ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1065/2021 от 15.02.2021 Орехово-зуевского городского суда (Московская область)

50RS0033-01-2021-000275-41

№ 2а-1065/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 февраля 2021 года г. Орехово-Зуево

Орехово-Зуевский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Андреевой В.Е.,

при секретаре Лифановой Е.М.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя заинтересованного лица Военного комиссариата Московской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО6 к призывной комиссии Орехово-Зуевского городского округа <адрес> о признании незаконным решения о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву и обязании устранить нарушение прав,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решение (заключение) призывной комиссии Орехово-Зуевского городского округа от 23.10.2020 г. о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и обязании рассмотреть вопрос о зачислении его в запас Вооруженных Сил РФ как не подлежащего призыву на военную службу по достижению им возраста 27 лет в соответствии с абз.6 п.1 ст.28, абз.6 п.1 ст.52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и выдать военный билет.

В судебном заседании ФИО1 поддержал заявленные требования и пояснил, что с 2015 г. по 2017 г. он состоял на воинском учете, ему предоставлялась отсрочка от прохождения военной службы по призыву в связи с обучением. 16.02.2017 г. у него закончилась регистрация по месту пребывания, в связи с чем он в августе 2017 г. уехал в Израиль. Заявление от 07.11.2017 г. о снятии с воинского учета он не писал. Оспариваемым решением нарушаются его права, так как он себя чувствует неполноценным гражданином. Ему отказывают в приеме на работу, поскольку у него нет военного билета.

В судебное заседание представитель призывной комиссии Орехово-Зуевского городского округа не явился, призывная комиссия прекратила свою деятельность 31.12.2020 г.

Представитель заинтересованного лица Военного комиссариата Московской области, структурным подразделением которого является Военный комиссариат городов Орехово-Зуево и Ликино-Дулево Московской области, ФИО2 возражала в удовлетворении требований по мотивам, изложенным в отзыве на иск, также пояснила, что ФИО1 справка взамен военного билета не выдавалась.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Проверяя соблюдение административным истцом срока на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями, суд учитывает общие положения ч.1 ст.219 КАС РФ.

Административный истец обжалует решение (заключение) призывной комиссии Орехово-Зуевского городского округа от 23.10.2020 г. о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в суд административный иск поступил 20.01.2020 г., т.е. с соблюдением установленного законом срока.

Между сторонами возникли правоотношения, которые регулируются ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ от 28.03.1998 г., Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 г. № 663.

Из материалов дела следует, что призывник ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ принят на воинский учет в Военный комиссариат городов Орехово-Зуево и Ликино-Дулево Московской области. Постоянной регистрации ФИО1 на территории г.Орехово-Зуево не имел. В военный комиссариат было представлено свидетельство о регистрации по месту пребывания сроком с 23.07.2015 г. по 23.07.2016 г. и с 16.09.2016 г. по 16.02.2017 г. по адресу: <адрес> В связи с учебой по очной форме обучения на основании пп. «а» п.2 ст.24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ от 28.03.1998 г. ему была предоставлена отсрочка от прохождения военной службы по призыву до 30.06.2017 г. По адресу: <адрес> (адрес регистрации ФИО1 по месту пребывания) направлялась повестка о явке в военный комиссариат на 04.10.2017 г., которая имеет отметку «дом по данному адресу сгорел, возможности вручить повестку нет». 07.11.2017 г. ФИО1 снят с воинского учета на основании заявления о снятии в связи с убытием на новое место жительства. Данные обстоятельства подтверждены личным делом призывника (л.д.18-39). В соответствии с п.2 ст. 8 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 30.11.2011 г. № 343-ФЗ, действовавшей на момент возникших правоотношений) воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания.

В соответствии с п. «а» п.1 ст.22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе).

При зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу. Заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии. Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами. Председатель призывной комиссии объявляет заключение гражданину, в отношении которого оно принято, и по заявлению гражданина в течение 5 дней со дня обращения вручает ему копию заключения либо направляет ее заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу, указанному в заявлении гражданина, или по месту его жительства либо пребывания, если в заявлении не указан адрес (п.34-35 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 г. №663).

В судебном заседании достоверно установлено и подтверждено материалами дела, что 16.02.2017 г. у ФИО1 закончился срок регистрации по месту пребывания, в связи с чем в 2017 г. он был снят с воинского учета, поскольку на тот момент в связи с действующим законодательством для постановки на воинский учет необходима была регистрация по месту жительства или месту пребывания. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достиг 27 лет – ДД.ММ.ГГГГ На эту дату он не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом он состоял на воинском учете (до 07.11.2017 г.) и подлежал призыву. Вынося решение от 23.10.2020 г. о признании ФИО1 не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, призывная комиссия Орехово-Зуевского городского округа Московской области действовала в пределах предоставленных ей полномочий и руководствовалась действующим законодательством.

Таким образом, требования административного истца являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Довод административного истца о том, что он не писал заявления о снятии его с воинского учета, не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку 16.02.2017 г. у ФИО1 закончился срок регистрации по месту пребывания, осуществление действий связанных с воинским учетом без регистрации в связи с действующим на тот момент законодательствам была не возможна.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных ФИО1 ФИО7 административных исковых требований о признании незаконным решения призывной комиссии Орехово-Зуевского городского округа Московской области от 23.10.2020 г. о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; обязании призывную комиссию рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении ФИО1 ФИО8 в запас Вооруженных Сил Российской Федерации как не подлежащего призыву на военную службу по достижению им возраста 27 лет в соответствии с абз.6 п.1 ст.28, абз.6 п.1 ст.52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и выдать военный билет отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Орехово-Зуевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Андреева В.Е.

Мотивированное решение изготовлено 26 февраля 2021 года.