрация муниципального образования город-курорт Геленджик о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, возложении обязанности выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства – объекта общественного питания – ресторана на земельном участке площадью 580 кв.м, кадастровый номер , расположенном по адресу: <адрес> Определением суда произведена замена ненадлежащего административного ответчика.

В обоснование требований указано, что в соответствии с разрешением на строительство выданным ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик Административному истцу разрешено строительство капитального объекта – объекта общественного питания -ресторана на земельном участке с кадастровым номером расположенном по адресу: <адрес> Срок действия разрешения - до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Административный истец обратился в Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство ресторана. Согласно уведомления начальника управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в продлении срока действия разрешения на строительство на основании ч. 21.15 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Данный отказ Административный истец считает незаконным и необоснованным.

В судебном заседании представитель Административного истца ФИО2 исковые требования уточнила, просила признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в продлении срока действия разрешения на строительство, возложить на Административного ответчика обязанность продлить срок действия разрешения на строительство объекта капитального строительства – объекта общественного питания – ресторана, на земельном участке площадью 580 кв.м, кадастровый , по адресу: <адрес>. На заявленных требованиях настаивала, дала пояснения, соответствующие доводам административного искового заявления.

Представитель Административного ответчика в судебное заседание явился, пояснил, что продление разрешения от ДД.ММ.ГГГГ в административном порядке не представляется возможным в связи с истечением срока для его продления. В разрешении спора полагается на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования город-курорт Геленджик в судебное заседание явился, дал пояснения аналогичные изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление, в разрешении спора полагался на усмотрение суда.

Заместитель прокурора г. Геленджика в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований по доводам, изложенным в письменном ходатайстве.

В соответствии со ст.46 КАС РФ уточненные исковые требования приняты судом.

Установив фактические обстоятельства дела, выслушав доводы сторон, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к следующему.

Заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматривается в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.

Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено в судебном заседании, на основании договора аренды земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик и ФИО1, Административному истцу в пользование предоставлен земельный участок площадью 580 кв.м, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес> для размещения объекта общественного питания. Срок действия договора - 49 лет. Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ по заказу ФИО1 было разработано Задание на проектирование ресторана на 250 посадочных мест.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением по недропользованию по <адрес> Административному истцу выдано заключение об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.

ДД.ММ.ГГГГ на основании письма МУП «Градостроительство» ФИО1 были выданы Технические условия на подключение к сетям ливневой канализации и вывоза строительного мусора.

ДД.ММ.ГГГГ Административным истцом были получены Технические условия для присоединения к электрическим сетям (приложение к договору от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям). Срок действия технических условий – 2 года со дня заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

ДД.ММ.ГГГГ получены Технические условия подключения объекта к коммунальным сетям водоснабжения и канализации, обслуживаемым МУП «ВКХ». Срок действия ТУ – 2 года с даты выдачи заказчику.

ДД.ММ.ГГГГ получены Технические условия на подключение объекта капитального строительства к газораспределительной сети, согласно которым техническая возможность газификации объекта общественного питания имеется от индивидуальной газобаллонной установки для сжиженных углеводородных газов.

Административным истцом получено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы РП «Ресторан в <адрес>», утвержденное Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея. Срок действия заключения – 2 года.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик ФИО1 выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства – объекта общественного питания – ресторана на земельном участке площадью 580 кв.м, кадастровый номер , расположенном в районе <адрес>.

Срок действия разрешения на строительство – до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 заключил с ООО «Хорошее Дело» договор генерального подряда б/н на строительство объекта общественного питания - ресторана, на земельном участке площадью 580 кв.м., кадастровый номер для размещения объектов общественного питания, расположенного по адресу: <адрес> Срок завершения работ (конечный срок) определен сторонами в договоре – ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Административным истцом и генеральным подрядчиком ООО «Хорошее дело» были продлены сроки строительства объекта - до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается дополнительным соглашением к договору генерального подряда б/н от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ.

Письмом начальника управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от ДД.ММ.ГГГГ в продлении срока действия разрешения на строительство ФИО1 отказано на основании ч.21.15 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что срок разрешения на строительство истек ДД.ММ.ГГГГ, заявление о внесении изменений в разрешение на строительство подано с нарушением установленных законом сроков.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №36 от 27.09.2016 года «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Статьей 218 КАС РФ предусмотрено право граждан, организаций, иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ.

Таким образом, для признания ненормативного акта, решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления незаконным, необходимо наличие двух условий: 1) несоответствие закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушены права и свободы граждан.

При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

1) имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

2) соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

3) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик Административному истцу выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства – объекта общественного питания – ресторана на земельном участке площадью 580 кв.м, кадастровый номер , расположенном по адресу: <адрес>

Срок действия разрешения на строительство – до ДД.ММ.ГГГГ.

Из части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ следует, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.

Разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства (часть 19 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).

Судом установлено, что строительство объекта, указанного в разрешении на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, было начато Административным истцом после получения данного разрешения. Указанное разрешение не отменено выдавшим его органом, недействительным (незаконным) в установленном порядке не признано.

В силу ст.51 Градостроительного кодекса РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика.

В соответствии с ч.11 ст.51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, в течение семи рабочих дней со дня получения заявления выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

В соответствии с ч.21.15 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (часть 21.15 введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 224-ФЗ «О внесении изменений в статьи 51 и 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство является:

1) отсутствие в уведомлении о переходе прав на земельный участок, права пользования недрами, об образовании земельного участка реквизитов документов, предусмотренных соответственно пунктами 1 - 4 части 21.10 настоящей статьи, или отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок в случае, указанном в части 21.13 настоящей статьи, либо отсутствие документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, в случае поступления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения;

2) недостоверность сведений, указанных в уведомлении о переходе прав на земельный участок, права пользования недрами, об образовании земельного участка;

3) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи градостроительного плана образованного земельного участка, в случае, предусмотренном частью 21.7 настоящей статьи. При этом градостроительный план земельного участка должен быть выдан не ранее чем за три года до дня направления уведомления, указанного в части 21.10 настоящей статьи;

4) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство или для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка в случае поступления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения. В случае представления для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка, выданного после получения разрешения на строительство, такой градостроительный план должен быть выдан не ранее чем за три года до дня направления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство;

5) несоответствие планируемого объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство, в случае, предусмотренном частью 21.7 настоящей статьи, или в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения;

6) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения;

7) наличие у уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения или информации органа государственного строительного надзора об отсутствии извещения о начале данных работ, если направление такого извещения является обязательным в соответствии с требованиями части 5 статьи 52 настоящего Кодекса, в случае, если внесение изменений в разрешение на строительство связано с продлением срока действия разрешения на строительство;

8) подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство.

Пункт 8 части 21.15 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ введен Федеральным законом от 03.08.2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Срок разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ФИО1, истек ДД.ММ.ГГГГ.

С заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство ФИО1 обратился к Административному ответчику лишь ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Административному истцу отказано в продлении срока действия разрешения на строительство на основании ч.21.15 ст.51 Градостроительного кодекса РФ.

Отказывая ФИО1 в удовлетворении заявления о продлении срока действия разрешения на строительство, управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик руководствовалось действующим законодательством.

Ссылка Административного истца на тот факт, что пункт 8 части 21.15 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ введен Федеральным законом от 03.08.2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступил в силу 01.01.2019 года и не распространяет свое действие на обжалуемый отказ от ДД.ММ.ГГГГ в продлении срока действия разрешения на строительства, основана на неправильном применении норм закона.

На основании ст. 27 Федерального закона 03.08.2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу. Пункт 8 части 21.15 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ вступил в силу со дня официального опубликования данного Федерального закона (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 04.08.2018; «Российская газета», N 172, 08.08.2018).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что отказ в продлении срока действия разрешения на строительство по основанию, указанному в письме начальника управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, соответствует градостроительному законодательству, поскольку пунктом 8 части 21.15 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ установлено основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство, как подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство. Оснований для признания недействительным оспариваемого Административным истцом ненормативного акта органа местного самоуправления у суда не имеется.

На основании исследованных в судебном заседании доказательств, суд считает требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) соответствующими нормативным правовым актам, отказывает в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче административного искового заявления ФИО1 уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей. Поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении административного иска, понесенные административным истцом судебные издержки не подлежат взысканию в его пользу с административного ответчика.

Все представленные в материалах дела доказательства, а также иные юридически значимые обстоятельства, исследованы в судебном заседании, и получили свою оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 59-61, 70, 84 КАС РФ.

Руководствуясь ст. 175-180 и ст.227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о признании незаконным решения об отказе в продлении срока действия разрешения на строительство отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Геленджикский городской суд Краснодарского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Судья А.И. Лещенко