Дело № 2а-1064/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации-России
18 мая 2021 года г.Орск
Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Л.В.Колобовой,
при секретаре И.В.Белоус,
с участием представителя истца помощника Орского транспортного прокурора Рашникова Михаила Николаевича, представителя административного ответчика администрации г.Орска ФИО1, представителя заинтересованного лица УЖКДХТ администрации города Орска ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Орского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Орска о понуждении организовать регулярные перевозки пассажиров и багажа,
у с т а н о в и л:
Орский транспортный прокурор обратился в суд с административным иском к администрации г.Орска, указав, что Орской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения Администрацией г. Орска требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в части организации транспортного обслуживания населения, в ходе которой выявлены нарушения. Согласно полученным данным в Орский филиал АО «Аэропорт Оренбург» (далее - аэропорт) за период с января по ноябрь 2020 года прибыло и убыло посредством воздушного транспорта более 55 тысяч пассажиров. Несмотря на большое количество прибывающих и убывающих пассажиров, регулярное автомобильное пассажирское сообщение между г. Орском и расположенным на удалении от города на расстоянии 15 км. аэропортом не осуществляется с ДД.ММ.ГГГГ. Данный факт является предметом обсуждения жителями и гостями г. Орска, о чем свидетельствуют результаты мониторинга СМИ, в том числе сети «Интернет». Решением Орского городского совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования «город Орск» (далее - Правила). Согласно ст. 2 Правил организация транспортного обслуживания населения осуществляется администрацией города Орска (заказчиком пассажирских перевозок). К полномочиям заказчика отнесены в т.ч. организация прогнозирования потребности в транспортном обслуживании населения между поселениями района, принятие нормативно-правовых актов, разработка и реализация программ развития пассажирского транспорта, организация проведения конкурса на право обслуживания маршрутов регулярных перевозок между поселениями района, заключение муниципальных контрактов на обслуживание маршрутов регулярных перевозок пассажиров в границах муниципального образования. Согласно ст. 5 Правил в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения города Орска уполномоченный орган администрации города устанавливает муниципальные маршруты регулярных перевозок по регулируемым тарифам. Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения администрацией города либо иным муниципальным заказчиком муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ. В соответствии со ст. 6 Правил администрация города также устанавливает муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок, которые выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок. Считает, что администрация г. Орска является ответственным лицом за организацию проведения конкурса на право обслуживания маршрутов регулярных перевозок, заключение муниципальных контрактов на обслуживание маршрутов регулярных перевозок пассажиров в границах муниципального образования. В ходе проверки установлено, что в настоящее время администрацией г. Орска муниципальный маршрут регулярных перевозок до аэропорта не установлен, конкурс на право обслуживания данного маршрута не проведен и договор с перевозчиком на право его обслуживания не заключен. В связи с выявленными нарушениями Орским транспортным прокурором главе администрации г. Орска в 2020 году внесено представление, согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ№ административным ответчиком каких-либо мероприятий по исправлению сложившейся ситуации не проведено. По мнению административного истца, отсутствие транспортного сообщения между г. Орском и аэропортом нарушает конституционные права неопределенного круга лиц - граждан, прибывающих и убывающих воздушным транспортом, на свободу передвижения, транспортную доступность. Просил признать незаконным бездействие администрации г. Орска, выразившееся в непринятии мер, направленных на организацию транспортного обслуживания населения, прибывающего и убывающего воздушным транспортом в г. Орск. Обязать администрацию г. Орска организовать осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа между г. Орском и Орским филиалом АО «Аэропорт Оренбург».
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ принято заявление административного истца об изменении предмета заявленных требований, согласно которому административный истец просил признать незаконным бездействие администрации г. Орска,
выразившееся в непринятии мер, направленных на организацию транспортного обслуживания населения, прибывающего и убывающего воздушным транспортом в г. Орск. Обязать администрацию г. Орска организовать осуществление
регулярных перевозок пассажиров и багажа между г. Орском и филиалом АО Международный аэропорт «Оренбург» в г. Орске «Аэропорт Орск», расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Орск, территория Аэропорт, 1.
Требования рассмотрены судом с учетом принятых изменений.
В судебном заседании представитель административного истца помощник Орского транспортного прокурора Рашников М.Н. поддержал заявленные требования. Дал пояснения, аналогичные изложенным в иске. Просил иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации г.Орска ФИО1, действующий на основании доверенности, возражал в удовлетворении заявленных требований, просил в иске отказать. Пояснил, что в городе Орске утвержден реестр муниципальных маршрутов общественного транспорта, где маршрут из города Орска до аэропорта отсутствует и установлен быть не может, так как является нерентабельным. В пункт 2.3 правил № 15-229 установлено, что уполномоченным органом, ответственным за работу общественного транспорта в городе Орске является управление транспортной связи, оно было ликвидировано, его полномочия переданы в 2020 году УЖКДХТ, которое должно заниматься этим вопросом.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица УЖКДХТ администрации города Орска ФИО2, действующий на основании доверенности, возражал в удовлетворении заявленных требований, просил в иске отказать. Пояснил, что в 2015-2016 г.г. существовал межмуниципальный маршрут № 105 Новотроицк-аэропорт Орска, по которому курсировали автобусы через г.Орск, г.Новотроицк в аэропорт г.Орска. Маршрут был исключен в связи с его нерентабельностью и убыточностью. Считает, что организация маршрута по данному направлению является нецелесообразной.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Решения, действия (бездействия) органов государственной власти, наделенных отдельными государственными полномочиями, должностных лиц, государственных служащих могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.
В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Из пункта 9 той же статьи следует, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч.1 ст. 228 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее- КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, таких как несоответствие этих действий, решений нормативно- правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно п.3 ч.2 ст.62 КАС РФ по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых ими решений, действий (бездействия), но обязан подтверждать факты, на которые он ссылается как на основания своих требований.
Согласно представленным Орскому транспортному прокурору ДД.ММ.ГГГГ данным филиала АО «Международный аэропорт «Оренбург» в г.Орске «Аэропорт Орск» в «Аэропорт Орск» за период с января по ноябрь 2020 года прибыло и убыло посредством воздушного транспорта более 55 тысяч пассажиров. До 26.03.2016 МУП «ОРСКГОРТРАНС» осуществлял перевозки по маршруту № 105 «г.Новотроицк-Орск-Аэропорт «Орск».
В настоящее время регулярные пассажирские автомобильные перевозки между г.Орском и аэропортом г.Орска не осуществляются.
Несмотря на большое количество прибывающих и убывающих пассажиров регулярное автомобильное пассажирское сообщение между г. Орском и расположенным на удалении 15 км. аэропортом г.Орска не осуществляется.
По сведениям административного истца данный факт является предметом обсуждения жителями и гостями г. Орска, о чем свидетельствуют результаты мониторинга СМИ, в том числе сети «Интернет».
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 8 ч. 1 ст. 7 Устава г. Орска к вопросам местного значения относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживании населения в границах города.
Статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 названного закона муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения.
Решением Орского городского совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования «город Орск» (далее - Правила).
Согласно ст. 2 Правил, организация транспортного обслуживания населения осуществляется администрацией города Орска (заказчиком пассажирских перевозок). К полномочиям заказчика отнесены, в т.ч. организация прогнозирования потребности в транспортном обслуживании населения между поселениями района, принятие нормативно-правовых актов, разработка и реализация программ развития пассажирского транспорта, организация проведения конкурса на право обслуживания маршрутов регулярных перевозок между поселениями района, заключение муниципальных контрактов на обслуживание маршрутов регулярных перевозок пассажиров в границах муниципального образования.
Согласно ст. 5 Правил в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения города Орска уполномоченный орган администрации города устанавливает муниципальные маршруты регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения администрацией города либо иным муниципальным заказчиком муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ.
В соответствии со ст. 6 Правил администрация города также устанавливает муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок, которые выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Из совокупности приведенных норм следует, что администрация г. Орска, является ответственным лицом за организацию проведения конкурса на право обслуживания маршрутов регулярных перевозок, заключение муниципальных контрактов на обслуживание маршрутов регулярных перевозок пассажиров в границах муниципального образования.
В судебном заседании установлено, что в нарушение п. 7 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 14 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» администрацией г. Орска муниципальный маршрут регулярных перевозок до аэропорта г.Орска не установлен, конкурс на право обслуживания данного маршрута не проведен и договор с перевозчиком на право его обслуживания не заключен.
Орским транспортным прокурором ДД.ММ.ГГГГ внесено представление на имя главы администрации г. ФИО4, в котором прокурор потребовал устранить выявленные нарушения законодательства в сфере соблюдения прав потребителей, принять необходимые и достаточные меры к устранению допущенных нарушений законодательства путем принятия мер по организации маршрутов регулярных перевозок между г.Орском и аэропортом г.Орска.
Согласно ответу главы города Орска от ДД.ММ.ГГГГ№ каких-либо мероприятий по исправлению сложившейся ситуации не проведено.
Довод представителя администрации г.Орска на то, что ответственным согласно пункту 2.3 Правил № за организацию муниципальных транспортных маршрутов является управление транспортной связи, полномочия которого переданы в 2020 году УЖКДХТ администрации города Орска, судом не принимается, поскольку возложение обязанностей по организации транспортного обслуживания на территории муниципального образования на структурное подразделение не снимает с администрации г.Орска обязанности по надлежащему исполнению обязанностей, возложенных на одно из своих структурных подразделений.
Отсутствие организованного регулярного транспортного маршрута и транспорта для перевозки граждан из города Орскак в «Аэропорт Орск» и обратно в пределах границ муниципального образования, предназначенных для использования неопределенным кругом лиц, создает предпосылки к нарушению изложенных выше норм действующего законодательства, прав граждан на возможность передвижения по указанному маршруту, в связи с чем суд полагает, что оспариваемое прокурором в рамках настоящего дела бездействие администрации МО г. Орск нарушает и права неопределенного круга лиц, что также свидетельствует о наличии у Орского транспортного прокурора предусмотренных статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полномочий для обращения в суд.
Суд считает, что отсутствие транспортного сообщения между г. Орском и «Аэропортом Орска» нарушает конституционные права неопределенного круга лиц - граждан, прибывающих в город Орск и убывающих из него воздушным транспортом, на свободу передвижения, транспортную доступность.
Учитывая, что нарушения действующего законодательства в части обеспечения граждан регулярными перевозками до аэропорта и обратно не устранены, а обязанность такой организации в силу вышеприведенных положений закона возложена на администрацию г.Орска, суд удовлетворяет требования административного иска в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Удовлетворить административный иск Орского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Орска о понуждении организовать регулярные перевозки пассажиров и багажа.
Признать незаконным бездействие администрации г.Орска, выразившееся в непринятии мер, направленных на организацию транспортного обслуживания населения, прибывающего и убывающего воздушным транспортом в г.Орск.
Обязать администрацию г.Орска организовать осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа между городом Орском и филиалом АО «Международный аэропорт «Оренбург» в г.Орске «Аэропорт Орск», расположенным по адресу: Оренбургская область город Орск, территория Аэропорт,1.
Решение может быть обжаловано и на него принесено апелляционное представление в административную коллегию Оренбургского областного суда через Октябрьский районный суд г.Орска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательном объеме изготовлено 25 мая 2021 года
Судья: (подпись) Колобова Л.В.
Подлинник определения подшит в административном деле № 2а-1064/2021.
Административное дело № 2а-1064/2021 хранится в Октябрьском районом суде г. Орска.