Дело № 2а-1065/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 02 мая 2017 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Шторхуновой М.В.,
при секретаре Подсосонной С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к администрации Первомайского района Алтайского края о признании незаконным отказа в выдаче акта освидетельствования, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском (с учетом уточнений) к администрации Первомайского района Алтайского края о признании незаконным решения главы администрации Первомайского района Алтайского края об отказе в выдаче акта освидетельствования, подтверждающего проведение работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства по АДРЕС, от ДАТА, ДАТА, возложении на административного ответчика обязанности подготовить и выдать акт освидетельствования. Также просила восстановить срок на обжалование отказа от ДАТА, полагая его пропущенным по уважительной причине.
В обоснование требований указано, что после рождения второго ребенка у истца возникло право на получение дополнительных мер государственной поддержки в виде материнского капитала. При обращении в ГУ – УПФР в г. Новоалтайске и Первомайском районе с заявлением о распоряжении средствами материнского капитала на строительство жилого дома заявление было удовлетворено. Часть средств материнского капитала направлена на монтаж фундамента индивидуального жилого дома, расположенного по АДРЕС. В ДАТА ФИО1 направлено ходатайство в отдел архитектуры и градостроительства администрации Первомайского района о выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства по указанному адресу. Однако, согласно ответу главы администрации Первомайского района, административному истцу отказано в выдаче Акта в связи с тем, что в ходе освидетельствования проведения работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства установлено, что работы не выполнены в полном объеме, а именно, не выполнен монтаж кровли. ФИО1 просит отменить решение об отказе в выдаче акта освидетельствования и обязать администрацию выдать указанный акт.
Административный истец ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в административном иске основаниям, также просила восстановить срок для обжалования отказа администрации Первомайского района Алтайского края в выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства от ДАТА, пропущенный по уважительной причине в связи с необходимость получения письменного ответа ГУ –УПФР в г. Новоалтайске и Первомайском районе, уточнения позиции администрации Первомайского района Алтайского края. Пояснила, что Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» определено, что лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского капитала по определенным направлением, одним из которых является улучшение жилищных условий. Денежных средств, входящих в первую часть материнского капитала, недостаточно для возведения стен и монтажа крови. Пояснила, что отказом в выдаче акта освидетельствования проведения работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемого с привлечением материнского капитала, нарушено право административного истца на получение дополнительных мер государственной поддержки.
Представитель административного ответчика – администрации Первомайского района Алтайского края по доверенности ФИО3 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В письменных возражениях указала, что в соответствии с Правилами выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемых с привлечением средств материнского (семейного) капитала, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДАТАНОМЕР, проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стан и кровли) будет установлено, что такие работы не выполнены в полном объеме. Законодатель перечисляет основные работы по строительству объекта жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) через запятую, без использования союза «или». В связи с чем, в правоприменительной практике толковать данную норму необходимо как безальтернативную группу работ, необходимых к проведению для получения акта освидетельствования. Учитывая, что постановление Правительства РФ от ДАТАНОМЕР указывает три вида основных работ – монтаж фундамента, возведение стен и кровли, спорный объект индивидуального жилищного строительства имеет по факту только фундамент, в связи с чем акт освидетельствования не может быть выдан.
Представитель заинтересованного лица ГУ –УПФР в г. Новоалтайске и Первомайском районе по доверенности ФИО4 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в предыдущем судебном заседании полагала возможным удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме, пояснив, что согласно рекомендательному письму Пенсионного фонда РФ, законодательно не установлено, каким должно быть первоначальное состояние жилья, строительство которого осуществляется с привлечением средств материнского капитала. Следовательно, степень выполненных работ по монтажу фундамента, стен и крыши может быть различной на момент обращения владельца сертификата с заявлением о распоряжении в органы Пенсионного фонда. Соответственно, акт освидетельствования может содержать различные сведения о выполненных работах по строительству, таких как «монтаж фундамента», либо «монтаж фундамента и стен», либо «монтаж фундамента, стен и крыши». При этом, данные разъяснения носят рекомендательный характер и для администрации Первомайского района Алтайского края не являются обязательными.
Заинтересованное лицо ФИО5 в судебном заседании полагал административные исковые требования подлежащими удовлетворению, пояснив, что сложившуюся ситуацию закон трактует по- разному, исходя из терминологии. Под термином «строительство» подразумевается возведение сооружений, зданий, жилых объектов. Денежные средства материнского капитала предоставляются, в том числе, и на строительство. Первой части материнского капитала недостаточно для возведение жилого дома вместе с фундаментом, крышей и стенами, поскольку он вместе с супругой намерены возвести жилой дом из качественных строительных материалов, которые стоят дорого. Указанный объект строительства будет являться единственным жильем для семьи Мозговых, иных объектов недвижимости они в собственности не имели и не имеют.
На основании ч. 2 ст. 289 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), с учетом мнения участвующих лиц, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие надлежаще извещенного административного ответчика и заинтересованного лица.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
соблюдены ли сроки обращения в суд;
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Административным истцом подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока поскольку в установленный законом срок, до ДАТА, данный административный иск подан не был.
Между тем, доказательств наличия исключительных обстоятельств пропуска срока суду не представлено. Указанные административным истцом в качестве оснований причины пропуска срока – необходимость получения ответа Пенсионного фонда РФ, уточнение позиции администрации не могут быть признаны уважительными, поскольку Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю не является вышестоящим органом по отношению к администрации Первомайского района, в связи с чем обращение в территориальные органы Пенсионного фонда РФ не является обжалованием принятого решения в порядке подчиненности и не препятствовало в установленный законом срок обратиться в суд с административным исковым заявлением. Отказ администрации в выдаче акта освидетельствования от ДАТА изложен ясно, четко, мотивированно, в связи с чем последующая переписка с ФИО1, территориальными органами Пенсионного фонда РФ, излагающими иную позицию по спорному вопросу, не может быть признана необходимой для уточнения позиции административного ответчика и также не являлась препятствием для обращения в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 является лицом, получившим государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
Постановлением администрации Первомайского района Алтайского края НОМЕР от ДАТА «Об утверждении градостроительного плана земельного участка…» утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым НОМЕР по АДРЕС для строительства индивидуального жилого дома (л.д. 61)
ДАТА ФИО6 выдано разрешение на строительство НОМЕР объекта капитального строительства – индивидуального жилого дома по АДРЕС из газобетонных блоков с облицовкой кирпичом, размером 10 х 11 м, общей площадью 96,29 кв.м, жилой – 57,73 кв.м. Срок действия настоящего разрешения – десять лет (л.д. .....).
Решением ГУ –УПФР в г. Новоалтайске и Первомайском районе НОМЕР от ДАТА, по результатам рассмотрения заявления ФИО1 о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала вынесено решение об удовлетворении заявления и направлении средств на улучшение жилищных условий на строительство (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства в размере ...... (л.д. .....).
Указанная часть денежных средств на оплату строительства индивидуального жилого дома получена административным истцом.
Для получения оставшейся части материнского капитала ФИО1 обратилась в администрацию Первомайского района Алтайского края с заявлением о выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства по АДРЕС (л.д. .....).
ДАТА администрация Первомайского района Алтайского края отказала административному истцу в выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства в связи с тем, что произведенные заявителем работы по строительству объекта выполнены не в полном объеме, а именно, не выполнен монтаж кровли (л.д. .....).
В соответствии с ст. 5, п. 3 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям на улучшение жилищных условий. Правила подачи заявления о распоряжении, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 10 указанного Закона средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.
В силу п. 1.1 ст. 10 данного Закона часть средств материнского (семейного) капитала в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления о распоряжении, может быть выдана в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства при представлении засвидетельствованных в установленном законом порядке документов.
В соответствии с п. 1.2 ст. 10 Закона часть средств материнского (семейного) капитала, оставшаяся в результате распоряжения ими в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи, может быть использована на те же цели не ранее чем по истечении шести месяцев со дня предыдущего направления части средств материнского (семейного) капитала при представлении лицом, получившим сертификат, документа органа, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Выдача указанного документа осуществляется по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, урегулирован Постановлением Правительства РФ от 18.08.2011 № 686 "Об утверждении Правил выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала".
Согласно п. 1 Правил таким документом является акт освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства (далее - акт освидетельствования).
В силу п. 2 Правил акт освидетельствования выдается органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство, на основании заявления лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, либо его представителя.
Уполномоченный орган организует в установленном им порядке осмотр объекта индивидуального жилищного строительства в присутствии лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, или его представителя. По результатам осмотра объекта индивидуального жилищного строительства составляется акт освидетельствования по форме, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации (п. 3 Правил).
В соответствии с п. 5 Правил уполномоченный орган отказывает в выдаче акта освидетельствования в случае, если в ходе освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) будет установлено, что такие работы не выполнены в полном объеме.
Согласно представленным материалам дела, ФИО1 осуществлен лишь монтаж фундамента, что подтверждается актом фотографирования с фототаблицами и не оспаривается самим административным истцом.
Иные основные строительные работы, как то возведение стен и кровли, на земельном участке ФИО1 не осуществлялись, что не отрицала сама истица.
В соответствии с п. п. 1, 2, 5 Правил выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала, произведенных заявителем работ недостаточно для выдачи акта освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства, поскольку для выдачи данного документа требуется проведения заявителем основных работ (монтаж фундамента, возведение стен и кровли).
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. ст. 7, 10 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", постановлением Правительства РФ от 18.08.2011 № 686 "Об утверждении Правил выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала" следует, что для выдачи акта освидетельствования основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемого с привлечением средств материнского капитала, необходимо проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли).
Довод административного истца о том, что для получения акта не требуется возведения стен, крыши и кровли объекта строительства, основан на неверном толковании норм материального права.
Кроме того, согласно п. 7 Правил лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, либо его представитель вправе повторно подать заявление о выдаче акта освидетельствования после устранения обстоятельств, явившихся причиной отказа в выдаче акта освидетельствования.
Довод заявителя о том, что на первую часть выданного материнского капитала невозможно выполнить все перечисленные основные строительные работы, несостоятелен. Целью предоставления материнского капитала является оказание семье дополнительной государственной поддержки, в том числе, и для улучшения жилищных условий семьи, а не полное возмещение семье затрат, которые она произведет на строительство жилья.
Факт частичного проведения основных строительных работ не отрицается ФИО1 Причины невыполнения таких работ в полном объеме не могут повлиять на разрешение судом требований об оспаривании отказа администрации в выдаче акта освидетельствования выполненных работ, поскольку не имеют правового значения.
Поскольку материнский капитал представляет собой лишь дополнительные денежные средства, которые семья может использовать для улучшения своих жилищных условий, то в целях подтверждения целевого использования данных денег законодатель и установил определенный порядок и условия получения данной государственной поддержки, а именно: первая часть перечисляется, когда получено разрешение на строительство (реконструкцию) жилья, а вторую часть можно получить, только подтвердив документально, что строительство действительно ведется, а именно, проведены основные работы по строительству объекта индивидуального жилищного строительства
Расшифровка в указанных выше нормативных актах, какие конкретно основные строительные работы должны быть проведены (монтаж фундамента, возведение стен и кровли), без указания о том, что может быть выполнен один из указанных этапов, свидетельствует о том, что только при выполнении в совокупности всех этих работ может быть выдан акт освидетельствования, который необходим для решения вопроса о получении второй части материнского капитала.
Так как основные строительные работы не были выполнены в полном объеме, что заявителем не оспаривалось, то данное обстоятельство в силу п. 5 Правил являются основанием для отказа в выдаче акта освидетельствования.
В силу пп.7) ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины освобождаются физические лица при подаче в суд административных исковых заявлений, в связи с чем государственная пошлина, уплаченная административным истцом при подаче административного иска, подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
административные исковые требования ФИО1 к администрации Первомайского района Алтайского края о признании незаконным отказа в выдаче акта освидетельствования, возложении обязанности оставить без удовлетворения.
Возвратить ФИО1 государственную пошлину, уплаченную согласно чек-ордеру НОМЕР от ДАТА.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий М.В. Шторхунова