Дело № 2а-1064/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Челябинск 29 марта 2022 года
Центральный районный суд г. Челябинска в составе:
Председательствующего судьи Карпинской Ю.А.,
при секретаре Прецер К.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску публичного акционерного общества «Магнитогорский металлургический комбинат» к главному государственному инспектору труда в Челябинской области ФИО2, временно исполняющему обязанности заместителя руководителя государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО3, Государственной инспекции труда в Челябинской области о признании незаконными и отмене пунктов предписания и решения,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец акционерное общество «Магнитогорский металлургический комбинат» (далее ПАО «ММК») обратился в суд с иском (с учетом уточненного искового заявления) к главному государственному инспектору труда в Челябинской области ФИО2, временно исполняющему обязанности заместителя руководителя государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО3, Государственной инспекции труда в Челябинской области (ГИТ в Челябинской области) о признании незаконными и отмене пунктов 12, 13, 14 предписания главного государственного инспектора труда в Челябинской области ФИО2№-И/59-44 от ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным и отмене решения врио заместителя руководителя государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№, взыскании судебных расходов в виде оплаты госпошлины в размере 2000 рублей.
В обоснование иска истец указал, что главным государственным инспектором труда в Челябинской области ФИО2 была проведена плановая выездная проверка ПАО «ММК» на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ№-И/59-117, по результатам которой было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Пункты 12, 13, 14 предписания истец полагает незаконными. Пункт 12 Предписания от ДД.ММ.ГГГГ№-И/59-44 обязывает предоставить работнику ФИО4 дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со сроком выполнения до ДД.ММ.ГГГГ Однако выполнение данного пункта приведет к несоблюдению утвержденного графика отпусков, составленного с учетом пожеланий работника и ч.2 ст. 123 ТК РФ. Кроме того, требование о предоставлении отпуска относится к компетенции комиссии по трудовым спорам и выдано государственным инспектором необоснованно. Пункт 13 Предписания обязывает истца составлять график отпусков в виде таблицы с указанием в отношении каждого работника дат или месяцев ухода в отпуск, со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ Указанное требование является незаконным, поскольку законодательно не закреплено составление графика отпусков в такой форме. Пунктом 14 Предписания на истца возложена обязанность по внесению изменений в Положение об оплате труда и премировании работников листопрокатного цеха №-ДД.ММ.ГГГГ в части отмены фиксированных размеров доплат за совмещение профессий. Однако законодательством не установлены ни минимальный, ни максимальный размер доплаты, ни особенности в установлении доплаты в зависимости от вида дополнительной работы, ни правила, по которым назначается доплата. Решением врио заместителя руководителя государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№, пункты 12, 13, 14 предписания главного государственного инспектора труда в Челябинской области ФИО2№ от ДД.ММ.ГГГГ, были оставлены без изменения. На основании чего, данное решение по изложенным основаниям также является незаконным и подлежащим отмене.
Представитель административного истца ПАО «ММК» ФИО5 в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить.
Административные ответчики главный государственный инспектор труда в Челябинской области ФИО2, временно исполняющий обязанности заместителя руководителя государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО3, Государственная инспекция труда в Челябинской области, заинтересованное лицо ФИО4 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Суд, выслушав мнение представителя истца, исследовав письменные материалы дела, считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Частью 1 ст. 353 Трудового Кодекса Российской Федерации (ТК РФ) предусмотрено, что федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 354 ТК РФ федеральная инспекция труда - это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (абзацы второй, третий и пятнадцатый ст. 356 ТК РФ).
Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право в том числе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке (абзац шестой ст. 357 ТК РФ).
Согласно ст. 360 ТК РФ, порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.
Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
Как установлено судом и подтверждается письменными материалами административного дела, главным государственным инспектором труда в Челябинской области ФИО2 была проведена плановая выездная проверка ПАО «ММК» на основании решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ№, по результатам которой было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с пунктом 12 Предписания ГИТ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, на ПАО «ММК» возложена обязанность по предоставлению ФИО4 дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по сроку исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из пункта 24 Акта выездной проверки государственной инспекции труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, условия труда на рабочем месте работника ФИО4 по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2 степени и выше, на основании чего ему предоставляется дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда. Согласно сводной ведомости результатов проведения специальной оценки условий труда, водителю погрузчика предоставляется дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда. Согласно сводной карточке формы Т-2 дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда ФИО4 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не предоставлялся.
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
На основании ст. 116 ТК РФ, ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Согласно ст. 117 ТК РФ, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда. На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска, установленную частью второй настоящей статьи, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами.
В силу ст. 124 ТК РФ, ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случаях: временной нетрудоспособности работника; исполнения работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством предусмотрено освобождение от работы; в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством, локальными нормативными актами. Если работнику своевременно не была произведена оплата за время ежегодного оплачиваемого отпуска либо работник был предупрежден о времени начала этого отпуска позднее чем за две недели до его начала, то работодатель по письменному заявлению работника обязан перенести ежегодный оплачиваемый отпуск на другой срок, согласованный с работником. В исключительных случаях, когда предоставление отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации, индивидуального предпринимателя, допускается с согласия работника перенесение отпуска на следующий рабочий год. При этом отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется.
Таким образом, порядок предоставления дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда, а так же возможность переноса данного отпуска, регламентирован ТК РФ.
Вопреки доводам административного искового заявления, не предоставление дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда работнику ФИО4 в установленный законом срок, является нарушением трудового законодательства. График отпусков должен составляться работодателем с учетом возможности гарантировать работнику соблюдение установленных законом трудовых прав.
На основании ст. 356, ст. 357 ТК РФ, государственная инспекция труда, осуществляя функцию по надзору за работодателями, выявляет допущенные ими нарушения норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов и принимает меры по их устранению.
При проведении проверки в ПАО «ММК» Государственной инспекции труда в Челябинской области действовала в рамках реализации полномочий по защите трудовых прав работников, предусмотренных статьями 356, 357 Трудового кодекса Российской Федерации, посредством федерального государственного надзора за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Учитывая изложенное, довод истца о наличии индивидуального трудового спора и отсутствии у истца полномочий на выдачу предписания, является необоснованным.
Пунктом 13 Предписания ГИТ в Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№, на ПАО «ММК» возложена обязанность до ДД.ММ.ГГГГ составить график отпусков в виде таблицы, с указанием в отношении каждого работника дат (или месяцев) ухода в отпуск.
В соответствии со ст. 120 ТК РФ, продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается. Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются. При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.
На основании ст. 123 ТК РФ, очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника. О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала.
Форма Т-7 «График отпусков» утверждена пунктом 1.1 Постановления Госкомстата РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» и распространяется на организации независимо от формы собственности, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации. В данной унифицированной форме для отметок о начале отпуска предусмотрены графы 6 и 7 («Дата запланированная/фактическая»).
В соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, установленные частью 2 указанной статьи.
Однако, само по себе понятие «график отпусков» подразумевает указание в нем соответствующих периодов отпуска, то есть конкретные даты начала и окончания отпуска. Данные даты являются результатом согласования графика работником и работодателем.
Таким образом, оснований для отмены пункта 13 Предписания ГИТ в Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№, не имеется.
В соответствии с пунктом 14 Предписания ГИТ в Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№, на ПАО «ММК» возложена обязанность по внесению изменений в Положение об оплате труда и премирования работников листопрокатного цеха №№-ДД.ММ.ГГГГ, введенного в действие с ДД.ММ.ГГГГ (таблица №) в части отмены фиксированных размеров доплат за совмещение профессий.
На основании ст. 151 ТК РФ, при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).
Пунктом 10 Положения об оплате труда и премирования работников листопрокатного цеха №-ДД.ММ.ГГГГ, введенного в действие с ДД.ММ.ГГГГ (таблица №), установлен фиксированный размер доплаты при совмещении профессий.
В соответствии со ст. 8 ТК РФ, нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Таким образом, положения локального нормативного акта, ограничивающего максимальный размер доплат за совмещение профессий, за увеличение объема работ или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, за расширение зоны обслуживания, противоречит ТК РФ, в соответствии с которыми размер доплат должен устанавливаться на основании соглашения сторон трудового договора.
Учитывая изложенное, пункт 14 Предписания ГИТ в Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№, является законным и отмене не подлежит.
Не согласившись с вынесенным Предписанием, ПАО «ММК» обжаловало его в порядке подчиненности руководителю государственной инспекции труда в Челябинской области.
Решением врио заместителя руководителя государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№, пункты 12, 13, 14 предписания главного государственного инспектора труда в Челябинской области ФИО2№ от ДД.ММ.ГГГГ, были оставлены без изменения. Указанное решение также отмене не подлежит, поскольку вынесено уполномоченным должностным лицом, является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку предписание об устранении нарушения и решение вынесено должностными лицами в пределах предоставленных им трудовым законодательством полномочий, при наличии к тому законных оснований.
В соответствии со ст. 103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу ч.1 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
У суда не имеется оснований для взыскания с ответчика понесенных истцом судебных расходов на оплату госпошлины в размере 2000 рублей, поскольку в удовлетворении административного иска было отказано.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление публичного акционерного общества «Магнитогорский металлургический комбинат» к главному государственному инспектору труда в Челябинской области ФИО2, временно исполняющему обязанности заместителя руководителя государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО3, Государственной инспекции труда в Челябинской области о признании незаконными и отмене пунктов предписания и решения, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Челябинска.
Судья п/п Ю.А. Карпинская
Решение суда в полном объеме изготовлено 11.04.2022 г.
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Судья Ю.А. Карпинская
Секретарь К.В. Прецер