Дело №2а-1064/21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Новокузнецк 29 июля 2021 года
Новокузнецкий районный суд Кемеровской области в составе:
Председательствующего: Коптевой А.Г.
при секретаре Грошевой А.С.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
административного ответчика ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Вперед» к Государственной инспекции труда в Кемеровской области, государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Кемеровской области ФИО3 о признании незаконным предписания
УСТАНОВЛ:
ООО «Вперед» обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Кемеровской области, государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Кемеровской области ФИО3 о признании незаконным предписания № от ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ инспекцией проведена проверка по обращению ФИО2 по результатам которой был составлен акт № и выдано предписание № в соответствии с которым истцу предписано устранить следующие нарушения: в соответствии с частью 6 статьи 99 Трудового кодекса РФ соблюдать требование о продолжительности сверхурочной работы для работника: «Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течении двух дней подряд и 120 часов в год» со сроком - со дня вручения и постоянно; в соответствии с требованием статьи 110 ТК РФ соблюдать требование о продолжительности еженедельного непрерывного отдыха для работника: «Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов» со сроком - со дня вручения и постоянно; в соответствии с требованием статьи 113 ТК РФ соблюдать требование о привлечении работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни с их письменного согласия и письменного распоряжения работодателя: «Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или её отдельных структурных подразделений... Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя» со сроком исполнения - со дня вручения и постоянно; в соответствии с требованием статьи 136 ТК РФ соблюдать требование о выплате заработной платы дважды в месяц: «Заработная плата работникам выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором» со сроком исполнения - со дня вручения и постоянно; в соответствии с требованием статьи 127 ТК РФ соблюдать требование о выплате денежной компенсации за все неиспользованные отпуска работникам в день увольнения: «При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска» со сроком исполнения - со дня вручения и постоянно; в соответствии с требованием ст. ст. 84.1, 140 ТК РФ соблюдать требование о выплате всех сумм, причитающихся работникам от работодателя в день увольнения: «При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника» со сроком исполнения - со дня вручения и постоянно; в соответствии с требованием статьи 236 ТК РФ соблюдать требование о начислении и выплате процентов (денежная компенсация) при нарушении установленного срока выплаты всех сумм, причитающихся работнику от работодателя и денежной компенсации неиспользованного отпуска при увольнении: «При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно» со сроком исполнения - со дня вручения и постоянно; в соответствии с требованием статьи 212 ТК РФ соблюдать требование об обеспечении работнику режима труда и отдыха: «Работодатель обязан обеспечить.. . режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права» со сроком исполнения - со дня вручения и постоянно; в соответствии с требованием статьи 153 ТК РФ начислить и выплатить ФИО2 неоплаченные суммы за праздничные и выходные отработанные часы за май, июнь, июль, сентябрь, октябрь 2020 со сроком исполнения - до ДД.ММ.ГГГГ.; в соответствии с требованием статьи 153 ТК РФ начислить и выплатить ФИО2 проценты (денежная компенсация) при нарушении установленного срока выплаты неоплаченные суммы за праздничные и выходные отработанные часы за май, июнь, июль, сентябрь, октябрь 2020г. и денежной компенсации неиспользованного отпуска при увольнении со дня увольнения по день фактической оплаты со сроком исполнения - до ДД.ММ.ГГГГ. Административный истец полагает, что указанное предписание является незаконным и необоснованным, поскольку, в частности, оно изложено общими фразами, в нем не конкретизированы выявленные нарушения, а также оно не содержит конкретных указаний по устранению нарушений, четких формулировок относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю. пункты 9-10 предписания не основаны законе, поскольку в данном случае вопрос о невыплаченных сумм, нарушение срока выплаты подлежит рассмотрению комиссией по трудовым спорам или судом, оспариваемое предписание вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции. Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.
В судебном заседании представитель административного истца ООО СПК «Чистогорский» ФИО1, действующий на основании доверенности, административные исковые требования поддержал. Суду пояснил, что пункты с 1-8 предписания не соответствуют установленным требованиям, предъявляемым к предписанию, пункты 9-10 указаны инспектором как нарушающие действующее законодательство поскольку инспектором по существу разрешен трудовой спор.
Представитель административного ответчика - Государственной инспекции труда в Кемеровской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, возражений не представлено.
Заинтересованное лицо – Главный государственный инспектор труда ФИО3 административные исковые требования не признала. Суду пояснила, все пункт соответствуют требованиям трудового законодательства, которые ответчиком были нарушены и не исполнялись. Ответчиком были представлены документы о невыплате заработной платы за сверхурочную работу, при этом инспекция труда правомочна требовать своевременной выплаты заработной платы работникам.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (части 1 и 2 статьи 46).
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предоставляют организации право обратиться в суд, в том числе, с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 357 ТК РФ, государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право, в том числе: в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц; запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда; принимать решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, в соответствии со статьей 360.1 настоящего Кодекса.
В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Согласно ст. 358 ТК РФ, государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций).
В соответствии со ст. 360 ТК РФ, порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.
Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе: поступление в федеральную инспекцию труда: обращений и заявлений граждан о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством; обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце четвертом или пятом части седьмой настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором труда в Кемеровской области в результате проведенной проверки был составлен акт № и выдано предписание № в соответствии с которым ООО «Вперед» выдано предписано устранить следующие нарушения:
в соответствии с частью 6 статьи 99 Трудового кодекса РФ соблюдать требование о продолжительности сверхурочной работы для работника: «Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течении двух дней подряд и 120 часов в год» со сроком - со дня вручения и постоянно (п.1); в соответствии с требованием статьи 110 ТК РФ соблюдать требование о продолжительности еженедельного непрерывного отдыха для работника: «Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов» со сроком - со дня вручения и постоянно (п.2); в соответствии с требованием статьи 113 ТК РФ соблюдать требование о привлечении работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни с их письменного согласия и письменного распоряжения работодателя: «Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или её отдельных структурных подразделений... Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя» со сроком исполнения - со дня вручения и постоянно (п.3); в соответствии с требованием статьи 136 ТК РФ соблюдать требование о выплате заработной платы дважды в месяц: «Заработная плата работникам выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором» со сроком исполнения - со дня вручения и постоянно (п.4); в соответствии с требованием статьи 127 ТК РФ соблюдать требование о выплате денежной компенсации за все неиспользованные отпуска работникам в день увольнения: «При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска» со сроком исполнения - со дня вручения и постоянно (п.5); в соответствии с требованием ст. ст. 84.1, 140 ТК РФ соблюдать требование о выплате всех сумм, причитающихся работникам от работодателя в день увольнения: «При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника» со сроком исполнения - со дня вручения и постоянно (п.6); в соответствии с требованием статьи 236 ТК РФ соблюдать требование о начислении и выплате процентов (денежная компенсация) при нарушении установленного срока выплаты всех сумм, причитающихся работнику от работодателя и денежной компенсации неиспользованного отпуска при увольнении: «При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно» со сроком исполнения - со дня вручения и постоянно (п.7); в соответствии с требованием статьи 212 ТК РФ соблюдать требование об обеспечении работнику режима труда и отдыха: «Работодатель обязан обеспечить.. . режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права» со сроком исполнения - со дня вручения и постоянно (п.8); в соответствии с требованием статьи 153 ТК РФ начислить и выплатить ФИО2 неоплаченные суммы за праздничные и выходные отработанные часы за май, июнь, июль, сентябрь, октябрь 2020 со сроком исполнения - до ДД.ММ.ГГГГ. (п.9); в соответствии с требованием статьи 153 ТК РФ начислить и выплатить ФИО2 проценты (денежная компенсация) при нарушении установленного срока выплаты неоплаченные суммы за праздничные и выходные отработанные часы за май, июнь, июль, сентябрь, октябрь 2020г. и денежной компенсации неиспользованного отпуска при увольнении со дня увольнения по день фактической оплаты со сроком исполнения - до ДД.ММ.ГГГГ (п.10).
Предписание является ненормативным правовым актом, изданный органом надзора (контроля) обладающего властными полномочиями, носящий обязательный характер и за неисполнение которого, наступает предусмотренная законом ответственность.
Особенностью предписания как ненормативного правового акта является направленность на устранение конкретных нарушений, выявленных в ходе проверки, путем совершения лицом, в адрес которого выносится предписание, определенных действий. Предписание выносится в случае установления нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть конкретны и реально исполнимы. Исполнимость предписания является определяющим признаком его законности, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. Несоблюдение требования об исполнимости и конкретности предписания ставит оценку действий обязанного лица, направленных на исполнение предписания, в зависимость от субъективного мнения контролирующего органа, что противоречит принципу правовой определенности и создает потенциальную возможность для злоупотреблений со стороны государственных органов в данной сфере.
Пункты с 1 по 8 оспариваемого предписания обязывает ООО «Вперед» соблюдать требования Трудового законодательства относительно продолжительности сверхурочной работы работника, еженедельного непрерывного отдыха, требования о привлечении работников к работы в выходные и нерабочие дни с их письменного согласия, соблюдать требования по выплате дважды в месяц заработной платы, требований о выплате денежной компенсации за все неиспользованные отпуска при увольнении, всех причитающихся при увольнении работнику иных сумм, соблюдать требование о начислении процентов при нарушении сроков выплат, соблюдать требования об обеспечении работнику режима труда и отдыха, со сроком выполнения- со дня вручения предписания и постоянно.
Однако, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. Несоблюдение требования об исполнимости и конкретности предписания ставит оценку действий обязанного лица, направленных на исполнение предписания, в зависимость от субъективного мнения контролирующего органа, что противоречит принципу правовой определенности и создает потенциальную возможность для злоупотреблений со стороны государственных органов в данной сфере.
Таким образом, пункты с 1 по 8 предписания носит общий, декларативный характер, не содержит конкретных указаний, четких формулировок относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю.
Данные пункты предписания ставят оценку действий обязанного лица, направленных на исполнение предписания, в зависимость от субъективного мнения контролирующего органа, что в том числе, противоречит принципу правовой определенности, а следовательно, не является как исполнимым так и законным.
Пункты 9 и 10 предписания обязывают ООО «Вперед» начислить и выплатить ФИО2 неоплаченные суммы за праздничные и выходные отработанные дни, а также начислить и выплатить проценты за нарушение срока выплаты, компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении.
Абзацем 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
По смыслу данных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.
В связи с этим, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Между тем, спор по выплате ФИО2 сумм за праздничные и выходные отработанные часы, процентов за нарушение сроков выплаты, компенсации при увольнении является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом.
Следовательно, оспариваемое предписание в данной части вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, а потому является незаконным.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований ООО «Вперед» к Государственной инспекции труда в Кемеровской области о признании незаконным предписания № от ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным предписание государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кемеровской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении ООО «Вперед».
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.Г.Коптева